СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности системы и видов наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных уголовным законодательством Китайской Народной Республики, анализируются их содержание, порядок назначения и исполнения, правовая регламентация. Особое внимание уделяется исполнению уголовных наказаний в виде надзора, лишения политических прав, краткосрочного ареста, лишения свободы и смертной казни, отбыванию наказания в отношении несовершеннолетних, а также применению условного осуждения.

Ключевые слова:
уголовный закон, уголовная ответственность, материальный ущерб, уголовное наказание, суд, исправительные учреждения, меры воздействия, осужденные
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

По данным статистики, Китай занимает второе место в мире по количеству осужденных, уступая лишь США. В 2017 г. эта цифра составила 1 657 812 человек [1]. Уголовно-исполнительная политика Китайской Народной Республики направлена на гуманизацию процесса исполнения наказаний и совершенствование их отдельных видов, таких, например, как общественный надзор. В частности, прогрессивным является предложение о введении общественно полезных работ под надзором. Заслуживают также внимания программы по социальной реабилитации осужденных к лишению свободы. Указанные обстоятельства обусловливают интерес к анализу системы и видов наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Китайской Народной Республики (УК КНР) [2], других стран [3, с. 20-23]. Действующий Уголовный кодекс Китайской Народной Республики, принятый на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г., не изменил систему наказаний, предусмотренную УК КНР 1979 г.; изменения коснулись только содержания отдельных видов наказаний. Законодатель не раскрывает понятие наказания, однако определяет базовые принципы и задачи при его назначении. Так, согласно ст. 2 УК КНР ставит задачу, применяя наказание, вести борьбу с преступностью, защищать спокойствие государства, охранять власть народно-демократической диктатуры и социалистического строя, государственную и коллективную собственность трудящихся масс, частную собственность граждан, личные права граждан, демократические и прочие права, общественный и экономический порядок, а также гарантировать успешное продвижение дела строительства социализма. При определении меры наказания должно быть установлено соответствие множественности и характера преступлений с возлагаемой уголовной ответственностью (ст. 5 УК КНР). УК КНР предусматривает исчерпывающий перечень наказаний. Согласно ст. 32 УК КНР систему наказаний образуют основные виды и дополнительные. УК КНР к основным видам наказаний относит: надзор; краткосрочный арест; срочное лишение свободы; бессрочное лишение свободы; смертную казнь (ст. 33); к дополнительным - денежный штраф; лишение политических прав; конфискация имущества (ст. 34). Однако дополнительные виды наказаний могут применяться и самостоятельно. К совершившим преступление иностранным гражданам в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может также применяться высылка из страны. Учитывая, что виновное лицо своим преступным поведением наносит экономический ущерб, положения УК КНР, кроме уголовной ответственности, предусматривают для таких лиц, исходя из обстоятельств совершенного ими преступления, гражданскую ответственность в виде компенсации материального ущерба. «Преступный элемент», несущий гражданскую ответственность в виде компенсации, одновременно наказывается штрафом. Если его имущества недостаточно, чтобы произвести полную выплату, или у него нет имущества, он должен прежде выполнить обязанность по компенсации причиненного вреда (ст. 36 УК КНР). Если лицо совершает незначительное преступление, то оно может быть освобождено от уголовного наказания. С учетом конкретных обстоятельств дела таким лицам может быть вынесено общественное порицание или их можно обязать облечь свое раскаяние в письменной форме, принести извинения, возместить ущерб либо компетентным органом на них может быть наложено административное взыскание. Анализируя основные виды наказаний, следует отметить, что надзор предполагает некоторое ограничение свободы осужденного. Срок надзора исчисляется от 3 месяцев до 2 лет. Надзор устанавливается по приговору суда и осуществляется органами общественной безопасности. Согласно ст. 39 УК КНР осужденные к надзору в течение установленных сроков должны выполнять следующие требования: соблюдать законы, административные правила, подчиняться надзору; без санкции органов не выступать публично, не публиковаться, не участвовать в собраниях, не создавать организаций, не путешествовать, не демонстрировать свободу прав; докладывать о своей деятельности; соблюдать правила контролирующего органа относительно приема гостей; покидать постоянное место жительства или менять место жительства только с разрешения контролирующего органа. Если осужденный во время нахождения под надзором вел себя удовлетворительно, органы общественной безопасности могут принять решение о завершении надзора (ст. 40 УК КНР). Срок надзора исчисляется со дня вынесения приговора. Краткосрочный арест предусматривает изоляцию осужденного от общества с отбыванием наказания в специализированных учреждениях. В соответствии со ст. 42 УК КНР данный вид наказания устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев. Осужденные к краткосрочному аресту находятся под непосредственным контролем органов общественной безопасности. В период отбывания наказания осужденный к краткосрочному аресту может один или два дня в месяц находиться дома, а работающим может выдаваться соответствующее вознаграждение. Срок краткосрочного ареста исчисляется со дня вынесения приговора: один день пребывания в предварительном заключении до вынесения приговора соответствует одному дню краткосрочного ареста (ст. 44 УК КНР). В УК КНР установлены правила назначения срочного и бессрочного лишения свободы. Так, срочное лишение свободы является самым распространенным видом наказания. Данный вид наказания может быть назначен на срок от 6 месяцев до 15 лет, а по совокупности преступлений - до 20 лет. Срок лишения свободы исчисляется со дня вынесения приговора. Один день пребывания в предварительном заключении до вынесения приговора соответствует одному дню лишения свободы. Бессрочное лишение свободы предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК КНР как альтернатива смертной казни. УК КНР не содержит ограничений для применения бессрочного лишения свободы. Вместе с тем, если осужденный к бессрочному лишению свободы в течение этого срока соблюдал тюремный режим, раскаялся либо приобрел важные заслуги перед обществом или государством, бессрочное лишение свободы может быть заменено срочным лишением свободы. Осужденные к срочному и бессрочному лишению свободы содержатся в тюрьме либо в исправительно-трудовых учреждениях. Каждый трудоспособный осужденный проходит трудовое перевоспитание (ст. 46 УК КНР). В соответствии с Законом КНР о тюрьмах, принятым на 11-й сессии Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 20 декабря 1994 г., в Китае функционируют два вида пенитенциарных учреждений: тюрьмы и исправительные колонии для несовершеннолетних преступников. В тюрьмах содержатся осужденные, приговоренные народным судом к отбытию основного вида наказания: лишения свободы на определенный срок, бессрочного лишения свободы и смертной казни с отсрочкой исполнения на 2 года. Тюрьмы подразделяются на мужские и женские для осужденных, совершивших тяжкие преступления, и для осужденных, совершивших преступления иной степени тяжести. В женских тюрьмах непосредственный надзор осуществляет женский персонал тюремной народной полиции. Исправительные колонии для несовершеннолетних преступников (могут также называться тюрьмой для несовершеннолетних преступников или тюрьмой для малолетних - учреждения для содержания лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, приговоренных к лишению свободы на определенный срок, пожизненному лишению свободы или к смертному приговору с отсрочкой исполнения на 2 года. Осужденных, достигших возраста 18 лет, оставляют в исправительной колонии для несовершеннолетних, если оставшийся срок наказания не превышает 2 лет. В исправительных колониях для несовершеннолетних преступников применяют методы воспитательного воздействия [4, c. 62-73]. Смертная казнь может назначаться лицам, совершившим особо тяжкие преступления. Данный вид наказания предусмотрен в санкциях 45 статей УК КНР, причем не только за преступления против личности, но и за ряд экономических преступлений. Согласно ст. 49 УК КНР к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, и женщинам, находящимся во время судебного разбирательства в состоянии беременности, смертная казнь не применяется. В отношении осужденных к смертной казни, когда нет необходимости приговор при- водить в исполнение немедленно, одновременно с вынесением приговора к смертной казни его исполнение может быть отсрочено на 2 года с направлением осужденного на исправительно-трудовые работы и осуществлением наблюдения за его поведением (ст. 48 УК КНР). Предусмотрено также следующее: если осужденные к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора во время отсрочки действительно раскаялись и изменились к лучшему, то по истечении 2 лет наказание им может быть заменено бессрочным лишением свободы; если они раскаялись и изменились к лучшему, а также имели заслуги, то по истече- нии 2 лет наказание им может быть заменено лишением свободы на срок от 15 до 20 лет; если же они злостно сопротивлялись перевоспитанию, то по решению Верховного народного суда либо с его санкции смертная казнь приводится в исполнение. Срок отсрочки исполнения смертной казни исчисляется со дня вынесения пригово- ра. Срок замены смертной казни с отсрочкой исполнения срочным лишением свободы исчисляется со дня установления наказания в виде лишения свободы (ст. 51 УК КНР). Рассматривая дополнительные виды наказания, следует отметить, что китайский уголовный закон не определяет размеры штрафа. Так, на основании ст. 52 УК КНР на- казание в виде штрафа назначается в определенной сумме в соответствии с обстоя- тельствами дела. Уплата штрафа по приговору должна быть произведена один раз в течение установ- ленного срока либо в рассрочку. Если по истечении установленного срока штраф не был внесен, он взыскивается в принудительном порядке. При наличии непреодолимых обстоятельств и трудностей для внесения штрафа его сумма может быть снижена либо осужденный может быть вообще освобожден от него. Согласно ст. 54 УК КНР лишение политических прав состоит в лишении: права избирать и права быть избранным; права публично выступать, публиковаться, участвовать в собраниях, путешество- вать, демонстрировать свободу прав; права занимать должности в государственных органах; права занимать руководящие должности в государственных компаниях, предпри- ятиях, организациях, народных коллективах. Срок лишения политических прав устанавливается от 1 года до 5 лет. Исключение составляют осужденные к смертной казни и бессрочному лишению свободы, которые пожизненно лишаются политических прав. В случае замены смертной казни с отсрочкой исполнения приговора или бессрочного лишения свободы срочным лишением свободы наказание в виде лишения политических прав устанавливается на срок от 3 до 10 лет (ст. 57 УК КНР). Для осужденных к надзору и дополнительно к лишению политических прав сроки лишения политических прав и надзора равны и начинают исчисляться одновременно. К виновным, нарушившим спокойствие государства либо совершившим умышленное убийство, изнасилование, поджог, взрыв, распространение наркотиков, ограбление или другие тяжкие, посягающие на общественный порядок преступления, дополнительно может быть применено лишение политических прав. В соответствии со ст. 58 УК КНР срок лишения политических прав исчисляется со дня окончания срока лишения свободы, краткосрочного ареста либо со дня условного освобождения. Действие лишения политических прав должно начинаться с момента осуществления основного наказания. Лишенный политических прав осужденный во время исполнения (отбывания) этого наказания должен соблюдать законы, административные правила, правила органов общественной безопасности Госсовета Китайской Народной Республики, подчиняться надзору, не пользоваться правами, перечисленными в ст. 54 УК КНР. Согласно ст. 59 УК КНР конфискация имущества состоит в изъятии части либо все- го имущества, являющегося личной собственностью осужденного. Это наказание на- значается за корыстные преступления в случаях, предусмотренных в санкциях статей Особенной части УК КНР. Не подлежат конфискации предметы, принадлежащие семье осужденного либо необходимые самому осужденному. При изъятии имущества ранее сделанные осужденным законные долги необходимо уплатить из конфискованного имущества по просьбе кредитора и на основании реше- ния народного суда (ст. 60 УК КНР). В гл. 4 УК КНР «Применение наказания» предусмотрена возможность назначения условного осуждения. Законодатель не определяет юридическую природу данной меры уголовно-правового характера. В отношении осужденных к краткосрочному аресту, лишению свободы на срок до 3 лет с учетом обстоятельств совершения преступления и чистосердечного раскаяния виновного лица может быть применено условное осуждение, если есть основания счи- тать, что это не представит опасности для общества. Если осужденный, к которому применено условное осуждение, приговорен к допол- нительному наказанию, то дополнительное наказание подлежит исполнению (ст. 72 УК КНР). Испытательный срок при условном осуждении к краткосрочному аресту уста- навливается до 1 года сверх назначенного срока наказания, однако он не может быть менее 2 месяцев. Испытательный срок условного осуждения исчисляется со дня вы- несения приговора. Согласно ст. 74 УК КНР условное осуждение не может применяться к рецидивистам. Осужденные, к которым применено условное осуждение, должны: соблюдать законы, административные правила, подчиняться надзору; докладывать о своей деятельности; соблюдать правила контролирующего органа относительно приема гостей; покидать уезд, город постоянного жительства, менять место жительства только с разрешения контролирующего органа. Осужденные, к которым применено условное осуждение, во время испытательно- го срока условного осуждения передаются органами общественной безопасности под наблюдение организаций по их месту нахождения либо низовых подразделений этих организаций, и если отсутствуют обстоятельства, указанные в ст. 77 УК КНР, а испыта- тельный срок условно осужденного закончился, то предыдущее наказание не исполня- ется, о чем публично сообщается населению. В соответствии со ст. 77 УК КНР, если «преступный элемент», к которому применено условное осуждение, во время испытательного срока условного осуждения совершит новое преступление или обнаружится, что до вынесения приговора им были совершены другие преступления, условное осуждение аннулируется, а за новое преступление или обнаруженное преступление такое лицо должно быть осуждено и наказание за пре- дыдущее и новое преступление должно назначаться исходя из правил ст. 69 УК КНР. Если лицо, приговоренное к условному осуждению, в период испытательного срока нарушит законы, административные правила или правила органа общественной без- опасности Госсовета Китайской Народной Республики относительно надзора условно осужденных и обстоятельства дела окажутся серьезными, условное осуждение анну- лируется и исполняется предыдущее наказание.
Список литературы

1. World Prison Brief. URL : http://www.prisonstudies.org/world-prison-brief-data (дата об- ращения: 17.09.2018)

2. Эрхитуева Т. И., Мяханова А. Н. Некоторые аспекты институтов условного осуждения и условно-досрочного освобождения по Уголовному кодексу Российской Федерации и Уголовному кодексу Китайской Народной Республики // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : в 8 т. : сб. тез. выступ. и докл. участников. Рязань, 2017. Т. 3. С. 250-252

3. Скиба А. П., Ковш А. В., Мяханова А. Н. Виды наказаний и их содержание по Уголовному кодексу Корейской Народно-Демократической Республики (сравнительно-правовой анализ с отдельными нормами российского законодательства) // Юридическое образование и наука. 2018. № 10. С. 20-23

4. Тимофеева Е. А. Пенитенциарная система КНР: особенности развития, функционирования, подготовки кадров (из опыта пенитенциарной службы Шанхайского региона) // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 1(23). С. 62-73


Войти или Создать
* Забыли пароль?