PROBLEMS OF CONFISCATION AND STORAGE OF MOBILE DEVICES IN DETENTION FACILITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problem of seizure and confiscation of mobile phones included in the list of prohibited items in pre-trial detention facilities of suspects and accused, as well as those sentenced to imprisonment, which are left in the pre-trial detention facilities to provide maintenance work. The norms of penal, civil legislation and departmental normative legal acts, regulating the order of confiscation and storage conditions of valuables, are analyzed. As a result of the conducted research it is revealed that mobile phones are not included in the list of the property which is subject to accounting and storage in accounts department of the pre-trial detention center with subsequent fixing in values accounting book. There are no clear instructions on the procedure and conditions for both seizure and storage of this type of device in pre-trial detention facilities. It leads to a violation of the rights of property owners, the imposition of non-specific storage duties on employees of these institutions that have nothing to do with it. As a result, it creates problems in performance of the main duties by such employees, causes disorderly movement of mobile devices in regime institutions. In fact, most of the remand centers in the Russian Federation do not carry out work on the recognition of certain things that are not included in the list of property to be stored as valuable. In order to optimize the process of confiscation and storage of mobile phones, as well as monitoring the movement of phones within the institution, it is proposed to revise paragraph 15 of the order of the Ministry of justice of Russia from December 8, 2006 № 356 “approval of the Instruction on accounting of personal money and other valuables belonging to the convicted people, suspects and accused people located in correctional institutions and detention facilities of the Federal penitentiary service” with the words “mobile devices of all types and brands belonging to the convicted people, suspects and accused people”.

Keywords:
mobile devices, valuables, seizure and storage, detention facility
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время средства мобильной связи получили глобальное распространение в обществе. Практически каждый гражданин Российской Федерации является активным пользователем данного вида устройств, в том числе и лица, которые попадают в поле зрения правоохранительных органов. Исключением не стали подозреваемые и обви- няемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако для данной категории лиц существуют особые правила, которые отличаются от общепринятых (в частности, при направлении таких лиц в следственный изолятор мобильные устройства подлежат изъятию и хранению на время нахождения обвиняемых в данных учреждениях). Необходимо признать, что сотовые телефоны становятся не только предметом преступного посягательства, но и средством совершения преступлений и противодействия расследованию [3, с. 117-127]. Тем не менее следует констатировать, что нормативно не урегулирован порядок изъя- тия и хранения мобильных устройств в следственных изоляторах (CИЗО). Попробуем разобраться в причинах такого положения и обозначить свое видение правового регу- лирования данного вопроса. Следственный изолятор является «гибридным» учреждением и предполагает нахож- дение в нем не только подследственных и подсудимых, но и осужденных, оставленных там с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Как установлено в ч. 1 ст. 31 Европейских пенитенциарных правил, «все имущество заключенных, которое в соответствии с правилами внутреннего распорядка им не раз- решается иметь у себя, при поступлении в пенитенциарное учреждение сдается на ответственное хранение» (Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила»). При этом составляется опись этих вещей, принимаются меры для того, чтобы сохранить их в хорошем состоянии. В соответствии с ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных ор- ганизаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуют- ся в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Применительно к изъятию и хранению мобильных устройств такие возможности в России есть. В п. 9 ст. 82 УИК РФ говорится о том, что обнаруженные у осужденных деньги, цен- ные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами вну- треннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владе- лец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации [1, с. 62-67]. В то же время необходимо отме- тить отсутствие полномочий, предусматривающих обращение в суд учреждениями и органами ФСИН России в порядке, предусмотренном ст. 290-292 ГПК РФ, о признании ценных вещей бесхозными и дальнейшего обращения этих вещей в доход государства УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ... 395 [2, с. 52-58]. Понятие «иные ценности» законодателем не раскрывается, оценка вещей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Статья 128 ГК РФ перечисляет объекты гражданских прав, к которым относятся вещи, включая наличные ценные бумаги, наличные деньги, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, резуль- таты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, нематериальные блага, которые также можно рассматривать как ценности. Применительно к области уголовно-процессуальных отношений законодатель рас- крывает понятие «имущество» в УПК РФ. Под таковым, в частности, понимаются любые вещи, а также имущественные права, включая права требования и исключительные права (п. 13.1 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, думается правильным отнесение иных ценностей к имуществу подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые находятся в СИЗО. Сложность определения вещей по критерию ценности, подлежащих хранению в бух- галтерии учреждения, начинается во время передачи подозреваемых и обвиняемых из изолятора временного содержания в следственный изолятор. Данное положение объ- ясняется тем, что правоприменитель буквально толкует норму п. 15 приказа Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, на- ходящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний», где обозначен исчерпывающий перечень личных цен- ностей, которые подлежат учету и хранению. Примечательно, что мобильные устрой- ства в обозначенный перечень не включены. В следственных изоляторах, как уже отмечалось, содержатся осужденные и лица, заключенные под стражу, которые обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Однако названный подзаконный акт не содержит порядка признания иных вещей ценными, что, по нашему мнению, можно считать пробелом. С целью оптимизации правового регулирования порядка изъятия и хранения мо- бильных устройств в СИЗО считаем, что следует по аналогии с п. 51 приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» закрепить в приказе Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принад- лежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» положение, согласно которому изъятые у подозреваемых и обвиняемых иные ценности должны храниться в сейфе бухгалтерии СИЗО, о чем владельцу выдается квитанция, либо с письменного согласия собственника эти вещи (в том числе мобильные устрой- ства) передаются его родственникам. В настоящее время возникает много проблем в связи с изъятием мобильных телефо- нов у лиц, заключенных под стражу. Сотрудники СИЗО, которые по своим функциональ- ным обязанностям не должны отвечать за сохранность изъятых мобильных устройств, фактически возлагают на себя эти дополнительные обязанности. Отсутствуют четкие критерии и алгоритм действий в подобных ситуациях. Проблема признания мобильного телефона ценностью, как таковой, имеет небезосновательные причины. Во-первых, если в отношении каждого устройства инициировать работу комиссии по оценке, то такая комиссия с учетом количества поступления подозреваемых и обвиняе- мых в совершении преступлений будет вынуждена заниматься исключительно оценкой данных устройств. А это, как мы понимаем, неспецифические задачи для учреждения. Более того, такие мероприятия повлекут за собой бумажную волокиту, чего допускать в принципе нельзя. Во-вторых, как известно, мобильные устройства, так же как и часы, имеют широкий модельный ряд и в их производстве задействовано огромное количество производи- телей, что также ставит под сомнение оценочную деятельность в отношении данных устройств. Фактически в большинстве следственных изоляторов Российской Федерации не проводится работа по признанию тех или иных вещей, не входящих в перечень подле- жащих хранению в финансовой части учреждения, ценными. Администрация СИЗО по умолчанию относит такие вещи к предметам, не представляющим ценности. Комиссии, в полномочия которых входит оценка таких вещей и прием их на хранение, существуют лишь юридически. По факту их нет. Все эти обстоятельства ставят в крайне затрудни- тельное положение собственников рассматриваемого движимого имущества и в итоге нарушают их права. С учетом вышеприведенных умозаключений предлагаем дополнить п. 15 приказа Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и об- виняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» словами «мобильные устройства всех видов и марок, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым». Думается, что в случае реализации высказанных предложений это поможет внести прозрачность в порядок, регламентирующий хранение мобильных устройств, а также исключит возможность незаконного использования мобильных устройств внутри учреж- дения. Кроме того, сотрудники СИЗО, ответственные за хранение таких вещей, будут подлежать ответственности за необоснованную утрату либо подмену. Учитывая, что каждому мобильному устройству присваивается идентификационный номер (так назы- ваемый EMEI-адрес), c индивидуализирующими признаками данного вида имущества сложностей не возникнет.
References

1. Antipov A. N. O nekotoryh voprosah povysheniya bezopasnosti v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2015. № 3(21). S. 62-67

2. Ekimov S. V. Problemnye voprosy organizacii predotvrascheniya postupleniya sredstv mobil'noy svyazi na territorii ispravitel'nyh uchrezhdeniy // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2016. № 4(29). S. 52-58

3. Nekrasov A. P., Shihanov V. A. Osobennosti poiska i iz'yatiya sredstv sotovoy svyazi v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 13(368). S. 117-127


Login or Create
* Forgot password?