THE ROLE OF THE NELSON MANDELA RULES FOR THE FURTHER DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN’S PENAL LEGISLATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The role of the Nelson Mandela Rules for improving the Penal legislation of Kazakhstan is described in the article. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that the Penal Code of the Republic of Kazakhstan generally meets the minimum standard rules for treatment of prisoners. However, there are a number of problems that require changes and additions to this legislative act in order to increase its effectiveness in combating crime.

Keywords:
Republic of Kazakhstan, penal legislation, criminal policy, standards of treatment of prisoners, Nelson Mandela Rules
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 2015 г. мировое сообщество отмечало 60-летие принятия Минимальных стандарт- ных правил обращения с заключенными, социально-правовую значимость которых для формирования современной уголовной политики любого правового государства труд- но переоценить. Несмотря на то что Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (далее - Правила) не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер, они являются своего рода моделью нормативного акта, содержанию которого должны соответствовать все другие нормативные правовые до- кументы, регламентирующие стандарты обращения с лицами, отбывающими уголовные наказания. Необходимо отметить, что за годы действия Минимальных стандартных пра- вил обращения с заключенными они превосходно выдержали испытание временем. Это объясняется тем, что они сформулированы и изложены в простой и доступной для пони- мания форме, а воплощенные в них принципы по-прежнему актуальны и востребованы. Говоря об Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (УИК РК), при- нятом 6 июля 2014 г., следует отметить следующие новеллы, содержание которых, на наш взгляд, полностью соответствует требованиям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Так, согласно гл. 3 «Правовое положение осужденных» на должный уровень был поднят вопрос о правовом положении осужденных, об обеспече- нии их личной безопасности в процессе отбывания наказания, законодательно закре- плено как один из способов контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений и органов их право на обращение. Необходимо отметить, что для обеспечения правового положения осужденных сформулированы и внесены в закон в виде отдельной главы компетенции государственных органов, участвующих в процессе исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. В частности, в гл. 4 УИК РК закреплены функции правительства, уполномоченного органа в сфере уголовно-исполнительной деятельности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также мест- ных исполнительных органов. Такое решение проблемы разграничения прав и обязан- ностей участников карательно-воспитательного воздействия на осужденных, на наш взгляд, значительно повысит эффективность их деятельности. На основе положений УИК РК создан новый орган в системе исполнения наказаний - служба пробации, деятельность которой направлена на обеспечение социальной адап- тации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере действия уголовного правосудия. До принятия нового закона учреждение с аналогичным названием «Служба пробации» су- ществовало, однако его роль в воспитательной работе с осужденными и его правовой статус не соответствовал современным требованиям. В ранее действовавшем уголовно- исполнительном законодательстве служба пробации представляла собой составную часть уголовно-исполнительной инспекции - органа пенитенциарной системы. В новом УИК РК уже инспекция вошла в состав службы пробации. Данное решение логично и обоснованно, так как функции, исполняемые службой пробации, гораздо шире функций уголовно-исполнительной инспекции. Кроме того, из опыта деятельности службы про- бации зарубежных стран (например, Великобритании, Голландии) видно, что в службе пробации работают педагоги, воспитатели, медики, социальные работники, что свиде- тельствует о разносторонней деятельности службы пробации в процессе адаптации и реабилитации правонарушителей на всех стадиях уголовного судопроизводства - досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной стадии. Глава 5 УИК РК регламентирует правовой статус службы пробации, которая реализует свои функции путем пробационного контроля. Кроме того, в данной главе закреплены особенности осуществления контроля в отношении отдельных категорий осужденных (несовершеннолетних), последствия несоблюдения условий пробационного контроля и другие положения. Следует отметить, что члены рабочей группы по подготовке УИК РК придерживались положения Концепции по правовой политике Республики Казахстан на 2010-2020 годы, согласно которому предполагается дальнейшее сокращение тюрем- ного населения. В этих условиях служба пробации станет основным органом пецитен- циарной системы взамен исправительных учреждений. Одним из направлений деятельности государства по сокращению тюремного насе- ления является также принятие комплексной программы по социальной реабилитации и адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. Конечно, реализация данного пред- ложения потребует значительных финансовых затрат. Некоторые могут возразить: у нас не хватает средств на оказание социальной помощи законопослушным гражданам (пенсионерам, студентам и т. д.), а здесь предлагается финансировать реабилитаци- онный процесс преступников. Вместе с тем финансирование социальной помощи лицам, оказавшимся в сфере уголовного судопроизводства, обеспечит высокую эффективность мер профилактики преступности, реализуемых государством, создаст благоприятные условия для нейтра- лизации социальной напряженности в обществе и будет способствовать повышению уровня безопасности человека, общества и государства. Известно, что лучше предупре- дить преступление, чем устранять последствия его совершения. При этом мы говорим о вреде материальном, не принимая во внимание душевные страдания потерпевших, их родственников и иных лиц, которые трудно оценить. Именно человек, его жизнь, здо- ровье, безопасность его личности, имущества и т. д. являются высшей ценностью в лю- бом цивилизованном правовом государстве, поэтому использование государственных средств на оказание социальной помощи осужденным и лицам, отбывшим наказания, положительно отразится на экономическом, политическом и социальном состоянии стра- ны в целом. В частности, на наш взгляд, будет сокращен уровень постпенитенциарной рецидивной преступности. Оказание социальной помощи лицам, отбывшим наказание, в их трудоустройстве, профессиональном обучении специальностям, необходимым для того или иного региона страны, в обеспечении жилым помещением, несомненно, сокра- тит рост преступности, так как в пенитенциарных учреждениях 80 % составляют лица в возрасте от 18 до 35 лет. Это молодые, энергичные, трудоспособные люди, которые при реализации правильной, социально ориентированной политики государства могут внести значительный вклад в экономическое развитие страны. Говоря о социальной реабилитации осужденных, лишенных свободы, уместно отме- тить, что она невозможна без эффективного применения мер воздействия. В Уголовно- исполнительном кодексе Республики Казахстан приведен перечень указанных мер, на- чиная с режима содержания и заканчивая общественным воздействием. Предыдущий опыт применения мер воздействия при реализации карательно-воспитательного про- цесса показал их важность и эффективность в социальной реабилитации осужденных. Однако законодатель при рассмотрении проекта нового Уголовно-исполнительного ко- декса Республики Казахстан рассматривал вопрос о целесообразности работы самоде- ятельных организаций осужденных. Некоторые парламентарии выступили с радикаль- ным предложением - запретить деятельность самодеятельных организаций как одной из форм воспитания осужденных, другие, наоборот, совершенствовать их работу. На наш взгляд, более правильным было бы сохранить самодеятельные организации осужден- ных и внести в их деятельность новые формы участия коллектива правонарушителей в социальных процессах, за исключением возможности контроля одних за поведением других. Данное положение полностью соответствует требованию п. 2 ст. 28 Минималь- ных стандартных правил обращения с заключенными, согласно которому правило нена- значения на работу в дисциплинарном порядке «не должно препятствовать должному функционированию системы самоуправления, при которой ответственность за опреде- ленные виды социальной, воспитательной или спортивной деятельности возлагается на самих заключенных, которые работают под надзором в составе групп, создаваемых в целях их перевоспитания». Указанные организации помогут лицам, лишенным свобо- ды, адаптироваться к условиям изоляции от общества, будут способствовать привитию навыков и соблюдению правил социального общежития. В связи с этим, на наш взгляд, следует значительно расширить полномочия самодеятельных организаций, а также правовой статус лиц, активно участвующих в их деятельности. Работу в данных орга- низациях необходимо рассматривать как один из критериев оценки правопослушного поведения осужденных и их стремления к исправлению. При этом следует обеспечить надлежащий контроль за деятельностью организаций осужденных со стороны адми- нистрации пенитенциарных учреждений. Другим средством исправления, вызывающим полемику между пенитенциаристами и представителями неправительственных организаций, является общественно полез- ный труд. Представители неправительственных организаций считают недопустимым использование труда осужденных. В свою очередь, ученые считают, что труд является наиболее важным средством воспитания осужденных, их социальной реабилитации, привития производственных навыков и обучения профессиям, необходимым после освобождения. Свое мнение пенитенциаристы подтверждают требованиями, изложен- ными в ст. 71 Правил: «1) Труд заключенных не должен приносить им страданий. Все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физически- ми и психическими способностями, удостоверенными врачом. На заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть, по мере возможности, такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным тру- дом после освобождения. Заключенных, способных извлечь из этого пользу, особенно малолетних, следует обучать полезным ремеслам. Заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в заведении». В УИК РК также решена еще одна важная проблема - совершенствование механизма исполнения прогрессивной системы отбывания наказаний (в первую очередь лишения свободы) и ее широкомасштабное применение в процессе исполнения решений суда. В связи с тем что процесс исполнения наказания в виде лишения свободы в Респу- блике Казахстан построен по прогрессивной (ступенчатой) системе, при которой право- вое положение осужденного меняется бессрочно и комплексно, были унифицированы условия содержания для всех видов пенитенциарных учреждений, в каждом из которых осужденные приобретают различные правовые статусы (права и обязанности). Так, в колонии-поселении и тюрьме новым кодексом предусмотрены три вида условий со- держания - строгие, обычные и облегченные; в колонии общего, строгого и особого режимов - строгие, обычные, облегченные и льготные условия. В условиях прогрессивной системы как способа организации процесса отбывания любого вида уголовного наказания, при котором правовой статус осужденного в зави- симости от его поведения меняется либо в сторону расширения объема предусмотрен- ных прав, либо в сторону их ограничения, очень важное значение имеет определение степени исправления осужденного. Необходимо учесть, что степень исправления осу- жденного является оценочным понятием, не поддающимся жесткому определению и регламентации. В действующем законодательстве существуют слишком общие фор- мулировки, характеризующие осужденных, не раскрывая содержания достигнутой ими степени исправления, допускающие применение различных поощрительных мер к ли- цам, чье поведение может быть оценено одинаково. В результате этого, а также в связи с существующей конкуренцией поощрительных норм правоприменитель лишается воз- можности четко классифицировать осужденных и применять к ним конкретные льготы. Исполнение лишения свободы по прогрессивной системе полностью соответствует требованиям ст. 70 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где говорится: «В каждом заведении следует иметь систему льгот и разрабатывать раз- личные методы обращения с разными категориями заключенных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к их перевоспитанию и добиваться их сотрудничества». В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан регламентируется уча- стие общественности в карательно-воспитательном воздействии на осужденных. В частности, в гл. 8 «Общественная наблюдательная комиссия» закреплены основы и формы деятельности общественной наблюдательной комиссии, правовой статус ее членов и т. д. Это свидетельствует о развитии гражданского общества в стране, его способности решать сложные социальные проблемы. Новым в уголовно-исполнительном законодательстве является и правовая регла- ментация национального превентивного механизма путем имплементации междуна- родных договоров, ратифицированных нашим государством. Глава 9 «Национальный превентивный механизм» полностью посвящена решению данной проблемы. Однако наряду с новыми перечисленными положениями во вновь принятом УИК РК не решены важные проблемы, что уже негативно отражается на деятельности уголовно- исполнительной (пенитенциарной) системы Казахстана. Именно данное обстоятель- ство побудило законодателя предпринять шаги по устранению недостатков в УИК РК, который вступил в действие с января 2015 г. Во-первых, у ученых и практиков вызывает сомнение вопрос эффективного испол- нения наказания в виде ареста. Содержание арестованных в специальных приемни- ках, на наш взгляд, не решит проблему надлежащего исполнения ареста. Вместе с тем финансирование строительства арестных домов не предусматривается. Закономерен вопрос: если нет условий для исполнения наказания в виде ареста, зачем его вводить в систему наказаний? Решение данного вопроса возможно путем создания арестных домов на территории учреждений средней и максимальной безопасности. Во-вторых, в новом Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан не предусмотрена возможность перевода из колонии строгого режима (учреждения мак- симальной безопасности) в колонию особого режима (учреждение чрезвычайной без- опасности), из колонии особого режима в тюрьму (учреждение полной безопасности) и наоборот. На наш взгляд, данное обстоятельство значительно снизит эффективность института прогрессивной системы, по которому построено исполнение лишения свобо- ды. Установление указанных переводов из одного вида учреждения в другое, а также законодательное закрепление возможного досрочного перевода в прежнее исправи- тельное учреждение за правопослушное поведение значительно повысит эффектив- ность прогрессивной системы. Здесь, считаем, уместно отметить опыт деятельности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы Азербайджана. Структура исправительного учреждения указанной системы представляет собой комплекс всех видов колоний на одной терри- тории (колонии общего, строгого и особого режимов). Думается, деятельность данных пенитенциарных комплексов будет интересна для Казахстана, так как не в каждой области имеются все виды исправительных учреждений, а их территория большая, но малонаселенная. В-третьих, необходимо устранить несоответствие новелл Уголовного кодекса Респу- блики Казахстан, разработанных рабочими группами при отсутствии единой концепции построения уголовного законодательства, нормам уголовно-исполнительного закона. Так, в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан были сохранены старые назва- ния исправительных учреждений, а в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан закреплены новые названия учреждений. Кроме того, количество учреждений для несовершеннолетних по уголовному законодательству (воспитательные колонии общего и усиленного режимов) не соответствует их количеству по уголовно-исполни- тельному (учреждение средней безопасности для несовершеннолетних). В-четвертых, при подготовке Уголовно-исполнительного кодекса Казахстана были допущены теоретические ошибки (противоречия основам уголовно-исполнительной науки). В частности, в названии ст. 86 «Условия отбывания наказания в виде ареста» говорится об условиях отбывания наказания, что относится к понятию режима содер- жания, в то время как в содержании новеллы излагаются права арестованных, что от- носится к правовому статусу данного лица. В-пятых, в целях повышения эффективности прогрессивной системы исполнения наказаний необходимо в УИК РК предусмотреть еще две степени исправления: чет- вертую степень - замена наказания на более мягкий ее вид; пятую степень - условно- досрочное освобождение. Вновь принятые Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными, именуемые Правилами Нельсона Манделы, являются результатом раз- вития правовой системы обеспечения прав и законных интересов человека в условиях изоляции от общества. Наша страна, провозгласившая себя правовым государством, на наш взгляд, должна принять данный международный документ для имплементации в национальное законодательство, тем более что многие положения этих Правил со- ответствуют Концепции правовой политики нашего государства и уже реализованы в законодательстве. Регламентация отдельных новелл Правил Нельсона Манделы в за- коны республики только повысит эффективность их исполнения. Так, в пр. 4 говорится: «1. Целями приговора к тюремному заключению или к анало- гичному лишению свободы являются главным образом защита общества от преступни- ков и сокращение случаев рецидивизма. Эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если срок заключения используется, насколько это возможно, для обеспечения реинтеграции таких лиц в общество после их освобождения, с тем чтобы они могли ве- сти законопослушный и самостоятельный образ жизни. 2. В этой связи тюремной адми- нистрации и компетентным органам следует предоставлять надлежащие и имеющиеся возможности для получения образования, профессиональной подготовки и работы, а также другие виды помощи, в том числе исправительного, морального, духовного, соци- ального, медицинского и спортивного характера. Все такие программы, мероприятия и услуги должны осуществляться с учетом индивидуальных потребностей перевоспита- ния заключенных». Из содержания данного правила видно, что многие его положения имплементированы в УИК РК. Правило 11 регламентирует исполнение лишения свободы по прогрессивной систе- ме: «Различные категории заключенных содержатся в раздельных учреждениях или в разных частях одного и того же учреждения, с учетом их пола, возраста, предшествую- щей судимости, юридических причин их заключения и предписанного вида режима…». Данному способу исполнения наказания соответствует и содержание пр. 93-95: «Правило 93 Целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или своих черт характера грозит оказать на них плохое влияние; b) разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. Работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных тюремных учреждениях или же в разных отделениях одного и того же тюрем- ного учреждения. Правило 94 В кратчайший срок после приема каждого заключенного, приговоренного на доста- точно продолжительный срок, и на основе изучения его характера следует разрабаты- вать программу работы с ним, исходя из полученных сведений о его индивидуальных потребностях, способностях и склонностях. Правило 95 В каждом тюремном учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать раз- личные методы обращения с разными категориями заключенных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к их перевоспитанию и добиваться их сотрудничества». Несколько иное отношение к обязанности осужденных трудиться изложено в пр. 96: «1. Осужденные заключенные должны иметь возможность работать и (или) принимать активное участие в своей реабилитации при условии установления врачом или други- ми квалифицированными медицинскими специалистами их физической и психической пригодности». На наш взгляд, данное положение объясняется невозможностью трудо- устройства всех желающих трудиться осужденных. Изложенное позволяет нам сделать следующие выводы: Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан содержит основные по- ложения и принципы Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; необходимо внести изменения и дополнения в УИК РК для устранения отдельных недостатков с целью повышения его эффективности в противодействии преступности.

Login or Create
* Forgot password?