SOME PROPOSALS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF IMPRISONMENT EXECUTION AND THE OBSERVANCE OF HUMAN RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS IN THE CONDITIONS OF SERVING CRIMINAL SENTENCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the author analyzes the criminal law and penal policy implemented in Kazakhstan in the field of execution of imprisonment and probation. In the work, due to the presence of a number of significant shortcomings, including those related to the observance of the rights and legitimate interests of convicts, the need for further improvement of the legal regulation of the process of punishments execution alternative to imprisonment, according to a progressive system is justified. The author suggests the organization of a unified approach in the formation of criminal and penal legislation.

Keywords:
ugolovnaya politika, gumanizaciya, lishenie svobody, al'ternativnye lisheniyu svobody nakazaniya, progressivnaya sistema ispolneniya lisheniya svobody, usloviya soderzhaniya osuzhdennyh
Text
Publication text (PDF): Read Download

Уголовная политика, реализуемая в Республике Казахстан, на наш взгляд, в целом отвечает современным международным требованиям. Особенно это касается уголовно- правовой и уголовно-исполнительной политики. В юридический оборот включены но- вые правовые институты, которые имеют значительную правоприменительную практику в развитых зарубежных странах (пробация, следственный судья, уголовные проступ- ки и т. д.). Кроме того, предприняты шаги по совершенствованию законодательства, в частности, в сфере предупреждения пыток и других незаконных методов ведения следственных действий, обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, оказав- шихся в сфере уголовного судопроизводства, уголовных наказаний и их исполнения, а также намечены мероприятия по реорганизации уголовно-исполнительной (пенитен- циарной) системы. В принятых в 2014 г. новых Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах предусмотрено существенное расширение право- вого положения осужденных, что соответствует общей направленности деятельности государства в области уголовной политики в сторону ее гуманизации. При подготовке указанных законов принималась во внимание необходимость дальнейшего совершен- ствования законодательства в сфере предупреждения пыток и других незаконных ме- тодов ведения следствия, системы видов уголовных наказаний в целях повышения их эффективности в процессе профилактики преступлений. В настоящее время можно наблюдать как положительные, так и отрицательные ре- зультаты реализации перечисленных мер. К числу недостатков необходимо отнести следующее. Во-первых, не в полной мере эффективно реализуется профилактика пыток и дру- гих незаконных видов обращения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, что приводит к грубым нарушениям прав и свобод человека. Особое значение преду- преждение пыток, превышение должностных полномочий имеют в пенитенциарных учреждениях, названные незаконные действия негативно отражаются и на атмосфере в обществе. Среди населения распространяются слухи об избиениях и других актах насилия в отношении осужденных, что негативно влияет на имидж всей правоохрани- тельной системы страны. Во-вторых, для эффективного исполнения лишения свободы по прогрессивной си- стеме, к сожалению, не определены и не созданы правовые и материальные условия. Следует отметить, что отсутствует соответствующая современным научным достиже- ниям система критериев оценки поведения осужденных, что существенно влияет на обоснованное применение тех или иных институтов прогрессивной системы исполне- ния лишения свободы. Определение степени исправления осужденных только по ко- личеству примененных к нему поощрений, на наш взгляд, не в полной мере отвечает требованиям применения институтов прогрессивной системы (институт изменения ус- ловий содержания в пределах одного исправительного учреждения; институт измене- ния условий содержания путем перевода в исправительное учреждение другого вида; институт замены наказания и институт условно-досрочного освобождения). В деятель- ности учреждений и органов уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы на- блюдается профанация важнейшего процесса исправления лиц, лишенных свободы, их социальной адаптации и реабилитации, что приводит к ее сбою. Например, улучшить свои условия содержания могут приспособленцы и лицемеры, о чем предупреждал профессор А. Е. Наташев [1-3]. В-третьих, усложнена процедура применения институтов прогрессивной системы. Как правило, практически все элементы указанной системы (за исключением института изменения условий содержания в пределах одного исправительного учреждения) может назначать только суд. Учитывая загруженность судов, не стоит ждать от них эффектив- ного применения прогрессивной системы. Кроме того, отсутствие в Уголовно-испол- нительном кодексе законодательно закрепленного понятия «прогрессивная система» также препятствует единообразному его толкованию. В-четвертых, в уголовно-исполнительном законодательстве наблюдаются коллизии и пробелы в правовой регламентации процесса исполнения наказания в виде лишения свободы, в частности, применения мер поощрения и взыскания в отношении различных категорий осужденных к различным видам наказания. Например, не регламентируется процесс снятия взыскания у лиц, осужденных к общественным и исправительным работам. В-пятых, не созданы необходимые материальные условия для надлежащего испол- нения лишения свободы, ареста, исправительных работ и ограничения свободы. При исправительных учреждениях средней, максимальной и чрезвычайной безопасности не созданы льготные условия содержания, которые должны располагаться за их пределами. Только в условиях, когда вставшие на путь исправления осужденные полностью выво- дятся из-под негативного влияния криминальной субкультуры, можно будет говорить о высокой эффективности институтов прогрессивной системы и об успешной социальной адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Кроме указанных, существует и ряд других проблем, выявленных в ходе применения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, которые нами не выделе- ны в связи требованиями, предъявляемыми к статьям. Именно желание повысить эф- фективность институтов прогрессивной системы, а также совершенствовать пробацию осужденных позволяет нам вынести на рассмотрение научного сообщества некоторые рекомендации и предложения. Необходимо улучшить работу по подбору и подготовке кадров для работы в пе- нитенциарных учреждениях. К сожалению, качество кадрового состава подразделений пенитенциарной системы значительно снизилось по сравнению с советским периодом развития Казахстана. Это неудивительно: заработная плата сотрудников исправитель- ных учреждений ниже, чем у служащих в полиции, работающих с обычными граждана- ми, а не с осужденными. Следует расширить количество положительных степеней поведения осужденных. Каждую положительную степень поведения осужденного мы соотносим с определенны- ми условиями содержания и институтами прогрессивной системы. Необходимо устано- вить 6 положительных степеней поведения: первая положительная степень поведения соответствует обычным условиям содержания, вторая - облегченным; третья - льготным условиям содержания, четвертая - институту изменения условий содержания путем перевода в учреждение иного вида, пятая - институту замены наказания, шестая - институту условно-досрочного освобождения. Необходимо распространить принципы применения прогрессивной системы на наказания, альтернативные лишению свободы: штраф, общественные работы, испра- вительные работы, ограничение свободы и арест. В этом случае должны быть созданы три типа условий содержания - строгие, обычные и облегченные, применение которых будет зависеть от поведения осужденных. При этом следует помнить, что вновь прибыв- шие осужденные должны содержаться в обычных (стандартных) условиях. Дальнейшее правовое положение будет зависеть от поведения самого осужденного. На примере исполнения штрафа рассмотрим его реализацию по прогрессивной си- стеме. При вступлении приговора в законную силу осужденный к штрафу помещает- ся в обычные условия содержания, где предусмотрены определенные ограничения, а именно: проживает дома без права покидать административную территорию действия пробационного контроля без санкции службы пробации с запрещением посещать пи- тейные, увеселительные заведения и т. д. Осужденный может выходить из дома, но не далее 1 километра в городе и не далее 500 метров, если проживает в сельской местно- сти. При положительном поведении все ограничения снимаются службой пробации, и осужденный содержится в облегченных условиях. В облегченных условиях количество ограничений снижается до минимума: осужденный должен являться в службу пробации для проверки, посещать все воспитательные, общественные мероприятия, проводимые указанным органом, и т. д. Перевод осужденного в названные условия предполагает возникновение у него права на досрочное снятие пробационного контроля, но не ранее 3 месяцев нахождения на облегченном этапе. В случае нарушения условий пробаци- онного контроля осужденный оказывается в строгих условиях содержания, предусма- тривающих запрет свободного передвижения, за исключением посещения рабочего места и учебного заведения. В обычных условиях осужденный содержится 6 месяцев. При положительном поведении он может быть переведен на облегченные условия со- держания, но не ранее 3 месяцев с начала отбывания наказания в обычных условиях. Перемещение осужденных из одних условий в другие не должно быть скачкообразным. Вопрос о переводе решает наблюдательная комиссия, созданная при службе проба- ции. Срок пробационного контроля - 1 год, который может быть продлен еще на 1 год при злостном невыполнении требований службы пробации. В таком же порядке институт прогрессивной системы должен применяться при ис- полнении других наказаний, альтернативных лишению свободы. Таким образом, приме- нение прогрессивной системы исполнения всех видов уголовных наказаний обеспечит высокую степень контроля и надзора за осужденными, разорвет их криминальные связи, предупредит совершение поднадзорными новых преступлений и будет содействовать их успешной ресоциализации. Процессу ресоциализации осужденных будет способствовать пробационный кон- троль. По нашему глубокому убеждению, гармоничное взаимодействие прогрессивной системы и пробации обеспечит высокий уровень профилактики преступности. На наш взгляд, ошибочным является мнение некоторых практических работников о ликвидации очень важного ее вида - досудебной профилактики. Именно на ранней стадии уголов- ного процесса применение профилактических мер является наиболее эффективным. Однако в погоне за экономией финансовых средств мы можем лишиться важного инстру- мента в противодействии криминальной субкультуре, особенно в современных услови- ях производственного кризиса, который, несомненно, приведет к росту преступности. Высказанные нами предложения небесспорны, однако они направлены на развитие уголовной политики государства в целом, поэтому имеют право на существование. Ре- зюмируя изложенное, хотелось бы в заключение сделать некоторые краткие выводы. Во-первых, необходимо увеличить заработную плату сотрудникам уголовно-испол- нительной системы, работающим непосредственно с лицами, оказавшимися в сфере уголовного судопроизводства. Их заработная плата должна быть не менее чем в два раза выше сотрудников полиции. Кроме того, следует значительно расширить объем пакета социальной защиты указанных работников. Во-вторых, нужно создать необходимые условия для повышения трудовой занято- сти осужденных, предусмотреть предоставление государственного заказа для развития производства внутри исправительных учреждений. Для привлечения частных произво- дителей к созданию рабочих мест для лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопро- изводства, следует предусмотреть налоговые преференции вплоть до полного освобо- ждения от выплат в пользу государства. Учитывая то, что указанные предприниматели выполняют государственную функцию по трудоустройству осужденных и иных лиц, ве- дущих асоциальный образ жизни, высказанное нами предложение допустимо и уместно. В-третьих, следует развивать механизм участия институтов гражданского общества в общественном контроле за деятельностью пенитенциарных учреждений, в проведении воспитательных и иных мер, направленных на исправление осужденных, их социальную адаптацию и реабилитацию. Наблюдательные комиссии должны быть созданы при каждом пенитенциарном учреждении. В составе указанных комиссий должны работать представители местных органов власти, на территории которых расположены данные учреждения, системы правосудия, прокуратура, полиция, администрация пенитенци- арного учреждения, представители общественных объединений, неправительствен- ных организаций, видные общественные, государственные деятели, ученые, работники культуры, искусства и т. д. При этом следует возложить на наблюдательные комиссии судебную функцию изменения условий отбытия наказания, замены наказания, предо- ставления условно-досрочного освобождения, а за судом сохранить назначение нака- зания и определение вида пенитенциарного учреждения для его отбывания. В-четвертых, необходимо развивать систему общественных, самодеятельных орга- низаций осужденных с целью привития им чувства коллективизма, развития навыков общения с другими лицами. Реализация высказанного нами предложения обеспечит нейтрализацию, а в дальнейшем устранение влияния криминальной элиты, носителей криминальной субкультуры на основную массу специального контингента. В-пятых, целесообразно распространить действие принципов прогрессивной систе- мы исполнения наказаний на уголовные наказания, альтернативные лишению свободы (штраф, общественные работы, исправительные работы, ограничение свободы). В-шестых, необходимо сформулировать следующее определение прогрессивной системы: «Прогрессивная система является комплексным межотраслевым инсти- тутом уголовного и уголовно-исполнительного права, включающим в себя несколько самостоятельных институтов, в процессе применения которых правовое положе- ние осужденного меняется в зависимости от степени его исправления в сторону либо расширения, либо ограничения его прав». В-седьмых, предлагаем закрепить в уголовном и уголовно-исполнительном законо- дательстве запрет на перевод и содержание в учреждении всех категорий осужденных женщин, а также осужденных мужского пола, являющихся инвалидами.
References

1. Natashev A. E., Struchkov N. A. Osnovy teorii ispravitel'no-trudovogo prava. M. : Yuridicheskaya literatura, 1967. 191 s

2. Natashev A. E. Nepriemlemost' «progressivnoy sistemy» otbyvaniya lisheniya svobody // Problemy razvitiya sovetskogo ispravitel'no-trudovogo zakonodatel'stva. Saratov, 1961. S. 245-251

3. Natashev A. E. Osnovnye voprosy kodifikacii ispravitel'no-trudovogo zakonodatel'stva // Uchenye zapiski Vsesoyuznogo instituta yuridicheskih nauk. M., 1962. № 14. S. 204-209

4. Mihlin A. S. Diskussionnye voprosy zameny neotbytoy chasti nakazaniya bolee myagkim // Problemy osvobozhdeniya osuzhdennyh ot otbyvaniya nakazaniya : sb. nauch. tr. / pod red. N. A. Struchkova. M. : VNII MVD SSSR, 1983. № 67. S. 30-35


Login or Create
* Forgot password?