THE PREPARATION OF PRISONERS FOR RELEASE FROM SERVING SENTENCES AS A MECHANISM OF RESOCIALIZATION AND ACTUAL INCLUSION IN CIVIL SOCIETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the preparation of convicts for release from serving their sentences. The main problems in the sphere of preparation of convicts sentenced to imprisonment for release are the imperfection of the legal regulation of the process of preparation for release, the lack of legal regulation of the school of convicts’ preparation for release, personnel problems in the activities of employees of social protection groups of convicts and a number of others. Preparation of convicts for release from punishment is formal and is not effective, because it is reduced to conversations on abstract topics. The main directions of school work of convicts’ preparation for release are analysed; and the factors interfering its effective activity are revealed. In particular, there is no direct interaction with representatives of local authorities, employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, bodies of the FederalTABLE OF CONTENTS AND ABSTRACTS 215penitentiary service (represented by penal inspections), health and social protection bodies, members of public monitoring commissions and other organizations and citizens who will accompany the convicted person after release from serving the sentence. It is proved that the head of the unit, psychologists, teachers, social workers and other persons who will conduct indepth work with the convict taking into account his sociodemographic, criminallegal and penal characteristics should be responsible for carrying out educational and other activities aimed at preparing for release during the period of serving/execution of imprisonment. The conclusion is made about the need for legal regulation of the work of the school of convicts’ preparation for release, and specific recommendations on the organization of its work. In particular, the development of training programmes for release must take into account the needs of the convicts themselves, as well as their level of education, length of service, marital status, et.

Keywords:
penal policy, resocialization, school of convicts’ preparation for release
Text
Text (PDF): Read Download

Важнейшей частью единого механизма ресоциализации осужденных является их подготовка к освобождению от отбывания наказания. От эффективности такой подготов- ки будет зависеть весь последующий ресоциализационный процесс, направленный на интеграцию в систему общественных отношений и включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание или освобожденных от него, чтобы было возможно вести законопослушный и самостоятельный образ жизни. [1, с. 42-43]. В настоящее время научные исследователи повсеместно обсуждают «кризис нака- зания» и неэффективность процесса подготовки осужденных к освобождению от от- бывания наказания. Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания называются несовершенство правовой регла- ментации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и др. [2, с. 50-52]. В самом общем виде подготовка осужденных к освобождению от отбывания нака- зания описывается в гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Согласно ст. 180 УИК РФ с осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности. Однако в действующем УИК РФ недостаточно решен вопрос о роли и содержании вос- питательной работы с осужденными. Во-первых, воспитательной работе с осужденными к лишению свободы в УИК РФ посвящены лишь две статьи - 109 и 110, которые носят абстрактный характер: не ука- зан примерный перечень воспитательных мероприятий, не определены субъекты, от- ветственные за проведение воспитательной работы. Во-вторых, не предусмотрены формы взаимодействия должностных лиц, осущест- вляющих воспитательную работу по подготовке к освобождению, и осужденных, которые способствовали бы формированию и развитию у последних ответственного поведения и самостоятельного образа жизни. В-третьих, воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных к лишению свободы начинается за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы (ст. 180 УИК РФ). Очевидно, что этого срока недостаточно. Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных должна начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания, как это определено в Минимальных стандартных пра- вилах ООН в отношении обращения с заключенными (2015 г.). Считаем, что в УИК РФ необходимо более полно отразить содержание воспитатель- ной работы, которая способна улучшить личность осужденного за время отбывания наказания путем целенаправленного исправительного воздействия и, главное, под- готовить его к ведению самостоятельного и социально полезного образа жизни после освобождения от отбывания наказания. В целях подготовки к освобождению от отбывания наказания в 2006 г. Минюст России утвердил Инструкцию об оказании содействия в трудовом и бытовом устрой- стве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказа- ния в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Согласно Инструкции подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание, включает в себя проведение индивидуальных бесед с осужденными, выяснение их жизненных планов после освобождения, в том числе о предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу. Специалисты разъясняют им необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и т. д. Как видно из документа, подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, так как сводится к проведению бесед на абстракт- ные темы. Не свободна от формальностей и работа сотрудников групп социальной защиты осужденных, которая в основном ограничивается перепиской с органами местного са- моуправления, Федеральной службой по труду и занятости и другими работодателя- ми по поводу предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений (п. 20 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262). Одна из основных задач работы группы социальной защиты осужденных - подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в школе подготовки осужденных к освобождению (далее - ШПкО) (п. 3 Положения о группе социальной защиты осужден- ных исправительного учреждения). Однако работа школы подготовки осужденных к освобождению правовыми нормами не урегулирована. В связи с этим отсутствует регламент ее работы, а план проводимых занятий составляется специалистами группы соцзащиты и утверждается начальником исправительной колонии. По сообщению специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных одной из исправительных колоний УФСИН России по Самарской области, занятия в ШПкО проводятся еженедельно по 40 минут один раз в неделю в течение шести месяцев. Предлагается в случае необходимости проводить не 40-минутные, а 90-минутные занятия в виде тренингов, дискуссий, круглых столов. Таким образом, программа ШПкО рассчитана на 24 академических часа. Согласно плану проведения занятий, утвержденному начальником исправительной колонии, основными темами лекций в ШПкО являются: «Ситуация на рынке», «Поня- тие рабочего времени, особенности правового регулирования рабочего времени», «Обращение в Главное управление по вопросам миграции МВД для регистрации по своему месту жительства», «Административный надзор. Ответственность», «Финан- совый расчет в день освобождения», «Виды пенсий. Что такое СНИЛС? Полис обязательного медицинского страхования», «Правила обращения в учреждения здравоох- ранения за медицинской помощью. Организации, оказывающие помощь при алкоголь- ной и наркотической зависимости». Как видно, перечисленные темы не охватывают всего спектра проблем, которые придется решать осужденному после освобождения от отбывания наказания. Кроме того, необходимо отметить, что лекции, беседы в основном проводятся со- трудниками исправительного учреждения. Это означает, что нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками МВД России, органов ФСИН России (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, с общественными наблюдательными комисси- ями и другими организациями и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания. В целях изучения сложившейся практики работы ШПкО представляет интерес мне- ние самих осужденных о данном процессе. В рамках социального образовательного проекта «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него (2018-2021 гг.)» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских гран- тов, были опрошены 375 респондентов: лица, отбывшие уголовное наказание и осво- божденные от него, и лица, повторно отбывающие уголовное наказание (соответственно 100 и 275 человек). Анкетирование было организовано и проведено кафедрой уголов- ного права и криминологии Самарского национального исследовательского универси- тета имени академика С. П. Королева под руководством доктора социологических наук, профессора Н. П. Щукиной. Респондентам, участвующим в опросе, были заданы вопросы относительно их уча- стия в работе ШПкО и оценки ее работы. Выяснилось, что от 70 до 80 % респондентов не посещали ШПкО, а многие о ней даже не слышали. Так, согласно проведенному опросу ШПкО не посещали 84,8 % лиц, отбывших уголовное наказание (находящихся на свободе), и 77,5 % тех, кто вновь отбы- вает уголовное наказание (находящихся в ИУ). Отметим, что условия опроса повлияли на результаты, но незначительно. Получается, что в большинстве случаев механизм работы школы подготовки осужденных к освобождению существует лишь на бумаге. Что касается мнения респондентов, которые посещали ШПкО, то им было предло- жено ответить на ряд вопросов, связанных с работой ШПкО, в том числе оценить по пятибалльной шкале значимость направлений работы школы (5 - наиболее значимое направление работы; 1 - наименее значимое направление работы; 0 - затрудняюсь ответить). Полученные результаты такой оценки отражены в таблице. Обратим внимание, что разброс мнений респондентов об основных направлениях работы и о темах занятий в ШПкО оказался небольшим, что подтверждает необходи- мость и значимость всех заявленных тем. Вместе с тем первые места заняли такие направления, как воспитательная работа (4,4 балла), организация профессионального обучения и дополнительного профес- сионального образования (4,2), третье место разделили медицинские мероприятия ресоциализационной направленности (3,8) и психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности (3,8 балла). Полагаем, что, ставя воспитательную работу на первое место, респонденты не лу- кавили. В настоящее время в самом деле воспитательная работа в уголовно-исполни- Таблица Мнения респондентов о значимости направлений работы ШПкО № п/п Направления работы Оценка 1 Содействие в трудоустройствеПоиск работы (резюме; автобиография; собеседование; телефонный разго- вор).Содействие в трудоустройстве (трудоустройство через службу занятости на- селения; прием на работу; увольнение с работы).Оформление пособия по безработице 3,7 2 Правовое просвещение Трудовые права и обязанности. Сделки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности.Основы семейного законодательства (лишение и восстановление родитель- ских прав; имущественные отношения супругов).Восстановление утраченных документов.Социальная защита граждан и социальное страхование.Порядок обращения с жалобами и заявлениями в официальные органы 3,6 3 Воспитательная работаНравственные принципы, культура поведения в быту и обществе. Занятия спортом, художественной самодеятельностью 4,4 4 Психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности Психотерапевтическая помощь (индивидуальные и групповые тренинги, вклю- чая управление эмоциями).Реабилитационные программы (курс безопасного управления транспортным средством, программа предотвращения домашнего насилия) 3,8 5 Медицинские мероприятия ресоциализационной направленностиПреступность и алкоголизмПрофилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Лечение и профилактика туберкулеза 3,8 6 Организация профессионального обучения и дополнительного профес- сионального образованияПраво лиц, отбывших уголовное наказание, на образование. Закон РФ «Об образовании».Содействие в получении общего и профессионального образования 4,2 тельной системе практически «парализована», что выше уже отмечалось. Серьезный подрыв воспитательной работы произошел в 2011 г., когда Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были упразднены самодеятельные организации осужден- ных, а новых форм воспитательной работы, компенсирующих деятельность самоде- ятельных организаций, предложено не было. К тому же сотрудники исправительных учреждений в основном формально относятся к воспитательной работе по подготовке к освобождению. Во многих случаях работа по этому направлению ограничивается ведением начальником отряда осужденных дневников индивидуально-воспитатель- ной работы [3, с. 276-279]. Считаем, что ответственными за проведение воспитательных и других мероприятий, направленных на подготовку к освобождению, в период отбывания/исполнения лишения свободы должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристик. При этом раз в квартал (либо в полгода) целесообразно подводить промежу- точные итоги и оценивать эффективность проведенных мероприятий. Для успешного проведения мероприятий по подготовке к освобождению предлага- ется в отряде создать на добровольных началах группы взаимопомощи осужденных. Работа таких групп должна проводиться под руководством профильных специалистов, так как взаимопомощь и отличается от самопомощи наличием в таких группах профес- сиональных лидеров. С участием названных групп и опорой на них предлагается про- водить ресоциализационные мероприятия в целях реального включения осужденных в гражданское общество. Что касается организации общего и профессионального образования, то данные опроса осужденных показали, что задачи получения осужденными обязательного образования реализуются не всегда. Это подтверждено на официальном уровне. Как отмечается в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», имеются проблемы с созданием необходимых условий для получения осужденными обязательного образования, в частности с организаци- ей образовательного процесса в отдельных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В целях решения этих проблем необходимо строительство дополнитель- ных школ. Еще более серьезные проблемы с организацией получения высшего образования, которое осужденным недоступно из-за высокой стоимости обучения и низких доходов самих осужденных и лиц, отбывших наказание. Необходимость проведения медицинских и психолого-педагогических мероприятий в период отбывания наказания, в том числе подготовки к освобождению, очевидна в условиях массового распространения различных социально значимых заболеваний и психических расстройств осужденных. Бесспорно, что государство несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье человека, когда помещает его в закрытые испра- вительные учреждения. С небольшим отрывом в иерархии оценок осужденных идут темы, посвященные со- действию в трудоустройстве и правовому просвещению. Тот факт, что опрашиваемые не указали их в числе первых трех наиболее значимых тем, связан с тем, что большин- ство респондентов было трудоустроено и ознакомлено со своими основными правами и обязанностями со стороны начальников отрядов и групп соцзащиты. При ответе на закрытый вопрос о специалистах, которые должны вести занятия в ШПкО, респондентам было предложено также проранжировать по пятибалльной си- стеме роль этих специалистов в работе данной школы. Мнения респондентов выгля- дят следующим образом: сотрудники учреждений здравоохранения - 4; служб психо- логической помощи - 3,9; служб занятости - 3,8; служб социальной адаптации - 3,8; центров социального обслуживания -3,6; ФСИН России - 3, 5; МВД России - 2, 8; прокуратуры - 2,7. Как видим, наибольшее количество баллов среди основных специалистов, кото- рые должны вести занятия в ШПкО, набрали сотрудники учреждений здравоохра- нения, служб психологической помощи, служб занятости и социальной адаптации [3, с. 279-280]. Следует отметить, что проанализированные нами данные не являются репрезента- тивными, однако обращают внимание на сложившиуюся практику организации работы ШПкО, выявляют направления, которые препятствуют эффективной ресоциализации осужденных и их возвращению в общество как сограждан. Полагаем, что при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности в них самих осужденных, а также уровень их образования, тру- довой стаж, семейное положение и т. д. Очевидно, что в ШПкО должны принимать ак- тивное участие те субъекты, которые будут продолжать работу с осужденными после отбывания/исполнения наказания. Целесообразно также предусмотреть проведение независимой экспертизы работы школы подготовки к освобождению. На уровне методических рекомендаций необходимо разработать примерную тема- тику занятий в школе подготовки к освобождению. Наиболее важными представляются следующие темы. Изменения в современном мире (Информационное общество. Как работать с ин- тернет-ресурсами. Профессии и специальности, востребованные на рынке труда. Человек и культура в меняющемся мире. Средства массовой информации как соци- альный ресурс). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для лиц, возвращающихся в общество: стереотипы и реальность (Право лиц, от- бывших уголовное наказание, на образование и его реализация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образование лиц, отбывших уголовное наказание. Содействие в получении общего и профессионального образования лицам, отбывшим уголовное наказание. Компьютерные технологии, дистанционное обучение как ресурсы лиц, отбывших уголовное наказание. Правовые основы финансов (налоги, порядок получения пособий, долг, компенсация потерпевшему; планирование бюдже- та, кредит, страхование; денежные операции со своими счетами) для лиц, отбывших уголовное наказание. Содействие в трудоустройстве и его субъекты (Поиск работы (резюме; сопро- водительное письмо; автобиография; собеседование; телефонный разговор). Трудоу- стройство через службу занятости населения, кадровое агентство; прием на работу; увольнение с работы. Оформление пособия по безработице). Правовые аспекты возвращения в общество (Трудовые права и обязанности. Сдел- ки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности. Основы семейного законо- дательства (лишение и восстановление родительских прав; имущественные отноше- ния супругов). Восстановление утраченных документов. Социальная защита граждан и социальное страхование. Порядок обращения с жалобами и заявлениями в офици- альные органы). Культура личности и ее роль в возвращении осужденного в общество (Культура и повседневная жизнедеятельность людей в современном обществе. Культура личности и культура общества: их ресурсы в обеспечении прав и свобод гражданина. Нормы и ценности в культуре современного общества. Физическая культура и занятия спортом как фактор формирования и развития здорового образа жизни. Культура питания. Роль религиозных организаций в развитии культуры лиц, отбывших уголовное наказание). Тюремная субкультура как фактор риска посттюремной адаптации (Субкульту- ра как часть культуры современного общества. Тюремная субкультура как инструмент ослабления условий изоляции и обретения своей роли в вынужденном сообществе. Характер тюремной субкультуры и ее структура. Нормы и ценности тюремной субкуль- туры. Тюремная субкультура и риски социального взаимодействия лиц, освободившихся от уголовного наказания и возвращающихся в общество). Психологическая служба и содействие лицам, отбывшим уголовное наказание и освобожденным от него (Цели и ценности психологической службы. Искусство общения как технология социального взаимодействия. Индивидуальные и групповые тренинги, включая управление эмоциями и «управление гневом». Основы семейной терапии. Ре- абилитационные программы психологической службы (курсы безопасного управления транспортным средством, формирования и развития уверенности в себе; программа предупреждения домашнего насилия). Как найти такую службу и обеспечить себе до- ступность ее услуг). Медицинские учреждения как ресурс лиц, отбывших уголовное наказание и возвра- щающихся в общество [Структура современных медицинских организаций. Цели и цен- ности медицинских организаций и охрана здоровья граждан в Российской Федерации» (Госпрограмма «Развитие здравоохранения»). Потенциал медицинских организаций и их содействие в освобождении от алко-, токсико- или наркотической зависимости. Профи- лактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в деятельности медицинских орга- низаций. Лечение и профилактика туберкулеза как направление в работе медицинских организаций. Правовые и организационные основы профилактики социально опасных инфекционных заболеваний. Принудительные меры медицинского характера к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией)]. Административный постпенитенциарный надзор как технология сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание (Административный постпенитенциарный надзор в системе технологий сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание. Понятие, цели и задачи постпенитенциарного административного надзора. Установление адми- нистративных ограничений поднадзорному лицу. Ответственность и права поднадзор- ных лиц) и др. [4, с. 54-57]. В целях совершенствования сложившейся практики работы с осужденными на этой стадии рекомендуем переименовать школу подготовки осужденных к освобождению с добровольным участием в обязательные курсы подготовки осужденных к освобождению. Такое предложение обусловлено рядом обстоятельств, включая следующие: термин «школа» не несет необходимой для осужденных смысловой нагрузки и не стимулиру- ет лиц, отягощенных тюремной субкультурой, пропитанных тюремными традициями, к «обучению в школе». Как отмечает Н. П. Щукина, сам термин «школа» ассоциируется с учебным заведением, со взаимодействием учителей и учеников и т. п. Однако в случае с осужденными относиться к ним как к «детям» с несформировавшейся системой норм и ценностей означает скорее негативную мотивацию осужденных касательно такой формы работы с ними. Наконец, школа предполагает более длительный и интенсив- ный процесс обучения и воспитания. В данном случае речь идет всего лишь о разовых еженедельных занятиях в течение шести месяцев [4, с. 17-18]. В завершение отметим, что в целях проведения эффективной политики ресоциали- зации необходимо совершенствовать весь процесс подготовки осужденных к освобо- ждению от отбывания наказания, в том числе организацию работы школы подготовки осужденных к освобождению.
References

1. Klenova T. V., Schukina N. P., Adoevskaya O. A. O dorozhnoy karte resocializacii i real'nogo vklyucheniya v grazhdanskoe obschestvo lic, otbyvshih ugolovnoe nakazanie i osvobozhdennyh ot nego // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2017. № 4(26). S. 41-45.

2. Epifanov O. S. Podgotovka osuzhdennyh k lisheniyu svobody k osvobozhdeniyu ot nakazaniya v mezhdunarodnyh standartah i v rossiyskom zakonodatel'stve // II Mezhdunarodnyy penitenciarnyy forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» : sb. tez. vystup. i dokl. uchastnikov (Ryazan', 25-27 noyab. 2015 g.). Ryazan', 2015. T. 3 : Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Sovershenstvovanie ugolovnogo i ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii». 210 s.

3. Resocializaciya i real'noe vklyuchenie v grazhdanskoe obschestvo osuzhdennyh : monografiya / pod red. T. V. Klenovoy. M., 2019. 432 s.

4. Adoevskaya O. A., Schukina N. P. Resocializaciya lic, otbyvayuschih, otbyvshih ugolovnoe nakazanie i osvobozhdennyh ot nego : metod. rek. Samara, 2018. 78 s.


Login or Create
* Forgot password?