ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ И КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИХ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования общественных отношений, возникающих в сфере общественного воздействия на осужденных и контроля за обеспечением их прав. Предметом исследования является общественное воздействие предпринимательских структур, осуществляющих производственную деятельность на базе учреждений уголовно-исполнительной системы. Определены причины снижения потенциала общественного воздействия как средства исправления. Выявлены ключевые интересы государства, общества, Федеральной службы исполнения наказаний и других сторон в развитии практики общественного воздействия на осужденных со стороны частных предпринимательских структур, осуществляющих их трудоустройство. Обозначены перспективные направления развития отечественного законодательства в части расширения прав социальных предприятий в осуществлении общественного воздействия на осужденных при их трудоустройстве.

Ключевые слова:
общественно полезный труд, средства исправления, общественное воздействие, предпринимательские структуры, контроль
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вопросы осуществления общественного воздействия на осужденных и контроля за обеспечением их прав приобретают все большую актуальность в современных условиях. Исследуемая проблематика находится в фокусе внимания российских и зару- бежных ученых. В периодической литературе представлены результаты теоретических исследований общественного воздействия на осужденных как средства их исправле- ния [1-3]. Отметим также работы, в которых исследуются особенности общественного воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества [4], а также на условно осужденных [5]. Заслуживает внимания и исследование, учитыва- ющее наиболее актуальные факторы изменения общественной динамики в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции [6]. Актуальность вопросов общественного воздействия подтверждается и тем, что по данной научной проблеме проводятся специ- ализированные научные мероприятия [7]. Вопросы общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в ис- правительных учреждениях, получили развитие в рамках сравнительно-правовых ис- следований [8, 9], а также исследований, посвященных проблематике профилактики нарушений прав осужденных [10]. Определенное внимание было уделено вопросам общественного контроля за исполнением наказаний в отношении осужденных с забо- леваниями [11], а также проблемам определения субъектов данного контроля [12]. От- дельного внимания заслуживают работы по исследуемой тематике, которые опублико- ваны авторами из стран ближнего зарубежья - Белоруссии [13, 14] и Украины [15, 16], что свидетельствует о высокой актуальности данной проблемы не только для российской пенитенциарной системы. Несмотря на существенное внимание, которое уделяется исследуемой проблема- тике в работах российских и зарубежных авторов, комплекс вопросов, связанных с об- щественным воздействием на осужденных и контролем за обеспечением их прав пред- принимательскими структурами, осуществляющими производственную деятельность на базе учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), практически не получил развития в научной литературе. Актуальность исследуемой проблемы прежде всего связана с существенным сниже- нием потенциала общественного воздействия как средства исправления. В отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, это в значительной мере определяется рядом следующих факторов: снижение роли трудовых коллективов в общественно-политической жизни страны и фактическая утрата ими своей субъектности (за исключением некоторых норм тру- дового законодательства); значительные изменения в структуре и численности хозяйствующих субъектов с крупными трудовыми коллективами, а также увеличение численности самозанятых, индивидуальных предпринимателей и их наемных работников; отсутствие правовых и общественно признанных норм, определяющих возможность влияния трудовых коллективов на исправление осужденных. Осуществление позитивного общественного воздействия на осужденных к лишению или ограничению свободы, а также принудительным работам осложняется тем, что в ситуации дефицита продуктивных рабочих мест и роста пенитенциарной безработицы существенно снижается возможность применения труда как средства исправления. Таким образом, затрудняется процесс формирования трудовых коллективов осужден- ных, в рамках которых они могли бы придерживаться производственной дисциплины и подготавливаться к дальнейшей трудовой деятельности на свободе. У необеспеченных рабочими местами осужденных снижается мотивация к основному и профессиональ- ному обучению. Фактически в качестве средств исправления остается общественное воздействие со стороны помощников начальников исправительных учреждений по ра- боте с верующими и режим отбывания наказания. В ситуации, когда большая часть лиц, содержащихся в местах заключения, являются рецидивистами, актуальной задачей становится максимальное расширение возможных к применению средств исправления осужденных и повышение коррекционного потен- циала данных средств. В то же время Федеральная служба исполнения наказаний за- интересована в расширении круга субъектов общественного контроля за обеспечением прав осужденных, что объясняется следующими обстоятельствами: повышение открытости уголовно-исполнительной системы для общества, обеспе- чение ее прозрачности с целью укрепления общественного доверия; соответствие мировым тенденциям в сфере гуманизации исполнения наказаний и выполнения всех международных обязательств нашей страны в этом направлении; повышение эффективности всех сфер деятельности уголовно-исполнительной системы за счет усиления контроля за всеми процессами ее функционирования. В современных условиях практически неиспользованным остается потенциал обще- ственного воздействия на осужденных и контроля за обеспечением их прав, осущест- вляемого предпринимательскими структурами, которые ведут производственную дея- тельность на базе учреждений уголовно-исполнительной системы. Данные субъекты не имеют никакого правового статуса в качестве участников уголовно-исполнительных правоотношений, несмотря на фактическое исполнение функций одного из основных работодателей в пенитенциарном производственном секторе. При этом не учитываются их интересы в данной сфере, хотя они в значительной степени совпадают с обществен- ными и государственными интересами. Следует учитывать и то, что предприниматель- ские структуры сами заинтересованы в осуществлении общественного воздействия на осужденных, а также в участии в контроле за обеспечением их прав, что определяется следующими обстоятельствами. Организация производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполни- тельной системы и создание новых рабочих мест для осужденных связаны с вложени- ем значительных инвестиций. Предпринимательские структуры заинтересованы в обе- спечении стабильности функционирования исправительных учреждений, прозрачных, транспарентных и прогнозируемых отношениях с их администрацией. Конфликтные ситуации, массовые акции неповиновения контингента осужденных, негативное отно- шение к труду и другие возможные рисковые ситуации отрицательно сказываются на перспективах возврата инвестиций предприятиями. Предпринимательские структуры заинтересованы осуществлять найм на рабо- ту лиц, которые мотивированы на продуктивную деятельность, твердо встали на путь исправления, стремятся обучаться и повышать квалификацию, а также готовы добро- совестно выполнять свои трудовые обязанности с соблюдением всех режимных норм, правил внутреннего распорядка и т. д. Учреждения УИС с высокими показателями соблюдения режима и дисци- плины осужденных, трудоустройства и оплаты труда осужденных, финансово- хозяйственной деятельности характеризуются стабильностью начальствующе- го состава сотрудников и руководства. На практике это рассматривается предпри- нимателями как фактор обеспечения стабильности хозяйственной деятельно- сти и долгосрочного соблюдения всех договорных условий, на основе которых организована производственная деятельность в рамках процедур государственно- частного партнерства. ЦЕЛИ Возможность участия в общественном контроле за соблюдением прав осужден- ных позволяет более эффективно реализовывать социально-трудовые отношения с привлекаемыми к труду лицами. Отметим также концентрацию ряда существенных интересов осужденных в вопро- сах наделения предпринимательских структур, осуществляющих организацию их труда, полномочиями по участию в общественном воздействии на них и общественном контро- ле за обеспечением их прав. В числе данных интересов можно отметить следующие: заинтересованность в появлении нового участника уголовно-исполнительных пра- воотношений, который стремится к соблюдению законности и правопорядка при испол- нении наказаний в исправительном учреждении, является независимым и не состоит в неформальных отношениях ни с администрацией учреждения, ни с контингентом осу- жденных (их отдельными представителями); наличие у частного работодателя реальных стимулов (материальных и других), мотивирующих осужденных к овладению профессией, общественно полезному труду и соблюдению режима; возможность дальнейшего трудоустройства после освобождения на производ- ственных объектах работодателя вне мест заключения при полном выполнении про- грамм социально-трудовой реабилитации в рамках согласованных с руководством уч- реждения коррекционных программ общественного воздействия частного работодателя. В данном случае, на наш взгляд, следует учитывать опыт Швейцарии, где согласно ст. 82 Уголовного кодекса в отношении каждого осужденного формируется индивиду- альный план коррекционной работы в формате дорожной карты. Данный план работы с осужденным предусматривает последовательное прохождение программ обучения и трудовой адаптации. Степень исправления осужденного определяется уровнем вы- полнения пунктов плана и последовательного прохождения этапов его индивидуальной дорожной карты. По нашему мнению, вопросы формирования данных индивидуальных планов и дорожных карт (в российских условиях) могут быть решены сотрудниками ис- правительных учреждений с привлечением инженерно-технического персонала частных предприятий, осуществляющих организацию труда осужденных. Совместная работа по формированию индивидуальных планов и обеспечению участия сотрудников предприя- тия в контроле их выполнения может приобрести форму значительного общественного воздействия, которое будет способствовать исправлению осужденных. Несмотря на очевидное пересечение всех указанных интересов сторон уголовно- исполнительных правоотношений, в отечественном законодательстве сохраняется зна- чительное количество пробелов, которые не позволяют в полной мере осуществлять общественное воздействие на осужденных и контроль за обеспечением их прав со сто- роны частных работодателей. Согласно ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также ст. 5 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии ли- цам, находящимся в местах принудительного содержания» общественный контроль за обеспечением прав осужденных осуществляется исчерпывающим кругом субъектов, в число которых входят общественные наблюдательные комиссии и их члены. Осужденным может быть оказано содействие в защите их прав и законных интересов общественны- ми объединениями и социально ориентированными некоммерческими организациями. Отметим, что в 2014-2019 гг. в Российской Федерации, согласно данным офици- альной статистики, не фиксировалась деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), специализирующихся на трудовой, социальной или какой-либо другой адаптации осужденных, а также каких-либо формах общественного воздействия на них с целью их исправления и подготовки к началу правопослушной жизни в обществе после освобождения (табл. 1). Таблица 1 Распределение социально ориентированных НКО по видам деятельности (2014-2019 гг.) Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 1 2 3 4 5 6 7 Всего социально ориентированных НКО, в том числе: 132 087 140 031 143 436 142 641 140 247 146 481 профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства 10 231 8683 4476 4454 4630 5133 повышение качества жизни людей пожилого возраста 11 030 9587 6073 6003 6086 6456 социальная адаптация инвалидов и их семей 11 243 9818 6659 6651 6536 6776 другие виды социальной поддержки и защиты граждан 19 692 18 616 18 269 17 648 17 000 16 973 подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций 3464 3284 2139 2156 2243 2367 оказание помощи пострадавшимв результате стихийных бедствий, экологических, техногенныхили иных катастроф 5171 4742 2732 2620 2600 2576 охрана окружающей среды и защита животных 4041 4005 4776 4930 5025 5601 охрана и содержание объектови территорий, имеющих историческое, культовое, культурноеили природоохранное значение, и мест захоронений 2166 2109 1818 1792 1811 1955 оказание юридической помощина безвозмездной или на льготной основе гражданам, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина 7718 7504 9455 9098 8618 8563 оказание юридической помощина безвозмездной или на льготной основе некоммерческим организациям 3997 3526 3295 3205 3075 2993 профилактика социальноопасных форм поведения граждан, содействие такой деятельности 4608 4675 3428 3337 3301 3429 благотворительная деятельность 14 856 15 535 16 245 15 914 15 581 16 117 содействие благотворительной деятельности 10 781 11 194 9899 9617 9447 9758 деятельность в области добровольчества 9669 10 194 9477 9209 9323 10 015 Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 5 6 7 деятельность в области образования, просвещения, науки,содействие такой деятельности 59 399 59 953 28 401 27 331 26 231 26 680 деятельность в области культуры и искусства, содействиетакой деятельности 48 919 48 645 15 588 14 702 14 169 14 728 деятельность в области здравоохра- нения, профилактикии охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействие такой деятельности 48 888 48 627 15 022 13 894 13 227 13 271 содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи 46 748 42 372 18 887 18 069 17 391 17 582 деятельность в области улучшения морально-психологического состояния граждан и духовного развития личности 50 858 50 455 13 160 13 106 12 627 12 666 деятельность в области физической культуры и спорта, содействиетакой деятельности 36 568 42 658 29 998 29 752 29 420 30 679 развитие межнационального сотрудничества, сохранениеи защита самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации 22 459 22 694 9496 9090 8454 8453 поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций 3764 4282 6475 6954 7299 7794 содействие деятельностипо производству и (или) распро- странению социальной рекламы 622 766 1093 1098 1090 1179 проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останковзащитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества - - 1195 1143 1191 1273 антикоррупционная деятельность, включая содействиев формировании в обществе активного неприятия коррупции 18 427 18 344 3710 3044 2481 2260 участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - - 685 752 775 885 социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов - - 556 675 743 891 Окончание таблицы 1 1 2 3 4 5 6 7 мероприятия по медицинской и социальной реабилитации,социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - - 633 701 720 749 содействие повышению мобильности трудовых ресурсов - - 612 565 530 540 увековечивание памяти жертв политических репрессий - - 1673 1409 1212 1139 иные виды деятельности 55 072 61 889 41 411 39 466 36 652 37 109 оказание социальных услуг населению Российской Федерации в сферах деятельности социально ориентированныхнекоммерческих организаций - - 9795 25 129 27 384 28 482 В то же время, по данным за 2019 г., была зарегистрирована деятельность: 891 организации, осуществляющей социальную и культурную адаптацию и инте- грацию мигрантов; 749 организаций, специализирующихся на мероприятиях по медицинской реабили- тации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осущест- вляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ; 1139 организаций, основной целью которых является увековечивание памяти жертв политических репрессий. Возможно, специализированные организации, действующие в сфере социально- трудовой адаптации осужденных, были зарегистрированы в числе 37 109 организаций, осуществлявших иные виды деятельности (согласно классификации Федеральной службы государственной статистики), однако, так или иначе, их численность очевидно была незначительной. Вместе с тем существует ряд некоммерческих организаций (данная организационно- правовая форма имеет ряд отличий в правовом статусе по сравнению с социально ориентированными некоммерческими организациями согласно ст. 2, 34.1 Федераль- ного закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), которые, имея статус иностранных агентов, специализируются на работе с осужденными и ли- цами, отбывшими наказания. Деятельность данных организаций иногда не связана с осуществлением системной социально ориентированной работы, а направлена на дискредитацию уголовно-исполнительной системы и создание условий для снижения к ней общественного доверия. В связи с тем что данный вопрос находится за преде- лами предмета нашего исследования, отметим только то, что деятельность грантовых иноагентов в сфере общественной работы с контингентом осужденных лиц направлена прежде всего на постепенную приватизацию сферы исполнения уголовных наказаний через формирование общественного мнения о целесообразности либеральных реформ, направленных на разгосударствление пенитенциарных функций с одновременной их передачей частным структурам. Учитывая опыт ряда стран бывшего СССР (Украина, Грузия и др.), эти процессы являются частью стратегии по переходу государства под внешнее управление. Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации позволяет также формировать попечительские советы исправительных учреждений, куда, кроме прочих субъектов (преимущественно представителей органов государственной власти и муниципального управления), могут входить предприятия, учреждения и организации любых форм собственности. Членам попечительских советов разрешается участвовать в совершенствовании материально-технической базы учреждений, решать вопросы со- циальной защиты осужденных, организации трудового и бытового обустройства лиц, отбывших наказание. Никаких установленных законом возможностей принимать участие в организации трудовой адаптации осужденных к лишению (ограничению) свободы, а также принудительным работам (и содержащихся в исправительных учреждениях) для производственных предприятий не предусмотрено. Существенное развитие тематика возможного участия социально ориентированных предприятий в вопросах трудовой адаптации лиц, отбывших наказание, получила после принятия Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий- ской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», „социальное предприятие“». Проект данного Закона был разработан по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина с целью развития социального пред- принимательства. Нормы этого Закона определили правовой статус социального пред- приятия и обозначили критерии отнесения организаций к данной категории субъектов хозяйствования. Суть правовых новаций состояла в закреплении гибридного статуса организаций, сочетающих черты социально ориентированной некоммерческой деятель- ности, и коммерческих предприятий. Данным предприятиям законодательно гаранти- руются налоговые льготы и другие преференции. Экономическое содержание социального предпринимательства состоит в осущест- влении хозяйственной деятельности, основные параметры которой в целом соответ- ствуют классическим характеристикам коммерческих организаций (ориентация на по- лучение прибыли, самофинансирование, хозяйственная самостоятельность и т. д.). Однако приоритетом данных организаций является осуществление важных социальных функций: трудоустройство социально незащищенных категорий населения и (или) про- изводство социально значимых товаров, услуг. Следует также учитывать, что основная часть добавленной стоимости данных предприятий реинвестируется в их хозяйствен- ную деятельность. Отметим, что, на наш взгляд, такого рода организации (когда они осуществляют свою производственную деятельность, в том числе на базе исправительных учреж- дений) имеют значительно больший потенциал для общественного воздействия на осужденных и содействия в защите их прав и законных интересов по сравнению с некоторыми субъектами, перечисленными в ст. 23 Уголовно-исполнительного ко- декса Российской Федерации, а также ст. 5 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах при- нудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принуди- тельного содержания». В таблице 2 представлены основания признания субъектов малого и среднего пред- принимательства социальными предприятиями. Заслуживает внимания то, что в числе социально незащищенных категорий граждан, трудоустройство которых является основанием для получения специального статуса, указаны лица, освобожденные из мест лишения свободы с неснятой или непогашенной судимостью. На наш взгляд, наряду с социально незащищенными категориями граждан в данном Законе следует обозначить категорию граждан, нуждающихся в социальной работе. Целесообразно включить в данную категорию лиц, отбывающих наказания в виде лишения (ограничения свободы), а также принудительные работы. Таблица 2 Социально незащищенные категории населения, трудоустройство которых является основанием для признания предпринимательской деятельности социально, в Российской Федерации Категории населения Малоимущие граждане Одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов Лица с ограниченными возможностями здоровья Выпускники детских домов в возрасте до 23 лет Лица, освобожденные из мест лишения свободы с неснятой или непогашенной судимостью Другие граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании Пенсионеры и граждане предпенсионного возраста Лица без определенного места жительства и занятий Беженцы и вынужденные переселенцы В штате предприятия должно быть не менее 50 % данных категорий лиц, их общая чис- ленность - не менее 2 чел., а их заработная плата должна составлять не менее 25 % фон- да оплаты труда Таким образом, предприятия, осуществляя предпринимательскую деятельность, на- правленную на получение прибыли и финансирование собственного развития, смогут получить специальный статус, в случае если они будут осуществлять деятельность в сфере социально-трудовой адаптации осужденных. На наш взгляд, это оправданно по причине того, что осуществлять трудовую адаптацию лиц, которые не имеют трудовых навыков (или давно утратили их), после их освобождения явно контрпродуктивно и не- эффективно. Отметим также, что осужденный, который не привлекался к общественно полезному труду в период отбывания наказания и имеет к нему устойчивое заведомо отрицательное отношение, также малоперспективен с точки зрения социальной работы с ним в качестве социально незащищенного лица, требующего адаптации и интеграции в гражданское общество. Расширение круга субъектов общественного воздействия на осужденных и со- действия в обеспечении их прав, а впоследствии (если на практике будет доказана эффективность общественного воздействия на осужденных и содействия им со сто- роны предприятий) и круга субъектов общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания является перспективным направле- нием развития данных правовых институтов. В данном случае возникает возможность предоставления специального льготного статуса предпринимательским структурам, которые реально осуществляют деятельность в сфере производства товаров и услуг, реализуя при этом программы трудовой адаптации, согласованные с администрацией исправительного учреждения и (или) другими уполномоченными органами уголовно- исполнительной системы. Участие предприятий (в том числе социальных) в качестве субъектов общественного воздействия на осужденных и контроля за обеспечением их прав имеет существенный потенциал для повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы и интенсификации использования установленных законом средств исправления.
Список литературы

1. Байчорова Ф. Х., Хабатов А. А. Общественное воздействие как средство исправления осужденных // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-5. С. 8-11

2. Малолеткина Н. С. Общественное воздействие в перечне основных средств исправления осужденных: некоторые вопросы // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 3(44). С. 47-53

3. Байчорова Ф. Х., Хабатов А. А. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-10. С. 85-88

4. Помощикова Н. В. Общественное воздействие на осужденных как средство реализации исправительной функции наказаний, не связанных с изоляцией от общества // Аграрное и земельное право. 2020. № 10(190). С. 128-130

5. Бунулу В. В. Роль общественного воздействия в профилактике преступлений, совершаемых условно осужденными // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 1. С. 137-139

6. Бутенко Т. П., Петайчук А. А. Общественное воздействие как средство исправления осужденных к лишению свободы в условиях пандемии // Вестник Амурского государственного университета. Сер. : Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 25-28

7. Скиба А. П., Никитин Д. А. Круглый стол «Общественное воздействие как средство исправления осужденных» (2 декабря 2020 г.) // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15(1-4), № 4. С. 438-442

8. Александров А. С. Зарубежный опыт общественного контроля и общественного воздействия на осужденных к лишению свободы // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1(34). С. 9-19

9. Спасенников Б. А., Железная Ю. Ю. Механизм общественного контроля обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных в иностранных государствах // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4(25). С. 88-96

10. Левченко И. А. Общественный контроль как неотъемлемый элемент системы профилактики нарушений прав осужденных // Юридический факт. 2019. № 70. С. 9-12

11. Никитин Д. А., Скорик Е. Н. Особенности обеспечения общественного контроля за соблюдением прав осужденных на охрану здоровья // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16(1-4), № 1. С. 50-56

12. Потапов А. М., Александров А. С. К вопросу о субъектах общественного контроля за соблюдением прав осужденных в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4(24). С. 27-30

13. Шабаль В. С. Правовое обеспечение реализации общественного воздействия как средства исправления осужденных // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2016. № 2(32). С. 97-101

14. Кийко Н. В. Общественные наблюдательные комиссии как субъект общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных // Вестник Кузбасского института. 2017. № 4(33). С. 59-65

15. Василенко К. І. Інтегрований вплив соціально-виховної роботи із засудженими на розвиток діяльності інституцій громадського суспільства та самодіяльних органі- зацій засуджених у виправних колоніях // Науковоі нформаційний вісник. Право. 2015. № 12. С. 154-163

16. Громов О. Б. Роль громадських організацій у формуванні змісту політики у сфері виконання покарань України // Науковий вісник Дніпропетровського державного університету внутрішніх справ. 2014. № 4. С. 325-332

17. Маликов Б. З. Общественное воздействие - средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4), № 2. С. 146-151


Войти или Создать
* Забыли пароль?