Text (PDF):
Read
Download
Статья 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) пре- дусматривает возможность отбывания лишения свободы в следственных изоляторах (СИЗО). Следует согласиться с Ф. М. Городинцом, который утверждает, что «лишение свободы обладает противоречивыми свойствами, которые, с одной стороны, не позво- ляют законодателю отказаться полностью от него, с другой - заставляют ограничивать его применение» [1. с. 189]. Институт исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в следствен- ных изоляторах в отношении осужденных, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, обладает существенной спецификой, проявляющейся в практической, правоприменительной сфере и его законодательном оформлении и регулировании. Значимость исследовательского анализа этих специфических особен- ностей усиливается происходящим процессом реформирования российской пенитен- циарной системы, затрагивающей все ее составляющие. Анализ законодательства, составляющего нормативно-правовую основу исполнения наказания в виде лишения свободы в СИЗО в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, привел нас к выводу о наличии в иерархической структуре регламентирующих данный институт уголовно-исполнитель- ного права юридических актов трех уровней: конвенционного уровня, уровня националь- ных (общероссийских, федеральных) законов и уровня подзаконных нормативных актов. В рамках статьи рассмотрим некоторые организационно-правовые вопросы исполнения лишения свободы в отношении рассматриваемой категории осужденных, связанные с нормативно-правовым регулированием на законодательном уровне, а также на уровне подзаконных актов. К нормативным правовым актам второго структурного уровня относятся Конституция РФ, УК РФ, УИК РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об об- щественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного со- держания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Анализ норм законодательных актов, определяющих как правовой статус лиц, осу- жденных к лишению свободы и оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяй- ственному обслуживанию, так и положение исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, показал, что между ними существует некая рассо- гласованность - законодательная недоработка. Так, в ст. 56 и 58 УК РФ, содержащих уголовно-правовые нормы, закрепляющие си- стему исправительных учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лише- ния свободы, нет ни упоминания, ни каких-либо указаний на следственные изоляторы, тогда как в ч. 9 ст. 16, ч. 1 ст. 74 и ч. 1 ст. 77 УИК РФ следственные изоляторы отнесены к учреждениям, в которых исполняется уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйствен- ному обслуживанию, а также в отношении ряда иных категорий осужденных. Таким образом, налицо коллизия между материальными нормами ст. 56 и 58 УК РФ, которые являются первичными (именно данными нормами и разъяснениями, содержащимися в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений», руководствуется суд при определении вида исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы) и производными от них нормами уголовно-испол- нительного законодательства. Последние в указанной части не соответствуют первым, а производят, расширяя перечень данных учреждений, некую «интервенцию» в область уголовно-правового регулирования. Полагаем, что для приведения названных норм УИК РФ в соответствие с положени- ями уголовного законодательства, основывающимися на Конституции РФ, необходимо ст. 56 УК РФ дополнить ч. 1.1 следующего содержания: «Следственные изоляторы, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, могут исполнять лишение свободы в отношении отдельных категорий осужденных». Кроме того, в УИК РФ нормы, регулирующие содержание осужденных в СИЗО, также требуют корректировки. Так, в частности, ст. 16 УИК РФ «Учреждения и органы, испол- няющие наказание» определяет, что лишение свободы могут исполнять СИЗО в отно- шении только осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Вместе с тем ч. 1 ст. 74 УИК РФ предусматри- вает гораздо больше категорий осужденных, в отношении которых СИЗО исполняет функции исправительного учреждения. Таким образом, ч. 9 ст. 16 УИК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «На- казание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 74 настоящего Кодекса, следственным изолятором». В исследуемой сфере представляется весьма интересным опыт исполнения наказаний в Азербайджанской Республике. В соответствии со ст. 69 Кодекса об исполнении наказа- ний, утвержденного Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 908-IQ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 мая 2018 г.), впервые осужденные к наказанию в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет и отбывающие нака- зание в учреждении отбывания наказания общего режима в исключительных случаях по их согласию могут содержаться не только в следственном изоляторе и тюрьме для выполнения работ по хозяйственному и бытовому обслуживанию (как и в России), но и в лечебном учреждении, чего не предусмотрено уголовно-исполнительным законода- тельством Российской Федерации. Учитывая опыт Азербайджанской Республики и принимая во внимание существую- щие на практике в Российской Федерации проблемы с хозяйственным обслуживанием лечебно-профилактических учреждений [2, с. 8, 11], необходимо рассмотреть вопрос о законодательном закреплении направления осужденных в данные учреждения для выполнения соответствующих работ. Третий уровень в структуре юридических актов, регламентирующих институт испол- нения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, остав- ленных в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ, - приказы Минюста России: от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следствен- ном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распоряд- ка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправи- тельного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержа- щихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и ряд других. В целом необходимо отметить, что на осужденных, оставленных в СИЗО для выпол- нения работ по хозяйственному обслуживанию, распространяет свое действие весь массив подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих те или иные вопросы, связанные с исполнением уголовного наказания в виде лишения свободы. Некоторые из этих подзаконных актов, прямо затрагивающих субъективные права и свободы осужденных и их родственников, имеют ограничительные грифы для ис- пользования, хотя данные права и законные интересы не подпадают под ограничения, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а соответствующая информация - под ограничения, предусмотренные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ и федеральным законода- тельством. На наш взгляд, с части указанных документов следует снять ограничения, значительно сужающие возможности ознакомления с информацией, содержащейся в их текстах, людей, которых данная информация напрямую касается. О необходимости исключения с подзаконных актов ограничительных грифов писал В. И. Горобцов в ра- боте «Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: вопросы теории и практики» [3, с. 62-63]. Это тем более важно, поскольку, в частности, в заключении постоянной комиссии по содействию общественным наблюдательным комиссиям и реформе пенитенциар- ной системы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «О Концепции реформы уголовно-исполнительной системы России» указано на усиление правового регулирования и институционального обеспечения работы уго- ловно-исполнительной системы. Кроме того, в указанных нормативных правовых ак- тах подчеркнуто, что правовая регламентация должна охватывать деятельность всех субъектов пенитенциарных отношений (http://www.president-sovet.ru/structure/group_10/ mаteriаls/concept_of_reform). Однако не только в УИК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных нор- мативных правовых актах практически ничего не говорится о процедуре исполнения лишения свободы в СИЗО в отношении осужденных из отрядов хозяйственного обслу- живания, хотя эта сфера требует к себе пристального внимания. Основная отличительная особенность режима содержания осужденных, оставленных в СИЗО, заключается в том, что он близок не к режиму, установленному в отношении содержащихся под стражей, а к режиму в исправительных колониях общего режима. Это подтверждает и норма ч. 3 ст. 77 УИК РФ, где указано, что «осужденные, оставлен- ные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся... на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима...». Таким образом, категория осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, находится в двояком положении. С одной стороны, на них распространяются все требования, предусмотренные действу- 34 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ... ющими нормативными правовыми актами в отношении осужденных, отбывающих лише- ние свободы в колониях общего режима, а с другой стороны, они содержатся в СИЗО, который по своей структуре принципиально отличается от исправительных колоний. Полагаем, что с учетом существующих особенностей имеется определенный про- бел в правовом регулировании в отношении исполнения и отбывания наказания рас- сматриваемой категории осужденных. Решить сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, возможно дополнением одного из двух существующих нормативных правовых актов: Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - ПВР СИЗО) или Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ). Исходя из названия данных актов и с учетом того, что осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию содержатся в СИЗО, на первый взгляд следует внести изменения в ПВР СИЗО. Однако, учитывая, что ПВР СИЗО регулируют исключительно особенности содержания подозре- ваемых и обвиняемых, полагаем, что более правильным было бы внести изменения в ПВР ИУ, которые регулируют особенности исполнения и отбывания уголовного наказа- ния осужденными к лишению свободы. Кроме того, в Общих положениях ПВР ИУ прямо указано, что «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанав- ливают правила внутреннего распорядка в… следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них… осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию». К сожалению, никаких особенностей содержания рассматриваемой категории осужденных в ПВР ИУ не содержится. На основании изложенного предлагаем включить в ПВР ИУ следующий раздел: «Осо- бенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, оставленными в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию». В данном разделе должна содержаться следующая информация: понятие режима, уста- навливаемого в следственных изоляторах в отношении указанной группы осужденных, отражающее все его телеологические и содержательные особенности; особенности распорядка дня; порядок проживания и питания осужденных; порядок предоставления свиданий; порядок передвижения осужденных в СИЗО и за его пределами, а также ряд других норм. Таким образом, сфера правового регулирования исполнения лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственных изоляторах для выполнения ра- бот по хозяйственному обслуживанию, требует дальнейшего анализа и корректировки с учетом современных направлений развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.