PROBATION IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers legislative, organizational and other measures to organize the activities of the probation Service in the Republic of Azerbaijan and the immediate prospects for the development of this new structure on the basis of the President Order of the Republic of Azerbaijan (adopted on 10.02.2017). “On the improvement of activities in the penitentiary sphere, the humanization of the policy of sentencing, the expansion of the use of alternative measures of punishment and procedural coercion not related to isolation from society”, as well as the Law of the Republic of Azerbaijan of (adopted on 01.12.2017), which amended the Penal code. The probation Service of the Republic of Azerbaijan was entrusted with the tasks of organizing the execution of sentences not related to the isolation of a convicted person from society, carrying out probation control over persons serving sentences in the form of a fine, deprivation of the right to drive vehicles, deprivation of the right to hold certain positions and engage in certain activities, public works, correctional work and restriction of freedom. The service was also entrusted with the implementation of the control of probation, parole from serving a sentence and persons, the penalty in respect of which has been deferred and the persons who, in addition to punishment (except imprisonment), have been subjected to compulsory medical measures for the treatment of alcoholism and drug addiction. In addition, the probation Service was charged with carrying out activities with convicts aimed at their rehabilitation and social adaptation, as well as the task of organizing the execution of public works assigned as an administrative penalty. The article defines the immediate prospects for the development of Probation Service, which include three main areas of improvement: the legislation governing the activities of the service; the structure of the service (in order to improve the organization of activities, management and control); training system (creation of necessary conditions for effective work of employees and ensuring their proper social security).

Keywords:
the probation service, the execution of punishments not connected with isolation from society, the Penal code of the Azerbaijan Republic
Text
Text (PDF): Read Download

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 10 февраля 2017 г. «Об усо- вершенствовании деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики назначе- ния наказания, расширении применения альтернативных мер наказаний и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества» в структуре Министерства юстиции страны была создана Служба пробации, которая стала официально функционировать с 1 декабря 2017 г. В распоряжении главы государства, наряду c необходимостью продолжать осуществление мер по модернизации государственного управления в судебно-правовой системе, построения деятельности государства, связанной с исполнением наказаний, в соответствии с современными требованиями, организацией эффективной деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, устранения имеющих место недостат- ков, обеспечения условий, исключающих коррупцию в области уголовного преследования и исполнения наказаний, а также применения новых технических средств в этой сфере и гуманизации карательной политики, была поставлена задача обеспечения эффективного контроля за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. Согласно Указу главы государства от 7 ноября 2017 г. в Положение о Министерстве юстиции было внесено изменение и Служба пробации получила статус главного управления, а Коллегией мини- стерства от 22 декабря 2017 г. было утверждено положение о ней. Законом Азербайджанской Республики от 1 декабря 2017 г. Кодекс по исполнению наказаний был дополнен двумя новыми нормами (ст. 15-1, 15-2), в которых дано поня- тие пробационного контроля, определен круг лиц, к которым она применяется, и уста- новлены дополнительные обязанности сотрудников Службы пробации (чиновников- исполнителей), а также особенности применения устройств электронного контроля при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. В соответствии с законодательством на Службу пробации были возложены задачи по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от об- щества, осуществлению пробационного контроля за лицами, отбывающими наказания в виде штрафа, лишения права управлять транспортными средствами, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, обще- ственных работ, исправительных работ и ограничения свободы. Одновременно с этим службе было поручено осуществление контроля за условно осужденными, условно- досрочно освобожденными от отбывания наказания и лицами, наказание в отношении которых было отсрочено, а также лицами, которым наряду с наказанием (кроме лишения свободы) применены принудительные меры медицинского характера в целях лечения от алкоголизма и наркомании. Согласно изменениям, внесенным в Кодекс по исполне- нию наказаний, на Службу пробации было возложено проведение с осужденными ме- роприятий, направленных на их реабилитацию и социальную адаптацию. Кроме того, перед службой пробации поставлена задача по организации исполнения общественных работ, назначенных в качестве административного взыскания. Для организации нормальной деятельности новой службы приказом министра юсти- ции Азербайджанской Республики от 1 декабря 2017 г. были утверждены ее структура и штатная численностъ. При этом отделы службы исполнения в административно-терри- ториальных единицах республики были преобразованы в службы исполнения и проба- ции. В качестве пилотной программы в двух крупных городах страны, таких как Сумгаит и Гянджа, были созданы самостоятельные отделы Службы пробации. Для приведения деятельности Службы пробации в соответствие с происходящими изменениями в законодательстве по распоряжению министра юстиции Азербайджанской Республики была создана рабочая группа, которой поручено разработать предложения по совершенствованию законодательных актов. Подготовленные этой рабочей группой за 2018 г. пять новых правил, определяющих механизм исполнения наказаний в виде ограничения свободы, исправительных работ, лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также исполнения наказа- ния и административного взыскания в виде общественных работ, осуществления про- бационного контроля за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания и лицами, наказание в отношении которых было отсрочено, были утверждены Коллегией министерства страны. С учетом международных стандартов были подготовлены и утверждены новые формы статистической отчетности службы. В связи с принятием в указанном распоряжении решения о применении технических средств контроля при исполнении наказаний, не связанных с излояцией осужденного от общества, был введен в эксплуатацию современный мониторинговый центр. В январе 2018 г. осуществлялось тестирование новых электронных браслетов, изготовленных в Азербайджане, а с 15 апреля 2018 г. (после вступления в силу Правил применения элек- тронно-контрольных устройств, утвержденных постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 10 апреля 2018 г. № 144) началось применение этих устройств и ведение мониторинга за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свободы [1], условно осужденными, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, в отношении которых судом принято решение об осуществле- нии электронного контроля. Суды республики, считая наказание в виде ограничения свободы реальной альтер- нативой лишению свободы, стали применять его довольно часто. Согласно решениям судов в отношении условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от отбы- вания наказания лиц стали применяться электронные устройства. В связи с этим на 1 января 2019 г. электронные браслеты были применены более чем к 600 осужденным, стоящим на учете Службы пробации, в конце марта 2019 г. количество таких осужден- ных превысило 1 тысячу. Особое внимание уделялось подготовке кадров для Службы пробации, в частно- сти, проводились тренинги, в том числе с участием международных экспертов. В целях просветительской работы и информирования населения была осуществлена обще- ственная презентация Службы пробации, электронных браслетов, проведены встре- чи с председателями и судьями районных (городских), апелляционных судов, а также преподавателями и студентами юридического факультета Бакинского государственного университета. Вниманию общественности республики был представлен специальный документельный фильм о Службе пробации и ее деятельности. Следует отметить, что задачи, поставленные в указанном распоряжении Президента Азербайджанской Республики перед государственными органами, в том числе перед Службой пробации Министерства юстиции, являются своеобразной дорожной картой, носящей долгосрочный и программный характер, и уже стали успешно реализовывать- ся. За прошедшее время был достигнут ряд положительных результатов. Так, в 2018 г. (по сравнению с 2017 г.) примерно на 3 % уменьшилось число осужденных, пригово- ренных судами к лишению свободы, а количество лиц, осужденных к альтернативным наказаниям и условному осуждению, выросло на 2,1 %. Считаем, что эти показатели являются результатом доверия судей новой самостоятельной структуре - Службе про- бации, обеспечивающей эффективное исполнение наказаний, не связанных с изоля- цией осужденного от общества. В 2018 г. количество лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях и след- ственных изоляторах страны, уменьшилось на 6 %, в связи с чем снизилась нагрузка на сотрудников указанных учреждений, а также расходы на содержание заключенных и осужденных. В свою очередь, на учет Службы пробации в 2018 г. (по сравнению с 2017 г.) было принято на 24,3 % больше осужденных. Произошедшие изменения в законодательстве [2] и принятые по поручению Прези- дента Азербайджанской Републики меры позволили улучшить контроль за исполнени- ем общественных работ, назначенных в качестве как наказания, так и административ- ного взыскания. По сравнению с 2017 г. существенно увеличилась сумма уплаченных штрафов и удержаний из заработка осужденных, отбывающих исправительные работы. Анализ результатов осуществленных мер и деятельности Службы пробации пока- зывает своевременность решения главы государства о создании указанной структуры, дает возможность посмотреть на будущее оптимистично. По нашему мнению, ближай- шие перспективы развития Службы пробации включают в себя совершенствование: законодательства, регулирующего деятельность службы; структуры службы (в целях улучшения организации деятельности, управления и контроля); системы подготовки кадров (создание необходимых условий эффективной де- ятельности сотрудников и обеспечение их надлежащей социальной защищенности). Касаясь совершенствования законодательства, следует отметить, что прежде всего неоходимо принять закон о пробации, определяющий правовой статус службы, гаран- тии по обеспечению прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляется проба- ционный контроль, установить перечень мер по реабилитации и социальной адапта- ции, применяемых к этим осужденным, а также урегулировать вопросы, связанные с функционированием службы, установить порядок взаимоотношений с другими государ- ственными и иными органами. Затем необходимо внести ряд изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс по исполнению наказаний относительно порядка исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Это обусловлено тем, что после введения в действие Кодекса по исполнению наказаний Азербайджан- ской Республики в 2000 г. был принят ряд других законодательных актов, касающихся вопросов организации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, кото- рые требуют изменения порядка исполнения наказаний, порученных Службе пробации, в частности наказаний, связанных с трудовой деятельностью осужденного. Так, в июле 2017 г. был принят Закон «О страховании от безработицы», в сентябре 2018 г. вступил в силу новый Закон «О трудовой занятости». Они существенно изменили регулирование трудовых отношений, в том числе порядок трудоустройства незанятых граждан. Необ- ходимо отметить, что при совершенствовании законодательства следует учитывать и зарубежный опыт, и международные стандарты, касающиеся исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, изложенные, в частности, в Европейских правилах пробации (20 января 2010 г.) и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы к Европейским правилам об общественных санкциях и мерах (22 марта 2017 г.). Анализ деятельности Службы пробации за прошедший период, а также изучение опыта ряда стран показывает, что для улучшения организации деятельности, управле- ния системой и обеспечения эффективного контроля необходимо совершенствование ее структуры. В связи с этим считаем целесообразным создание двух- или трехступен- чатой структуры, что присуще службам пробации других государств. Для реализации этого предложения в городах (районах) республики следует создать самостоятельные службы (отделы), а в будущем - региональные службы (отделы) пробации. С учетом роста численности осужденных, а также нагрузки на сотрудников Службы пробации подготовка кадров и создание условий для эффективной деятельности, улуч- шения их социальной защиты являются ключевыми задачами. В связи с этим следует: во-первых, совершенствовать систему подготовки кадров для Службы пробации, пересмотреть имеющиеся программы первоначальной и профессиональной подготовки, а также повышения квалификации сотрудников. Для подготовки квалифицированных кадров создать группу или курс на юридическом факультете в одном из вузов страны или в Академии юстиции Азербайджанской Республики по специализации «Пробация»; во-вторых, с учетом зарубежной практики установить приемлемые нормы загру- женности сотрудников Службы пробации, что позволит оптимизировать и более раци- онально организовать работу по выполнению возложенных на них задач; в-третьих, принять меры по расширению использования современных электронно- технических средств при выполнении задач, стоящих перед Службой пробации, что су- щественно облегчит и повысит эффективность работы сотрудников; в-четвертых, для повышения интереса к данного рода службе установить дополни- тельные льготы и выплаты сотрудникам, а также рассмотреть вопрос о приравнивании их статуса к статусу сотрудника пенитенциарной службы страны. Реализация указанных предложений, безусловно, связана с увеличением финан- совых затрат, часть которых можно возместить за счет полученной экономии средств, обусловленной уменьшением количества осужденных в пенитенциарных учреждениях. Приведенные направления дальнейшего развития Службы пробации в общем виде нашли свое отрaжение в Государственной программе «О развитии азербайджанской юстиции в 2019-2023 годах», которая была утверждена распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 18 декабря 2018 г. Предполагаем, что реализация перечисленных и иных сопутствующих мер поможет обеспечить дальнейшее развитие Службы пробации Азербайджанской Республики, создаст необходимые и благоприятные условия для эффективой деятельности новой структуры, а также приведения ее в соответствие с международными актами.
References

1. Gumbatov M. G. Nakazanie v vide ogranicheniya svobody v Azerbaydzhanskoy Respublike // Teoreticheskie i prakticheskie problemy razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy v Rossiyskoy Federacii i za rubezhom : sb. tez. vystup. i dokl. uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ryazan', 28-29 noyab. 2018 g.). Ryazan', 2018. T. 1 : Materialy plenarnogo zasedaniya. S. 196-209

2. Gumbatov M. G. Novelly v zakonodatel'stve Azerbaydzhanskoy Respubliki, svyazannye s ugolovnym nakazaniem v vide obschestvennyh rabot // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 13(1-4), № 2. S. 217-221


Login or Create
* Forgot password?