SOME PROBLEMS OF PENALTY MEASURE EXECUTION IN THE FORM OF A PROHIBITION ON CONVICTS LEAVING DORMITORIES IN THEIR FREE TIME FOR UP TO 30 DAYS IN THE COLONIES-SETTLEMENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The system of coercive/ enforcement measures applied to convicts in conditions of deprivation of liberty in correctional institutions provides for a range of penalties. Among them, there is a penalty in the form of a prohibition on leaving prison dormitories in their free time for up to 30 days in the colonies-settlements. As practice shows, this type of penalty is used infrequently. The official statistics of the FPS of Russia do not take into account the law enforcement practice of this type of punishment. However, the implementation of this type of penalty in the colonies-settlements shows that there are certain legal and organizational problems. The absence of a specific, including sublegislative, legal basis for the execution of this type of penalty leads to organizational incidents in law enforcement practice and, as a consequence, the issuance of appropriate acts of prosecutorial response. Thus, in some colonies-settlements there was a practice when the execution of this penalty was identical to the detention of convicts in locked premises of correctional colonies of general and strict regimes. Based on the analysis of the legal framework and practice in the execution of penalties a number of legal and organizational solutions in the current situation are proposed.

Keywords:
disciplinary measures, colonies-settlements, convict, right for free movement, dormitory, violation of the regime, malicious violation of the regime
Text
Text (PDF): Read Download

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) в числе прочих мер взыскания, установленных ст. 115, предусматривает две обособленных меры, кото- рые применимы исключительно к осужденным к лишению свободы, отбывающим нака- зание в колониях-поселениях. Одна из этих мер именуется как «запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней» (далее - мера взыскания). Анализ УИК РФ и подзаконных нормативно-правовых актов показывает, что механизм реализации меры взыскания в уголовно-исполнительном законодательстве на сегод- няшний день не предусмотрен. Это стало проблемой для практики исполнения указан- ной меры принуждения, в частности, летом 2018 г. в УФСИН России по Пензенской об- ласти, на территории которого размещается колония-поселение № 12 (далее - КП-12). В данном учреждении сложилась следующая практика: администрация КП-12, имея возможность содержания осужденных в разных общежитиях, разместила в одном из общежитий осужденных, отбывающих указанную меру взыскания и являющихся злост- ными нарушителями порядка отбывания наказания, в отношении которых материалы направлены в суд для решения вопроса об изменении им вида исправительного учреж- дения (ИУ). Данная мера являлась превентивной, поскольку администрация имела огра- ниченные возможности по предотвращению осужденными побегов. Архитектурно данное общежитие было огорожено изолированным участком, калитка которого постоянно на- ходилась в запертом положении. В связи с этим имеют факты вынесения прокуратурой по надзору за соблюдением законности в ИУ протестов на постановления начальника учреждения о применении к осужденным меры взыскания (см.: информационное пись- мо УФСИН России по Пензенской области от 6 июля 2018 г. № исх-59/ТО/5-7443). Таким образом, место содержания осужденных колонии-поселения фактически стало анало- гом запираемого помещения исправительной колонии общего или строгого режима, где осужденные содержатся в строгих условиях отбывания наказания. Пробел регулирования данной меры взыскания, а также проблем в ее правопри- менении заставляет автора выработать следующие позиции по указанному вопросу. Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» законодатель внес в ч. 5 ст. 129 УИК РФ дополнения, согласно которым осужденным, отбывающим указанную меру взыскания, предоставля- ется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов. В пояс- нительной записке к проекту федерального закона законодатель указал, что предостав- ление указанной категории осужденных права на прогулку предусматривается в целях дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительного законодательства РФ. Поскольку в п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ закреплено, что осужденные колонии-поселе- ния в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в преде- лах колонии-поселения, то данная норма носит общий характер и имеет отношение ко всем категориям осужденных учреждения, кроме содержащихся в условиях камерной изоляции в штрафном изоляторе. Норма закона не предусматривает исключений для осужденных, отбывающих иные меры взыскания. Таким образом, по совокупному смыслу п. «а» ч. 1 и ч. 5 ст. 129 УИК РФ осужденный, отбывающий меру взыскания, территориально имеет право на прогулку в пределах (границах) всего учреждения, а не в пределах (границах) отдельных изолированных участков (мест, объектов) учреждения. Наличие в колониях-поселениях общежитий и иных объектов, выгороженных ограж- дениями изолированных участков с возможностью временного или постоянного запи- рания (блокировки) калиток изолированных участков, противоречит положениям, опре- деленным п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ, согласно которым осужденные в часы от подъема до отбоя (в том числе во время прогулок) пользуются правом свободного (беспрепят- ственного) передвижения в пределах территории учреждения, то есть калитки изоли- рованных участков должны быть в незапертом (незаблокированном) положении. Кроме того, действующие подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и особенности оборудования объектов колоний-поселений (Инструкция по проектиро- ванию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП 17-02 Минюста России), утвержденная приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. № 130-дсп; Наставление по оборудованию инженерно-техни- ческими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279; Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. Часть I, II» (СП 308.1325800.2017), утвержденный приказом Минстроя России от 20 октября 2017 г. № 1454/пр), не предусматривают запираемых (блокируе- мых) на постоянной или временной основе калиток изолированных участков и дверей общежитий. Представляется, что взыскание в виде запрещения выхода за пределы общежития колоний-поселений в свободное от работы время на срок до 30 дней по своему кара- тельному потенциалу ошибочно отождествлять с реализацией мер взысканий при ис- полнении наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего и строгого режимов. Именно в этих учреждениях создаются и функционируют запираемые помещения, в которых содержатся осужденные строгих условий отбывания наказания. Подобное тождество противоречит духу и характеру прогрессивной системы исполне- ния наказаний и различных условий в пределах одного вида наказания. В связи с этим запрет (недопущение) выхода осужденных колоний-поселений, отбывающих анализи- руемую меру взыскания, за пределы общежития не может сопровождаться созданием различных физических преград (дверей, калиток и т. д.) по принципу запираемых поме- щений, обеспечивающих изоляцию осужденных, в исправительных колониях общего и строгого режимов. Очевидно, что в колониях-поселениях запретительный характер выхода осужденных, отбывающих меру взыскания, за пределы общежития должен сопровождаться не фи- зическими барьерами (препятствиями), а упреждающим предписанием с требованием к осужденным о недопущении (запрете) самовольного выхода за пределы общежития под угрозой наступления новой дисциплинарной ответственности. В настоящий момент схожие институты, определяющие порядок реализации запретов на выход осужденных (подозреваемых, обвиняемых) из мест постоянного проживания (пребывания), в законодательстве РФ предусмотрены. Так, по тождественным принци- пам исполняется наказание в виде ограничения свободы (ст. 50, 58 УИК РФ), а также меры пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ) и запрета определенных действий (ст. 105.1 УПК РФ). Полагаем, что содержание осужденных, отбывающих указанную меру взыскания, в отдельном общежитии не противоречит нормам УИК РФ, а, наоборот, обеспечивает исполнение меры взыскания, как элемент предупреждения преступлений и правона- рушений делает безопасным функционирование учреждения, деятельность персонала и отбывание наказания самими осужденными [1, с. 102]. Компактность проживания од- нотипной категории осужденных делает удобным осуществление за ними постоянного контроля и надзора со стороны администрации учреждения. Каков механизм реализации исполнения данной меры взыскания? Он видится сле- дующим: На уровне правового регулирования очевидно, что Правила внутреннего распо- рядка ИУ, утвержденные приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, должны быть дополнены разделом XXIV.1 «Особенности исполнения взыскания в виде запре- щения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней в колониях-поселениях». После вынесения взыскания осужденным (в процессе работы дисциплинарной комиссии при начальнике учреждения) уведомить их в письменном виде под роспись о недопустимости выхода без разрешения администрации колонии-поселения за пре- делы (границы) общежития в свободное от работы время, кроме времени, отведенного на ежедневную прогулку. В общежитии, где содержатся осужденные, отбывающие данный вид взыскания, с целью их ознакомления с порядком исполнения меры взыскания оборудовать (доофор- мить) места (стенды в коридорах), на которых схематично обозначить границы данного общежития в горизонтальной (крыша, пол) и вертикальной (стены, окна, двери) плоскости. Поскольку общежития и калитки изолированных участков находятся (должны на- ходиться) в незапертом (незаблокированном) состоянии предусмотреть: круглосуточный видеоконтроль мест входа и выхода в общежитие (изолированный участок), а также внешних границ общежития (стен, окон, крыши и т. д.) с возможностью вывода видеоизображения в дежурную часть (оператору поста видеоконтроля) для по- следующей фиксации несанкционированного выхода осужденных за пределы общежи- тий и документирования их противоправных действий; систему контроля (турникеты, триподы, считыватели), но не управления доступом, обеспечивающую только регистрацию выхода / входа осужденных из общежитий (с уче- том финансово-экономических возможностей учреждения, территориального органа ФСИН России). В случае нарушения осужденным запрета выхода за пределы (границы) общежития (кроме времени, отведенного на прогулку) составить рапорт о выявленном нарушении установленного порядка отбывания наказания (п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) с возможностью как последующего назначения новой, бо- лее строгой меры взыскания - водворения в штрафной изолятор, так и перспективного изменения вида исправительного учреждения в порядке пп. «а», «б» ч. 4 ст. 78 УИК РФ. Представляется, что предлагаемые правовые и организационные меры в опреде- ленной степени могли бы помочь применению рассматриваемого вида взыскания в современных колониях-поселениях ФСИН России.
References

1. Skiba A. P. Primenenie mer bezopasnosti v kontekste ispravleniya osuzhdennyh i preduprezhdeniya soversheniya novyh prestupleniy // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2015. № 1. S. 100-105


Login or Create
* Forgot password?