EXPERIENCE OF THE PENAL INSPECTION OF THE FPS OF RUSSIA IN THE RYAZAN REGION ON PUNISHMENTS ORGANI- ZATION IN THE FORM OF COMPULSORY AND CORRECTIONAL LABOR EXECUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main areas of work to reduce the prison population are such as decriminalization of crimes that do not pose a great public danger, correction of judicial practice, expansion of the use of punishments that are not associated with convicts’ isolation from society. The need for the widespread introduction of alternative punishments has been reflected at a variety of le-vels. The policy in the sphere of appointment and execution of alternative punishments is carried out in two directions: the range of crimes which are provided by penalties is expanded, and also new types of punishments not connected with convicts’ isolation from society are introduced. Despite significant progress which was made in appointment and execution of criminal penalties under consideration, problems with the enforcement of individual sentences still remain. In particular, the problem of employment of persons sentenced to correctional and compulsory labor requires immediate solutions. In this regard, the experience of interaction of the Penal Inspectorate of the FPS of Russia in the Ryazan region with the Directorate of city improvement in the field of criminal penalties execution in the form of correctional labor and compulsory works in Ryazan seems to be very interesting. The list of objects for serving compulsory labor and their types, as well as the list of places for serving correctional labor were approved by the resolution of the administration of Ryazan No. 2952 (adopted on 12.07.2010) in coordination with the Penal Inspectorate. The article is devoted to changes in legislation, practice of criminal penalties implementation, as well as to some proposals for further practice improvement of correctional and compulsory work.

Keywords:
correctional labor, compulsory labor, penal legislation, convicts
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время в России применяется широкий спектр наказаний, альтернативных лишению свободы, реализация большинства из которых возлагается на уголовноисполнительные инспекции. Целесообразность более широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна, а эффективное их применение в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Однако, несмотря на положительную в целом ежегодную тенденцию по применению наказаний, альтернативных лишению свободы, при их реализации возникают определенные проблемы, требующие в первую очередь законодательного разрешения. О необходимости развития системы наказаний, альтернативных лишению свободы, говорится и в пр. 1.5 Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила): «Государства-члены разрабатывают меры, не связанные с тюремным заключением, в рамках своих правовых систем с целью обеспечения других возможностей, сокращая тем самым применение тюремного заключения, и с целью рационализации политики в области уголовного правосудия с учетом необходимости соблюдения прав человека, требований социальной справедливости и потребностей правонарушителя в отношении возвращения к нормальной жизни в обществе». В унисон с Токийскими правилами звучат положения принятой 14 октября 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. На основании ч. 5 разд. III Концепции предполагается увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. К основным направлениям работы по сокращению тюремного населения относятся такие, как декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, корректировка судебной практики, расширение применения альтернативных видов наказания. В последние годы назрела необходимость внедрения альтернативных видов наказаний. Политика в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, проводится по двум направлениям. Во-первых, расширяется круг преступлений, за которые предусмотрены альтернативные наказания. Во-вторых, вводятся новые виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. С учетом развития уголовной и уголовно-исполнительной политики России на современном этапе, социально-экономических процессов, происходящих в обществе, расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, выявления проблем правоприменительной деятельности учреждений и органов, их исполняющих, а также приведения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с иными федеральными законами в Уголовный и Уголовноисполнительный кодексы Российской Федерации были внесены значительные изменения, касающиеся исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Вместе с тем сохраняются проблемы, связанные с исполнением отдельных уголовных наказаний без изоляции от общества. В частности, проблема трудоустройства лиц, осужденных к исправительным и обязательным работам, требует безотлагательного решения. На основании изложенного рассмотрение отдельных аспектов применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, представляется своевременным и актуальным. В рамках статьи описывается опыт взаимодействия ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Рязанской области (далее - ФКУ УИИ) с МБУ «Дирекция благоустройства города» (далее - МБУ «ДБГ») при исполнении уголовных наказаний в виде исправительных работ и обязательных работ в г. Рязани. В составе ФКУ УИИ функционируют следующие подразделения: отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, 10 филиалов (из них 9 межмуниципальных), информационно-аналитическая группа, бухгалтерия, канцелярия, юридическая служба, группа психологического обеспечения, группа обеспечения. Количество территориально удаленных мест дислокации межмуниципальных филиалов ФКУ УИИ составляет 24. Основными задачами, возложенными на ФКУ УИИ, являются: - исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; - контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; - контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог; - предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. За 12 месяцев 2018 г. по учетам ФКУ УИИ прошло всего 6463 лица (АППГ - 6469), из них по видам наказаний и уголовно-правовых мер: - осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 1601 (АППГ - 1448), в том числе 1285 чел., осужденных к данному наказанию, назначенному в качестве основного, а также в качестве дополнительного наказания, отбывших основное (АППГ - 1045); - осужденных к наказанию в виде обязательных работ - 833 (АППГ - 877); - осужденных к наказанию в виде исправительных работ - 659 (АППГ - 532); - осужденных к наказанию в виде ограничения свободы - 235 (АППГ - 185), в том числе осужденных к ограничению свободы в качестве основного наказания - 220 (АППГ - 176); - осужденных условно с испытательным сроком - 3619 (АППГ - 3660); - осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания на основании ст. 82 УК РФ - 44 (АППГ - 36); - осужденных к штрафу, имеющих обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со ст. 72.1 УК РФ, - 56 (АППГ - 26); - осужденных, признанных приговором суда больными наркоманией, наказание которым отсрочено на основании ст. 82.1 УК РФ, - 1 (АППГ - 2); - подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста - 107 (АППГ - 115); - подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, - 8 (АППГ - 0). Среднесписочная численность лиц, прошедших по учетам ФКУ УИИ, в 2018 г. составила 3614,28 (3367,51). Доля осужденных, совершивших повторные преступления (без учета преступлений, предусмотренных ст. 264.1, 314.1 УК РФ) после постановки на учет ФКУ УИИ, по итогам 2018 г. составила 2,4 % (АППГ - 2,5 %). Перечень объектов для отбывания обязательных работ и их видов, а также перечень мест для отбывания исправительных работ утверждены постановлением администрации г. Рязани от 12 июля 2010 г. № 2952 по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция благоустройства города» включено в перечень мест для отбывания исправительных работ постановлением администрации города Рязани от 10 июня 2013 г. № 2182, а также в перечень объектов, на которых осужденные отбывают наказание в виде обязательных работ, постановлением администрации города Рязани от 16 октября 2017 г. № 4535 (табл. 1). Таблица 1 Сведения о привлечении к отбыванию наказания в виде обязательных работ на территории г. Рязани № п/п Наименование объекта отбывания наказания Численность осужденных, привлеченных к обязательным работам, чел. 2018 г. I кв. 2019 г. 1 МБУ «Дирекция благоустройства города» 75 (АППГ - 12) 24 2 ГБУ РО «ГКБ № 5» 59 26 3 ГБУ РО «ГКБ № 11» 23 16 4 ГБУ РО «ГК БСМП» 15 10 5 ГБУ РО «ГКБ № 10» - 1 6 Прочие 13 2 В 2018 г. по учетам филиалов уголовно-исполнительной инспекции в г. Рязани прошло 228 осужденных к обязательным работам, из них 12 женщин и 2 несовершеннолетних. 54 % лиц данной категории осуждены за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное деяние или имеющим судимость за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное в состоянии опьянения), по 14 % - за кражи и угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; по 4 % - за грабежи и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. В течение 2018 г. к отбыванию наказания в виде обязательных работ было привлечено 185 осужденных, из них: 97 человек (52 %) отбывали наказание в учреждениях здравоохранения (ГБУ РО «ГКБ № 5», ГБУ РО «ГКБ № 11», ГБУ РО «ГК БСМП»); 75 человек (41 %) - в МБУ «Дирекция благоустройства города». В течение 3 месяцев 2019 г. к отбыванию наказания в виде обязательных работ привлекалось 79 осужденных, из них: 53 человека (67 %) отбывали наказание в учреждениях здравоохранения; 24 человека (30 %) - в МБУ «Дирекция благоустройства города»; 2 человека (3 %) - в ООО «ЖЭУ № 9 г. Рязани» (табл. 2). В утвержденный администрацией г. Рязани перечень объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ включено около 50 организаций, фактически в последнее время осужденные отбывают наказание в МБУ «ДБГ» и учреждениях здравоохранения. Опыт взаимодействия с данными организациями сотрудниками уголовноисполнительной инспекции характеризуется положительно (своевременно предоставляются табели учета отработанного времени, оперативно поступает информация о допущенных осужденными нарушениях). Необходимо отметить проводимую в МБУ «Дирекция благоустройства города» воспитательную работу с осужденными, что положительно отражается на количестве допущенных ими правонарушений. В 2018 г. по учетам филиалов уголовно-исполнительной инспекции в г. Рязани прошло 211 осужденных к исправительным работам. Наиболее часто приговоры к данному виду наказания выносятся в отношении осужденных, совершивших преступления, предусмотренные ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей), - 32 %, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, - 25 % и кражи - 15 %. Таблица 2 Сведения о нарушениях и мерах взыскания в отношении осужденных, привлеченных к отбыванию наказания в виде обязательных работ в г. Рязани Численность осужденных, чел. 2017 г. 2018 г. I кв. 2019 г. Всего В ДБГ Всего В ДБГ Всего В ДБГ Допустившие нарушения 35 0 43 7 13 1 Вынесено предупреждение 35 0 43 7 13 1 Заменено наказание на более строгое 14 0 25 2 4 0 Таблица 3 Сведения о привлечении к отбыванию наказания в виде исправительных работ на территории г. Рязани № п/п Вид организации 2018 г. 1 кв. 2019 г. По основному месту работы В организации, включенной в перечень по обращению УИИ (при самостоятельном трудоустройстве осужденного до постановки на учет) По направлению УИИ в организации, уже включенной в перечень По основному месту работы В организации, включенной в перечень по обращению УИИ (при самостоятельном трудоустройстве осужденного до постановки на учет) По направлению УИИ в организации, уже включенной в перечень 1 ООО (ОАО) 7 24 61 9 23 15 2 ИП 3 12 - 3 8 - 3 Государственное бюджетное учреждение - 1 4 - 1 4 4 МБУ «ДБГ» - - 33 (АППГ - 30) - - 25 5 Другие 2 - 1 - 1 1 Итого 12 37 99 12 33 45 Наказание в виде исправительных работ в 2018 г. отбывали 148 осужденных, из них 12 чел. (8 %) на момент вынесения приговора являлись трудоустроенными и были привлечены к отбыванию наказания по основному месту работы. 99 чел. (67 %) осужденных к исправительным работам были направлены уголовно-исполнительной инспекцией для трудоустройства в организацию, включенную в соответствующий перечень. В течение 3 месяцев 2019 г. исправительные работы отбывали 90 осужденных, из них: - 12 человек (13 %) - по основному месту работы; - 33 человека (37 %) - трудоустроились самостоятельно до постановки на учет в инспекции; - 45 человек (50 %) - были направлены для трудоустройства в организации, включенные в перечень мест для отбывания исправительных работ (табл. 3). Несмотря на то что в перечне мест для отбывания исправительных работ насчитывается более 250 организаций, фактически по направлениям уголовно-исполнительной инспекции осужденных трудоустраивают такие организации, как МБУ «ДБГ», ОАО «Тяжпрессмаш», ООО «Завод точного литья», ЗАО «Русская кожа», УО ООО «Техрембытсервис». Остальные организации в подавляющем большинстве случаев в приеме на работу осужденных к исправительным работам отказывают по причине отсутствия вакансий. Таблица 4 Сведения о нарушениях и мерах взыскания в отношении осужденных, привлеченных к отбыванию наказания в виде исправительных работ в г. Рязани Численность осужденных, чел. 2017 г. 2018 г. I кв. 2019 г. Всего В ДБГ Всего В ДБГ Всего В ДБГ Допустившие нарушения 54 2 54 2 22 1 Вынесено предупреждение 54 2 54 2 22 1 Заменено наказание на более строгое 30 2 21 1 6 0 В 2018 г. повторные преступления совершили 7 осужденных к исправительным работам, состоявших на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции в г. Рязани (2017 - 2 чел.; 2016 - 1 чел.), осужденные к обязательным работам повторных преступлений не совершили (2017 - 8 чел., 2016 - 1 чел.) (табл. 4). В работе по профилактике повторных преступлений осужденными к обязательным и исправительным работам посредством проводимой воспитательной работы принимают активное участие работники организаций, в которых осужденные отбывают наказания. Положительно хотелось бы отметить роль МУП «ДБГ», поскольку ни один из осужденных, отбывавших наказание в данном учреждении, повторных преступлений в течение 2016-2018 гг. и в текущем периоде 2019 г. не совершил. Таким образом, с учетом сложившейся практики полагаем возможным признать опыт взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Рязанской области с Дирекцией благоустройства города в Рязани положительным и распространить его на деятельность уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России.

Login or Create
* Forgot password?