IMPLEMENTATION OF CERTAIN AREAS OF RUSSIA’S CRIMINAL POLICY TOWARDS WOMEN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the main directions of the state criminal policy, the objectives of which are: reducing crime, ensuring the safety of citizens, society and the state. The ideas of humanization and liberalization in the area of sentencing and execution of punishments against women were taken into account in the reform of criminal and penal legislation and in the development of the criminal and penal codes of the Russian Federation on the basis of international standards, the Soviet criminal and labor codes, as well as the gender approach. Theory and practice comparison of reducing the number of cases of deprivation of liberty in the General system of punishment indicates a slight decrease in number of women in places of isolation. The analysis of judicial practice shows that alternative punishments to deprivation of liberty are less often imposed on women than on men, despite this fact the question of their application to this category of persons does not cease to be less relevant. To date, the problem of reducing the number of persons serving sentences in correctional institutions and establishing systemic mechanisms for the appointment and execution of sentences, not related to isolation from society, has not been solved. In addition, the reduction of female recurrence is important in thecurrent socio-economic conditions. The issues of convicted women preparation for release, assistance in solving post-penitentiary problems, in the labor and household structure, restoration of social ties are very urgent.

Keywords:
criminal policy, criminal penalties, convicted women, imprisonment, re-socialization
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современная уголовная политика в значительной мере направлена на гуманизацию всей уголовной юстиции, дифференциацию мер уголовной ответственности и наказания. Целями государственной уголовной политики являются сокращение преступности до минимально возможного уровня и обеспечение надежной безопасности граждан, общества и государства от криминальных угроз [1, с. 30]. Идеи гуманизации и либерализации в сфере назначения и исполнения наказаний в отношении женщин были учтены при реформировании отечественного уголовного и пенитенциарного законодательства. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) 1996 г. и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) 1997 г. были разработаны на основе международно-правовых стандартов, ранее действовавших советских Уголовного и Исправительно-трудового кодексов, а также с учетом гендерного подхода. Так, УК РФ запрещает применение в отношении женщин таких наказаний, как пожизненное лишение свободы (ст. 57) и смертная казнь (ст. 59). Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет (с 2003 г. - трех лет), не назначаются обязательные работы (ст. 49) и исправительные работы (ст. 50). Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет (с 2003 г. - 14 лет), не приговариваются к аресту (ст. 54). Ограничение свободы (ст. 53) в первоначальной редакции УК РФ не распространялось на беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет (с 2003 г. - 14 лет), достигших 55 лет. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» этот вид наказания назначается женщинам на общих основаниях. Принудительные работы, введенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, запрещено применять в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, достигших 55-летнего возраста (ч. 1 ст. 53). В уголовном законе сохранен особый вид освобождения от наказания - его отсрочка в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. В первоначальной редакции ст. 82 УК РФ такую отсрочку суд мог предоставить осужденным женщинам, возраст детей которых не превышал восьми лет, а в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» - 14 лет. Более того, законодатель, учитывая, что правовое значение отсрочки наказания обусловлено интересами ребенка, Федеральным законом от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включил в круг лиц, к которым возможно применение данного института освобождения, и мужчин, единственных родителей детей в возрасте до 14 лет. Кроме того, исходя из гуманных соображений, а также основываясь на презумпции потенциально меньшей опасности женщин для общества, законодатель предусмотрел для них дополнительные льготы при отбывании наказания в виде лишения свободы [2, с. 279]. Система наказаний является лишь исходным моментом для определения политики государства в этой сфере, выраженной в уголовном законе. Так, в ч. 2 ст. 60 УК РФ определяются конкретизирующие и корректирующие подходы к назначению более строгого или менее строгого наказания, чем это предусмотрено санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ, а в ч. 3 этой статьи содержатся обязательные рекомендации по учету определенных обстоятельств при назначении наказания. Таковы представления законодателя о пределах назначения наказания, отраженные непосредственно в уголовном законодательстве. Они и определяют политику государства в этой сфере. Как известно, любой закон - это своего рода «идеал» законодателя, часто вопреки его представлениям корректируемый жизнью, а применительно к нашей материи - судебной практикой [3, с. 4]. Сопоставление теории и практики снижения лишения свободы в общей системе мер наказания показывает следующие результаты. В I полугодии 2017 г. количество осужденных женщин составило 44 159 чел., из которых 8185 чел. осуждены к лишению свободы. Так, из лишенных свободы: осуждены к сроку до 1 года - 1362 чел., от 1 года до 2 лет - 1679 чел., от 3 до 5 лет - 1439 чел. Всего осужденных женщин от 1 года до 5 лет лишения свободы - 4490 чел. Полагаем, что 3041 женщине со сроком наказания до 3 лет лишения свободы было бы достаточно альтернативного наказания. Имеется незначительное снижение количества женщин в местах изоляции. Ограничивая применение наказания в виде лишения свободы, можно уберечь женщин от влияния криминальной среды. Применяемое в настоящее время в отношении женщин наказание - лишение свободы - наносит колоссальный вред обществу, производя в психике женщины и ее потомства необратимые либо трудноустранимые негативные изменения, лишая ее возможности вернуться в общество полноценным членом, ибо в результате оказываются полностью искаженными представления о государстве, способном таким образом относиться к социальной роли женщины и матери [4, с. 19]. Более того, последствия лишения свободы женщин сказываются на социальной структуре общества, демографии, становятся фактором, ведущим к неблагоприятным изменениям в стране, а также способствуют росту уровня криминальности среды. Кроме того, общество насыщается людьми, имеющими судимость. Таким образом, места лишения свободы должны оставаться для особо опасных преступников. Приведем некоторые статистические данные судебной практики в отношении осужденных женщин за I полугодие 2017 г. Так, в числе иных мер наказания, не связанных с лишением свободы, штрафы назначены 10 112 чел., обязательные работы - 5676 чел., принудительные работы - 20 чел., ограничение свободы - 1972 чел., условное осуждение - 1483 чел. Относительно применения наказания в виде принудительных работ важно отметить, что этот вид наказания начал применяться на территории нескольких субъектов РФ с 1 января 2017 г. Судебная практика показывает, что женщинам указанный вид наказания практически не назначается, несмотря на то что вопрос применения альтернативных лишению свободы наказаний не перестает быть менее актуальным для данной категории осужденных. В науке уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии обсуждается вопрос о необходимости принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Исследования ученых, посвященные проблемам ресоциализации и подготовки осужденных к освобождению, на протяжении длительного времени остаются дискуссионными и по-прежнему актуальны. Безусловно, отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом отрицательных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, неумение принимать позитивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно в первые месяцы свободной жизни. Именно к женщинам после освобождения долгое время сохраняется недоверие, а повышенные требования, предъявляемые к ним со стороны социального окружения, обусловливают их резкое отторжение от привычной среды, что делает особенно затруднительным возвращение в общество тех, кто преступил закон. Учитывая, что в силу биологических и социально-психологических особенностей пребывание в изоляции оказывает на женщин более негативное влияние по сравнению с мужчинами, к тому же и общество относится к ним с большей степенью нетерпимости, лицам женского пола значительно труднее и сложнее включиться в процесс ресоциализации. В связи с данными обстоятельствами, а также необходимостью сокращения женского рецидива в современных социально-экономических условиях весьма актуальными являются вопросы подготовки осужденных женщин к освобождению и оказания им помощи в решении постпенитенциарных проблем, в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении позитивных социальных связей и пр. [2, с. 308]. В последние годы тю- ремные системы некоторых стран изучают подходы, которые могут использоваться для реабилитации и реинтеграции заключенных, но в основном они направлены на преодоление безработицы, что является ключевым препятствием для реинтеграции женщин при выходе из тюрьмы [5, с. 29]. Принятие закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, последнее десятилетие остается актуальным. Основным содержанием закона должно быть не просто установление строгого контроля за поведением этих лиц, а главным образом гарантия государственной помощи им в процессе возвращения к нормальной жизни в обществе: в поисках работы, в случае необходимости в переквалификации, в найме социального жилья и в решении других чисто бытовых проблем. Этот закон должен быть наполнен профилактическим содержанием [3, с. 5]. Таким образом, до настоящего времени полностью не решена проблема сокращения числа лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и создания системных механизмов назначения и исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества [6, с. 98]. Гуманизация уголовного наказания допустима при устойчивом снижении уровня преступности и высокой раскрываемости преступлений, в противном случае она может вызвать дестабилизацию общества [7, с. 92]. Для обеспечения высокой результативности исправления и создания благоприятных условий для ресоциализации осужденных женщин необходимы как общегосударственные меры поддержки данной социально уязвимой части населения, так и специальные меры: оптимизация соотношения применения различных видов наказаний и видов освобождения от них, административный надзор за лицами женского пола, освобожденными из мест лишения свободы, оказание им постпенитенциарной помощи.
References

1. Belova N. A. Ispolnenie nakazaniy v Rossii v otnoshenii zhenschin: istoriya i sovremennost' : monografiya. Vologda, 2016. 340 s

2. Naumov A. V. Ugolovnaya politika v oblasti naznacheniya i ispolneniya nakazaniya: protivorechie mezhdu zakonodatel'nym idealom i praktikoy // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2009. № 5. S. 3-9

3. Al'pern L. I. Rekomendacii po probleme soderzhaniya zhenschin v usloviyah lisheniya svobody (proekt) // Al'pern L. I., Ogorodnikov I. V. Tyur'ma - ne zhenskoe delo: rezul'taty tyuremnogo monitoringa, vyvody, rekomendacii, recenzii, ocherki, interv'yu : sb. materialov. M., 2000. 192 s

4. Oliver de Ros Global 2017, Prison Trends 2018, Penal Reform International & Thailand Institute of Justice

5. Antonov I. V. Problema soglasovaniya gumanizma i nakazaniya v sovremennoy rossiyskoy ugolovnoy politike // Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya ugolovnogo prava Rossiyskoy Federacii: nauchnye i uchebno-metodicheskie aspekty : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyaschennoy pamyati professorov kafedry ugolovnogo prava V. A. Eleonskogo i N. A. Ogurcova / pod red. V. F. Lapshina. Ryazan', 2016. S. 94-101

6. Bekkaria Ch. O prestupleniyah i nakazaniyah / sost. i pred. V. S. Ovchinskogo. M., 2011. 184 s


Login or Create
* Forgot password?