PUBLIC PARTICIPATION TO ASSIST IN EMPLOYMENT OF PERSONS SENTENCED TO PUNISHMENTS NOT CONNECTED WITH ISOLATION FROM SOCIETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author considers the problems arising in the employment of persons sentenced to punishments not connected with isolation from society. The conducted research revealed the main problems arising in the practice of Penal inspections related to convicts employment: 1) lack of jobs in the regions; 2) refusals to hire convicts; 3) lack of convicts’ documents confirming qualification in the specialty (profession). The author proposes a solution to the existing problems by increasing the involvement of representatives of private business, and by restoration of the Institute of freelance employees (public assistants) of Penal inspections.

Keywords:
social impact, criminal punishment, penal law, employment of convicts, means of correction
Text
Text (PDF): Read Download

Трудовая деятельность осужденного как элемент отбывания наказания относится к таким видам наказаний, как обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, возложение судом на условно осужденных обязанности трудоустроиться, а также к применению условно-досрочного освобождения. Специфика такой деятельности характеризуется наличием у осужденного обязанности трудиться, а в отношении уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - в ее запрете и возможности реализации трудовой деятельности на другой должности или в другой сфере. В силу этого основная задача уголовноисполнительных инспекций - решение вопроса трудоустройства осужденных. Как указывают подавляющее большинство опрошенных респондентов, в трудоустройстве осужденных администрации УИИ существенную помощь могут оказать общественные формирования. Так, 50,8 % сотрудников УИИ и 46,8 % осужденных, состоящих на учете в УИИ, отметили, что необходима активизация участия представителей общественности, особенно частного бизнеса, в решении вопроса трудоустройства осужденных. В деятельности уголовно-исполнительных инспекций немало проблем, возникающих с трудоустройством осужденных. 54 % сотрудников УИИ отметили, что не хватает рабочих мест. В практике имеются случаи отказа в трудоустройстве осужденного со стороны организации, куда он направляется для отбывания наказания, по причине отсутствия вакантных мест, либо орган местного самоуправления не предоставляет перечень организаций для трудоустройства осужденных. Безусловно, у уголовно-исполнительной инспекции имеются возможности правового реагирования на такие отказы. Это обращение в прокуратуру или в суд. Однако актуальность трудоустройства осужденных связана в первую очередь с началом исполнения и отбывания наказания, поэтому сотрудники УИИ отмечают необходимость постоянного расширения и обновления списка организаций различных форм собственности для трудоустройства осужденных. Привлечение к этому направлению представителей частного бизнеса имеет большое значение не только для решения важнейшей задачи исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, но и для повышения экономической активности населения государства, выполнения исковых обязательств, имеющихся у неработающих осужденных к исправительным работам, и т. д. Проблема трудоустройства осужденных связана и с требованиями, предъявляемыми предприятиями и организациями к кандидату при устройстве на работу: наличие квалификации, образования, опыта работы, необходимых документов, а также состояние здоровья. У неработающих осужденных к исправительным работам часто отсутствует необходимый опыт работы, поскольку они не работали продолжительное время; в некоторых случаях -место жительства; минимальный пакет документов, удостоверяющих личность (паспорт, СНИЛС, документы, подтверждающие уровень образования, и т. д.); некоторые осужденные социально дезадаптированы (отсутствие семьи, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, злоупотребление спиртными напитками, наличие заболеваний). Для решения вопросов, связанных с возможным нарушением срока начала отбывания наказания из-за несвоевременного трудоустройства неработающих осужденных к исправительным работам, отсутствия у них полного пакета документов, необходимых для их трудоустройства, представляется целесообразным введение в УИИ внештатных сотрудников, по аналогии с внештатными сотрудниками полиции, с которыми в настоящее время УИИ не взаимодействуют, поскольку такое участие граждан в работе подразделений органов внутренних дел имеет узковедомственную направленность, что и проявляется в формулировке «внештатное сотрудничество с полицией». На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение общественного института в виде внештатных сотрудников (общественных помощников) УИИ?» - все опрошенные респонденты из числа сотрудников УИИ ответили положительно (100 %). Закрепление на законодательном уровне института внештатных сотрудников УИИ позволит более активно привлекать к работе с осужденными граждан, имеющих активную гражданскую позицию, а также поможет повысить качество работы сотрудников УИИ с осужденными к наказаниям без лишения свободы. Подобную позицию поддерживает С. Л. Бабаян, который предлагает возродить практику действия данного института, опираясь на опыт такой деятельности в советский период [1, с. 5]. Чтобы трудоустройство осужденных стало эффективнее, важно учитывать возможности, которые позволят использовать имеющиеся у них профессию или специальность. Исследование выявило, что на момент осуждения работали 51,8 % респондентов, не работали - 48,2 %. Из числа неработающих - 42,3 % - не могли найти работу, 32,3 % - искали новую работу, то есть находились в активном поиске, 8,8 % - не работали по состоянию здоровья, 3,8 % - не хотели работать. Имели профессию или специальность - 76,1 %. Подавляющее большинство имели рабочие профессии: слесарь (автослесарь), штукатур, сварщик, монтажник, маляр, повар, плотник, водитель, паркетчик, стекольщик; специальности: экономист, инженер (различных направлений), технолог, техник, оператор электронной вычислительной машины, юрист, оператор ООС и т. д. В период отбытия уголовного наказания не работали по специальности или профессии - 72,1 %, а хотели бы работать - 39,1 %. Вместе с тем проблема трудоустройства осужденного, в том числе по имеющейся у него профессии, связана с отсутствием документа, подтверждающего профессиональные навыки или уровень образования. Для осужденных, не работающих на момент осуждения, совместно со службами занятости целесообразно организовать краткосрочные курсы, на которых они могут подтвердить свою квалификацию (разряд) по профессии при сдаче квалификационного экзамена. В состав квалификационной комиссии должен быть включен представитель организации, в которую планируют трудоустроить осужденного. Положительный результат прохождения квалификационной аттестации дает возможность осужденному вспомнить и подтвердить имеющиеся навыки, получить взамен утраченного (отсутствующего) документ об уровне профессиональной подготовки, ускорить сроки трудоустройства. У работодателя появится возможность оценить уровень квалификации принимаемого работника в целях установления оклада в соответствии с разрядом (квалификацией). Такой период обучения при положительной аттестации нужно засчитывать в срок отбытия уголовного наказания в виде исправительных работ. Вызывает озабоченность ограниченность в некоторых регионах перечня объектов, куда может быть направлен осужденный для отбывания наказания. Например, согласно постановлению администрации муниципального района «Заполярный район» от 25 февраля 2016 г. № 51п в 19 муниципальных образованиях предусмотрено всего 49 объектов для отбывания наказаний осужденными к обязательным и исправительным работам, из них только 3 объекта являются частными. Для таких территориальных образований вопрос привлечения дополнительных объектов, в том числе за счет вовлечения частного бизнеса, становится очень актуальным. Еще одна проблема, возникающая при трудоустройстве осужденных, - это нежелание руководителей предприятий и учреждений брать на работу такую категорию граждан. Из числа опрошенных респондентов-руководителей, в чьей компетенции находится решение вопроса приема на работу, 47,6 % - ответили, что не взяли бы по собственной инициативе на работу осужденного, 35,1 % - ответили согласием, а 17,3 % - затруднились с ответом. Из числа респондентов, отказавших в приеме на работу осужденного, причиной отказа назвали сохраняющуюся высокую конкуренцию на рынке труда среди кандидатов, не имеющих судимости, - 34,9 %, отсутствие заинтересованности (отсутствие предоставляемых льгот) - 47,8 %, отсутствие доверия к такому кандидату - 9,1 % и др. Те респонденты, которые дали согласие на прием этой категории граждан, основными причинами назвали наличие необходимой профессии - 76,8 %, желание помочь - 15,2 %, поручительство за него знакомых - 4,2 %, остальные затруднились с ответом. На эту проблему указывают и сотрудники УИИ. Так, сотрудники и члены Общественного совета при УФСИН России по Республике Марий Эл решение проблемы видят в создании профильных программ, направленных на оказание помощи в социальных вопросах такой категории граждан (На заседании Общественного совета при УФСИН России по Республике Марий Эл обсудили вопросы социальной адаптации осужденных // Официальный сайт ФСИН России. URL : http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=184606). В различных регионах действуют программы по социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывающих или отбывших уголовное наказание. Повысить заинтересованность работодателей в приеме на работу осужденных можно путем создания конкурсной площадки для предоставления вакансий с целью приема на работу осужденных. Предприятиям, организациям, частным предпринимателям, которые принимают на работу осужденных, будут предоставляться дифференцированные льготы и скидки, в том числе налоговые, в зависимости от количества работающих в этой организации осужденных, а организациям сельскохозяйственного назначения - льготы на выделение дополнительных земельных участков, право первоочередного заключения договоров с организациями для сбыта произведенной продукции или оказания услуг, возможность оформления кредитов организациям (предприятиям) и частным предпринимателям по минимальной процентной ставке. Такое взаимовыгодное сотрудничество и будет основой создания государственно-частной системы исполнения наказаний.
References

1. Babayan S. L. K voprosu o profilakticheskoy rabote s osuzhdennymi, sostoyaschimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2017. № 2(38). S. 4-9

2. Popova E. E. Obschestvennoe vozdeystvie kak osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhdennyh: teoriya, zakonodatel'stvo, praktika : monografiya. M. : Yurlitinform, 2019. 264 s

3. Babayan, S. L. 2017, ‘On the issue of preventive work with convicts recorded in Penal inspections’, Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, iss. 2(38), pp. 4-9

4. Popova, E. E. 2019, Public influence as the main means of convicts’ correction: theory, legislation, practice, Urlitinform Publ., Moscow


Login or Create
* Forgot password?