Publication text
(PDF):
Read
Download
В настоящее время средства мобильной связи получили глобальное распространение в обществе. Практически каждый гражданин Российской Федерации является активным пользователем данного вида устройств, в том числе и лица, которые попадают в поле зрения правоохранительных органов. Исключением не стали подозреваемые и обви- няемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако для данной категории лиц существуют особые правила, которые отличаются от общепринятых (в частности, при направлении таких лиц в следственный изолятор мобильные устройства подлежат изъятию и хранению на время нахождения обвиняемых в данных учреждениях). Необходимо признать, что сотовые телефоны становятся не только предметом преступного посягательства, но и средством совершения преступлений и противодействия расследованию [3, с. 117-127]. Тем не менее следует констатировать, что нормативно не урегулирован порядок изъя- тия и хранения мобильных устройств в следственных изоляторах (CИЗО). Попробуем разобраться в причинах такого положения и обозначить свое видение правового регу- лирования данного вопроса. Следственный изолятор является «гибридным» учреждением и предполагает нахож- дение в нем не только подследственных и подсудимых, но и осужденных, оставленных там с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Как установлено в ч. 1 ст. 31 Европейских пенитенциарных правил, «все имущество заключенных, которое в соответствии с правилами внутреннего распорядка им не раз- решается иметь у себя, при поступлении в пенитенциарное учреждение сдается на ответственное хранение» (Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила»). При этом составляется опись этих вещей, принимаются меры для того, чтобы сохранить их в хорошем состоянии. В соответствии с ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных ор- ганизаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуют- ся в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Применительно к изъятию и хранению мобильных устройств такие возможности в России есть. В п. 9 ст. 82 УИК РФ говорится о том, что обнаруженные у осужденных деньги, цен- ные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами вну- треннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владе- лец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации [1, с. 62-67]. В то же время необходимо отме- тить отсутствие полномочий, предусматривающих обращение в суд учреждениями и органами ФСИН России в порядке, предусмотренном ст. 290-292 ГПК РФ, о признании ценных вещей бесхозными и дальнейшего обращения этих вещей в доход государства УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ... 395 [2, с. 52-58]. Понятие «иные ценности» законодателем не раскрывается, оценка вещей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Статья 128 ГК РФ перечисляет объекты гражданских прав, к которым относятся вещи, включая наличные ценные бумаги, наличные деньги, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, резуль- таты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, нематериальные блага, которые также можно рассматривать как ценности. Применительно к области уголовно-процессуальных отношений законодатель рас- крывает понятие «имущество» в УПК РФ. Под таковым, в частности, понимаются любые вещи, а также имущественные права, включая права требования и исключительные права (п. 13.1 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, думается правильным отнесение иных ценностей к имуществу подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые находятся в СИЗО. Сложность определения вещей по критерию ценности, подлежащих хранению в бух- галтерии учреждения, начинается во время передачи подозреваемых и обвиняемых из изолятора временного содержания в следственный изолятор. Данное положение объ- ясняется тем, что правоприменитель буквально толкует норму п. 15 приказа Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, на- ходящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний», где обозначен исчерпывающий перечень личных цен- ностей, которые подлежат учету и хранению. Примечательно, что мобильные устрой- ства в обозначенный перечень не включены. В следственных изоляторах, как уже отмечалось, содержатся осужденные и лица, заключенные под стражу, которые обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Однако названный подзаконный акт не содержит порядка признания иных вещей ценными, что, по нашему мнению, можно считать пробелом. С целью оптимизации правового регулирования порядка изъятия и хранения мо- бильных устройств в СИЗО считаем, что следует по аналогии с п. 51 приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» закрепить в приказе Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принад- лежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» положение, согласно которому изъятые у подозреваемых и обвиняемых иные ценности должны храниться в сейфе бухгалтерии СИЗО, о чем владельцу выдается квитанция, либо с письменного согласия собственника эти вещи (в том числе мобильные устрой- ства) передаются его родственникам. В настоящее время возникает много проблем в связи с изъятием мобильных телефо- нов у лиц, заключенных под стражу. Сотрудники СИЗО, которые по своим функциональ- ным обязанностям не должны отвечать за сохранность изъятых мобильных устройств, фактически возлагают на себя эти дополнительные обязанности. Отсутствуют четкие критерии и алгоритм действий в подобных ситуациях. Проблема признания мобильного телефона ценностью, как таковой, имеет небезосновательные причины. Во-первых, если в отношении каждого устройства инициировать работу комиссии по оценке, то такая комиссия с учетом количества поступления подозреваемых и обвиняе- мых в совершении преступлений будет вынуждена заниматься исключительно оценкой данных устройств. А это, как мы понимаем, неспецифические задачи для учреждения. Более того, такие мероприятия повлекут за собой бумажную волокиту, чего допускать в принципе нельзя. Во-вторых, как известно, мобильные устройства, так же как и часы, имеют широкий модельный ряд и в их производстве задействовано огромное количество производи- телей, что также ставит под сомнение оценочную деятельность в отношении данных устройств. Фактически в большинстве следственных изоляторов Российской Федерации не проводится работа по признанию тех или иных вещей, не входящих в перечень подле- жащих хранению в финансовой части учреждения, ценными. Администрация СИЗО по умолчанию относит такие вещи к предметам, не представляющим ценности. Комиссии, в полномочия которых входит оценка таких вещей и прием их на хранение, существуют лишь юридически. По факту их нет. Все эти обстоятельства ставят в крайне затрудни- тельное положение собственников рассматриваемого движимого имущества и в итоге нарушают их права. С учетом вышеприведенных умозаключений предлагаем дополнить п. 15 приказа Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и об- виняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» словами «мобильные устройства всех видов и марок, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым». Думается, что в случае реализации высказанных предложений это поможет внести прозрачность в порядок, регламентирующий хранение мобильных устройств, а также исключит возможность незаконного использования мобильных устройств внутри учреж- дения. Кроме того, сотрудники СИЗО, ответственные за хранение таких вещей, будут подлежать ответственности за необоснованную утрату либо подмену. Учитывая, что каждому мобильному устройству присваивается идентификационный номер (так назы- ваемый EMEI-адрес), c индивидуализирующими признаками данного вида имущества сложностей не возникнет.