РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается институт общественных воспитателей несовершеннолетних, существовавший во второй половине XX века. Подвергнуты анализу цели, задачи и функции этого института, а также установлено его значение при исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних осужденных. Определено, что исправление несовершеннолетних было одной из приоритетных задач общественного воспитателя. В настоящее время институт общественных воспитателей в некоторой степени можно сравнить с общественными объединениями, привлекаемыми к процессу исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, так как они призваны оказывать общественное воздействие на несовершеннолетнего. Однако произошло своеобразное обезличивание. Если ранее судом за несовершеннолетним осужденным закреплялось конкретное лицо - общественный воспитатель, правовое положение которого было точно регламентировано, то на сегодняшний день взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с общественными объединениями носит более формальный характер. Полагаем, это происходит в силу того, что в современных условиях четко не определена политика государства по воспитанию подрастающего поколения, в том числе и тех, кто совершил противоправные деяния и отбывает назначенное ему судом наказание.

Ключевые слова:
общественный воспитатель, несовершеннолетний осужденный, наказания, не связанные с изоляцией от общества, исправление, комиссия по делам несовершеннолетних
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних право- нарушителей не теряют своей актуальности. Одним из важных направлений при этом является исполнение уголовных наказаний в отношении рассматриваемой нами кате- гории лиц. Для наиболее всестороннего исследования этого вопроса считаем целесо- образным его рассмотрение в историческом аспекте. Нами разделяется позиция М. Г. Деткова, который писал, что знание истории станов- ления и развития системы наказаний важно для того, чтобы правильно понять, оценить истинные цели и задачи реализации карательной политики государства [1]. Обращаясь к истории становления специального правового статуса несовершенно- летних, который обусловлен их социально-биологическими особенностями, отметим, что начиная со второй половины XX в. мировое сообщество приступает к активной деятель- ности по разработке основополагающих стандартов, которые в основе своей носили ре- комендательный характер. Вместе с тем ни один из них не был ратифицирован Верхов- ным Советом СССР. Однако это совсем не означает, что советским законодателем того времени не были предприняты попытки смягчения уголовной ответственности несовер- шеннолетних. Так, в период с 1953 по 1955 год из исправительно-трудовых колоний и ла- герей по амнистии было освобождено 5686 несовершеннолетних осужденных (Сведения о движении осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях в период 1953-1956 гг. // Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р.-7523. Оп. 89. Д. 4408. Л. 78-82). Более активно начинают применяться наказания, не связанные с изо- ляцией осужденных от общества, предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. При исполнении уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужден- ных все более явно карательная сущность наказания заменяется воспитательной, расширяются субъекты оказания исправительного воздействия. Так, Указом Прези- диума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. было утверждено Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних. Целью образования этого ин- ститута являлось повышение роли общественности в воспитании несовершеннолет- них, совершивших правонарушения. Оказание помощи родителям или иным законным представителем несовершеннолетнего в их перевоспитании было основной задачей общественного воспитателя. Положением 1967 г. устанавливалось, что общественны- ми воспитателями могли быть: рабочие, служащие, колхозники, представители интел- лигенции, военнослужащие, студенты, пенсионеры и другие лица, которые принимали активное участие в общественной жизни. Обязательным условием для них являлось наличие необходимой общеобразова- тельной подготовки. Кроме того, учитывался их жизненный опыт, в том числе и опыт работы с детьми, а также желание или нежелание принять на себя обязанности об- щественного воспитателя. В случае необходимости общественный воспитатель мог также назначаться несовершеннолетним, осужденным к наказаниям без изоляции от общества. На основании решения суда комиссия по делам несовершеннолетних (далее - КДН) передавала несовершеннолетнего под наблюдение общественного воспитателя. При этом суд учитывал характер совершенного подростком правонарушения, его возраст и иные обстоятельства. Общественный воспитатель должен был систематически отчитываться перед КДН о проделанной им работе, которая проводилась в тесном контакте с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, с администрацией пред- приятий и учреждений, с педагогическими коллективами школ и многими другими. В случае необходимости могла быть произведена замена одного воспитателя другим (в порядке исключения). Рассматриваемый нами нормативно-правовой акт закреплял широкие права обще- ственного воспитателя по исправлению несовершеннолетнего осужденного, начиная от проверок его по месту учебы (работы) или места жительства, заканчивая контролем над его расходами. В обязанности общественного воспитателя входило: оказание родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего помощи в его воспитании; контролирование поведения подростка в школе, семье, общественных местах, на рабо- те; оказание содействия в привлечении несовершеннолетнего к труду. Указом устанавли- валось, что общественный воспитатель должен был прилагать усилия для исправления несовершеннолетнего. В свою очередь, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. одной из своих задач закреплял исправление и перевоспитание осужденных. Следова- тельно, исправление несовершеннолетнего, осужденного к наказаниям без изоляции от общества, было приоритетной задачей, в том числе и общественного воспитателя. В случае если несовершеннолетний не соблюдал возложенные на него требования, общественный воспитатель мог выносить вопрос на обсуждение КДН для применения к нему иных мер воздействия. Таким образом, учитывая особенности исторически определенного периода, в нашем случае это вторая половина XX в., институт общественных воспитателей играл весьма важную роль в исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества несовершенно- летних осужденных. Этот тезис подтверждается следующим. Во-первых, воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных осуществлялось разнопланово в связи с появлением новых участников уголовно-исполнительных правоотношений - обществен- ных воспитателей. Во-вторых, усиливался контроль за поведением несовершеннолетне- го как в месте его проживания, так и в общественных местах. В-третьих, общественный воспитатель оказывал содействие несовершеннолетнему в его трудоустройстве. В-чет- вертых, в случае уклонения несовершеннолетнего от выполнения возложенных на него обязанностей общественный воспитатель мог вынести на обсуждение вопрос о замене действующей меры другой, что также говорит об усилении контроля. В настоящее время институт общественных воспитателей в некоторой степени мож- но сравнить с общественными объединениями, привлекаемыми к процессу исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, так как они призваны оказывать общественное воздействие на несовершеннолетнего. Вместе с тем, как мы полагаем, произошло своеобразное «обезличивание». Если ранее судом за несовер- шеннолетним осужденным закреплялось конкретное лицо - общественный воспитатель, правовое положение которого было точно регламентировано, то на сегодняшний день взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с общественными объединени- ями носит более формальный характер. Полагаем, что это происходит в силу того, что в современных условиях четко не определена политика государства по воспитанию подрастающего поколения, в том числе и тех, кто совершил противоправные деяния и отбывает назначенное ему судом наказание.
Список литературы

1. Детков М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. 119 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?