SOME PROBLEMATIC ISSUES OF LEGAL REGULATION OF IMPRISONMENT EXECUTION CONCERNING THE CONVICTS LEFT IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS FOR INTERNAL (HOUSEKEEPING) DUTIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes some organizational and legal issues related to the legal regulation of execution and serving of imprisonment by convicts left in pre-trial detention centers for internal (housekeeping) duties. In the hierarchical structure of the regulation of this penal law institution there are legal acts of three levels: the Convention, the level of national laws and normative legal acts. Thus there is a certain conflict between material norms of articles 56 and 58 of the Criminal code of the Russian Federation which are primary, and norms of Penal legislation (part 9 of article 16, part 1 of article 74 and part 1 of article 77 of the Criminal code of the Russian Federation) regarding places for serving of imprisonment. Convicts, left in pre-trial detention centers for internal duties, serve their sentences in specific conditions. They are subject to the full range of normative legal acts regulating certain issues related to the execution of criminal punishment in the form of imprisonment. At the same time, these acts do not actually say anything about the peculiarities of the execution of deprivation of liberty in remand centers in respect of convicted persons for housekeeping duties. On the basis of the analysis, the author proposes a number of changes in the current penal enforcement legislation in the field of execution and serving of imprisonment by convicts left in pre-trial detention centers for internal duties.

Keywords:
convicts, detention centers, internal (housekeeping) duties
Text
Publication text (PDF): Read Download

Статья 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) пре- дусматривает возможность отбывания лишения свободы в следственных изоляторах (СИЗО). Следует согласиться с Ф. М. Городинцом, который утверждает, что «лишение свободы обладает противоречивыми свойствами, которые, с одной стороны, не позво- ляют законодателю отказаться полностью от него, с другой - заставляют ограничивать его применение» [1. с. 189]. Институт исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в следствен- ных изоляторах в отношении осужденных, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, обладает существенной спецификой, проявляющейся в практической, правоприменительной сфере и его законодательном оформлении и регулировании. Значимость исследовательского анализа этих специфических особен- ностей усиливается происходящим процессом реформирования российской пенитен- циарной системы, затрагивающей все ее составляющие. Анализ законодательства, составляющего нормативно-правовую основу исполнения наказания в виде лишения свободы в СИЗО в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, привел нас к выводу о наличии в иерархической структуре регламентирующих данный институт уголовно-исполнитель- ного права юридических актов трех уровней: конвенционного уровня, уровня националь- ных (общероссийских, федеральных) законов и уровня подзаконных нормативных актов. В рамках статьи рассмотрим некоторые организационно-правовые вопросы исполнения лишения свободы в отношении рассматриваемой категории осужденных, связанные с нормативно-правовым регулированием на законодательном уровне, а также на уровне подзаконных актов. К нормативным правовым актам второго структурного уровня относятся Конституция РФ, УК РФ, УИК РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об об- щественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного со- держания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Анализ норм законодательных актов, определяющих как правовой статус лиц, осу- жденных к лишению свободы и оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяй- ственному обслуживанию, так и положение исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, показал, что между ними существует некая рассо- гласованность - законодательная недоработка. Так, в ст. 56 и 58 УК РФ, содержащих уголовно-правовые нормы, закрепляющие си- стему исправительных учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лише- ния свободы, нет ни упоминания, ни каких-либо указаний на следственные изоляторы, тогда как в ч. 9 ст. 16, ч. 1 ст. 74 и ч. 1 ст. 77 УИК РФ следственные изоляторы отнесены к учреждениям, в которых исполняется уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйствен- ному обслуживанию, а также в отношении ряда иных категорий осужденных. Таким образом, налицо коллизия между материальными нормами ст. 56 и 58 УК РФ, которые являются первичными (именно данными нормами и разъяснениями, содержащимися в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений», руководствуется суд при определении вида исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы) и производными от них нормами уголовно-испол- нительного законодательства. Последние в указанной части не соответствуют первым, а производят, расширяя перечень данных учреждений, некую «интервенцию» в область уголовно-правового регулирования. Полагаем, что для приведения названных норм УИК РФ в соответствие с положени- ями уголовного законодательства, основывающимися на Конституции РФ, необходимо ст. 56 УК РФ дополнить ч. 1.1 следующего содержания: «Следственные изоляторы, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, могут исполнять лишение свободы в отношении отдельных категорий осужденных». Кроме того, в УИК РФ нормы, регулирующие содержание осужденных в СИЗО, также требуют корректировки. Так, в частности, ст. 16 УИК РФ «Учреждения и органы, испол- няющие наказание» определяет, что лишение свободы могут исполнять СИЗО в отно- шении только осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Вместе с тем ч. 1 ст. 74 УИК РФ предусматри- вает гораздо больше категорий осужденных, в отношении которых СИЗО исполняет функции исправительного учреждения. Таким образом, ч. 9 ст. 16 УИК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «На- казание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 74 настоящего Кодекса, следственным изолятором». В исследуемой сфере представляется весьма интересным опыт исполнения наказаний в Азербайджанской Республике. В соответствии со ст. 69 Кодекса об исполнении наказа- ний, утвержденного Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 908-IQ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 мая 2018 г.), впервые осужденные к наказанию в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет и отбывающие нака- зание в учреждении отбывания наказания общего режима в исключительных случаях по их согласию могут содержаться не только в следственном изоляторе и тюрьме для выполнения работ по хозяйственному и бытовому обслуживанию (как и в России), но и в лечебном учреждении, чего не предусмотрено уголовно-исполнительным законода- тельством Российской Федерации. Учитывая опыт Азербайджанской Республики и принимая во внимание существую- щие на практике в Российской Федерации проблемы с хозяйственным обслуживанием лечебно-профилактических учреждений [2, с. 8, 11], необходимо рассмотреть вопрос о законодательном закреплении направления осужденных в данные учреждения для выполнения соответствующих работ. Третий уровень в структуре юридических актов, регламентирующих институт испол- нения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, остав- ленных в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ, - приказы Минюста России: от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следствен- ном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распоряд- ка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправи- тельного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержа- щихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и ряд других. В целом необходимо отметить, что на осужденных, оставленных в СИЗО для выпол- нения работ по хозяйственному обслуживанию, распространяет свое действие весь массив подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих те или иные вопросы, связанные с исполнением уголовного наказания в виде лишения свободы. Некоторые из этих подзаконных актов, прямо затрагивающих субъективные права и свободы осужденных и их родственников, имеют ограничительные грифы для ис- пользования, хотя данные права и законные интересы не подпадают под ограничения, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а соответствующая информация - под ограничения, предусмотренные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ и федеральным законода- тельством. На наш взгляд, с части указанных документов следует снять ограничения, значительно сужающие возможности ознакомления с информацией, содержащейся в их текстах, людей, которых данная информация напрямую касается. О необходимости исключения с подзаконных актов ограничительных грифов писал В. И. Горобцов в ра- боте «Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: вопросы теории и практики» [3, с. 62-63]. Это тем более важно, поскольку, в частности, в заключении постоянной комиссии по содействию общественным наблюдательным комиссиям и реформе пенитенциар- ной системы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «О Концепции реформы уголовно-исполнительной системы России» указано на усиление правового регулирования и институционального обеспечения работы уго- ловно-исполнительной системы. Кроме того, в указанных нормативных правовых ак- тах подчеркнуто, что правовая регламентация должна охватывать деятельность всех субъектов пенитенциарных отношений (http://www.president-sovet.ru/structure/group_10/ mаteriаls/concept_of_reform). Однако не только в УИК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных нор- мативных правовых актах практически ничего не говорится о процедуре исполнения лишения свободы в СИЗО в отношении осужденных из отрядов хозяйственного обслу- живания, хотя эта сфера требует к себе пристального внимания. Основная отличительная особенность режима содержания осужденных, оставленных в СИЗО, заключается в том, что он близок не к режиму, установленному в отношении содержащихся под стражей, а к режиму в исправительных колониях общего режима. Это подтверждает и норма ч. 3 ст. 77 УИК РФ, где указано, что «осужденные, оставлен- ные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся... на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима...». Таким образом, категория осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, находится в двояком положении. С одной стороны, на них распространяются все требования, предусмотренные действу- 34 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ... ющими нормативными правовыми актами в отношении осужденных, отбывающих лише- ние свободы в колониях общего режима, а с другой стороны, они содержатся в СИЗО, который по своей структуре принципиально отличается от исправительных колоний. Полагаем, что с учетом существующих особенностей имеется определенный про- бел в правовом регулировании в отношении исполнения и отбывания наказания рас- сматриваемой категории осужденных. Решить сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, возможно дополнением одного из двух существующих нормативных правовых актов: Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - ПВР СИЗО) или Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ). Исходя из названия данных актов и с учетом того, что осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию содержатся в СИЗО, на первый взгляд следует внести изменения в ПВР СИЗО. Однако, учитывая, что ПВР СИЗО регулируют исключительно особенности содержания подозре- ваемых и обвиняемых, полагаем, что более правильным было бы внести изменения в ПВР ИУ, которые регулируют особенности исполнения и отбывания уголовного наказа- ния осужденными к лишению свободы. Кроме того, в Общих положениях ПВР ИУ прямо указано, что «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанав- ливают правила внутреннего распорядка в… следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них… осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию». К сожалению, никаких особенностей содержания рассматриваемой категории осужденных в ПВР ИУ не содержится. На основании изложенного предлагаем включить в ПВР ИУ следующий раздел: «Осо- бенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, оставленными в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию». В данном разделе должна содержаться следующая информация: понятие режима, уста- навливаемого в следственных изоляторах в отношении указанной группы осужденных, отражающее все его телеологические и содержательные особенности; особенности распорядка дня; порядок проживания и питания осужденных; порядок предоставления свиданий; порядок передвижения осужденных в СИЗО и за его пределами, а также ряд других норм. Таким образом, сфера правового регулирования исполнения лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственных изоляторах для выполнения ра- бот по хозяйственному обслуживанию, требует дальнейшего анализа и корректировки с учетом современных направлений развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
References

1. Gorodinec F. M. Osnovnye tendencii razvitiya nakazaniya v vide lisheniya svobody // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2017. T. 12(1-4), № 2. S. 186-191

2. Skiba A. P. Ispolnenie nakazaniya v lechebno-profilakticheskih uchrezhdeniyah : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 2003. 28 s

3. Gorobcov V. I. Problemy realizacii mer postpenitenciarnogo vozdeystviya: voprosy teorii i praktiki : dis. … d-ra yurid. nauk. Ekaterinburg, 1995. 305 s


Login or Create
* Forgot password?