THE POSSIBILITY OF APPLYING INCENTIVES AND PENALTIES AGAINST CONVICTS SENTENCED TO COMPULSORY LABOR AND A FINE, INCLUDING THOSE RECOGNIZED AS DRUG ADDICTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problematic aspects in the execution of certain types of punishments that are not related to isolation from society (mandatory work, fine) in relation to persons recognized as drug addicts, with the obligation imposed by a court verdict to undergo drug treatment and medical and (or) social rehabilitation. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that there is a need to find new mechanisms for influencing the convicts’ behavior during the period of serving certain types of sentences that are not associated with isolation from society. The author argues for the possibility of legislative consolidation of incentives and penalties aimed at stimulating law-abiding behavior of convicts.

Keywords:
mery vzyskaniya, mery pooschreniya, nakazaniya bez izolyacii ot obschestva, obyazatel'nye raboty, shtraf, osuzhdennyy, bol'noy narkomaniey
Text
Publication text (PDF): Read Download

Наркомания - это серьезная болезнь современного общества, создающая угрозу здоровью населения страны и национальной безопасности. Лечение и реабилитация больных наркоманией стали важными элементами Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2010 г. № 690. Борьба с наркотической зависимостью в среде осужденных имеет большое значение, так как наркомания и преступность - это два явления, неразрывно связанные друг с другом, неотступно ведущие зависимых людей и наше общество в целом к деградации. Проблема наркотической зависимости, лечения и реабилитации актуальна для осужденных к наказаниям без изоляции от общества из-за пребывания их в социуме после осуждения, а также из-за роста числа данной категории осужденных. Исходя из статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ) на конец отчетного периода состояло в 2014 г. 433 674 чел., в 2019 г. - 486 019 чел. Приведенные показатели за 5 лет указывают на рост числа осужденных (12 %) к наказаниям, альтернативным лишению свободы. В 2014 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) была включена ст. 72.1, в соответствии с которой при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Контроль исполнения указанной обязанности возлагается на УИИ по месту жительства осужденного. Нормы ст. 72.1 УК РФ направлены на повышение эффективности применения мер уголовноправового характера, не связанных с изоляцией от общества, в отношении лиц, имеющих наркотическую зависимость. Однако на практике при исполнении перечисленных видов наказаний возникает ряд проблем, снижающих эффективность достижения цели возлагаемой судом обязанности. Рассмотрим такие виды наказаний, альтернативные лишению свободы, в отношении осужденных, больных наркоманией, как обязательные работы и штраф. Обязательные работы - вид наказания, предусматривающий общественно полезный безвозмездный труд в свободное от основной работы или учебы время. Место отбывания наказания устанавливается УИИ из перечня организаций, предприятий, учреждений, согласованного с администрацией муниципального образования. Ежедневное количество часов для отбытия наказания определено в законе, но зависит от возраста осужденного (совершеннолетний или несовершеннолетний) и наличия официальной работы или учебы. Законодательством четко регламентирован алгоритм привлечения к ответственности осужденного, нарушившего установленный порядок и условия отбывания наказания в виде обязательных работ. Так, за допущение невыхода на обязательные работы без уважительных причин и нарушение трудовой дисциплины инспекция проводит профилактическую беседу с осужденным, отбирает объяснение, выносит письменное предупреждение, в случае злостного уклонения направляет представление в суд о замене обязательных работ более строгим видом наказания (принудительными работами или лишением свободы). За уклонение осужденного к обязательным работам, признанного больным наркоманией, от возложенной на него по приговору суда обязанности пройти лечение или реабилитацию законодатель не предусмотрел ответственность. Единственным средством воздействия на осужденного является проведение профилактической (воспитательной) беседы, однако она не всегда эффективна. Приведенные в таблице 1 данные показывают соотношение осужденных к обязательным работам, признанных больными наркоманией, и лиц, приступивших к курсу лечения от наркомании. Таблица 1 Статистические данные ФКУ УИИ УФСИН России по Рязанской области в отношении осужденных к обязательным работам с применением ст. 72.1 УК РФ Показатель 2018 г. 2019 г. 9 месяцев 2020 г. Осужденные к обязательным работам с обязанностью пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию Всего 15 13 14 Прошли или приступили к прохождению лечения от наркомании 14 8 13 Для повышения эффективности процесса исправления наркозависимого осужденного к обязательным работам считаем возможным предусмотреть применение таких мер взыскания, как вынесение предупреждения за невыполнение обязанности, установленной приговором суда, возложение дополнительной обязанности. Сравним, например, порядок и условия отбывания осужденными, больными наркоманией, лишения свободы условно. В случае уклонения условно осужденным от исполнения обязанности, установленной приговором суда, УИИ выносит письменное предупреждение. Начальник инспекции вправе обратиться в суд с представлением о возложении дополнительной обязанности или отмены условного наказания. Считаем возможным предусмотреть аналогичные меры взыскания и к осужденному к обязательным работам с обязанностью пройти курс лечения от наркомании и (или) реабилитацию, то есть возможность вынесения предупреждения за уклонение от исполнения обязанности, а также полагаем целесообразной возможность возложения такой обязанности, как явка в УИИ для регистрации один раз в месяц, с целью усиления контроля за поведением осужденного. Требует рассмотрения и вопрос определения срока, в течение которого осужденный, признанный больным наркоманией, должен приступить к прохождению курса лечения от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации. Условно осужденному следует начать проходить лечение от наркомании не позднее 30 суток со дня постановки на учет. Если осужденный этого не сделал в течение указанного срока, он признается злостно уклоняющимся. Срок привлечения осужденного к обязательным работам составляет 15 суток со дня получения приговора суда. Установление очередности прохождения лечения и отбытия основного наказания также требует законодательного закрепления. УИИ осуществляют контроль за исполнением осужденными обязанности пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию по истечении одного года после отбытия или исполнения основного вида наказания [1]. В связи с тем что законом не решен вопрос о мерах взыскания с осужденных при неисполнении указанной обязанности, а также не установлено, в каких случаях и в какие сроки осужденный может быть признан уклоняющимся от прохождения лечения от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, возникают трудности в осуществлении контроля за данной категорией лиц, что снижает эффективность процесса исправления. В рамках совершенствования процесса исполнения наказания без изоляции от общества в отношении осужденных, больных наркоманией, целесообразно предусмотреть отдельный механизм реализации мер взыскания и поощрения. В отношении положительно характеризующихся осужденных к обязательным работам возможно, например, применение досрочного снятия ранее наложенного взыскания, а также мер поощрения в виде благодарности. Основаниями для этого мер могут быть социально активное поведение осужденного и добросовестное отношение к труду и учебе. Правом применения предусмотренных мер поощрения предполагается наделить в полном объеме начальника УИИ или лицо, его замещающее. Наказание в виде штрафа в отношении лица, признанного больным наркоманией, контролирует УИИ в части исполнения возложенной обязанности пройти лечение и реабилитацию, что заключается в проведении профилактических бесед, направлении запросов в Федеральную службу судебных приставов (ФССП России) с целью установления факта оплаты или неоплаты штрафа, а также в медицинское учреждение для получения информации о прохождении лечения. Судебная практика назначения наказания в виде штрафа с применением ст. 72.1 УК РФ, как мы видим из статистических данных, увеличивается. Однако число осужденных, прошедших или приступивших к прохождению лечения и реабилитации, остается низким (табл. 2). Таблица 2 Статистические данные ФКУ УИИ УФСИН России по Рязанской области в отношении осужденных к штрафу с применением ст. 72.1 УК РФ Показатель 2018 г. 2019 г. 9 месяцев 2020 г. Осужденные к штрафу с обязанностью пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию Всего Совершеннолетние 56 79 73 Несовершеннолетние - 1 - Прошли или приступили к прохождению лечения от наркомании 47 63 57 Считаем актуальным рассмотрение проблемных аспектов, влияющих на процесс отбытия наказания. Осужденный к наказанию в виде штрафа может и не осознать всю «серьезность» уголовной ответственности за период нахождения на учете инспекции, что связано с отсутствием в законе каких-либо мер взыскания со стороны УИИ. В случае получения ответа из медицинского учреждения о том, что осужденный не приступил к курсу лечения от наркомании или прервал его, прошел лечение, но прервал реабилитацию, единственным средством воздействия УИИ на такого осужденного является воспитательная беседа. Отсутствие института применения мер поощрения и взыскания лишает возможности оказывать на осужденных стимулирующее влияние. Таким образом, существует потребность в поиске новых механизмов воздействия на поведение осужденных в период отбывания некоторых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, направленных на поощрение стремления к исправлению, формирование правильных установок законопослушного поведения после отбытия наказания.
References

1. Nagibin V. L. Organizaciya ispolneniya stat'i 72.1 UK RF, problemy pri realizacii ee polozheniy // Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii. 2020. № 2(37). S. 57-60 @@Nagibin, V. L. 2020, ‘Organization of execution of Article 72.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, problems of its provisions’ implementation, Bulletin of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, iss. 2(37), pp. 57-60.


Login or Create
* Forgot password?