ENSURING THE QUARANTINE OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT UNDER THE PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION: PROBLEM STATEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the criminal enforcement and other legislation, as well as identifies a number of problems of ensuring quarantine as an anti-epidemic measure in relation to those sentenced to imprisonment. Thus, the need to solve the following problems is justified: “quarantine office” is a room where all newly arrived prisoners and not “quarantine” in the accepted medical sense of the term, which actually performs the medical unit of the correctional facility (and part of a hospital); PEC RF does not use the term “quarantine»; the epidemic is not a direct reason for the introduction of special conditions in a correctional institution; etc. As a result, a number of ways to adjust the penal enforcement legislation to regulate the possibility of applying quarantine in relation to persons sentenced to deprivation of liberty are determined.

Keywords:
epidemiya, karantin, infekcionnye zabolevaniya, osuzhdennye, ispravitel'noe uchrezhdenie, rezhim osobyh usloviy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Возникновение эпидемии коронавируса COVID-19 требует обращения внимания на возможность обеспечения карантина как противоэпидемической меры в отношении осужденных к лишению свободы. С учетом того что они находятся в условиях изоляции, не позволяющей им самостоятельно удалиться от инфицированного лица - вероятного источника болезни, с одной стороны, и одновременно необходимо профилактически изолировать последнего от основной массы содержащихся в местах лишения свободы - с другой, актуальным является изучение уголовно-исполнительного законодательства в рассматриваемой сфере. По прибытии в исправительное учреждение, согласно ч. 2 ст. 79 УИК РФ, осужденные помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В данном случае карантинное отделение является помещением, где содержатся все вновь прибывшие осужденные, и воспринимается в уголовно-исполнительном законодательстве вне медицинского контекста (это отражается и в юридической литературе [1, с. 359-364; 2, с. 108-117]). Это ставит под сомнение сам факт предусмотрения карантина в исправительных учреждениях и регламентации его применения в общепринятом медицинском значении этого термина как ограничительной (медико-санитарной) меры в качестве основы для проведения других профилактических (противоэпидемических) мероприятий, ограничивающих контакты (обеспечивающих изоляцию) инфицированных как между собой, так и с иными лицами, согласно ст. 1, 31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В карантинном помещении, согласно приказу Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (пп. 8, 9, 126 и др.), администрацией исправительного учреждения проводится с осужденными ряд действий режимного, правового и иного характера, в том числе осуществляется медицинское обследование (осмотр врачами-специалистами, рентгенофлюорографическое и лабораторное исследования и пр.) и медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую часть, что также закреплено в п. 25 приказа Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (и в больницу по п. 6 приказа Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»). Получается, что карантинное помещение является для только прибывших осужденных «обычным» местом содержания, а медицинская часть исправительного учреждения (и отчасти больница) становится местом изоляции инфекционных больных и ограничительной мерой по профилактике эпидемий среди осужденных к лишению свободы в виде карантина с расплывчатыми особенностями условий отбывания ими наказания [3, с. 29-33]. При выявлении инфекционного заболевания осужденный изолируется от остальных содержащихся лиц, как больных другими болезнями, так и здоровых осужденных, в соответствии с ч. 5 ст. 80 УИК РФ. Такая изоляция, согласно п. 5 приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», осуществляется в медицинской части исправительного учреждения или в больнице. К сожалению, УИК РФ не содержит термина «карантин», в отличие от приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», в п. 134 которого предусмотрено, что при карантине начальник лечебно-профилактического учреждения по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения временно приостанавливает предоставление осужденным свиданий с иными лицами, кроме адвокатов и лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. Таким образом, в данном подзаконном акте устанавливается возможность организовывать карантин и только в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы (при отсутствии соответствующих положений в УИК РФ, что вряд ли приемлемо). Теоретически порядок осуществления карантина в отношении осужденных следовало бы закрепить в УИК РФ (хотя бы основы обеспечения карантина и возможного ограничения прав осужденных), а затем раскрыть в подзаконном акте, например в приказе Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», в котором в настоящее время карантин упоминается лишь вскользь единожды - в п. 35, где говорится об оформлении листка нетрудоспособности осужденного. В уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 85 УИК РФ) также предусмотрен режим особых условий в исправительных учреждениях, в рамках которого может приостанавливаться осуществление некоторых прав осужденных (приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, свидания, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений и т. п.), вводиться усиленный вариант охраны и надзора, измениться распорядок дня, ограничиться деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных (что свидетельствует, помимо прочего, о необходимости обеспечения медицинской составляющей этого института и по отдельным аспектам делает его схожим с карантином) [4]. В то же время основаниями установления режима особых условий в исправительных учреждениях являются стихийное бедствие, введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных; эпидемии в этой норме уголовно-исполнительного закона не указаны, несмотря на общеизвестную опасность данного явления. Вместе с тем в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» эпидемия является одним из оснований введения чрезвычайного положения, что образует двухступенчатый порядок учета ее наступления в исправительном учреждении для принятия соответствующих профилактических (противоэпидемических) мер. Однако невведение в конкретном регионе страны из-за каких-либо обстоятельств чрезвычайного положения, в рамках которого возможно применение карантина, не позволяет устанавливать режим особых условий в исправительном учреждении даже в случае наступления эпидемии (что требует возможной корректировки ст. 85 УИК РФ). Таким образом, очевидны направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства для повышения эффективности профилактики эпидемий среди осужденных к лишению свободы.
References

1. Matveenko V. E., Polyanin N. A. Izuchenie lichnosti osuzhdennyh v karantine // NovaInfo.Ru. 2015. T. 1, № 30. S. 359-364 @@Matveenko, V. E. & Polyanin, N. A. 2015, ‘Studying the identity of prisoners in quarantine’, NovaInfo.Ru, vol. 1, iss. 30, pp. 359-364.

2. Novikov E. E. Osnovnye napravleniya raboty s osuzhdennymi s suicidal'nym povedeniem, stradayuschimi alkogolizmom i narkomaniey, VICh-inficirovannymi v karantinnyh otdeleniyah: teoreticheskiy i organizacionnyy aspekty // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2016. № 3. S. 108-117 @@Novikov, E. E. 2016, ‘The main directions of work with prisoners with suicidal behavior, alcoholism and drug addiction, HIV-infected in quarantine departments: theoretical and organizational aspects’, Applied legal psychology, iss. 3, pp. 108-117.

3. Skiba A. P. Profilaktika epidemiy sredi osuzhdennyh k lisheniyu svobody: obespechenie karantina i nekotorye inye organizacionno-pravovye problemy // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2020. № 5. S. 29-33 @@Skiba, A. P. 2020, ‘Prevention of epidemics among those sentenced to imprisonment: ensuring quarantine and some other organizational and legal problems’, Legal education and science, iss. 5, pp. 29-33.

4. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v usloviyah stihiynogo bedstviya, vvedeniya chrezvychaynogo ili voennogo polozheniya : monografiya / pod obsch. red. A. A. Krymova ; pod nauch. red. A. P. Skiby. 2-e izd., ispr. i dop. M. : Kriminol. b-ka, 2018. 295 s @@Krymov, A. A. & Skiba, A. P. (eds) 2018, Criminal enforcement legislation in the event of a natural disaster, state of emergency or martial law, 2nd edn, Criminological library, Moscow.


Login or Create
* Forgot password?