THE ROLE OF PUBLIC CONTROL IN THE PREVENTION OF RULES OF LAW VIOLATIONS IN INSTITUTIONS AND BODIES OF THE PENAL SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of some legal problems and the practice of public activities to monitor compliance with the rule of law in pretrial detention centers and correctional institutions of the Federal penitentiary service. It is specified that public control over ensuring human rights in correctional institutions and disciplinary military units is carried out by the public monitoring commissions formed in subjects of the Russian Federation in 2009 according to the new Federal law. Public control is exercised by legitimate public and regional associations, labor collectives and individual citizens. The activity of the Public Council under the Federal penitentiary service on the problems of the penal system (order No. 32 of the Federal penitentiary service of 26 January 2007) is considered separately. There is also the analysis of the activities of some nongovernmental human rights organizations: international (International prison reform, Amnesty international, etc.).); all-Russian (all-Russian public movement “For human rights”, Helsen group, etc.); regional (Nizhny Novgorod society of human rights, Perm regional human rights center); local (Serpukhov society of Trustees of penitentiary institutions, Krasnokamsk human rights center, etc.). The main forms, functions and activities of various public associations in the implementation of their activities related to public control over the activities of institutions and bodies executing criminal penalties are considered. Particular attention is paid to the control of the human rights by Ombudsman in the Russian Federation, which occupies an intermediate position between state and public control and is an independent form of ensuring the rule of law in pretrial detention centers and correctional institutions.

Keywords:
public control, violations prevention, penal system, convict
Text
Text (PDF): Read Download

Деятельность следственных изоляторов и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по соблюдению законности находится под контролем не только международных организаций, государственных структур, судов, прокуратуры, но и общественности. Предусматривая участие общественности в контроле за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений, государство определяет их главную задачу - оказание помощи в обеспечении их нормального функционирования в соответствии с российским законодательством и международными стандартами [1, с. 433-439]. На основании ст. 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2009 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [2, с. 62-69]. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля вправе беседовать с осужденными, отбывающими наказание в следственных изоляторах. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Действующее законодательство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит и общественное воздействие. К общественности относятся легитимные, общественные и региональные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Согласно Положению об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденному приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. № 32, основной целью Общественного совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой (УИС), к защите прав и законных интересов сотрудников, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах. Одним из главных направлений работы Общественного совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию уголовно-исполнительной системы и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах ФСИН России. Содействие в работе следственных изоляторов и исправительных учреждений оказывают представители общественности, прежде всего неправительственных правозащитных организаций. На территории России действуют как международные (Международная тюремная реформа, Международная амнистия и др.), так и общероссийские (Общероссийское общественное движение «3а права человека», Московская, Хельсинкская группа и др.), региональные (Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр) и местные (Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений, Краснокамский правозащитный центр и др.) правозащитные организации. Правозащитники ведут переписку с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, и в первую очередь во ФСИН России, в судах, в том числе международных, при нарушениях их прав и свобод, посещают следственные изоляторы и исправительные учреждения, встречаются с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и осуществляют общественный контроль за деятельностью сотрудников и должностных лиц следственных изоляторов и исправительных учреждений. Статья 14 УИК РФ предусматривает обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, отбывающих наказание в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, в том числе и в следственных изоляторах. Им гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Они вправе использовать любую религию либо не исповедовать никаких религий, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Однако привлечение общественности к деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений не должно создавать ситуацию, мешающую персоналу этих учреждений на законной (правовой) основе выполнять свои служебные обязанности. Органы общественного контроля, в отличие от субъектов государственного контроля, не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно либо апеллируя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. К субъектам общественного контроля относятся общественные наблюдательные комиссии, Общественная палата РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельные граждане. Основными формами их контрольной деятельности являются посещение следственных изоляторов и исправительных учреждений, мониторинг соблюдения прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, переписка с ними и родственниками, рассмотрение их жалоб на действия администрации учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, направление запросов в территориальные органы УИС, в прокуратуру и другие компетентные органы. Основными направлениями контрольной деятельности общественных структур являются наблюдение и проверка соблюдения прав и свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Однако некоторые отличия есть в организации контроля религиозных объединений, предметом контроля которых является деятельность персонала по обеспечению конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Контрольными функциями обладают и средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет формируют общественное мнение о деятельности следственных изоляторов, исправительных учреждений, особенно при нарушении прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, привлекая внимание не только должностных лиц ФСИН России, но и международной общественности, чем, естественно, оказывается положительное воздействие на совершенствование работы следственных изоляторов и исправительных учреждений по соблюдению законности в их деятельности. В основе общественного контроля со стороны граждан лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Контроль граждан осуществляется по их собственной инициативе на основании положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С учетом того что в следственных изоляторах находятся под стражей подозреваемые и обвиняемые в совершении различных уголовных преступлений, большая часть которых отнесена к компетенции МВД России, важная роль в обеспечении их прав и свобод отводится Общественному совету при МВД России, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ в 2011 г. Общественный совет при МВД России осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел (полиции), и ему предоставлены необходимые полномочия [3, с. 2]. Функция обеспечения законности в УИС отводится Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за деятельностью следственных изоляторов и исправительных учреждений осуществляется путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их родственников и сотрудников персонала. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимает промежуточное положение между государственным и общественным контролем и является независимой и самостоятельной формой обеспечения законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации принимает и рассматривает жалобы на нарушение законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, обжалует в суды общей юрисдикции незаконные действия должностных лиц этих учреждений, обращается в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении виновных сотрудников УИС, посещает эти учреждения, а также периодически направляет специальные доклады о нарушениях прав граждан в следственных изоляторах и исправительных учреждениях Президенту РФ, в заинтересованные министерства и ведомства. Полагаем, что роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в обеспечении законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях должна повышаться и в Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» следует внести дополнения, указав на координирующую роль Уполномоченного по правам человека и всех общественных объединений в обеспечении прав и свобод человека [4, с. 94].
References

1. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo : uchebnik / pod obsch. red. Yu. I. Kalinina. Ryazan', 2006. 600 s

2. Kommentariy k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossiyskoy Federacii / pod red. V. I. Seliverstova. M., 2011. 448 s

3. Falanev M. MVD predlozhili posovetovat'sya // Rossiyskaya gazeta. 2011. 2 avg

4. Artem'ev N. S., Kubasov A. V. Obespechenie zakonnosti v deyatel'nosti ispravitel'nyh uchrezhdeniy. Ryazan', 2008. 184 s


Login or Create
* Forgot password?