Text (PDF):
Read
Download
Важнейшей частью единого механизма ресоциализации осужденных является их подготовка к освобождению от отбывания наказания. От эффективности такой подготов- ки будет зависеть весь последующий ресоциализационный процесс, направленный на интеграцию в систему общественных отношений и включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание или освобожденных от него, чтобы было возможно вести законопослушный и самостоятельный образ жизни. [1, с. 42-43]. В настоящее время научные исследователи повсеместно обсуждают «кризис нака- зания» и неэффективность процесса подготовки осужденных к освобождению от от- бывания наказания. Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания называются несовершенство правовой регла- ментации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и др. [2, с. 50-52]. В самом общем виде подготовка осужденных к освобождению от отбывания нака- зания описывается в гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Согласно ст. 180 УИК РФ с осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности. Однако в действующем УИК РФ недостаточно решен вопрос о роли и содержании вос- питательной работы с осужденными. Во-первых, воспитательной работе с осужденными к лишению свободы в УИК РФ посвящены лишь две статьи - 109 и 110, которые носят абстрактный характер: не ука- зан примерный перечень воспитательных мероприятий, не определены субъекты, от- ветственные за проведение воспитательной работы. Во-вторых, не предусмотрены формы взаимодействия должностных лиц, осущест- вляющих воспитательную работу по подготовке к освобождению, и осужденных, которые способствовали бы формированию и развитию у последних ответственного поведения и самостоятельного образа жизни. В-третьих, воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных к лишению свободы начинается за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы (ст. 180 УИК РФ). Очевидно, что этого срока недостаточно. Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных должна начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания, как это определено в Минимальных стандартных пра- вилах ООН в отношении обращения с заключенными (2015 г.). Считаем, что в УИК РФ необходимо более полно отразить содержание воспитатель- ной работы, которая способна улучшить личность осужденного за время отбывания наказания путем целенаправленного исправительного воздействия и, главное, под- готовить его к ведению самостоятельного и социально полезного образа жизни после освобождения от отбывания наказания. В целях подготовки к освобождению от отбывания наказания в 2006 г. Минюст России утвердил Инструкцию об оказании содействия в трудовом и бытовом устрой- стве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказа- ния в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Согласно Инструкции подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание, включает в себя проведение индивидуальных бесед с осужденными, выяснение их жизненных планов после освобождения, в том числе о предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу. Специалисты разъясняют им необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и т. д. Как видно из документа, подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, так как сводится к проведению бесед на абстракт- ные темы. Не свободна от формальностей и работа сотрудников групп социальной защиты осужденных, которая в основном ограничивается перепиской с органами местного са- моуправления, Федеральной службой по труду и занятости и другими работодателя- ми по поводу предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений (п. 20 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262). Одна из основных задач работы группы социальной защиты осужденных - подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в школе подготовки осужденных к освобождению (далее - ШПкО) (п. 3 Положения о группе социальной защиты осужден- ных исправительного учреждения). Однако работа школы подготовки осужденных к освобождению правовыми нормами не урегулирована. В связи с этим отсутствует регламент ее работы, а план проводимых занятий составляется специалистами группы соцзащиты и утверждается начальником исправительной колонии. По сообщению специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных одной из исправительных колоний УФСИН России по Самарской области, занятия в ШПкО проводятся еженедельно по 40 минут один раз в неделю в течение шести месяцев. Предлагается в случае необходимости проводить не 40-минутные, а 90-минутные занятия в виде тренингов, дискуссий, круглых столов. Таким образом, программа ШПкО рассчитана на 24 академических часа. Согласно плану проведения занятий, утвержденному начальником исправительной колонии, основными темами лекций в ШПкО являются: «Ситуация на рынке», «Поня- тие рабочего времени, особенности правового регулирования рабочего времени», «Обращение в Главное управление по вопросам миграции МВД для регистрации по своему месту жительства», «Административный надзор. Ответственность», «Финан- совый расчет в день освобождения», «Виды пенсий. Что такое СНИЛС? Полис обязательного медицинского страхования», «Правила обращения в учреждения здравоох- ранения за медицинской помощью. Организации, оказывающие помощь при алкоголь- ной и наркотической зависимости». Как видно, перечисленные темы не охватывают всего спектра проблем, которые придется решать осужденному после освобождения от отбывания наказания. Кроме того, необходимо отметить, что лекции, беседы в основном проводятся со- трудниками исправительного учреждения. Это означает, что нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками МВД России, органов ФСИН России (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, с общественными наблюдательными комисси- ями и другими организациями и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания. В целях изучения сложившейся практики работы ШПкО представляет интерес мне- ние самих осужденных о данном процессе. В рамках социального образовательного проекта «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него (2018-2021 гг.)» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских гран- тов, были опрошены 375 респондентов: лица, отбывшие уголовное наказание и осво- божденные от него, и лица, повторно отбывающие уголовное наказание (соответственно 100 и 275 человек). Анкетирование было организовано и проведено кафедрой уголов- ного права и криминологии Самарского национального исследовательского универси- тета имени академика С. П. Королева под руководством доктора социологических наук, профессора Н. П. Щукиной. Респондентам, участвующим в опросе, были заданы вопросы относительно их уча- стия в работе ШПкО и оценки ее работы. Выяснилось, что от 70 до 80 % респондентов не посещали ШПкО, а многие о ней даже не слышали. Так, согласно проведенному опросу ШПкО не посещали 84,8 % лиц, отбывших уголовное наказание (находящихся на свободе), и 77,5 % тех, кто вновь отбы- вает уголовное наказание (находящихся в ИУ). Отметим, что условия опроса повлияли на результаты, но незначительно. Получается, что в большинстве случаев механизм работы школы подготовки осужденных к освобождению существует лишь на бумаге. Что касается мнения респондентов, которые посещали ШПкО, то им было предло- жено ответить на ряд вопросов, связанных с работой ШПкО, в том числе оценить по пятибалльной шкале значимость направлений работы школы (5 - наиболее значимое направление работы; 1 - наименее значимое направление работы; 0 - затрудняюсь ответить). Полученные результаты такой оценки отражены в таблице. Обратим внимание, что разброс мнений респондентов об основных направлениях работы и о темах занятий в ШПкО оказался небольшим, что подтверждает необходи- мость и значимость всех заявленных тем. Вместе с тем первые места заняли такие направления, как воспитательная работа (4,4 балла), организация профессионального обучения и дополнительного профес- сионального образования (4,2), третье место разделили медицинские мероприятия ресоциализационной направленности (3,8) и психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности (3,8 балла). Полагаем, что, ставя воспитательную работу на первое место, респонденты не лу- кавили. В настоящее время в самом деле воспитательная работа в уголовно-исполни- Таблица Мнения респондентов о значимости направлений работы ШПкО № п/п Направления работы Оценка 1 Содействие в трудоустройствеПоиск работы (резюме; автобиография; собеседование; телефонный разго- вор).Содействие в трудоустройстве (трудоустройство через службу занятости на- селения; прием на работу; увольнение с работы).Оформление пособия по безработице 3,7 2 Правовое просвещение Трудовые права и обязанности. Сделки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности.Основы семейного законодательства (лишение и восстановление родитель- ских прав; имущественные отношения супругов).Восстановление утраченных документов.Социальная защита граждан и социальное страхование.Порядок обращения с жалобами и заявлениями в официальные органы 3,6 3 Воспитательная работаНравственные принципы, культура поведения в быту и обществе. Занятия спортом, художественной самодеятельностью 4,4 4 Психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности Психотерапевтическая помощь (индивидуальные и групповые тренинги, вклю- чая управление эмоциями).Реабилитационные программы (курс безопасного управления транспортным средством, программа предотвращения домашнего насилия) 3,8 5 Медицинские мероприятия ресоциализационной направленностиПреступность и алкоголизмПрофилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Лечение и профилактика туберкулеза 3,8 6 Организация профессионального обучения и дополнительного профес- сионального образованияПраво лиц, отбывших уголовное наказание, на образование. Закон РФ «Об образовании».Содействие в получении общего и профессионального образования 4,2 тельной системе практически «парализована», что выше уже отмечалось. Серьезный подрыв воспитательной работы произошел в 2011 г., когда Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были упразднены самодеятельные организации осужден- ных, а новых форм воспитательной работы, компенсирующих деятельность самоде- ятельных организаций, предложено не было. К тому же сотрудники исправительных учреждений в основном формально относятся к воспитательной работе по подготовке к освобождению. Во многих случаях работа по этому направлению ограничивается ведением начальником отряда осужденных дневников индивидуально-воспитатель- ной работы [3, с. 276-279]. Считаем, что ответственными за проведение воспитательных и других мероприятий, направленных на подготовку к освобождению, в период отбывания/исполнения лишения свободы должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристик. При этом раз в квартал (либо в полгода) целесообразно подводить промежу- точные итоги и оценивать эффективность проведенных мероприятий. Для успешного проведения мероприятий по подготовке к освобождению предлага- ется в отряде создать на добровольных началах группы взаимопомощи осужденных. Работа таких групп должна проводиться под руководством профильных специалистов, так как взаимопомощь и отличается от самопомощи наличием в таких группах профес- сиональных лидеров. С участием названных групп и опорой на них предлагается про- водить ресоциализационные мероприятия в целях реального включения осужденных в гражданское общество. Что касается организации общего и профессионального образования, то данные опроса осужденных показали, что задачи получения осужденными обязательного образования реализуются не всегда. Это подтверждено на официальном уровне. Как отмечается в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», имеются проблемы с созданием необходимых условий для получения осужденными обязательного образования, в частности с организаци- ей образовательного процесса в отдельных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В целях решения этих проблем необходимо строительство дополнитель- ных школ. Еще более серьезные проблемы с организацией получения высшего образования, которое осужденным недоступно из-за высокой стоимости обучения и низких доходов самих осужденных и лиц, отбывших наказание. Необходимость проведения медицинских и психолого-педагогических мероприятий в период отбывания наказания, в том числе подготовки к освобождению, очевидна в условиях массового распространения различных социально значимых заболеваний и психических расстройств осужденных. Бесспорно, что государство несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье человека, когда помещает его в закрытые испра- вительные учреждения. С небольшим отрывом в иерархии оценок осужденных идут темы, посвященные со- действию в трудоустройстве и правовому просвещению. Тот факт, что опрашиваемые не указали их в числе первых трех наиболее значимых тем, связан с тем, что большин- ство респондентов было трудоустроено и ознакомлено со своими основными правами и обязанностями со стороны начальников отрядов и групп соцзащиты. При ответе на закрытый вопрос о специалистах, которые должны вести занятия в ШПкО, респондентам было предложено также проранжировать по пятибалльной си- стеме роль этих специалистов в работе данной школы. Мнения респондентов выгля- дят следующим образом: сотрудники учреждений здравоохранения - 4; служб психо- логической помощи - 3,9; служб занятости - 3,8; служб социальной адаптации - 3,8; центров социального обслуживания -3,6; ФСИН России - 3, 5; МВД России - 2, 8; прокуратуры - 2,7. Как видим, наибольшее количество баллов среди основных специалистов, кото- рые должны вести занятия в ШПкО, набрали сотрудники учреждений здравоохра- нения, служб психологической помощи, служб занятости и социальной адаптации [3, с. 279-280]. Следует отметить, что проанализированные нами данные не являются репрезента- тивными, однако обращают внимание на сложившиуюся практику организации работы ШПкО, выявляют направления, которые препятствуют эффективной ресоциализации осужденных и их возвращению в общество как сограждан. Полагаем, что при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности в них самих осужденных, а также уровень их образования, тру- довой стаж, семейное положение и т. д. Очевидно, что в ШПкО должны принимать ак- тивное участие те субъекты, которые будут продолжать работу с осужденными после отбывания/исполнения наказания. Целесообразно также предусмотреть проведение независимой экспертизы работы школы подготовки к освобождению. На уровне методических рекомендаций необходимо разработать примерную тема- тику занятий в школе подготовки к освобождению. Наиболее важными представляются следующие темы. Изменения в современном мире (Информационное общество. Как работать с ин- тернет-ресурсами. Профессии и специальности, востребованные на рынке труда. Человек и культура в меняющемся мире. Средства массовой информации как соци- альный ресурс). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для лиц, возвращающихся в общество: стереотипы и реальность (Право лиц, от- бывших уголовное наказание, на образование и его реализация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образование лиц, отбывших уголовное наказание. Содействие в получении общего и профессионального образования лицам, отбывшим уголовное наказание. Компьютерные технологии, дистанционное обучение как ресурсы лиц, отбывших уголовное наказание. Правовые основы финансов (налоги, порядок получения пособий, долг, компенсация потерпевшему; планирование бюдже- та, кредит, страхование; денежные операции со своими счетами) для лиц, отбывших уголовное наказание. Содействие в трудоустройстве и его субъекты (Поиск работы (резюме; сопро- водительное письмо; автобиография; собеседование; телефонный разговор). Трудоу- стройство через службу занятости населения, кадровое агентство; прием на работу; увольнение с работы. Оформление пособия по безработице). Правовые аспекты возвращения в общество (Трудовые права и обязанности. Сдел- ки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности. Основы семейного законо- дательства (лишение и восстановление родительских прав; имущественные отноше- ния супругов). Восстановление утраченных документов. Социальная защита граждан и социальное страхование. Порядок обращения с жалобами и заявлениями в офици- альные органы). Культура личности и ее роль в возвращении осужденного в общество (Культура и повседневная жизнедеятельность людей в современном обществе. Культура личности и культура общества: их ресурсы в обеспечении прав и свобод гражданина. Нормы и ценности в культуре современного общества. Физическая культура и занятия спортом как фактор формирования и развития здорового образа жизни. Культура питания. Роль религиозных организаций в развитии культуры лиц, отбывших уголовное наказание). Тюремная субкультура как фактор риска посттюремной адаптации (Субкульту- ра как часть культуры современного общества. Тюремная субкультура как инструмент ослабления условий изоляции и обретения своей роли в вынужденном сообществе. Характер тюремной субкультуры и ее структура. Нормы и ценности тюремной субкуль- туры. Тюремная субкультура и риски социального взаимодействия лиц, освободившихся от уголовного наказания и возвращающихся в общество). Психологическая служба и содействие лицам, отбывшим уголовное наказание и освобожденным от него (Цели и ценности психологической службы. Искусство общения как технология социального взаимодействия. Индивидуальные и групповые тренинги, включая управление эмоциями и «управление гневом». Основы семейной терапии. Ре- абилитационные программы психологической службы (курсы безопасного управления транспортным средством, формирования и развития уверенности в себе; программа предупреждения домашнего насилия). Как найти такую службу и обеспечить себе до- ступность ее услуг). Медицинские учреждения как ресурс лиц, отбывших уголовное наказание и возвра- щающихся в общество [Структура современных медицинских организаций. Цели и цен- ности медицинских организаций и охрана здоровья граждан в Российской Федерации» (Госпрограмма «Развитие здравоохранения»). Потенциал медицинских организаций и их содействие в освобождении от алко-, токсико- или наркотической зависимости. Профи- лактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в деятельности медицинских орга- низаций. Лечение и профилактика туберкулеза как направление в работе медицинских организаций. Правовые и организационные основы профилактики социально опасных инфекционных заболеваний. Принудительные меры медицинского характера к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией)]. Административный постпенитенциарный надзор как технология сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание (Административный постпенитенциарный надзор в системе технологий сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание. Понятие, цели и задачи постпенитенциарного административного надзора. Установление адми- нистративных ограничений поднадзорному лицу. Ответственность и права поднадзор- ных лиц) и др. [4, с. 54-57]. В целях совершенствования сложившейся практики работы с осужденными на этой стадии рекомендуем переименовать школу подготовки осужденных к освобождению с добровольным участием в обязательные курсы подготовки осужденных к освобождению. Такое предложение обусловлено рядом обстоятельств, включая следующие: термин «школа» не несет необходимой для осужденных смысловой нагрузки и не стимулиру- ет лиц, отягощенных тюремной субкультурой, пропитанных тюремными традициями, к «обучению в школе». Как отмечает Н. П. Щукина, сам термин «школа» ассоциируется с учебным заведением, со взаимодействием учителей и учеников и т. п. Однако в случае с осужденными относиться к ним как к «детям» с несформировавшейся системой норм и ценностей означает скорее негативную мотивацию осужденных касательно такой формы работы с ними. Наконец, школа предполагает более длительный и интенсив- ный процесс обучения и воспитания. В данном случае речь идет всего лишь о разовых еженедельных занятиях в течение шести месяцев [4, с. 17-18]. В завершение отметим, что в целях проведения эффективной политики ресоциали- зации необходимо совершенствовать весь процесс подготовки осужденных к освобо- ждению от отбывания наказания, в том числе организацию работы школы подготовки осужденных к освобождению.