МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается характеристика преступности осужденных в исправительных учреждениях, роль эмоций в механизме преступного поведения осужденных. Делается вывод о том, что мониторинг уровня эмоциональной напряженности позволит предупреждать преступность осужденных в местах лишения свободы. Предлагается включить пенитенциарную медиацию в систему профилактики преступлений в исправительных учреждениях.

Ключевые слова:
осужденные, преступность, исправительные учреждения, эмоциональная напряженность, медиация, профилактика преступлений
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Согласно статистическим данным на 1 августа 2019 г. в учреждениях уголовно-испол- нительной системы отбывали наказания 540 567 осужденных. По информации ФСИН России, общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения сво- боды за 2018 г. (913 преступлений) возросло по сравнению с 2017 г. на 4,7 %, а уровень преступности среди осужденных повысился на 7,1 % (Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS). Следует отметить, что высокая латентность преступности в местах лишения свободы связана с недостатками в системе оценки показателей работы ИУ: чем больше престу- плений регистрируется, тем ниже оценивается работа [1, с. 647]. Гуманизация уголовного законодательства привела к концентрации в местах лише- ния свободы лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Таких осужден- ных в настоящее время более 80 % от общей численности. Растет количество случаев применения насилия в отношении сотрудников УИС. В 2018 г. выявлено 175 таких слу- чаев, причинен вред здоровью 55 сотрудников. Возбуждено 249 уголовных дел, в том числе: 178 - за дезорганизацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, 61 - за оскорбление сотрудников, 8 - за применение насилия в отношении представителя власти (На расширенном заседании коллегии ФСИН России подведены итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2018 г. URL : http://prisonlife.ru). Кроме того, в уголовно-исполнительной системе уже давно существует практика реагирования на чрезвычайные происшествия криминального характера, к которым относятся массовые беспорядки осужденных, захваты заложников, убийства. В этих учреждениях после служебных расследований выявляется масса недостатков, и, как правило, руководители ИУ освобождаются от занимаемых должностей. Зная о таких возможных последствиях, начальники ИУ регистрируют только те преступления, кото- рые невозможно укрыть. Какие преступления труднее всего укрыть? Побеги и тяжкие преступления против личности. Если большинство побегов можно предупреждать с помощью мер оперативно- режимного характера, то профилактика преступлений против личности в ИУ возможна также с помощью медиации. В 2018 г. в ИУ совершено организованными группами или сопряженных с применени- ем насилия, опасного для жизни и здоровья, 13 преступлений (рост в 2,2 раза); на фоне снижения в 2,5 раза числа убийств и покушений на убийство (22 против 9), в 4 раза вы- росло число причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего, - 4 против 16 (Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics). Большинство насильственных перступлений, совершаемых осужденными в ИУ, носит сильную эмоциональную окраску. Какие виды эмоций порождаются в исправительном учреждении: страх, злость, бес- покойство, отчаяние? Насколько важны эти эмоции для осужденного, чтобы он смог управлять их резкими негативными проявлениями? Тот факт, что осужденные часто «носят маски» и косвенно выражают свои эмоции, объясняет малое количество иссле- дований в научной литературе на этот счет, в то время как изучение этих эмоций спо- собствует снижению уровня агрессии в тюрьмах. Эмоции - это не только реакция на события, но и процесс оценки поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие ко- дируют в форме субъективных образов. У каждого субъекта они свои, как и уровень восприятия и мироощущение. Высокая эмоциональная напряженность изменяет характер познавательной деятель- ности, которая начинает определяться доминирующими эмоциональными переживани- ями, а не объективными условиями ситуации. Например, при страхе они сосредоточи- ваются на предвосхищении угрозы, поиске путей ее избегания. Дальнейшее усиление интенсивности эмоционального переживания приводит к ограничению и нарушению процессов познания и регуляции деятельности, вплоть до разрушения [2, с. 4]. Конфликт между осужденными, случившийся 9 сентября 2019 г. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, является ярким подтверждением доминирующих эмоциональных переживаний, характеризующихся нарастанием напряжения и неиз- бежностью столкновения. В итоге драки - причинение тяжкого вреда здоровью осу- жденного, которому потребовалась скорая медицинская помощь и трепанация черепа (В Угличской ИК-3 произошла драка между осужденными. URL : https://yarcube.ru/news/ proisshestvija/94555.php). Другой пример отсутствия взаимной обратной связи между администрацией и осу- жденными и низкой сознательной регуляции последнего является конфликт преступ- ника в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области с сотрудником учреждения. Неоднократные требования администрации соблюдать дисциплину (осужденный выно- сил еду из столовой) он игнорировал, после чего его поместили в штрафной изолятор (В ИК Шексны заключенный устроил дебош. URL : https://onlinevologda.ru/news/incidents/ in-the-penal-colony-sheksna-prisoner-staged-a-riot-and-got-in-another-4-years). Разрешился ли конфликт, разобрались ли стороны в своих эмоциях и требованиях или снова лишь подавили негативный порыв, де-факто усиливая эмоциональное напряжение? На наш взгляд, большинство совершаемых в ИУ насильственных преступлений - результат конфликта, который в рамках сжатого пространства, жестких условий и пол- ного отсутствия диалога перерос в преступление. Это преступление - лишь вершина айсберга, подводная часть которого - латентные нарушения закона. Следовательно, основная проблема большинства совершаемых в исправительном учреждении пре- ступлений - возрастающая эмоциональная напряженность, обусловленная психоло- гическими, социокультурными, профессиональными и иными факторами и требующая анализа, учета и контроля. Это подтверждают события, произошедшие в Ярославской ИК-1, где 26 сентября 2019 г. в массовой драке приняли участие несколько сотен осу- жденнных. Конфликт возник на почве «внезапно возникших неприязненных отношений» между двумя осужденными (Побоище в ярославской колонии охватило сотни человек. URL : https://www.vazhno.ru/a/29631/20190926/smi-poboishe-v-yaroslavskoj-kolonii-ohvatilo- sotni-chelovek/ab-intext). С целью профилактики преступлений нами предлагается проводить мониторинг уров- ня социальной напряженности среди осужденных в местах лишения свободы. Пред- ставляется, что вся работа будет разделена на несколько взаимосвязанных ступеней. Логично было бы начать с деятельности психолога учреждения, который «курирует» психоэмоциональную сферу отбывающих наказание преступников. Помимо выполнения основных обязанностей, на наш взгляд необходимо в рамках мониторинга проводить тесты в каждой группе (отряде, бригаде) на определение типа темперамента отдельно взятого преступника (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник) и на основании по- лученных данных вести учет склонных к агрессии типов. Вместе с тем, используя ме- тод наблюдения, будет легче определить траекторию поведения осужденных: как они реагируют на замечания и требования администрации, насмешки и похвалу окружаю- щих, относятся к своему прошлому и настоящему. Имея достаточно полную картину эмоциональной жизни осужденного, можно раскрыть характерные черты его личности, что, в свою очередь, поможет правильно построить процесс ресоциализации учебной и воспитательной работы, организовать его быт. Разделение по типу темперамента позволит выбрать интеграционный подход к ре- ферентным группам, доносить нужную информацию, сдерживать и контролировать поведение. Однако это не будет панацеей от происходящих негативных реакций осужденных на «систему». В условиях мест лишения свободы у осужденных снижаются возможности удовлетворения разнообразных потребностей. Это обусловливает опреде- ленную недостаточность их эмоциональной сферы и даже эмоциональную ущербность, и психолог, который призван помочь осужденным физически, не сможет эмоционально стабилизировать состояние каждого в исправительной колонии. Для эффективного практического применения типологического разделения, по нашему мнению, необхо- димо участие медиаторов. Процесс регулирования эмоциональной напряженности включает в себя не только первостепенное определение характера личности, но и дальнейшую психологическую и медиаторскую работу с отдельно взятыми типами: организация тренингов, коуч- семинаров, обучение построению диалога и главное - проведение переговоров с кон- фликтующими осужденными. Невозможно говорить об исправлении и о превенции преступлений исходя лишь из психологического аспекта работы. За кадром остается межличностное общение, из-за отсутствия которого происходит дестабилизация. Осужденные не умеют договаривать- ся между собой, добиваться цели без применения насилия. Возникает другая проблема - проблема легального доступа медиаторов в исправи- тельное учреждение и их работа на постоянной основе, то есть кураторство. Отсутствие законодательного закрепления пенитенциарной медиации - огромный пробел в совре- менном российском правовом и практическом поле. Это значительный сдерживающий фактор для акселерации процесса внедрения положительных изменений в тюремную среду, хотя де-факто этот вид медиации активно пробивает себе путь в России. Следующая ступень в мониторинговой работе - ведение «дневника отряда» началь- никами, в котором следует изложить расписание дня, вкратце описать день, настроение «толпы» и особо отличившихся за день (как в негативном, так и в положительном ключе), если таковые имеются, результаты проведенных работ, наблюдения за поведением от- дельно взятых преступников, динамику эмоций. Это полезно для самого наблюдающего в случае внезапного возникновения эмоциональных проявлений. Предыдущие исследования подтверждают, что исправительные учреждения явля- ются эмоционально опасными местами, где успешная адаптация осужденного зависит, в частности, от его способности «откалибровать» свои эмоции и продемонстрировать в какой-то степени гибкость. За время пребывания в исправительном учреждении на фоне тюремной субкультуры, «авторитетных мнений», обычаев и традиций личность субъекта и эмоции изменяются. В заключение следует отметить, что в систему профилактики преступлений осу- жденных в ИУ целесообразно и возможно включение пенитенциарной медиации. На наш взгляд, такая система профилактики могла бы состоять из следующих элементов: Мониторинг уровня эмоциональной напряженности среди осужденных. Осуществление контроля за оперативной обстановкой в учреждении со стороны оперативных аппаратов ИУ. Выявление и постановка на учет лиц, склонных к нарушениям режима. Обеспечение усиленного надзора за подучетным элементом. Выявление осужденных, предрасположенных к созданию конфликтных ситуаций. Создание психологического портрета осужденного-конфликтера. Выработка пси- хологами рекомендаций по работе с этими лицами. Оперативное сопровождение длящихся и вновь возникающих конфликтов. Подключение медиаторов к урегулированию конфликтов. Применение мер дисциплинарного воздействия к виновникам конфликта - нару- шителям режима. Применение процедур восстановительной медиации в отношении осужден- ных-конфликтеров. Несомненно, использование перечисленных элементов - это кропотливая и систе- матическая работа с осужденными, однако это единственный на данный момент путь к исправлению сложившейся ситуации. Необходимыми рычагами в достижении целей наказания должны стать не физическое принуждение или кара, а обращение к исто- кам человеческого сознания, к психологии личности и способам влияния на поведение индивида, помощь в осознании последствий содеянного. Именно на этом базируются предлагаемые нами элементы профилактики преступлений в ИУ. Мы фокусируемся на трансформации насильственного подхода к профилактике пре- ступлений осужденных в местах лишения свободы и выступаем за начало интерактив- ных мероприятий с осужденными. Отсутствие переговоров и обратной связи в любой работе приводит к недопониманию и конфликтам, новым преступлениям, рецидиву. Если мы хотим, чтобы человек понимал опасность своего поведения и брал на себя ответственность за содеянное, следует помочь ему в этом. Такой путь выстраивается к каждому отдельно на основании категоризации групп осужденных по психологическо- му типу личности, что позволит запустить процесс оказания эмоциональной помощи и снизить уровень конфликтности среди осужденных, предупредить совершение новых преступлений.
Список литературы

1. Криминология : учеб. для юрид. вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. М. : НОРМА, 1999. 779 с

2. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 681 с

3. Dolgova, A. I. 1999, Criminology, INFRA-M-NORMA, Moscow

4. Dmitriev, Yu. A. & Kazak, B. B. 2007, Penitentiary psychology, Phoenix, Rostov-on-Don


Войти или Создать
* Забыли пароль?