FORMATION OF THE PENAL SYSTEM IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The formation and development of the Penal system in the Republic of Belarus is examined in the article. It reflects the key achievements and results of its operation since the country’s independence. The role of the Penal system in ensuring the national security of the Republic of Belarus is defined.

Keywords:
punishment, convicted person, penal system, correction
Text
Text (PDF): Read Download

Прекращение существования СССР повлияло на функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Не стала исключением и сфера испол- нения наказания. Это обстоятельство связано с тем, что в рассматриваемый период политика государства в области борьбы с преступностью подверглась существенным изменениям. В частности, основным ее содержанием в применении правовых средств являлась дальнейшая дифференциация назначения и исполнения наказания, в том числе расширение применения видов наказания, не связанных с лишением свободы. Это определяло новые задачи перед органами, исполняющими наказание, изменяло сложившуюся практику их деятельности, требовало формирования качественно новых подходов к решению задач исправления осужденных. В настоящее время в структуре Министерства внутренних дел Республики Беларусь функционирует Департамент исполнения наказаний (далее - ДИН), который реализу- ет функции в сфере исполнения и отбывания наказания, принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, на- ходящихся в лечебно-трудовых профилакториях, исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществления розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, и руководства деятельностью органов и учреж- дений уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев. Принятые в разные годы меры значительно повысили статус уголовно-исполнительной системы, определили направления совершенствования ее дальнейшей организацион- ной структуры, придали ее большую самостоятельность. В начале 1990-х годов в стране действовала устаревшая, не отвечавшая склады- вающимся общественно-политическим и социально-экономическим процессам нор- мативно-правовая база, регламентирующая исполнение уголовного наказания и иных мер уголовной ответственности. На момент распада СССР значительная часть осужденных, совершивших престу- пление на территории Беларуси, отбывали наказание в учреждениях Российской Фе- дерации. Возврат этих осужденных обусловил существенное увеличение численности осужденных в исправительно-трудовых учреждениях республики, материально-техниче- ская база которых не позволяла обеспечить исполнение наказания на должном уровне. В то же время межгосударственные договоры о передаче осужденных для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются, отсутствовали. Прогнозируя дальнейший рост численности лиц, находящихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы, на государственном уровне были приняты организационно- практические меры. Решением правительства Республики Беларусь ряд лечебно- трудовых профилакториев был преобразован в исправительно-трудовые учреждения, под строительство исправительно-трудовых учреждений были переданы высвободив- шиеся военные городки. Это позволило снять напряженность в учреждениях уголов- но-исполнительной системы, не допустить массовых беспорядков, групповых непови- новений и стабилизировать оперативную обстановку. В совместном указании МВД и Прокуратуры Республики Беларусь от 4 ноября 1991 г. «О некоторых изменениях в режиме содержания в местах лишения свободы осужденных и подследственных заключенных» впервые предусматривалось приведение условий со- держания осужденных и подследственных к международным стандартам, определялся ряд кардинальных изменений в режиме отбывания уголовного наказания. В 1996 г. была утверждена Государственная программа первоочередных мер по оз- доровлению обстановки в исправительно-трудовых учреждениях и совершенствованию системы исполнения наказания в виде лишения свободы. Один из ее пунктов преду- сматривал подготовку уголовно-исполнительного кодекса. Необходимость его приня- тия диктовалась тем, что реализация уголовно-исполнительной политики невозможна без кардинальных изменений законодательной базы, которая определяла бы основные направления в области исполнения наказаний. В октябре 1997 г. на основании Декрета № 21 Президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и иными особо опасными насильствен- ными преступлениями» в Исправительно-трудовой кодекс были внесены изменения, предусматривающие порядок исполнения и отбывания наказания в виде ареста и по- жизненного заключения. УИК Республики Беларусь был принят в 2000 г. и введен в действие с 1 января 2001 г. При его разработке учитывался богатый отечественный опыт в области испол- нения наказания, продолжена практика имплементации в отечественное законодатель- ство общемировых прогрессивных идей в области исполнения уголовного наказания, реализации международных стандартов в сфере отправления правосудия. Он впервые в истории законодательства Беларуси об исполнении наказания урегулировал порядок и условия исполнения всех видов наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства находит свое выражение в правовом положении осужденных, которому в Кодексе уделяется много внимания, что создает гарантии защиты их прав, свобод и законных интересов. В опре- делении правового статуса осужденных учитывались международные нормы и стан- дарты, относящиеся к исполнению наказания и обращения с заключенными. К источни- кам последних следует отнести в первую очередь Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы 2015 г.), в основе разработки которых лежали Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955). В числе основных международных актов, нашедших отражение в УИК Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международ- ный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984). Кодекс пред- усматривает комплекс положений, регулирующих порядок и условия исполнения нака- зания, применения средств исправления осужденных, порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, процедуру участия органов государственной власти и органов местного управления, а также граждан в исправлении осужденных, порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным лицам. В УИК Республики Беларусь дифференцируются условия исполнения наказания в зависимо- сти от категории осужденных. На протяжении всего времени действия УИК Республики Беларусь не прекращается работа по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной систе- мы, совершенствованию подходов к исполнению наказаний и иных мер уголовной от- ветственности. Актуальные проблемы в пенитенциарной сфере обсуждаются не только на национальном уровне. С 2013 г. представители Академии МВД Республики Беларусь и Департамента исполнения наказаний принимают участие в проведении Международ- ного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление». Значимым событием в деятельности уголовно-исполнительной системы Белару- си стало сотрудничество с церковью, начало которому положено в 1992 г. В 1994 г. по инициативе Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Бе- ларуси Филарета на базе факультета по подготовке сотрудников исправитель- но-трудовых учреждений и спецкомендатур Академии милиции МВД Республики Беларусь было проведено обучение священников, которым поручалось работать с осужденными. Постепенно такие связи укреплялись, и к 1997 г. в большинстве уч- реждений уже имелись помещения для отправления культовых обрядов. Первое соглашение о сотрудничестве между Комитетом исполнения наказаний и Белорус- ским Экзархатом было подписано в августе 1999 г. Целями подписания указанного соглашения являлись упорядочение деятельности религиозных организаций, даль- нейшее развитие сотрудничества органов и учреждений, исполняющих наказание, и священнослужителей, более успешное исправление осужденных, содействие их духовно-нравственному возрождению. В сентябре 2014 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В мае 2015 г. проведен семинар по изучению депутатами Палаты представителей На- ционального собрания Республики Беларусь практики применения законодательства Ре- спублики Беларусь и взаимодействия с местными органами власти на тему «Условия со- держания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь и порядок функционирования исправительных учреждений». Парламентарии посетили ис- правительные учреждения «Тюрьма № 8» (г. Жодино) и «Исправительная колония № 14» (ст. Новосады Борисовского района) управления Департамента исполнения наказаний МВД по г. Минску и Минской области, где ознакомились с условиями содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь, порядком функционирования таких учреждений, изучили практику исполнения различных видов уголовного наказания. В сентябре 2015 г. проведено выездное заседание Межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров в учреждении «Лечебно-трудовой профилакторий № 1» управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Го- мельской области (г. Светлогорск) под руководством заместителя премьер-министра Республики Беларусь Н. И. Кочановой. В октябре 2016 г. на базе исправительного учреждения «Тюрьма № 4» управления Де- партамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Могилевской области состоялось выездное заседание общественного совета при МВД Республики Беларусь. Представители общественности ознакомились с условиями нахождения под стражей как подследственных, так и лишенных свободы по решению суда. Аналогичное меро- приятие прошло в 2018 г. на базе исправительного учреждения «Тюрьма № 8». В январе 2018 г. коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Ху- тор-Агро» было реорганизовано в республиканское сельскохозяйственное унитарное предприятие «Хутор-Агро». Предприятие вошло в состав Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. С июня 2018 г. в ЛТП № 5 и ЛТП № 9 началась реализация практической части пи- лотного проекта «Комплексная медицинская реабилитация граждан с синдромом зави- симости от алкоголя в условиях лечебно-трудовых профилакториев МВД Республики Беларусь», которая направлена на совершенствование подходов к медико-социальной реабилитации граждан с алкогольной зависимостью. В ноябре 2018 г. в воспитательной колонии № 2 управления Департамента испол- нения наказаний МВД Республики Беларусь по Могилевской области прошел семинар Палаты представителей по вопросам практики применения уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних осужденных, повышения эффективности их ресоциализации и социальной адаптации. С января 2019 г. в исправительной колонии № 4 заместителем председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси М. Щеткиной совместно с руководством МВД и ДИН открыт обновленный дом ребенка, в котором осужденные женщины могут находиться совместно с детьми в возрасте до 3 лет. В мае 2019 г. в исправительной колонии № 22 руководством ДИН открыт обновлен- ный спортивный городок для лиц, отбывающих наказание, на котором оборудованы со- временные волейбольные, баскетбольные и воркаут-площадки, уличные тренажеры с навесами, трибуны и скамейки. В настоящее время структуру уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь составляют: центральный орган управления - ДИН; 6 управлений по областям, МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ... 67 19 исправительных колоний, в том числе 7 исправительных колоний для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, 8 исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, 3 исправительных колонии- поселения, 1 исправительная колония особого режима, 1 воспитательная колония, 3 тюрьмы, 6 следственных изоляторов, 29 исправительных учреждений открытого типа и 7 арестных домов. Кроме того, в подчинении ДИН МВД Республики Беларусь находится 8 лечебно-трудовых профилакториев (организационно ЛТП в структуру УИС не входят). Для организации труда осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной систе- мы имеется соответствующая материальная база на республиканских унитарных про- изводственных предприятиях (образованы в 2004 г.) или в производственных мастер- ских исправительных учреждений, а также в иных организациях независимо от форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции. В уголовно- исполнительной системе МВД Республики Беларусь функционируют 15 предприятий, 4 филиала и 9 внебюджетных производственных мастерских, имеющих собственную производственную базу. Знаковым событием явилось проведение в мае 2017 г. в г. Минске заседания Сове- та руководителей пенитенциарных служб государств - участников СНГ. В мероприятии принимали участие представители Исполнительного комитета СНГ, пенитенциарных служб Беларуси, России, Киргизии, Армении, Казахстана, Таджикистана, Азербайджа- на, Молдовы, Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению. В рамках встречи подписан ряд документов, направленных на совершенствование взаимодействия и деятельности пенитенциарных служб государств - участников СНГ и обеспечение безопасности в пенитенциарной сфере Содружества. Таким образом, именно в области исполнения наказания достигаются охранительные цели уголовного закона и наказания, происходит исправление преступника, устраняет- ся опасность его личности для общества. Обеспечение социальной стабильности, по- стоянного роста качества и уровня жизни населения напрямую связано с повышением эффективности исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности. Стабильное функционирование органов и учреждений уголовно-исполнительной системы имеет важное значение в реализации политики государства в сфере правоох- ранительной деятельности, направленной на защиту конституционных прав и свобод граждан, выполнение специфической государственной задачи по обеспечению наци- ональной безопасности. В системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь уголовно- исполнительная политика является одним из направлений нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности, гарантирующим защиту конституционных прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства.

Login or Create
* Forgot password?