NEOLIBERAL INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF PENITENTIARY SYSTEMS: A COMPARATIVE ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the main trends and features of the neoliberal institutional development of penitentiary systems in some countries of Europe and North America. Trends are such as: 1) no direct connection between the level of crime and the punitive claims of the state, as expressed in the ratio of persons held in correctional institutions; 2) the presence of a correlation between the growth of punitive claims and a decrease in social security of the population; 3) the relationship of material and ideological aspects of criminalization; 4) the cumulative nature of penality reflects a new approach to the implementation of the concept of the welfare state. The point of view is that the prison population in the US state penitentiary institutions does not decrease even in the era of “smart response to crime”, because the problems of overcrowding in correctional institutions are less relevant than the obligations to save budget funds. The feature of American penal policy as the disciplinary cell hyperinflation is analyzed. It is proved that the penitentiary policy of neoliberal development is possible through the analysis of such functions of criminal punishment as control and establishment of communications. The ability of the penitentiary system to lay the Foundation for the expansion of criminalization factors of certain forms of behavior is shown. Based on the analysis of various scientific concepts of correction and reintegration work with prisoners social productivity of criminal punishment is showed. The different degree of connection between the neoliberal institutional development of penitentiary systems and the practical needs of state security is revealed. It is demonstrated that the understanding of the ideological basis of the neoliberal institutional development of penitentiary systems has a promising value for optimizing the functioning of the domestic system of execution of criminal penalties. As a conclusion, the value of the information obtained for the conceptual modernization of the penal system of the Russian Federation is indicated.

Keywords:
European States, humanism, punitive management, incentive mechanisms, zero tolerance, probation, convicts socialization, parole
Text
Publication text (PDF): Read Download

Актуальной стороной функционирования пенитенциарных систем выступает их стра- тегическое развитие в русле решения тех задач, которые носят объективный характер, - эффективное исправление и реинтеграция осужденных, обеспечение личной и обще- ственной безопасности. Неолиберальное институциональное развитие пенитенциарных систем отражает политику компромисса в решении указанных задач и, по сути, явля- ется инструментом в решении назревших в последние десятилетия проблем, связан- ных в первую очередь с их неспособностью оправдать основные ожидания общества и государства. Согласно п. 97 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации наше государство выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейски- ми государствами, Европейским союзом, за гармонизацию интеграционных процессов в Европе, поэтому для России важен соответствующий опыт европейской пенальной практики. Небезынтересно также обратиться к практике функционирования пенитенци- арной системы США, поскольку данное государство отличается стремительным ростом за последние десятилетия числа осужденных, отбывающих тюремное заключение [1]. Следовательно, крайне ценно рассмотреть такую особенность американской пенитен- циарной политики (карцеральную гиперинфляцию) сквозь призму ее неолиберального институционального развития. Таким образом, с позиций сравнительного правоведения и практической ценности зарубежного опыта обращения с осужденными научный интерес представляют общий тренд и особенности неолиберального институционального развития пенитенциарных систем в некоторых государствах Европы и США. Важнейшие тренды неолиберального институционального развития европейской и американской пенальных практик могут быть представлены следующими имеющими стабильное проявление социально-правовыми зависимостями: 1) отсутствие прямой связи между уровнем преступности и карательными притязаниями государства, вы- ражающимися в коэффициенте лиц, содержащихся в исправительных учреждениях; наличие корреляции между ростом карательных притязаний и снижением социальной защищенности населения; 3) взаимосвязь материальных и идеологических (символиче- ских) аспектов криминализации; 4) кумулятивный характер пенальности (стабильное и продолжительное либо смягчение карательных свойств санкций, либо их ужесточение). С большой долей вероятности отмеченные тренды отражают новый подход к реализа- ции концепта государства всеобщего благосостояния. Важнейшая проблемная область неолиберального институционального развития пе- нитенциарных систем заключается в численности тюремного населения. Так, на фоне того, что в начале двухтысячных годов уровень преступности испытывал небольшое, но стабильное снижение как в США, так и во многих государствах Европы, приблизительно в этот же период наблюдается обратно пропорциональный рост численности осужден- ных, отбывающих тюремное заключение [2, с. 56]. Относительно этой закономерности достаточно известна позиция Л. Ваккуанта, который, рассматривая эволюцию уровня тюремного населения в США с 1973 г., отмечает, что происходит реконфигурация аме- риканского государства и его миссии: политический проект неолиберализма постепенно привел к сжатию социальных свойств государства и пропорционально расширил в нем уголовно-правовую составляющую наряду с активизацией политики нулевой терпимо- сти [3, с. 306-307]. Некоторые исследователи рост числа осужденных, отбывающих тюремное заключение, или так называемую карцеральную гиперинфляцию, рассматри- вают как попытку сдерживания социальных расстройств, вызванных двумя важными изменениями: с одной стороны, отказ от фордистской модели наемного труда (трудо- вой занятости) и кейнсианского экономического компромисса, что сглаживает искус- ственно нагнетаемую общественную нестабильность среди низших и средних классов с помощью создания новых рабочих мест (в исправительных учреждениях), с другой стороны, кризис гетто как инструмента для поддержания социально-расового порядка после движений за гражданские права в 60-х годах XX столетия [4, с. 446]. В унисон вышеизложенной позиции другими исследователями отмечается, что тюремное насе- ление в государственных пенитенциарных институтах США не снижается даже в эпоху «умного реагирования на преступность» («smart on crime»), поскольку обязательства по защите прав налогоплательщиков и экономии бюджетных средств за счет трудовой эксплуатации заключенных первичны по отношению к проблемам переполненности карцеральных учреждений [5, с. 169, 183-185]. Обозначенному тезису не в полной мере корреспондирует небесспорная идея о том, что между уровнем преступности и коэффициентом тюремного населения имеется взаимосвязь [6]. Однако следует учитывать и процесс коммодификации карцеральных институтов, то есть приобретение ими свойств потребительского товара, что, как пра- вило, обусловливает пропорциональный рост численности осужденных, отбывающих тюремное заключение. Исследование научных источников по пенологии [7, с. 136-194; 8; 9] показывает, что обнаружение роли пенитенциарной политики в неолиберализме возможно посредством анализа таких функций уголовного наказания, как контроль и налаживание коммуника- ций (социализации осужденного). Именно эти функции обеспечивают культурный вектор движения и социальную продуктивность уголовного наказания. Соответственно эска- лация реинтеграционных задач уголовного наказания демонстрирует неолиберальное институциональное развитие пенитенциарных систем. Представляется допустимым именно в настоящее время согласиться с известными представлениями П.-М. Фуко и говорить о прочном отказе от «репрессивной гипотезы» сферы пенитенциарных отношений. Способность пенитенциарной системы корректи- ровать социальную сферу закладывает основу для расширения факторов криминали- зации поведения (например, посредством законодательного перевода преступлений в уголовные проступки, за которые не предусмотрено наказание, связанное с изоляцией осужденного от общества). Вместе с тем следует учитывать, что карательная политика не может рассматриваться как прямой ответ на криминальные проявления, она долж- на рассматриваться в качестве механизма для их нейтрализации, что также отражает реализацию неолиберальной политики институционального развития пенитенциарных систем. Однако пенитенциарная система может культивировать новые преступления (особенно в случае с рецидивной преступностью), если она демонстрирует сбои в ра- боте и тем самым продуцирует известный эффект «разбитых окон». Отмеченные осо- бенности базируются на структурном подходе, поскольку социальные институты при- обретают смысл только по отношению к другим институтам. Одним из импульсов для неолиберального институционального развития пенитен- циарных систем выступило назначение в 2003 г. первого неопределенного приговора - IPP (Тюремное заключение для общественной защиты), который был применен на ос- новании английского Закона об уголовной юстиции 2003 г. (в 2012 г. таких осужденных в Англии и Уэльсе насчитывалось около 6 тыс. чел., планируется, что к 2020 г. их число будет на отметке 1,5-2 тыс.). Как отмечает Г. Эннисон, осужденные с неопределенными приговорами «должны рассчитывать на бесперебойную работу пенитенциарной системы по предоставлению им возможности участвовать в соответствующих курсах, перейти на более низкий уровень безопасности в соответствующей категории тюрем, быстро- му и результативному досрочному слушанию Службой пробации, Тюремной службой и Советом по условно-досрочному освобождению» [10, с. 199]. Однако в 2017 г. более 760 (около 20 %) из примерно 3300 освобожденных были вновь возвращены в исправи- тельные учреждения из-за нарушений условий программы освобождения осужденных к неопределенным приговорам [10, с. 199]. Данная ситуация демонстрирует фактиче- скую корреляцию между практическими «схемами» реализации идеи неопределенных приговоров, направленной в современных условиях на «общественную защиту», и ре- зультатами реинтеграции освобожденных. В качестве промежуточного вывода можно указать, что меры по «общественной за- щите» в русле неолиберальной политики институционального развития американской и европейских пенитенциарных систем стали носить направленный характер, формируя соответствующие уголовно-исполнительные институты. Вместе с тем рассматриваемая политика не сводится к так называемому уголовно- правовому популизму, напротив, фактически дисциплинирует законотворческий процесс, поскольку предполагает более обдуманную институционализацию реинтеграционных, исправительных, профилактических и иных мер, от эффективности реализации кото- рых зависит уровень постпенитенциарного рецидива. В условиях общего стабильного роста численности заключенных в большинстве европейских государств (например, в Англии и Уэльсе в 1990 г. их насчитывалось 45 636, по состоянию на 25 января 2019 г. - 82 773 осужденных [11]; во Франции в 1990 г. - 43 913, по состоянию на 1 января 2019 г. - 70 059 [12]; в Италии в 1990 г. - 26 150, по состоянию на 31 декабря 2018 г. - 59 655 [13]) неолиберальная политика направлена не столько на оттачивание форм и методов ис- правительного воздействия, сколько на формирование новой парадигмы функциони- рования пенитенциарных систем. В этих условиях обнаруживается рефрен концепции «ничего не работает» («nothing works»): вновь приобретает популярность научная пози- ция об отрицании эффективности и реинтеграционной несостоятельности практически любых мер обращения с осужденными. Широкое использование в американской и европейских пенитенциарных системах механизмов стимулирования и получения привилегий (IEP) и их соответствующая инсти- туционализация послужили очередным толчком к реализации неолиберальной политики. По сути, это форма так называемого карательного менеджмента (punitive managerialism), в которую вовлекается полиция, суд, исправительное учреждение, различные пробаци- онные службы и негосударственные субъекты реинтеграционной деятельности, окружение осужденного, используемое для поддержания его социально полезных связей, и иные участники как пенитенциарной, так и социальной среды. Механизмы IEP выхо- дят за пределы исправительного учреждения, охватывая допенальный и постпенитен- циарный периоды. Создаются предпосылки для общеевропейской (но нехарактерные для пенитенциарной системы США) реализации несколько пересмотренной стратегии «сокращения вреда» (Harm reduction), а именно на смену активному применению аль- тернативных мер наказания и правоприменительному ограничению наказания в виде тюремного заключения приходит избирательный подход к регламентации как санкций, связанных с изоляцией осужденного от общества, так и продолжительности содержа- ния в исправительном учреждении (как правило, в сторону увеличения сроков тюрем- ного заключения в отношении отдельных категорий преступников). При этом нельзя не отметить, что международные правозащитные организации не перестают указывать на значительные факты самоубийств, самоповреждений и насильственных действий со стороны осужденных, что, по мнению ряда специалистов, связано с реализацией нео- либеральной пенитенциарной политики [14, с. 13-19]. Важно также подчеркнуть, что идеологическая основа неолиберального институци- онального развития пенитенциарных систем во многом зависит от политической воли, экономических возможностей и представлений национальных властей о таких крае- угольных камнях карательной политики, как гуманизм и безопасность. Как отмечает Г. Эннисон, возможно, именно в силу непрекращающейся «политической турбулент- ности» в этой сфере отсутствует уверенность в скорейшем появлении, в частности, в английском тюремном ведомстве эффективных пенитенциарных программ [15, с. 1084]. На основании вышеизложенного допустимо сформулировать вывод о том, что кон- цептуальность и конструктивность неолиберального институционального развития пе- нитенциарных систем зависят не столько от практических потребностей обеспечения безопасности государства, сколько от возможностей экономического и идеологического обеспечения такой политики. Компаративистский анализ отдельных аспектов неолиберального институциональ- ного развития пенитенциарных систем демонстрирует, что полученная информация имеет не только сугубо научно-познавательное, но и перспективное значение для опти- мизации функционирования отечественной системы исполнения уголовных наказаний. Полученный в рамках данного исследования научный компонент сравнительно-пра- вовых знаний может быть использован в процессе разработки Концепции модерниза- ции уголовно-исполнительной системы (2021-2030 гг.) как концептуального политико- правового документа, определяющего основные траектории дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
References

1. World Prison Brief. United States of America n. d., viewed 24 February 2019, http://www. prisonstudies.org/country/united-states-america

2. Aebi, M. F. et al. 2017, Council of Europe Annual Penal Statistics. Space I - Prison Populations. Survey 2016, Council of Europe & University of Lausanne, Strasbourg-Lausanne

3. Wacquant, L. 2009, Punishing the poor. The neoliberal government of social insecurity, Duke University Press, Durham

4. González-Sánchez, I. & Maroto-Calatayud, M. 2018, ʻThe penalization of protest under neoliberalism: managing resistance through punishmentʼ, Crime, Law and Social Change, vol. 70, iss. 4, pp. 443-460

5. Cate, S. & HoSang, D. 2018, ʻ“The better way to fight crime”: Why fiscal arguments do not restrain the carceral stateʼ, Theoretical Criminology, vol. 22, iss. 2, pp. 169-188

6. Lappi-Seppälä, T. 2011, ʻExplaining imprisonment in Europeʼ, European Journal of Criminology, vol. 8, iss. 4, pp. 303-328

7. Valier, C. 2002, Theories of Crime and Punishment, Longman, London

8. Amidon, E. 2018, ʻPolitics and historical imprisonment, 1930-2010ʼ, Journal of Crime and Justice, vol. 41, iss. 4, pp. 427-449

9. Annison, H. 2018, ʻPolitics and Penal Change: Towards an Interpretive Political Analysis of Penal Policymakingʼ, The Howard Journal of Crime and Justice, vol. 57, iss. 3, pp. 302-320

10. Annison, H. 2018, ʻTracing the Gordian Knot: Indeterminate-Sentenced Prisoners and the Pathologies of English Penal Politicsʼ, The Political Quarterly, vol. 89, iss. 2, pp. 197-205

11. World Prison Brief. United Kingdom: England & Wales n.d., viewed 25 February 2019, http://www.prisonstudies.org/country/united-kingdom-england-wales

12. World Prison Brief. France n.d., viewed 25 February 2019, http://www.prisonstudies.org/ country/france

13. World Prison Brief. Italy n.d., viewed 25 February 2019, http://www.prisonstudies.org/ country/italy

14. Beard, J 2017, Sentences of Imprisonment for Public Protection. Briefing Paper (Number 06086, 25 October 2017), House of Commons, London

15. Annison, H. 2018, ʻThe policymakers’ dilemma: change, continuity and enduring rationalities of English penal policyʼ, British Journal of Criminology, vol. 58, iss. 5, pp. 1066-1086


Login or Create
* Forgot password?