THE MAIN TYPES OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY AND THEIR CONTENT UNDER THE CRIMINAL LEGISLATION OF OMAN AND QATAR (COMPARATIVELEGAL ANALYSIS WITH SEPARATE NORMS OF RUSSIAN LEGISLATION)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides a comparative legal analysis of a number of norms of Oman and Qatar criminal legislation, as well as Russian criminal and penal legislation. The types of punishments that do not involve isolation from society and their content under the Criminal Code of Oman and the Criminal Code of Qatar are considered. Additionally, attention is drawn to the system and content of individual punishments (in the form of fines and community service). The author’s version of Article 63 of the Criminal Code of Qatar is formulated, which concerns the main types of punishments and their content.

Keywords:
The Oman Penal Code, the Penal Code of Qatar, the system of penalties, fines, and community service
Text
Publication text (PDF): Read Download

Аравийский полуостров - место сосредоточения государств, решающих многочисленные политические, военные, экономические, религиозные, культурные и иные проблемы как в данном регионе, так и во все мире. Оман и Катар - одни из крупнейших в мире экспортеров нефти, исследование законодательства которых, в том числе уголовного, находится в нашей стране на неприемлемо низком уровне. С учетом этого актуально изучение, помимо прочего, видов наказаний и их содержания по Уголовному кодексу Омана (далее - УК Омана) и Уголовному кодексу Катара (далее - УК Катара), в то время как вообще публикации, даже вскользь затрагивающие законодательство этих стран, немногочисленны [1, с. 53-57; 2, с. 124-130; 3, с. 131-134] (здесь и далее используется авторский перевод их норм с арабского на русский язык с приближением к российской терминологии, хотя он может впоследствии корректироваться по мере изучения данного вопроса). Статья 57 УК Катара в соответствии с изменениями от 2009 г., в которой дается их перечень, структурно входит в гл. 1 «Основные наказания» (ст. 57-63) ч. 6 «Наказания» (вторая глава этого раздела «Дополнительные наказания» включает в себя ст. 64-78). К основным видам наказаний по катарскому уголовному законодательству относятся: - смертная казнь; - пожизненное лишение свободы; - лишение свободы на определенный срок; - штраф; - общественные работы. Очевидно, что катарская система уголовных наказаний существенно отличается от российской, предусмотренной ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Можно выделить ее несколько особенностей по УК Катара: - наиболее мягким видом наказания являются общественные работы (а не штраф, как в России); - наказания расположены в порядке, противоположном российскому - от наиболее строгого (смертной казни) к самому мягкому (общественным работам); - отсутствуют такие основные наказания, применяемые в России, как: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, ограничение свободы, в том числе наказания, применяемые исключительно к военнослужащим (содержание в дисциплинарной воинской части и ограничение по военной службе), и т. д. В УК Катара кратко раскрывается содержание указанных наказаний. Рассмотрим наказания, не связанные с изоляцией от общества: штраф и общественные работы. Во-первых, ст. 63 УК Катара посвящена общим вопросам исполнения как штрафа, так и общественных работ (в Омане подобное наказание в качестве основного отсутствует), несмотря на то, что они представляют собой различные основные виды наказаний (аналогичная ситуация - с регламентацией в ст. 60 УК Катара наказаний в виде пожизненного лишения свободы и лишения свободы на определенный срок). В отличие от вышеуказанной нормы уголовного законодательства Катара, в УК России штрафу и обязательным работам (условному аналогу катарских общественных работ) посвящены различные статьи (ст. 46 и 49 соответственно), что, на наш взгляд, представляется более логичным. Во-вторых, по ст. 63 УК Катара штрафом является обязанность осужденного выплатить определенную сумму в пользу государства. Однако, в отличие от ст. 46 УК РФ, катарское уголовное законодательство не определяет минимальный и максимальный размеры штрафа, обстоятельства, при которых определяется размер штрафа, правила замены штрафа иным наказанием и т. п. В-третьих, согласно дополнениям от 2009 г. ст. 63 УК Катара предусматривает, что общественные работы представляют собой обязанность осужденного выполнять в течение определенного времени социально значимую работу. Данное отношение катарского законодателя к видам работ, которые выполняют осужденные, в целом соответствует ст. 49 УК РФ, согласно которой обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Однако в ст. 63 УК Катара предусмотрен перечень социально значимых работ, который отсутствует не только в УК РФ, но и даже в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ). К таковым относятся: чтение наизусть сур Корана; обучение грамотности; уход за несовершеннолетними; уход за людьми с особыми потребностями; транспортировка (перенос на носилках) пациентов; уборка дорог, улиц, общественных площадей, пляжей, детских садов и заповедников; уборка и обслуживание мечетей; уборка и обслуживание спортивных объектов, продажа билетов; уборка и обслуживание публичных библиотек; уборка и обслуживание садов; погрузка и разгрузка контейнеров в портах; помощь сотрудникам гражданской обороны в их работе; помощь почтовой службе; административная работа в санаториях; делопроизводство, а также вождение транспорта в сфере доставки продуктов питания; заправка на заправочных станциях. Возможно, нечто подобное было бы не лишним и в российском уголовно-исполнительном законодательстве. В-четвертых, по дополнениям от 2009 г. в ст. 63 УК Катара осужденный должен отбывать наказание в виде общественных работ по 6 часов в день (в данном случае речь опять фактически идет об исполнении наказаний, что в нашей стране регламентируется в уголовно-исполнительном законодательстве). Нечто подобное (но более детализированно) имеет место в ст. 27 УИК РФ, согласно которой время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов, а общее время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. В-пятых, в соответствии с дополнениями от 2009 г. в ст. 63 УК Катара предусмотрен ряд положений о замене общественных работ иными наказаниями: - по требованию прокуратуры суд может назначить наказание в виде общественных работ на срок, не превышающий 12 дней, или заменить его наказанием в виде лишения свободы на период, не превышающий этот срок, либо штрафом в случае незначительного правонарушения, которое, по общему правилу, наказывается лишением свободы на срок до 1 года и штрафом, превышающим 1000 риалов, или одним из этих двух видов наказания, если суд постановит, что характер преступления или обстоятельства его совершения предусматривают такое наказание; - если осужденный отказывается от выполнения общественных работ, то ему назначается наказание в виде лишения свободы сроком на 1 неделю исходя из расчета 1 день лишения свободы за 1 день неисполненного наказания в виде общественных работ. В УК РФ, несмотря на наличие ст. 49, посвященной применению наказания в виде обязательных работ, ряд указанных выше положений отсутствует (в том числе необходимость «требования прокуратуры», что, по всей видимости, больше относится к уголовно-процессуальному законодательству). Статья 53 УК Омана от 2018 г., содержащая перечень наказаний, расположена в гл. 1 «Основные наказания» (ст. 5-55) ч. 6 «Наказания» (другая глава этой части «Сопутствующие и дополнительные наказания» включает в себя ст. 56-62). Основными наказаниями в Омане являются: - смертная казнь; - лишение свободы (на самом деле их два вида - пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок, что предусмотрено в ст. 54); - штраф. В соответствии со ст. 56 УК Омана наказание считается сопутствующим, если закон определяет его как неизбежное следствие основного приговора. Наказание считается дополнительным, если его присуждение зависит от решения суда в том случае, когда закон позволяет это. Согласно ст. 57 УК Омана к сопутствующим и дополнительным наказаниям относятся: - лишение некоторых или всех прав; - конфискация; - запрет на проживание в определенном месте или частое его посещение; - запрет на профессиональную практику; - отзыв лицензии; - депортация иностранцев; - закрытие определенного места или заведения; - роспуск юридического лица; - помещение под надзор полиции; - опубликование приговора; - выполнение общественных работ. В соответствии со ст. 55 УК Омана штраф - это обязанность осужденного выплатить государственной казне установленную сумму (похожее установление - в ст. 63 УК Катара). Уголовные кодексы Омана и Катара не указывают минимальный и максимальный размеры штрафа, обстоятельства, при которых определяется размер штрафа, правила замены штрафа иным наказанием и т. п. Однако, в отличие от уголовного законодательства Омана и Катара, в ст. 46 УК РФ размеры штрафа указаны очень подробно. Так, штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Кроме того, в нашей стране регламентировано, что размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет. Предусмотрена в этой же статье УК РФ и возможность замены штрафа на более строгий вид наказания. Так, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Штраф имеет большое позитивное значение и в последние годы достаточно часто применяется судами. Это обусловлено и тем, что в УК РФ расширены возможности назначения штрафа, особенно за преступления в сфере экономики и преступления против государственной власти. Штраф в качестве наказания предусмотрен в свыше 40 % санкций статей. Позитивное значение штрафа, безусловно, поддерживается тем, что осужденный не изолируется от общества. Таким образом, очевидны существенные отличия основных видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и их содержания по УК Катара в сравнении с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством России. С учетом изложенного авторский перевод ст. 63 УК Катара может примерно выглядеть следующим образом: «Статья 63. Штрафом является обязанность осужденного выплатить определенную сумму в пользу государства. Общественные работы представляют собой обязанность осужденного выполнять в течение определенного времени социально значимую работу. Дополнение 1. По требованию прокуратуры суд может назначить наказание в виде общественных работ на срок, не превышающий 12 дней, или заменить его наказанием в виде лишения свободы на период, не превышающий этот срок, или штрафом в случае незначительного правонарушения. Незначительное правонарушение наказывается лишением свободы на срок, не превышающий 1 года, и штрафом, превышающим 1000 риалов, или одним из этих двух видов наказания, если суд постановит, что характер преступления или обстоятельства его совершения предусматривают такое наказание. Если осужденный отказывается от выполнения общественных работ, то ему назначается наказание в виде лишения свободы сроком на 1 неделю исходя из расчета 1 день лишения свободы за 1 день неисполненного наказания в виде общественных работ. Социально значимыми работами являются: 1) чтение наизусть сур Корана; 2) обучение грамотности; 3) уход за несовершеннолетними; 4) уход за людьми с особыми потребностями; 5) транспортировка (перенос на носилках) пациентов; 6) уборка дорог, улиц, общественных площадей, пляжей, детских садов и заповедников; 7) уборка и обслуживание мечетей; 8) уборка и обслуживание спортивных объектов, продажа билетов; 9) уборка и обслуживание публичных библиотек; 10) уборка и обслуживание садов; 11) погрузка и разгрузка контейнеров в портах; 12) помощь сотрудникам гражданской обороны в их работе; 13) помощь почтовой службе; 14) административная работа в санаториях; 15) делопроизводство, а также вождение транспорта в сфере доставки продуктов питания; 16) заправка на заправочных станциях. Дополнение 2. Осужденный должен отбывать наказание в виде общественных работ по 6 часов в день.». На основании изложенного можно сказать, что основные виды наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и их содержание имеют существенную специфику по УК Омана и УК Катара, а в ряде случаев касаются вопросов исполнения наказаний (которые в России регламентированы в уголовно-исполнительном законодательстве). Изложенное предопределяет необходимость дальнейшего исследования УК Омана и УК Катара и их сравнительного анализа с российским законодательством.
References

1. Skiba A. P., Kovsh A. V., Myakhanova A. N. 2020, ‘The main types of punishments not connected with isolation from society, and their content under the Criminal Code of Qatar (comparative legal analysis with certain norms of Russian legislation)’, International penitentiary journal, vol. 2(1-3), iss. 1, pp. 53-57, doi:https://doi.org/10.33463/2712-7737.2020.02(1-3).1.053-057

2. Radzhabova E. Sh. Institut nakazaniya po musul'manskomu pravu // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2015. № 1(50). S. 124-130 @@Radzhabova, E. Sh. 2015, ‘Institute of punishment in Muslim law’, Journal of foreign legislation and comparative law, iss. 1(50), pp. 124-130.

3. Artemov V. Yu. Islam i social'naya real'nost'. Obzor Tret'ey mezhdunarodnoy konferencii «Fikh, pravo i social'naya real'nost'», provedennoy islamskim issledovatel'skim centrom pri Islamskoy konsul'tativnoy assamblee (Madzhlise) Islamskoy Respubliki Iran // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2018. № 2(69). S. 131-134


Login or Create
* Forgot password?