ISSUES OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION IN RELATION TO PERSONS WITH MENTAL DISORDERS, NOT EXCLUDING SANITY, IN CONDITIONS OF FORCED ISOLATION FROM SOCIETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the application of international norms and principles of treatment of persons suffering from mental disorders in the conditions of execution of criminal punishment in the form of deprivation of liberty; the peculiarities of taking into account mental disorders, applying to convicts basic means of correction, as well as social adaptation of this category of persons after release from correctional institutions. Statistical data and research results of international experts, which indicate the relevance of the growing number of mental illnesses among persons convicted of crimes and held in places of forced isolation, are presented. It is noted that the international standards of punishment execution in the form of imprisonment regulate the specific relations arising in the execution and serving of criminal sentences. On the basis of the principle of individualization of the execution of sentences, the state is obliged to take into account, along with the criminal law, sociodemographic and some other types of characteristics of the convicted person’ personality and the state of his health. Since the right of a convicted person to be deprived of liberty to health care is fundamental, the article attempts to illustrate the legal basis reflecting the specifics of regulating the provision of mental health care to persons in places of forced isolation. The Complex mental health action plan for 2013-2020, approved by the World Health Organization, is analyzed. This document reveals guidelines in providing specialized psychiatric care to persons convicted of crimes and are in penal institutions. The article reflects the priority directions of the state policy in the field of the penal system development in terms of legal regulation of the provision of specialized psychiatric care to convicts. An attempt to classify the main international documents regulating the fundamental principles and conditions of treatment of persons with mental disorders and the issues of detention in prisons is made. The importance of the role of international legal regulation of execution and serving of imprisonment in relation to persons with mental disorders, not excluding sanity, is emphasized. It is concluded that a complex of legal, organizational, financial and other conditions should be created in order to ensure the execution of the full mechanism of execution of the criminal penalty in the form of deprivation of liberty, as well as to achieve the goals of punishment in respect of this category of convicts.

Keywords:
international legal documents, mental disorders of convicts that do not exclude sanity, basic means of correction, prevention of crimes
Text
Text (PDF): Read Download

Процесс содержания под стражей, а также исполнения и отбывания уголовного на- казания в виде лишения свободы в отношении осужденных с психическими расстрой- ствами, не исключающими вменяемости, строится в том числе на основе общепризнан- ных норм и принципов международного права, касающихся обращения с осужденными. Однако в условиях конкретных исправительных учреждений международные документы не всегда учитываются в работе с указанной категорией осужденных. На основе ана- лиза широкого круга международных правовых документов нами предпринята попыт- ка сформулировать как основные принципы международного пенитенциарного права, касающиеся обращения с осужденными, имеющими психические расстройства, не ис- ключающие вменяемости, так и основные направления организации работы с указанной категорией лиц в местах принудительной изоляции. По оценкам международных экспертов, в настоящее время во всем мире в исправи- тельных учреждениях содержится около 9 миллионов человек. По крайней мере у по- ловины из них наблюдаются расстройства личности, а один миллион или даже больше заключенных страдают тяжелыми психическими заболеваниями, такими как психоз или депрессия. Практически все заключенные испытывают депрессивные состояния или симптомы стресса. Примерно у 4 % заключенных обоих полов отмечаются психотиче- ские заболевания, от 10 % (мужчины) до 12 % (женщины) страдают общей депрессией, от 42 % (женщины) до 65 % (мужчины) - расстройством личности, причем от 21 % (жен- щины) до 47 % (мужчины) характеризуются антисоциальным расстройством личности, 89 % всех заключенных имеют депрессивные симптомы, а 74 % - обусловленные стрес- сом соматические симптомы. Среди тех, кто берется под арест и лишается свободы, многие уже имеют психические расстройства, в результате чего психические проблемы переносятся из внешнего мира в исправительные учреждения [1]. Анализ некоторых результатов отечественных исследований и официальная стати- стическая информация подтверждают актуальность проблем весьма большой распро- страненности психических расстройств в исправительных учреждениях ФСИН России. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде- рации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Россий- ской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепцией развития уголовно-исполни- тельной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. № 420 «О федеральной це- левой программе “Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)”» (далее - программа развития УИС 2018-2026 гг.) определены приоритетные направле- ния государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы. Цели, задачи и ожидаемые результаты программы развития УИС 2018-2026 гг. связаны с соблюдением требований международных стандартов в вопросах строи- тельства и реконструкции следственных изоляторов, создания условий содержания заключенных под стражей, гуманизации условий содержания лиц, отбывающих на- казание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и закон- ных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Феде- рации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейских пенитенциарных правил (Рекомендация № Rec (2006)2 Комитета министров Совета Европы). Кроме того, в целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается совершенствование законо- дательства Российской Федерации в сфере соблюдения прав, законных интересов и достоинства лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил. Как известно, национальное уголовно-исполнительное законодательство основыва- ется на международных правовых документах (стандарты, правила, декларации и пр.), имеющих обязательный (в случае ратификации, то есть придания юридической силы документу) или рекомендательный (в случае готовности применить рекомендованные документы в будущем с учетом создания в государстве определенных экономических, социальных, административных и других условий) характер. Рекомендательный харак- тер международных документов, как правило, в будущем преобразуется в международ- ные нормы права, носящие обязательный характер для того государства, которое такие документы ратифицировало. Международные документы разрабатываются специально создаваемыми между- народными сообществами, организациями, объединениями, члены которых являются представителями различных государств, заинтересованных в принятии и последующей ратификации стандартов, правил, резолюций и других видов актов международного права. Оценить характер и степень влияния международных документов на организа- цию оказания помощи лицам с психическими расстройствами, не исключающими вме- няемости, в условиях принудительной изоляции от общества практически невозможно, если не обратиться к общему анализу основополагающих международных актов, подавляющее большинство которых принято Организацией Объединенных Наций (ООН) и Советом Европы (СЕ). Основными международными документами, регулирующими фундаментальные принципы и условия обращения с лицами с психическими расстройствами, являются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2856 (XXVI), «Декларация о правах ум- ственно отсталых лиц» от 20 декабря 1971 г.; Резолюция тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) «Декла- рация о правах инвалидов» от 9 декабря 1975 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 37/194 «Принципы медицинской эти- ки» от 18 декабря 1982 г.; Рекомендация r(83) 2 Комитета министров Совета Европы государствам-участни- кам «По правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами» от 22 февраля 1983 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119 «Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи» от 17 декабря 1991 г.; Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.; Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием до- стижений биологии и медицины от 4 апреля 1997 г. Кроме перечисленных, к международным документам, регламентирующим вопросы содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях и обращения с ними, кото- рые в своем содержании в разной мере (прямо или косвенно) обращают внимание на решение вопросов, связанных с особенностями учета состояния психического здоровья человека, находящегося в условиях заключения (изоляции от общества) при организа- ции лечения и проведения профилактической работы, являются: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. (далее - Минимальные правила 1955 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.); Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижа- ющего достоинство обращения или наказания от 4 ноября 1993 г.; Приложение к Рекомендации Комитета министров № R (98) 7 «Об этических и ор- ганизационных аспектах медицинской помощи в тюрьмах» от 8 апреля 1998 г.; Рекомендация № Rec (2004) 10 Комитета министров Совета Европы «Относитель- но защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством» от 22 сен- тября 2004 г.; Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государств - членов Совета Евро- пы о Европейских пенитенциарных правилах (Европейские пенитенциарные правила) от 11 января 2006 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» от 9 декабря 1988 г. Необходимо отметить, что источниками применения норм международных докумен- тов в пенитенциарной сфере будут являться документы Европейского Суда по правам человека, решения которого становятся определяющими в постановке вопроса: «Были нарушены права и свободы человека, в том числе осужденного к уголовному наказа- нию, с учетом установленных судом фактических и юридических обстоятельств разре- шаемого вопроса, или нет?» Следует подчеркнуть, что не случайно в руководящих документах, посвященных развитию УИС, в частности в программе развития УИС 2018-2026 гг., прежде всего вы- деляют Европейские пенитенциарные правила 2006 г. и Минимальные правила 1955 г. Именно эти международные документы гораздо больше внимания уделяют не только правовым, но и организационным вопросам, касающимся процесса исполнения и от- бывания наказания в виде лишения свободы, в том числе и в отношении осужденных с психическими расстройствами. Кроме того, на европейском пространстве права че- ловека и их соблюдение все более становятся предметом деятельности Европейского Суда по правам человека, применяющего нормы Европейской конвенции о правах че- ловека 1950 г. [2, с. 50-67; 3]. В ст. 58 Минимальных правил ООН зафиксировано: «Целью и оправданием приго- вора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества от угрожающих ему преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование». Вторит указан- ному положению и ст. 102.1 Европейских пенитенциарных правил 2006 г.: «Режим для осужденных заключенных должен быть направлен на то, чтобы они вели ответствен- ный образ жизни без совершения преступлений». Очевидно, что и ст. 58 Минимальных правил 1955 г., и ст. 102.1 Европейских пенитенциарных правил 2006 г. взаимоувязаны с целями наказания, провозглашенными в УК РФ и УИК РФ. Конечный результат, который должно увидеть общество после отбывания уголовного наказания, - это законопослуш- ный гражданин, гармонично дополняющий социум, в котором он находится. В настоящее время отдельными международными организациями уделяется боль- шое внимание решению вопросов психических расстройств, в том числе и в отноше- нии заключенных и осужденных к лишению свободы, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), являясь учреждением ООН и основываясь на решениях всемирных ассамблей здравоохранения ООН, опу- бликовала за последние 10 лет целый ряд международных правовых документов в виде деклараций, конвенций, стандартов, правил, сводов и других видов актов, подчеркива- ющих необходимость учета в национальных законодательствах, особенностей оказа- ния всесторонней помощи лицам, больным психическими расстройствами. Речь идет о том, чтобы система здравоохранения и социального сектора конкретного государства была способна комплексно и скоординированно помогать страдающим психическими заболеваниями вне зависимости от социальных, экономических, уголовно-правовых и иных факторов, в которых находится (или с которыми сталкивается) человек. Так, в руководстве ВОЗ по основным аспектам охраны здоровья в местах лишения свободы говорится: «Все больше признается тот факт, что хорошо налаженное здра- воохранение в исправительных учреждениях - это один из признаков полноценного общественного здравоохранения в целом» (http://www.euro.who.int/_ _data/assets/pdf_ file/0016/111247/E90174R.pdf). По результатам работы 65-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (2012 г.) на рассмотрение государств-членов был представлен доклад о глобальном бремени психических расстройств и необходимости всеобъем- лющих, скоординированных ответных мер со стороны секторов здравоохранения и социального обеспечения и на государственном уровне. 27 мая 2013 г. на заседании 66-й сессии ВОЗ был принят и утвержден первый за всю историю Всемирной организа- ции здравоохранения Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. (далее - КП 2013-2020). В сентябре 2013 г. на основе КП 2013-2020 был принят Европейский план действий по охране психического здоровья (далее - ЕП), ко- торый отражает положения и принципы Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (2008 г.), а также выводы, содержащиеся в Европейском пакте об охране психического здоровья и благополучия (2008 г.). И в КП 2013-2020, и в ЕП среди вопросов, касающихся обеспечения на первичном уровне комплексной, интегрированной, медико-санитарной и социальной помощи лицам, страдающим психическим расстройством, ставятся проблемы диспропорций, то есть заблаговременного выявления и обеспечения соответствующей поддержки группам на- селения, особо подверженным риску психического заболевания и не имеющим возмож- ности обратиться за медицинской помощью. К одной из групп населения, наряду с без- домными, детьми и престарелыми и некоторыми другими категориями, относятся лица, находящиеся в местах заключения (https://psychiatr.ru/download/1861?view=1&name=A66_ R8-ru.pdf). Это не случайно, поскольку условия содержания в учреждениях, которые изолируют человека (осужденного к лишению свободы, заключенного под стражу) от общества, сами по себе несут травмирующую нагрузку для состояния психического здоровья. Сталкиваясь с наличием строгих режимных требований, криминогенным со- ставом контингента, ограничением ряда конституционных прав, тюремной субкультурой и прочими специфическими чертами уголовно-исполнительной системы, «внутренняя» свобода человека начинает протестовать, в результате чего нередко лицо испытывает подавленное и депрессивное состояние. Это состояние может не только спровоцировать развитие или обострить психическое расстройство, которое до момента изоляции никак не проявлялось в жизнедеятельности человека, но и сделать невозможным исправление такого лица, предупредить совершение с его стороны новых противоправных деяний. Кроме выявления и поддержки группы риска, в которой выделены лица, пребывающие в принудительной изоляции, ВОЗ призывает, во-первых, оценивать степень серьезности препятствий, с которыми сталкиваются «подверженные риску» и уязвимые группы, жела- ющие получить лечение, помощь и поддержку, во-вторых, разрабатывать упреждающую стратегию, направленную на эти группы, и предоставлять услуги, отвечающие их потреб- ностям, в-третьих, информировать сотрудников медицинских и социальных служб и про- водить с ними учебную работу, помогающую им яснее понимать нужды «подверженных риску» и уязвимых групп (https://psychiatr.ru/download/1861?view=1&name=A66_R8-ru.pdf). Какими бы масштабными и глобальными ни выглядели призывы ВОЗ, они вполне осознанно могут являться примером того, как необходимо строить (организовывать) работу в пенитенциарных учреждениях с целью эффективного исправления лиц, со- вершивших преступления, их реальную социальную адаптацию. Подчеркивая значимость принятия решительных мер для уменьшения страданий и смертности от неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ), к которым также относятся психические расстройства, международным сообществом в Дорожной карте Монтевидео на 2018-2030 гг. в области борьбы с НИЗ как приоритетной задачей устойчивого развития, принятой на глобальной конференции ВОЗ (Монтевидео, Уругвай, 18-20 октября 2017 г.), в частности, было отмечено: «Признавая, что психические расстройства и прочие состояния психического здоровья увеличивают глобальное бремя НИЗ и что люди с психическими расстройствами и прочими состояниями психического здоровья подвергаются более высокому риску развития других НИЗ и для них характерны более высокие показатели заболеваемости и смертности, мы обязуемся осуществлять меры по улучшению психического здоровья и благополучия, уделять надлежащее внимание их социальным детерминантам и другим медико-санитарным потребностям и правам людей с психическими расстройствами и прочими состояниями психического здоровья и вести профилактику суицидов в рамках комплексных мер в области борьбы с НИЗ» (http:// www.whogis.com/conferences/global-ncd-conference/ncds-roadmap-ru.pdf). Эта позиция заслуживает особого внимания для оценки состояния отечественного законодательства и практики деятельности исправительных учреждений по применению норм международного права в пенитенциарной сфере, особенно в той ее части, которая раскрывает правила, нормы, требования, предъявляемые к проведению медицинских, профилактических социальных и реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Совершенно очевидно, что роль международного правового регулирования вопросов исполнения и отбывания лишения свободы в отношении лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, будет повышаться и потребует от отечественной пенитенциарной системы определенных усилий (правовых, организационных, финансовых и пр.) для обеспечения не только исполнения в практике деятельности конкретного ИУ нормативных требований, правил и стандартов, декларируемых на международном уровне, но и реального достижения целей уголовного наказания в отношении указанной категории лиц.
References

1. Zdorov'e v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah. Rukovodstvo VOZ po osnovnym aspektam ohrany zdorov'ya v mestah lisheniya svobody. URL : http://www.euro.who.int/_ _data/ assets/pdf_file/0011/88598/E85445R.pdf (data obrascheniya: 26.11.2018)

2. Vliyanie mezhdunarodno-pravovyh aktov na ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo Rossii / A. N. Antonov [i dr.]. M., 2015. 187 s

3. Pertli L. F. Mera presecheniya v vide zaklyucheniya pod strazhu po rossiyskomu i zarubezhnomu zakonodatel'stvu // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2015. № 1. S. 17-21


Login or Create
* Forgot password?