Text (PDF):
Read
Download
Прекращение существования СССР повлияло на функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Не стала исключением и сфера испол- нения наказания. Это обстоятельство связано с тем, что в рассматриваемый период политика государства в области борьбы с преступностью подверглась существенным изменениям. В частности, основным ее содержанием в применении правовых средств являлась дальнейшая дифференциация назначения и исполнения наказания, в том числе расширение применения видов наказания, не связанных с лишением свободы. Это определяло новые задачи перед органами, исполняющими наказание, изменяло сложившуюся практику их деятельности, требовало формирования качественно новых подходов к решению задач исправления осужденных. В настоящее время в структуре Министерства внутренних дел Республики Беларусь функционирует Департамент исполнения наказаний (далее - ДИН), который реализу- ет функции в сфере исполнения и отбывания наказания, принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, на- ходящихся в лечебно-трудовых профилакториях, исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществления розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, и руководства деятельностью органов и учреж- дений уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев. Принятые в разные годы меры значительно повысили статус уголовно-исполнительной системы, определили направления совершенствования ее дальнейшей организацион- ной структуры, придали ее большую самостоятельность. В начале 1990-х годов в стране действовала устаревшая, не отвечавшая склады- вающимся общественно-политическим и социально-экономическим процессам нор- мативно-правовая база, регламентирующая исполнение уголовного наказания и иных мер уголовной ответственности. На момент распада СССР значительная часть осужденных, совершивших престу- пление на территории Беларуси, отбывали наказание в учреждениях Российской Фе- дерации. Возврат этих осужденных обусловил существенное увеличение численности осужденных в исправительно-трудовых учреждениях республики, материально-техниче- ская база которых не позволяла обеспечить исполнение наказания на должном уровне. В то же время межгосударственные договоры о передаче осужденных для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются, отсутствовали. Прогнозируя дальнейший рост численности лиц, находящихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы, на государственном уровне были приняты организационно- практические меры. Решением правительства Республики Беларусь ряд лечебно- трудовых профилакториев был преобразован в исправительно-трудовые учреждения, под строительство исправительно-трудовых учреждений были переданы высвободив- шиеся военные городки. Это позволило снять напряженность в учреждениях уголов- но-исполнительной системы, не допустить массовых беспорядков, групповых непови- новений и стабилизировать оперативную обстановку. В совместном указании МВД и Прокуратуры Республики Беларусь от 4 ноября 1991 г. «О некоторых изменениях в режиме содержания в местах лишения свободы осужденных и подследственных заключенных» впервые предусматривалось приведение условий со- держания осужденных и подследственных к международным стандартам, определялся ряд кардинальных изменений в режиме отбывания уголовного наказания. В 1996 г. была утверждена Государственная программа первоочередных мер по оз- доровлению обстановки в исправительно-трудовых учреждениях и совершенствованию системы исполнения наказания в виде лишения свободы. Один из ее пунктов преду- сматривал подготовку уголовно-исполнительного кодекса. Необходимость его приня- тия диктовалась тем, что реализация уголовно-исполнительной политики невозможна без кардинальных изменений законодательной базы, которая определяла бы основные направления в области исполнения наказаний. В октябре 1997 г. на основании Декрета № 21 Президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и иными особо опасными насильствен- ными преступлениями» в Исправительно-трудовой кодекс были внесены изменения, предусматривающие порядок исполнения и отбывания наказания в виде ареста и по- жизненного заключения. УИК Республики Беларусь был принят в 2000 г. и введен в действие с 1 января 2001 г. При его разработке учитывался богатый отечественный опыт в области испол- нения наказания, продолжена практика имплементации в отечественное законодатель- ство общемировых прогрессивных идей в области исполнения уголовного наказания, реализации международных стандартов в сфере отправления правосудия. Он впервые в истории законодательства Беларуси об исполнении наказания урегулировал порядок и условия исполнения всех видов наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства находит свое выражение в правовом положении осужденных, которому в Кодексе уделяется много внимания, что создает гарантии защиты их прав, свобод и законных интересов. В опре- делении правового статуса осужденных учитывались международные нормы и стан- дарты, относящиеся к исполнению наказания и обращения с заключенными. К источни- кам последних следует отнести в первую очередь Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы 2015 г.), в основе разработки которых лежали Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955). В числе основных международных актов, нашедших отражение в УИК Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международ- ный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984). Кодекс пред- усматривает комплекс положений, регулирующих порядок и условия исполнения нака- зания, применения средств исправления осужденных, порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, процедуру участия органов государственной власти и органов местного управления, а также граждан в исправлении осужденных, порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным лицам. В УИК Республики Беларусь дифференцируются условия исполнения наказания в зависимо- сти от категории осужденных. На протяжении всего времени действия УИК Республики Беларусь не прекращается работа по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной систе- мы, совершенствованию подходов к исполнению наказаний и иных мер уголовной от- ветственности. Актуальные проблемы в пенитенциарной сфере обсуждаются не только на национальном уровне. С 2013 г. представители Академии МВД Республики Беларусь и Департамента исполнения наказаний принимают участие в проведении Международ- ного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление». Значимым событием в деятельности уголовно-исполнительной системы Белару- си стало сотрудничество с церковью, начало которому положено в 1992 г. В 1994 г. по инициативе Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Бе- ларуси Филарета на базе факультета по подготовке сотрудников исправитель- но-трудовых учреждений и спецкомендатур Академии милиции МВД Республики Беларусь было проведено обучение священников, которым поручалось работать с осужденными. Постепенно такие связи укреплялись, и к 1997 г. в большинстве уч- реждений уже имелись помещения для отправления культовых обрядов. Первое соглашение о сотрудничестве между Комитетом исполнения наказаний и Белорус- ским Экзархатом было подписано в августе 1999 г. Целями подписания указанного соглашения являлись упорядочение деятельности религиозных организаций, даль- нейшее развитие сотрудничества органов и учреждений, исполняющих наказание, и священнослужителей, более успешное исправление осужденных, содействие их духовно-нравственному возрождению. В сентябре 2014 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В мае 2015 г. проведен семинар по изучению депутатами Палаты представителей На- ционального собрания Республики Беларусь практики применения законодательства Ре- спублики Беларусь и взаимодействия с местными органами власти на тему «Условия со- держания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь и порядок функционирования исправительных учреждений». Парламентарии посетили ис- правительные учреждения «Тюрьма № 8» (г. Жодино) и «Исправительная колония № 14» (ст. Новосады Борисовского района) управления Департамента исполнения наказаний МВД по г. Минску и Минской области, где ознакомились с условиями содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь, порядком функционирования таких учреждений, изучили практику исполнения различных видов уголовного наказания. В сентябре 2015 г. проведено выездное заседание Межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров в учреждении «Лечебно-трудовой профилакторий № 1» управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Го- мельской области (г. Светлогорск) под руководством заместителя премьер-министра Республики Беларусь Н. И. Кочановой. В октябре 2016 г. на базе исправительного учреждения «Тюрьма № 4» управления Де- партамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Могилевской области состоялось выездное заседание общественного совета при МВД Республики Беларусь. Представители общественности ознакомились с условиями нахождения под стражей как подследственных, так и лишенных свободы по решению суда. Аналогичное меро- приятие прошло в 2018 г. на базе исправительного учреждения «Тюрьма № 8». В январе 2018 г. коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Ху- тор-Агро» было реорганизовано в республиканское сельскохозяйственное унитарное предприятие «Хутор-Агро». Предприятие вошло в состав Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. С июня 2018 г. в ЛТП № 5 и ЛТП № 9 началась реализация практической части пи- лотного проекта «Комплексная медицинская реабилитация граждан с синдромом зави- симости от алкоголя в условиях лечебно-трудовых профилакториев МВД Республики Беларусь», которая направлена на совершенствование подходов к медико-социальной реабилитации граждан с алкогольной зависимостью. В ноябре 2018 г. в воспитательной колонии № 2 управления Департамента испол- нения наказаний МВД Республики Беларусь по Могилевской области прошел семинар Палаты представителей по вопросам практики применения уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних осужденных, повышения эффективности их ресоциализации и социальной адаптации. С января 2019 г. в исправительной колонии № 4 заместителем председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси М. Щеткиной совместно с руководством МВД и ДИН открыт обновленный дом ребенка, в котором осужденные женщины могут находиться совместно с детьми в возрасте до 3 лет. В мае 2019 г. в исправительной колонии № 22 руководством ДИН открыт обновлен- ный спортивный городок для лиц, отбывающих наказание, на котором оборудованы со- временные волейбольные, баскетбольные и воркаут-площадки, уличные тренажеры с навесами, трибуны и скамейки. В настоящее время структуру уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь составляют: центральный орган управления - ДИН; 6 управлений по областям, МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ... 67 19 исправительных колоний, в том числе 7 исправительных колоний для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, 8 исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, 3 исправительных колонии- поселения, 1 исправительная колония особого режима, 1 воспитательная колония, 3 тюрьмы, 6 следственных изоляторов, 29 исправительных учреждений открытого типа и 7 арестных домов. Кроме того, в подчинении ДИН МВД Республики Беларусь находится 8 лечебно-трудовых профилакториев (организационно ЛТП в структуру УИС не входят). Для организации труда осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной систе- мы имеется соответствующая материальная база на республиканских унитарных про- изводственных предприятиях (образованы в 2004 г.) или в производственных мастер- ских исправительных учреждений, а также в иных организациях независимо от форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции. В уголовно- исполнительной системе МВД Республики Беларусь функционируют 15 предприятий, 4 филиала и 9 внебюджетных производственных мастерских, имеющих собственную производственную базу. Знаковым событием явилось проведение в мае 2017 г. в г. Минске заседания Сове- та руководителей пенитенциарных служб государств - участников СНГ. В мероприятии принимали участие представители Исполнительного комитета СНГ, пенитенциарных служб Беларуси, России, Киргизии, Армении, Казахстана, Таджикистана, Азербайджа- на, Молдовы, Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению. В рамках встречи подписан ряд документов, направленных на совершенствование взаимодействия и деятельности пенитенциарных служб государств - участников СНГ и обеспечение безопасности в пенитенциарной сфере Содружества. Таким образом, именно в области исполнения наказания достигаются охранительные цели уголовного закона и наказания, происходит исправление преступника, устраняет- ся опасность его личности для общества. Обеспечение социальной стабильности, по- стоянного роста качества и уровня жизни населения напрямую связано с повышением эффективности исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности. Стабильное функционирование органов и учреждений уголовно-исполнительной системы имеет важное значение в реализации политики государства в сфере правоох- ранительной деятельности, направленной на защиту конституционных прав и свобод граждан, выполнение специфической государственной задачи по обеспечению наци- ональной безопасности. В системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь уголовно- исполнительная политика является одним из направлений нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности, гарантирующим защиту конституционных прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства.