Text (PDF):
Read
Download
Деятельность следственных изоляторов и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по соблюдению законности находится под контролем не только международных организаций, государственных структур, судов, прокуратуры, но и общественности. Предусматривая участие общественности в контроле за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений, государство определяет их главную задачу - оказание помощи в обеспечении их нормального функционирования в соответствии с российским законодательством и международными стандартами [1, с. 433-439]. На основании ст. 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2009 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [2, с. 62-69]. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля вправе беседовать с осужденными, отбывающими наказание в следственных изоляторах. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Действующее законодательство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит и общественное воздействие. К общественности относятся легитимные, общественные и региональные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Согласно Положению об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденному приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. № 32, основной целью Общественного совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой (УИС), к защите прав и законных интересов сотрудников, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах. Одним из главных направлений работы Общественного совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию уголовно-исполнительной системы и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах ФСИН России. Содействие в работе следственных изоляторов и исправительных учреждений оказывают представители общественности, прежде всего неправительственных правозащитных организаций. На территории России действуют как международные (Международная тюремная реформа, Международная амнистия и др.), так и общероссийские (Общероссийское общественное движение «3а права человека», Московская, Хельсинкская группа и др.), региональные (Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр) и местные (Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений, Краснокамский правозащитный центр и др.) правозащитные организации. Правозащитники ведут переписку с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, и в первую очередь во ФСИН России, в судах, в том числе международных, при нарушениях их прав и свобод, посещают следственные изоляторы и исправительные учреждения, встречаются с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и осуществляют общественный контроль за деятельностью сотрудников и должностных лиц следственных изоляторов и исправительных учреждений. Статья 14 УИК РФ предусматривает обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, отбывающих наказание в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, в том числе и в следственных изоляторах. Им гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Они вправе использовать любую религию либо не исповедовать никаких религий, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Однако привлечение общественности к деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений не должно создавать ситуацию, мешающую персоналу этих учреждений на законной (правовой) основе выполнять свои служебные обязанности. Органы общественного контроля, в отличие от субъектов государственного контроля, не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно либо апеллируя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. К субъектам общественного контроля относятся общественные наблюдательные комиссии, Общественная палата РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельные граждане. Основными формами их контрольной деятельности являются посещение следственных изоляторов и исправительных учреждений, мониторинг соблюдения прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, переписка с ними и родственниками, рассмотрение их жалоб на действия администрации учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, направление запросов в территориальные органы УИС, в прокуратуру и другие компетентные органы. Основными направлениями контрольной деятельности общественных структур являются наблюдение и проверка соблюдения прав и свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Однако некоторые отличия есть в организации контроля религиозных объединений, предметом контроля которых является деятельность персонала по обеспечению конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Контрольными функциями обладают и средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет формируют общественное мнение о деятельности следственных изоляторов, исправительных учреждений, особенно при нарушении прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, привлекая внимание не только должностных лиц ФСИН России, но и международной общественности, чем, естественно, оказывается положительное воздействие на совершенствование работы следственных изоляторов и исправительных учреждений по соблюдению законности в их деятельности. В основе общественного контроля со стороны граждан лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Контроль граждан осуществляется по их собственной инициативе на основании положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С учетом того что в следственных изоляторах находятся под стражей подозреваемые и обвиняемые в совершении различных уголовных преступлений, большая часть которых отнесена к компетенции МВД России, важная роль в обеспечении их прав и свобод отводится Общественному совету при МВД России, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ в 2011 г. Общественный совет при МВД России осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел (полиции), и ему предоставлены необходимые полномочия [3, с. 2]. Функция обеспечения законности в УИС отводится Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за деятельностью следственных изоляторов и исправительных учреждений осуществляется путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их родственников и сотрудников персонала. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимает промежуточное положение между государственным и общественным контролем и является независимой и самостоятельной формой обеспечения законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации принимает и рассматривает жалобы на нарушение законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, обжалует в суды общей юрисдикции незаконные действия должностных лиц этих учреждений, обращается в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении виновных сотрудников УИС, посещает эти учреждения, а также периодически направляет специальные доклады о нарушениях прав граждан в следственных изоляторах и исправительных учреждениях Президенту РФ, в заинтересованные министерства и ведомства. Полагаем, что роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в обеспечении законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях должна повышаться и в Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» следует внести дополнения, указав на координирующую роль Уполномоченного по правам человека и всех общественных объединений в обеспечении прав и свобод человека [4, с. 94].