Text (PDF):
Read
Download
Предупреждение преступности в самом общем виде - это прежде всего воздей- ствие на ее причины, выявление преступников и оказание на них предупредительно- го, исправительного воздействия [1, с. 9]. Указанный тезис в полной мере относится и к предупреждению пенитенциарной преступности. Здесь важная роль принадлежит уголовно-исполнительной системе. От правильной организации деятельности испра- вительных учреждений во многом зависит успех всех мероприятий государственных органов и общественности по борьбе с преступностью. Чтобы оценить эффективность профилактической деятельности исправительных учреждений, нужно в первую очередь определиться с тем, что их основная цель - недопущение новых преступлений путем исправления осужденных. Не вызывает сомнений, что такая цель не только нравственна и гуманна, но и разумна и рациональна, имея в виду интересы всего общества. Можно с полной уверенностью отметить, что в местах лишения свободы вряд ли сможет сфор- мироваться новая личность, а те изменения в ней, которые там можно наблюдать, есть продолжение, развитие или изменение тех черт, которые существовали раньше. Кро- ме того, следует учитывать, что, по мнению психологов, длительное (свыше 5-6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека [2, с. 44]. Профилактика пенитенциарной преступности в исправительных учреждениях включа- ет в себя целый комплекс мероприятий, предполагающий в первую очередь размещение осужденных в соответствии со степенью деформации их личности. Предупреждению преступлений в местах лишения свободы служит режим, осуществление контроля над осужденными с целью недопущения создания групп с антиобщественной направленно- стью вокруг злостных преступников, своевременное профилактическое воздействие в отношении осужденных, намеревающихся вновь совершить преступление. Закон предоставляет широкие возможности воздействия на осужденных, как на на- рушителей, так и на осужденных, изменивших поведение в лучшую сторону. Особое значение в предупреждении преступности в местах лишения свободы имеет установ- ление ряда норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в которых закреплены неблагоприятные последствия отрицательного поведения осужденных во время отбывания наказания. Так, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть помещены в штрафной изо- лятор, переведены в помещение камерного типа, на строгие условия содержания, а из колонии-поселения - в исправительную колонию. Наряду с мерами исправительного воздействия в отношении осужденных применяются специально-предупредительные средства. К ним относятся: охрана осужденных и надзор, особые технические средства, режим особых условий, меры безопасности. Помощь осужденным, освобождаемым после отбывания наказания, и контроль над ними как основные специально-профилактические меры предупреждения рецидива преступлений предусмотрены современным уголовно-исполнительным законодатель- ством. Этому, в частности, посвящена гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Рос- сийской Федерации. Вероятность совершения так называемых постпенитенциарных преступлений после отбытия наказаний, связанных с лишением свободы, в большой степени зависит от воз- можности активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстанов- ления прерванных полезных связей. Трудоустройством осужденных в настоящее время занимаются центры занятости населения. Что касается бытового устройства, то следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке отменены, поэтому возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников. Наряду с этим существуют возможности устройства в общежитие, найма жилья и др. В связи с безработицей в стране возникли дополнительные сложности трудоустройства. Они могут преодолеваться с помощью частного сектора экономики, способного трудо- устроить значительную часть лиц, освободившихся после отбытия наказания. Однако при этом возникает опасность внедрения в экономику криминальных методов хозяй- ствования. В этом смысле особую актуальность приобретает необходимость принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающего различные формы оказания им социальной помощи, например, введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу таких лиц, возложение на службу занятости задач их трудоустройства. К об- стоятельствам, способствующим рецидиву преступлений, относятся недостатки не только исправительных учреждений, но и других государственных органов по обеспе- чению трудового и бытового устройства лиц, отбывавших наказания. Важную роль в постпенитенциарном воздействии на осужденных после их освобождения играет со- циальный контроль, который, к сожалению, в России недостаточно развит. По мнению Я. И. Гилинского, именно осознание неэффективности традиционных средств контроля над преступностью «кризиса наказания», более того - негативных последствий такого распространенного вида наказания, как лишение свободы, приводит к поискам альтер- нативных решений как стратегического, так и практического характера [3, с. 7]. Вместе с тем гуманизация уголовного наказания без решения наиболее крупных социальных проблем может привести только к росту преступности, прежде всего рецидивной. Не- обходимо понимать, что некоторые преступники навсегда должны быть изолированы от общества. Даже Н. Кристи - известный норвежский криминолог, считающий уголовное наказание причинением боли, соглашается с тем, что наказание удерживает, а если бы наказания совсем не было, мог бы возникнуть хаос [4, с. 36]. При этом он полагает, что некоторые виды наказания в некоторых ситуациях удерживают от совершения не- которых действий. В местах лишения свободы осужденные нередко оказываются в окружении еще бо- лее криминогенной среды, чем та, в которой они совершали преступления на свободе. Это определенный парадокс уголовного наказания: лиц, совершивших преступления, мы помещаем в криминальную среду и ожидаем на выходе законопослушных граждан. В силу этого с момента их прибытия в исправительное учреждение начинается новый виток профилактики преступлений, но уже на новом качественном уровне. По сути, профилактика осуществляется на том этапе, когда преступление еще не совершено и с целью его недопущения предпринимаются меры, направленные на определенное купирование криминогенных свойств личности. Она предпочтительна, прежде всего, из экономических соображений (особенно это важно, при совершении пенитенциар- ных преступлений) - значительно выгоднее бывает провести профилактические ме- роприятия в ИУ и не допустить преступление или массовые преступления, чем затем устранять последствия. Когда осужденный попадает в места лишения свободы, круг его общения значительно сужается. Если на свободе можно надеяться на то, что общение не будет ограничивать- ся только контактами с отрицательно направленными субъектами, то в исправительных учреждениях ему практически все свое время приходится проводить с такими же на- рушителями закона, как и он. Как в такой ситуации оградить его от совершения нового преступления только уже на территории исправительного учреждения? Этот вопрос уже в течение длительного времени решается многими теоретиками и практиками, однако преступления в исправительных учреждениях по-прежнему совершаются. В интервью примерно 70 % сотрудников исправительных учреждений отмечают, что среди осужденных латентность правонарушений достаточно велика, поэтому при анализе состояния преступности в исправительных учреждениях и разработке про- филактических мер необходимо учитывать не только зарегистрированное преступ- ное насилие, но и насильственные действия, которые не фиксируются в качестве пре- ступных. В основном выявляются преступления против жизни и здоровья, намного реже - преступления против чести и достоинства, против половой свободы и половой неприкосновенности. Объективно полагать, что важную роль в вопросах предупреждения преступности осужденных в исправительных учреждениях играет не только работа сотрудников ад- министрации учреждения, но и взаимодействие исправительных учреждений с госу- дарственными и общественными организациями с целью оказания помощи в реабили- тации осужденных. Одной из самых действенных форм снижения роста показателей преступности яв- ляется профилактика совершения правонарушений, в том числе преступлений. Про- филактика преступлений - это деятельность, заключающаяся в разработке и осущест- влении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин и условий преступности, а также оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению [5, с. 34]. По статистическим данным, в 80-х годах прошлого века профилактика являлась наи- более действенным направлением в сфере снижения роста преступности. Казалось бы, с учетом многолетнего опыта применения такого рода воздействия на человека систе- ма профилактики и предупреждения должна быть идеальна и безупречна. Однако на практике это совсем не так, и система способов и методов далека от совершенства. Необходимо также учитывать, что действенность определенных разработок теряет свою актуальность с ходом времени, с изменением общества, законодательства, фор- мы правления и государства в целом. На наш взгляд, профилактическое воздействие (профилактика преступлений, со- вершаемых осужденными) в исправительных учреждениях - это основанная на законе деятельность администрации исправительного учреждения и иных субъектов, заклю- чающаяся в разработке и осуществлении комплекса мер по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий совершения преступлений осужденными в исправи- тельных учреждениях, а также оказанию превентивного воздействия на осужденных, склонных к противоправному поведению, с целью удержания их от совершения новых преступлений. Предупредительное воздействие на осужденных следует отличать от исправитель- ного воздействия, в силу того что это разные категории (понятия) как по форме, так и по содержанию. Учитывая, что исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческо- го общежития и стимулирование правопослушного поведения, «профилактическое воздействие на осужденных» будет соотноситься с «исправлением осужденных» как часть с целым. Если цель предупреждения и профилактики - удержать осужденного от совершения преступления, то цель исправления - сформировать законопослуш- ную личность.