PENITENTIARY SECURITY AND PROBLEMS OF ITS PROVISION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The system of places of imprisonment has significant shortcomings related to ensuring the safety of both convicts and other persons. The main problem of ensuring penitentiary security is the current colonial model of imprisonment execution, which does not provide an adequate security level of convicts and correctional personnel. The main condition for the modern penitentiary system security should be compliance with the security level of places of imprisonment and the degree of danger of internal and external threats. The assessment of the security level of a convicted person should be based on the degree of his danger. The main type of places of imprisonment, according to the author, should be a prison as an institution that provides the highest level of penitentiary security.

Keywords:
security, imprisonment, convict, prevention, punishment
Text
Publication text (PDF): Read Download

В науке уголовно-исполнительного права основное внимание уделяется проблемам безопасности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Обеспечение безопасности осужденных в исправительных учреждениях понимается как комплекс правовых, управленческих, оперативно-розыскных, тактических и социально-нравственных мероприятий, направленных на предупреждение возможности и устранение явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни, здоровью, чести и достоинству лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы [1, с. 124]. Однако пенитенциарная безопасность включает в себя безопасность не только осужденных, но и других лиц. Общее состояние пенитенциарной системы России является неблагополучным по ряду причин, которые изложены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления составляет 80 % от общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы. Почти половина отбывают наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан. Более 90 % осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состоит на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами. Имеют место существенные угрозы внутри учреждения, исходящие от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности. В местах лишения свободы существует организованная пенитенциарная преступность. Ее лидеры пытаются осуществлять властные, идеологические, экономические, координационные и контрразведывательные функции. Лидеры преступных пенитенциарных группировок совместно с преступными «авторитетами» на свободе организуют беспорядки, голодовки, сбор средств в «общаки», осуществляют подкуп представителей администрации, выявляют агентов и через них дезинформируют администрацию, предпринимают усилия по вербовке лиц из числа персонала учреждения, в том числе посредством связей на свободе. При этом они используют различные возможности, способы и средства: угрозы, насилие, вовлечение в азартные игры. Особое место среди них занимают «воры в законе», являющиеся носителями преступной идеологии, организаторами преступлений. Указанная категория лиц обладает широкими межрегиональными коррумпированными связями. Места лишения свободы в условиях мегаполисов и других крупных городов представляют повышенную криминогенную опасность для окружающей социальной среды. На уголовно-исполнительные органы оказывается давление со стороны организованной преступности такого региона. Преступные сообщества угрожают персоналу исправительных учреждений, вовлекают их в криминальные связи, терроризируют сотрудников и их семьи. В Концепции говорится о необходимости повышения эффективности исправительных учреждений по обеспечению их безопасности, предлагается ряд мер, направленных на обеспечение режима, пенитенциарной безопасности и предупреждение правонарушений: - дифференциация условий содержания осужденных; - создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных; - выработка мер, стимулирующих правопослушное поведение осужденных, включая систему мотивации: изменение условий содержания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение, замена наказания более мягким; - усиление ответственности для злостных нарушителей режима; - совершенствование системы мер взыскания; - разработка комплекса по совершенствованию профессионального мастерства персонала; - внедрение современных технических средств надзора и контроля; - электронный мониторинг осужденных; - улучшение материальных условий содержания осужденных; - совершенствование воспитательной работы; - максимальное вовлечение осужденных в образовательную, профессиональную и трудовую деятельность; - надлежащая организация свободного времени осужденных; - совершенствование судебного, прокурорского, ведомственного и общественного контроля. Предлагаемые в Концепции меры в основном выглядят как декларации и призывы в стиле советских директив. Такие меры можно воспроизводить каждые десять лет, убеждая аудиторию в их актуальности. Причинами сложившегося положения являются традиционная приверженность коллективным формам содержания осужденных, недостаточная дифференциация мест лишения свободы, учитывающая криминальную опасность личности осужденных, игнорирование исторического и международного опыта, а также существующая организация исполнения наказания на основе колонистской модели. Исправительно-трудовые колонии (ИТК) в СССР задумывались как учреждения полузакрытого типа с повышенными возможностями массового привлечения осужденных к труду и применения разнообразных форм воспитательного воздействия. ИТК принципиально отличалась от тюрьмы масштабами применения мер исправительного воздействия. В своей основе ИТК представляла собой социалистическую модель коллективного устройства советского общества, воспроизводящую основные элементы его устройства и организации. В СССР решение производственно-хозяйственных задач было основной функцией ИТУ. Однако в конце ХХ века из-за произошедших политических событий, корректировки уголовной политики, исключения производственного сектора пенитенциарной системы из централизованного госзаказа, разрыва кооперации с предприятиями военнопромышленного комплекса исправительные учреждения стали резко терять свой производственный и иной потенциал, и в настоящее время ситуация выглядит пессимистично [2, с. 96]. Большая часть осужденных фактически не работает, что негативно влияет на состояние безопасности ИУ. Осужденные в колонии с советских времен размещаются не в камерах, как в тюрьме, а в общежитиях. Они до настоящего времени организованы в отряды в среднем по 100 чел. Отряд осужденных располагается в отдельном общежитии, в котором имеется инфраструктура коммунально-бытового и культурно-воспитательного назначения. Осужденные спят в больших спальных помещениях с двухъярусными кроватями. В общежитии отряда также имеется комната досуга (она же комната для проведения групповых воспитательных мероприятий), туалетные и душевые помещения, комната хранения личных вещей, комната приема пищи, в которой осужденные могут употреблять продукты питания, купленные в магазине исправительного учреждения, полученные в посылках или передачах, и другие помещения. Организационно-правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях предусмотрены Положением об отряде осужденных исправительного учреждения. В соответствии с Положением отряд создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом и личной безопасности осужденных, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению. Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. На территории колонии расположены различные объекты инфраструктуры, к числу которых относятся: дежурная, медицинская и противопожарная части, столовая, магазин, банно-прачечный комплекс, клуб, школа, профессиональное училище, спортзал, открытые спортивные площадки. Советская колония занимала значительную территорию, на которой располагались различные объекты социально-бытового и культурного назначения. Привлечение осужденных к труду как к средству исправительного воздействия организовывалось в условиях, максимально приближенных к условиям труда на свободе. Колонии имели свои промышленные предприятия (цеха, заводы, фабрики и т. п.). Таким образом, колония в свое время представляла собой новый прогрессивный вид пенитенциарного учреждения с более широкими возможностями достижения целей наказания. Однако полуоткрытый режим снизил безопасность осужденных и персонала. Объективно ослабление охраны и надзора за осужденными повлекло за собой рост пенитенциарной преступности. В исправительно-трудовых учреждениях сформировались преступные группировки. Особенности ИК в определенной мере являются основой для существования субкультуры осужденных. Осужденные к лишению свободы в современных условиях представляют собой различные типы или категории, различающиеся социально-демографическими и криминологическими характеристиками. Некоторые категории осужденных представляют опасность друг для друга, поэтому для их содержания создаются учреждения различных видов. При проживании в общежитии возникает много проблем. Осужденный постоянно находится в окружении большого количества других осужденных и пребывает в напряжении. Есть необходимость в том, чтобы осужденные на ночь помещались в отдельные помещения, как рекомендуют Европейские пенитенциарные правила. Такое размещение осужденных исключит насилие, в том числе сексуальное, как наиболее распространенное в ночное время. Данные некоторых исследований показывают, что с психологической точки зрения оптимальное количество осужденных в одной камере составляет 4-7 человек. Однако, по нашему мнению, даже наличие в камере двух человек создает угрозу насилия, особенно сексуального, одного из сокамерников над другим. Покамерное содержание трудно осуществимо в современных условиях, поэтому вопрос нужно решать поэтапно. На первом этапе следует уменьшить количество осужденных в одном помещении. Желательно, чтобы в комнате размещались не более трех осужденных с учетом психологической совместимости и отношений друг с другом. Необходимо провести комплекс мероприятий по перестройке организации и деятельности мест лишения свободы, прежде всего отрядной системы. Исправительные колонии в том виде, в каком они есть, соответствовали своему времени и политико-правовой и экономической системе государства. В современных условиях их необходимо реорганизовать на новых принципах, отвечающих требованиям времени. В закрытых учреждениях отряды осужденных следует оставить только в облегченных условиях. В обычных и строгих условиях необходимо организовать сектора (блоки) с усиленным режимом надзора и безопасности. Перевод в облегченные условия - при условии вступления в самодеятельные организации и при наличии письменного заявления о стремлении к твердому исправлению и признании преступной субкультуры аморальной. Наиболее опасные преступники, лидеры преступных группировок должны находиться в тюрьмах с особо строгим режимом. Следует произвести изменения в режиме и условиях отбывания наказания в закрытых учреждениях в отношении осужденных, содержащихся в обычных и строгих условиях, в частности: - осуществление постоянного круглосуточного надзора за осужденными в обычных и строгих условиях; - проведение компьютерного ежедневного мониторинга поведения каждого осужденного; - в обычных условиях покамерное содержание ночью по 2 человека; - содержание в строгих условиях в ПКТ; - содержание в ШИЗО одиночное. Борьба с неформальной иерархией и пенитенциарной преступностью должна предполагать создание особо строгих тюрем для членов преступных групп с максимальным уровнем безопасности. Воспитательное воздействие должно быть направлено прежде всего на нейтрализацию преступной субкультуры. Условно-досрочное освобождение следует применять только к активистам и производственникам, признавшим полностью свою вину, письменно и на видеокамеру отрекшимся от субкультуры. Меры, принимаемые региональными правоохранительными органами государственной власти, следует направить на устранение неблагоприятных факторов внешней среды функционирования учреждений. Такие меры должны заключаться в нейтрализации влияния преступного мира на исправительное учреждение, сотрудников исправительных учреждений и членов их семей. Для исполнения наказаний следует организовать особые города по типу закрытых городов советского периода со всей необходимой инфраструктурой. В этих целях, возможно, приспособить бывшие закрытые города СССР, реанимировав бывшие производства, военные городки и примыкавшую к ним инфраструктуру. Принцип отбывания наказания по месту жительства вреден, и его следует отменить. Меры, осуществляемые непосредственно органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания, охватывают круг мероприятий внутри исправительного учреждения. Такие меры в первую очередь должны быть направлены на обеспечение режима содержания осужденных. Безопасность пенитенциарного учреждения обеспечивается эффективным надзором и контролем, соблюдением требований раздельного содержания осужденных. Одно из основных условий обеспечения пенитенциарной безопасности - своевременное выявление осужденных, представляющих потенциальную опасность. К ним относятся участники преступных групп, осужденные, склонные к насилию, гомосексуализму, побегу, имеющие психические отклонения. После выявления таких осужденных необходимо принять эффективные меры по их нейтрализации. Заслуживает внимания исторический опыт воздействия на нарушителей режима содержания в местах лишения свободы Советского государства. Временная инструкция 1918 г. в исключительных случаях при частых рецидивах недопустимого поведения осужденных предусматривала их перевод в специальные тюрьмы (изоляторы), которые были подчинены НКВД ОГПУ. ИТК РСФСР 1924 г. предусматривал также изоляторы специального назначения для лишенных свободы со строгой изоляцией. Временным положением о местах лишения свободы Главного управления исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР для лиц, допускающих систематические нарушения режима, предусматривались штрафные исправительно-трудовые колонии. Штрафные колонии обслуживали все ИТУ. В целях изоляции отрицательно настроенных заключенных и борьбы с преступностью злостные нарушители режима этапировались для дальнейшего отбывания на острова Северного Ледовитого океана. В целях нейтрализации влияния лидеров преступных группировок в декабре 1935 г. была утверждена Инструкция о порядке направления заключенных из ИТЛ в срочные тюрьмы [3, с. 38]. Указанная мера рассматривалась в качестве взыскания и могла применяться только после исчерпания других мер воздействия. Направление в тюрьмы санкционировалось руководством ГУЛАГа. В 1960-е годы в СССР были проведены мероприятия по подавлению «воровского движения» и поиску новых форм исполнения наказаний. К 1980-м годам был накоплен богатый опыт по так называемому разобщению отрицательно настроенной части осужденных. Была разработана методика стравливания различных уголовных группировок в местах лишения свободы, внесения раздоров в сообщество «путевых» [4, с. 356-365]. В 1980-х годах в г. Соликамске Пермской области на базе транзитно-пересыльного пункта был создан профилактический центр - учреждение АМ-244/6 для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении «воров в законе» и других лидеров преступного мира и проведения работы по разложению среды уголовно-бандитствующих элементов. Этот центр состоял из единых помещений камерного типа (ЕПКТ) на 240 мест, в который направлялись лидеры отрицательных группировок, «воры в законе» и «сочувствующие» им осужденные: отказчики от работы, организаторы азартных игр и другие злостные нарушители режима. Современная система мер обеспечения пенитенциарной безопасности предоставляет средства, отличающиеся низкой эффективностью. Значительная часть мероприятий по обеспечению пенитенциарной безопасности и предложения по ее совершенствованию сводятся к наблюдению за осужденными и профилактическим беседам. Малоэффективным является содержание злостных нарушителей в ШИЗО и строгих условиях содержания. Наказание в виде лишения свободы при всех его «побочных» эффектах способно обеспечить контроль над преступностью на приемлемом для государства уровне [5, с. 27]. Наиболее эффективной мерой карательного воздействия является направление злостных нарушителей в ПКТ, ЕПКТ и тюрьмы. В отношении злостных нарушителей режима содержания после освобождения возвращен применявшийся в СССР административный надзор. Однако сейчас другая страна, социальная система и правоохранительные органы. Современная система и организация административного надзора крайне неэффективна. Учитывая данное обстоятельство, злостных нарушителей, а также представителей преступного мира после освобождения из мест лишения свободы следует подвергнуть административному надзору, ограничив их проживание в отдаленных местностях Сибири. Однако временные меры направлены в основном на обеспечение безопасности осужденных, на защиту их прав и свобод как дань моде. Безопасность сотрудников и членов их семей обеспечивается по остаточному принципу и сводится к двум аспектам: психологической реабилитации и повышению профессионального уровня. Полагаем, что это «косметические», второстепенные меры, а основные меры должны носить радикальный характер, связанный с коренной перестройкой пенитенциарной системы, обеспечивающей надежную дистанцию безопасности. Дистанция пенитенциарной безопасности заключается, во-первых, в минимальных контактах осужденного, криминальных структур или их представителей с сотрудниками пенитенциарного учреждения и их семьями, во-вторых, в возможности быстрых и гарантированных мер нейтрализации угроз в адрес пенитенциарного учреждения, его сотрудников и их семей. Эффективная пенитенциарная безопасность должна основываться на жестком разделении пенитенциарных учреждений по степени безопасности и, следовательно, на дифференциации по уровню опасности контингента осужденных. Различение между видами исправительных учреждений должно заключаться не в количестве и качестве предоставляемых благ осужденным, как это имеет место сейчас, а в уровне и организации безопасности учреждения. Можно определить следующие уровни обеспечения безопасности: - минимальная безопасность; - повышенная безопасность; - усиленная безопасность; - строгая безопасность; - особо строгая безопасность; - чрезвычайно строгая безопасность. Конкретному уровню обеспечения безопасности должен соответствовать определенный вид исправительного учреждения. Система исправительных учреждений может выглядеть следующим образом: - реабилитационные центры; - колонии-поселения; - исправительные колонии; - тюрьмы усиленного режима; - тюрьмы строгого режима; - тюрьмы особого режима. Основным критерием оценки личности осужденного в настоящее время является степень исправления, тогда как следует за основу взять уровень опасности осужденного. Необходимо предусмотреть градацию уровней опасности личности осужденного. В качестве возможной градации предлагаем 6 уровней (степеней) такой опасности: - нулевой - безопасный; - первый - минимально опасный; - второй - опасный; - третий - повышенно опасный; - четвертый - особо опасный; - пятый - чрезвычайно опасный. Полагаем необходимым изменить подход к назначению вида исправительного учреждения, связав его с уровнем опасности, исходящей от осужденного, и уровнем обеспечения безопасности. Распределение осужденных по видам исправительных учреждений может выглядеть следующим образом: - в реабилитационных центрах - осужденные, имеющие безопасный уровень; - колониях-поселениях - осужденные, обладающие минимальным уровнем опасности; - исправительных колониях - осужденные, представляющие опасный уровень; - тюрьмах усиленного режима - осужденные с повышенным уровнем опасности; - тюрьмах строгого режима - осужденные с особо опасным уровнем угроз; - тюрьмах особого режима - осужденные с чрезвычайно опасным уровнем. Предлагаемая нами новая система исправительных учреждений может быть представлена в виде таблицы. Таблица Система исправительных учреждений Вид исправительного учреждения Уровень мер безопасности учреждения Уровень (степень) опасности (угроз) осужденного Реабилитационный центр Минимальной безопасности Безопасный Колония-поселение Повышенной безопасности Минимально опасный Исправительная колония Усиленной безопасности Опасный Тюрьма усиленного режима Строгой безопасности Повышенно опасный Тюрьма строгого режима Особо строгой безопасности Особо опасный Тюрьма особого режима Чрезвычайно строгой безопасности Чрезвычайно опасный Назначение вида исправительного учреждения необходимо передать от суда специальным распределительным комиссиям. В состав комиссий следует включить следователей, оперативных работников, криминологов, прокурорских работников, психологов МВД России и ФСИН России. Первоначально осужденный в течение 6 месяцев должен содержаться в тюрьме строгого режима в отдельном испытательном блоке. В это время члены комиссии должны изучить личность осужденного и установить степень его опасности, после указанного срока - определить вид исправительного учреждения. В период нахождения в исправительном учреждении следует регулярно (каждые 6 месяцев) определять состояние и динамику опасности личности. В случае изменения уровня опасности необходимо переводить осужденного в исправительное учреждение соответствующего уровня безопасности. Таким образом, пенитенциарная безопасность является важным компонентом современной политики государства в области борьбы с преступностью, включающим в себя комплекс общегосударственных и специально-криминологических мероприятий.
References

1. Anisimkov V. M., Epaneshnikov V. V. Osobennosti obespecheniya bezopasnosti osuzhdennyh v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdeniyah : kurs lekciy. Ufa : UVSh MVD RF, 1996. 469 s

2. Belik V. N., Skiba A. P. Voprosy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere ispolneniya lisheniya svobody: sostoyanie, analiz i implementaciya v otechestvennuyu pravoprimenitel'nuyu praktiku // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2018. № 2(42). S. 94-99

3. Kuz'min S. Organizovannye prestupnye gruppirovki v mestah lisheniya svobody: poslevoennye gody // Prestuplenie i nakazanie. 1995. № 4. S. 46-49

4. Sidorov A. A. Velikie bitvy ugolovnogo mira. Istoriya professional'noy prestupnosti Sovetskoy Rossii : v 2 kn. Rostov n/D : MarT, 1999. Kn. 2. 541 s

5. Milyukov S. F. Karatel'no-preventivnyy potencial ugolovnogo nakazaniya daleko ne ischerpan // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. 2017. № 2(45). S. 26-29

6. Anisimkov, V. M. & Epaneshnikov, V. V. 1996, Features of security provision of convicts in correctional labor institutions, Ufa higher school of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa

7. Belik, V. N. & Skiba, A. P. 2018, ‘Issues of public-private partnership in the sphere of imprisonment execution: state, analysis and implementation in the domestic law enforcement practice’, Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 2(42), pp. 94-99

8. Kuz’min, S. 1995, ‘Organized crime groups in places of imprisonment: the postwar years’, Crime and punishment, iss. 4, pp. 46-49

9. Sidorov, A. A. 1999, The great battles of the criminal world. History of professional crime in Soviet Russia, vol. 2, MarT Publ., Rostov-on-Don

10. Milyukov, S. F. 2017, ‘The punitive and preventive potential of criminal punishment is far from to be exhausted’, Criminology: yesterday, today, tomorrow, iss. 2(45), pp. 26-29


Login or Create
* Forgot password?