Publication text
(PDF):
Read
Download
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Рос- сийской Федерации до 2020 года одним из основных направлений развития уголовно- исполнительной системы (УИС) является обеспечение режима и безопасности. Что подразумевается под данными понятиями? По мнению Р. З. Усеева, «масштабная ре- форма УИС, начатая в 2010 г., актуализировала проблему научного моделирования содержания и этапов различных отношений и процессов в пенитенциарной системе. Это во многом затронуло вопросы безопасности исправительных учреждений (ИУ), которые остаются актуальными, поскольку изоляция личности по-прежнему вызывает множество дискуссий и споров» [6]. Наука уголовно-исполнительного права, организации деятельности уголовно- исполнительной системы по-разному трактует понятие безопасности (обеспечения безопасности) УИС (ИТУ-ИУ). Для одних ученых безопасность (обеспечение безо- пасности) - это защищенность каких-либо объектов [3, с. 45], для других - обеспечение спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников исправитель- ных учреждений, осужденных, иных граждан, их нормального труда и отдыха, а также функционирования учреждения в целом и его подразделений в частности [4, с. 26], для третьих - состояние, обеспечивающее отсутствие опасности [1, с. 7]. По мнению Р. З. Усеева, такое разное понимание безопасности (обеспечения безопасности) в ли- тературе явилось препятствием к нормативному закреплению этого понятия. Ни один нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения по поводу и в про- цессе исполнения лишения свободы, а также его всестороннего обеспечения, не дает понятия безопасности (обеспечения безопасности) ИУ [6, с. 17]. Статья 82 УИК РФ устанавливает, что режим в исправительных учреждениях - уста- новленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами по- рядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанно- стей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В данной норме устанавливается, что режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным ор- ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполне- ния уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным за- прещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в котором указаны в том числе предметы, изделия и вещества, изъ- ятые из гражданского оборота, деньги, ценные вещи и пр. В связи с этим для доставки на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов активно стали использоваться беспилотные летательные устройства. По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), в 2017-2018 гг. предотвращена доставка в места лишения свободы 262 телефонов, ко- торые пытались переправить с помощью дронов. В 2018 г. предотвращено 27 попыток подобной доставки запрещенных предметов, перехвачено 130 средств мобильной свя- зи, в 2017 г. - 38 попыток и 132 мобильных телефона соответственно. ФСИН России принимает всевозможные меры для защиты от нежелательного про- никновения на режимную территорию. Цель ее состоит в том, чтобы перехватить управление соответствующим беспилотным летательным аппаратом и посадить его в обозначенном месте. По данным российских СМИ, научно-исследовательским инсти- тутом ФСИН России было разработано оборудование для обнаружения, блокирования и подавления беспилотных летательных аппаратов. По сведениям представителя Цен- тра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний, при подлете квадрокоптера к территории исправительного учреждения происходит срабатывание системы обнаружения, она определяет уникальный идентификационный номер беспи- лотника и после этого приступает к захвату управления над ним [6]. Так, с 2017 г. оно применяется в учреждениях УФСИН России по Курской области, новая техника работает в режиме «обнаружение» и своевременно предупреждает сотрудников дежурной смены исправительной колонии о приближении беспилотных летательных аппаратов. С прошлого года усовершенствованная защитная система была установлена в учреж- дениях УФСИН России по Республике Татарстан. По словам экспертов ФСИН России [3], комплексы выявления и блокирования си- стем управления беспилотных летательных аппаратов прошли тестирование и уже показали хорошие результаты в нескольких регионах России. Они работают в любое время суток и независимо от погодных и иных условий. При этом системы исключают влияние человеческого фактора: защитная система способна самостоятельно засечь беспилотный аппарат и приземлить его за территорией колонии или в обозначенном месте во внутреннем дворе следственного изолятора. Отключить систему не смогут и сами сотрудники исправительного заведения. Новое оборудование работает в режиме «отталкивание» и не позволяет беспилотным летательным аппаратам проникать на территорию колоний и следственных изоляторов. Квадрокоптер, после того как его засекло оборудование, просто возвращается к чело- веку, который им управляет. В прошлом году в Республике Татарстан зафиксировано 87 случаев, когда оборудование не позволило беспилотникам вторгнуться в воздушное пространство над учреждениями УИС. Одним из эффективных средств нейтрализации техногенного устройства типа дрон/квадрокоптер является генератор мощного элек- тромагнитного излучения. Используемый одновременно с системой отслеживания, он способен обеспечить высокий уровень безопасности режимных объектов. Актуальной данная проблема является и для правоприменителя зарубежных стран. Так, в марте 2015 г. в колючей проволоке вокруг тюрьмы в английском городе Бедфорде застрял дрон с пакетом с наркотиками, ножом, отверткой и мобильными телефонами. Федеральное бюро тюрем США видит угрозу в беспилотных летательных аппаратах. Бюро разработало список параметров и отправило запрос на информацию о системах, позволяющих следить за беспилотниками, идентифицировать и нейтрализовать их. Система должна работать в условиях, когда в небе летают дружественные аппараты, идентифицировать устройства различных размеров, но в большинстве случаев - ап- параты размером до одного метра двадцати сантиметров, распознавать устройства из разных материалов, включая углеволокно, пластик и металл, находить дроны, пе- ремещающиеся со скоростью до ста метров в секунду на высоте до пяти с половиной километров. распознавать как доступные в продаже в США, так и самодельные лета- тельные аппараты, следить за дронами в радиусе полутора километров и уничтожать их на максимально возможном расстоянии, выполнять команды или работать автоном- но, использовать GPS. Видимо, введенные в Воздушный кодекс Российской Федерации поправки, а также проектная работа, ведущаяся в Правительстве РФ относительно порядка учета беспи- лотных гражданских воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или про- изведенных в Российской Федерации, не создали необходимой юридической базы для использования беспилотных летательных устройств в нашей стране, что, безусловно, способствует их неправомерному использованию, в том числе для доставки запрещен- ных предметов на территорию исправительных учреждений.