EVOLUTION OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS REGULATING THE LEGAL STATUS OF CONVICTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Improving the legal regulation of the institution of convicts’ legal status is one of the priorities of the modern State Policy of the Republic of Belarus. With this in mind, the analysis of the Legislation of the Republic of Belarus regulating the legal status of convicts in general, its structural elements, as well as the legal order of protection is of scientific interest. It is noted that despite the lack of legislative consolidation of the institution of legal status in the Correctional Labor Code of the BSSR in 1926, in fact, persons serving sentences were endowed with certain rights and duties. In addition, there was a certain mechanism for protecting and monitoring their implementation by state-authorized bodies. The author points out that the institution of the legal status of convicts received a qualitatively new stage of development in the Correctional Labor Code of the BSSR in 1971. For the first time at the legislative level, rights and obligations were allocated in the structure of the legal status of convicts. The result of painstaking work to improve the Penal Legislation of the Republic of Belarus after the collapse of the USSR was the adoption of the Penal Code in 2000. For the first time, it had a separate Chapter regulating the basis of the legal status of convicts. Based on the results of the research, it is proposed to make changes to the current Legislation aimed at eliminating the existing conflict in the legislative regulation of the legal status of convicts in terms of assigning to the category of “convicted” persons who have actually served a sentence for a crime, but have a criminal record.

Keywords:
punishment, convicted person, legal status, subjective rights, legal interests, freedoms, obligations, Legislation, execution of punishment, serving of punishment
Text
Publication text (PDF): Read Download

В соответствии со ст. 47 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ) наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного [1, с. 119]. Бесспорным является тот факт, что обвинительный приговор суда, которым осуждаемому назначается наказание или иная мера уголовной ответственности, отнюдь не делает его бесправным человеком. В связи с этим полное и точное определение правового положения осужденных - важное условие обеспечения законности при исполнении наказаний, влияющее в конечном счете на эффективность его исполнения и максимально реальное достижение целей уголовной ответственности. Наказание выступает одной из форм реализации уголовной ответственности. В результате действия правоограничений, составляющих содержание наказания, образуется специальный статус осужденного, который в общем виде можно определить как совокупность принадлежащих ему субъективных прав, свобод, законных интересов и обязанностей, возложенных на него на период отбывания наказания. Он занимает особое место среди других специальных статусов в силу ряда присущих ему особенностей. В Беларуси в различные исторические периоды подходы к определению содержания правового положения осужденных были разнообразными, отражая тем самым уровень развития науки и практики каждого конкретного этапа. Образование Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) 1 января 1919 г. потребовало создания многих институтов, присущих самостоятельному государству. Одним из направлений этой деятельности являлась организация функционирования мест лишения свободы. Начало этой работе положило образование 22 августа 1920 г. при Народном комиссариате юстиции ССРБ карательного отдела [2, с. 12]. Эта дата считается Днем образования уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь. Вместе с тем единого нормативного акта, устанавливающего порядок исполнения наказания, не было. Существовало большое количество различных инструкций, регламентирующих отдельные аспекты указанной сферы. Очевидно, что вопросы правового положения лиц, отбывающих наказание, в них затрагивались весьма поверхностно и как о самостоятельном институте речь не шла. С целью систематизации этих документов, обобщения опыта работы, а также для более четкой регламентации деятельности учреждений системы наказания был разработан проект Исправительно-трудового кодекса БССР (далее - ИТК БССР), принятый 2 июля 1926 г. Кодекс был введен в действие 15 ноября 1926 г., что явилось важным событием в развитии республиканского исправительно-трудового законодательства. Он состоял из 22 глав и предусматривал: органы исправительно-трудового дела; виды исправительнотрудовых учреждений (далее - ИТУ); порядок помещения заключенных в ИТУ; классификацию заключенных; общие правила содержания заключенных; меры дисциплинарного воздействия; правила содержания в сельскохозяйственных, фабрично-заводских и ремесленных колониях; культурно-просветительную работу; медико-санитарное обслуживание; организацию помощи заключенным и освобожденным из ИТУ [3, с. 153]. ИТК БССР 1926 г. регламентировал исполнение лишения свободы и принудительных работ без лишения свободы. При этом отдельной главы либо статьи, посвященной вопросам правового положения лиц, отбывающих наказание, не было. Вместе с тем при исполнении наказания предписывалось «быть чуждым причинению физических страданий, вреда здоровью и унижения человеческого достоинства заключенных». Кроме того, указывалось, что для действительного осуществления исправительного-трудовой политики режим в ИТУ должен быть лишен всяких признаков мучительства, отнюдь не допуская телесных наказаний, кандалов, наручников, лишения пищи и т. п. Предписывалось также организовывать режим по прогрессивной системе, чтобы, в зависимости от характера и свойств заключенных и продолжительности пребывания в том или ином учреждении, они могли в большей или меньшей степени проявлять свою самодеятельность и инициативу. Осужденные, отбывающие наказание, были обязаны беспрекословно подчиняться всем установленным правилам внутреннего распорядка и режима. При этом они имели право на свидания, получение передач, приобретение за счет денежных средств продуктов питания и иных разрешенных предметов, осуществление переписки, ежедневную прогулку. В свою очередь, к законным интересам осужденных относилась возможность ежегодного предоставления отпуска (от 7 до 14 дней), в том числе для осужденных из крестьян на полевые работы продолжительностью не более 3 месяцев. Кроме того, осужденным, содержащимся в трудовых сельскохозяйственных, фабрично-заводских и ремесленных колониях, могла предоставляться в установленные дни отдыха кратковременная отлучка с вечера накануне дня отдыха до утра следующего за ним дня. В случае продуктивного труда осужденных и приобретения ими профессиональных знаний и трудовых навыков по решению распределительной комиссии один день работ мог засчитываться за три дня лишения свободы. Подобная мера относилась к одному из видов досрочного освобождения и являлась стимулом правомерного поведения. Таким образом, в ИТК БССР 1926 г. прямо о правовом положении осужденных и его структурных элементах не говорилось, однако анализ его текста показывает, что осужденные наделялись определенными правами и обязанностями, у них были и некоторые законные интересы. Наблюдение и контроль за деятельностью ИТУ и реализацией правового положения осужденных возлагались на окружные исполнительные комитеты. С началом Великой Отечественной войны и оккупацией территории Беларуси система ИТУ республики была ликвидирована. После окончания войны наряду с трудовым использованием контингента приоритетным направлением в деятельности мест лишения свободы стало улучшение условий содержания осужденных, их правового статуса, более глубокая дифференциация и индивидуализация наказания В 1947 г. предпринимались меры по реорганизации режима и дифференциации контингента, что нашло закрепление в Инструкции по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Этот документ не только восстанавливал довоенный порядок содержания заключенных, но и вводил некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказания, что для того времени имело немаловажное значение. В частности, лица, содержащиеся в ИТУ усиленного режима, могли после отбывания 1/3 срока наказания переводиться в порядке поощрения в ИТУ общего режима. В то же время злостных нарушителей направляли на срок до 3 месяцев в центральную штрафную колонию или лагерный пункт [4, с. 118-110]. Инструкция предусматривала раздельное содержание четырех категорий осужденных. Всем им в установленном порядке гарантировалось право на свидания с родственниками. Лицам, находившимся на общем режиме, число свиданий не ограничивалось. После истечения 1/3 срока осужденные получали возможность пользоваться такими льготами, как снижение срока наказания или условно-досрочное освобождение по ходатайству администрации, освобождение на 10 дней в году от работы, возможность занимать должности инженерно-технических работников и назначаться в самоохрану. В 1954 г. был восстановлен институт условно-досрочного освобождения, в 1955 г. - прокурорский надзор за местами лишения свободы. В 1956 г. работа ИТУ была поставлена под контроль общественных и советских органов, исправительно-трудовые лагеря преобразовались в исправительно-трудовые колонии, были возрождены наблюдательные комиссии. В течение 1970-1971 гг. в соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик во всех республиках Союза были подготовлены и утверждены исправительно-трудовые кодексы. В нашей стране ИТК был утвержден 16 июля 1971 г., а вступил в действие 1 января 1972 г. ИТК БССР 1971 г. регулировал порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ, устанавливал порядок и формы участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных. В отличие от ИТК 1926 г. в новом Кодексе впервые в ст. 8 закреплено правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. Отмечается, что лица, отбывающие наказание, несут обязанности и пользуются правами, установленными законодательством для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного Основами исправительнотрудового законодательства СССР и союзных республик и Кодексом для отбывания конкретного вида наказания [5, с. 77]. Впервые указывается также, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание, определяется законодательством СССР, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории СССР, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных. ИТК БССР 1971 г. сделал существенный шаг вперед в вопросе законодательной регламентации правового положения осужденных, в том числе отбывающих наказание иностранных граждан и лиц без гражданства, в его структуру были включены обязанности и права. Более детально механизм выполнения осужденными обязанностей и реализации их прав регламентировался применительно к конкретному виду наказания. Несмотря на то что законные интересы осужденных нигде не упоминались, последние фактически имели место и были закреплены в соответствующих статьях. К их числу относились: изменение условий содержания во время отбывания наказания в лучшую сторону (ст. 21 ИТК БССР); посещение родственниками осужденного по месту отбывания наказания в случае тяжелой болезни, ставящей в опасность его жизнь (ст. 26); получение разрешения на передвижение без конвоя или сопровождения, изменявшее правовое положение осужденных и степень применяемых правоограничений (ст. 31); проживание осужденных женщин вне колонии на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком двухлетнего возраста (ст. 33); предоставление дополнительных свиданий, получение посылок или передач, разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни (ст. 53); оставление в воспитательно-трудовых колониях осужденных, достигших совершеннолетия (ст. 82); временный выезд осужденного к ссылке за пределы административного района, определенного ему для проживания (ст. 86); временный выезд высланного осужденного в места, запрещенные ему для проживания (ст. 93); включение в общий трудовой стаж осужденного времени отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы (ст. 100); замена неотбытой части наказания более мягким наказанием и условно-досрочное освобождение (ст. 103); освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших хронической душевной или иной тяжкой болезнью (ст. 105 ИТК БССР). Что касается механизма защиты правового положения осужденных, то можно выделить два направления. Во-первых, согласно ст. 34 ИТК БССР осужденные имели право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам. При этом такие обращения, адресованные прокурору, просмотру администрацией ИТУ не подлежали и направлялись не позднее чем в суточный срок. Во-вторых, согласно ст. 11 этого Кодекса осуществлялся прокурорский надзор за исполнением наказания. Прокурору ставилось в обязанность принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого эти нарушения ни исходили бы, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. Таким образом, ИТК БССР 1971 г. сделал значительный шаг в вопросе законодательной регламентации правового положения осужденных, что вне всяких сомнений повысило правовую защищенность лиц, отбывающих наказания. Положительным является и то, что при его разработке были учтены положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. В частности, пр. 61 указывает, что в обращении с заключенными следует подчеркивать, что они продолжают оставаться членами общества. Необходимо принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот. После распада СССР процесс совершенствования законодательства в сфере исполнения наказаний продолжился. С принятием Декларации о суверенитете Беларуси начинается новый этап становления и развития уголовно-исполнительного права Республики Беларусь. В условиях дальнейшего формирования правового государства правомерным становится вопрос о приведении уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международными правовыми стандартами и актами. 12 августа 1997 г. на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь был вынесен проект УИК РБ, отражающий достижения пенитенциарной науки, опыт зарубежных стран, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также практику реализации исправительно-трудового законодательства республик. При разработке Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь 2000 г. (далее - УИК РБ) учитывались положения Модельного уголовно-исполнительного кодекса для государств - участников СНГ. В отличие от исправительно-трудового законодательства советского периода, в Модельном уголовно-исполнительном кодексе правовому положению осужденных было уделено особое внимание. С учетом этого в УИК РБ включена гл. 2, которая регламентирует правовое положение осужденных. Отправным моментом в определении правового положения осужденных служит наличие у него правового статуса гражданина Республики Беларусь, так как осужденный продолжает оставаться гражданином государства и во время отбывания наказания. Кроме того, действующее законодательство Республики Беларусь содержит норму, согласно которой прекращение гражданства нашей страны не допускается, если гражданин Республики Беларусь является обвиняемым или в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда (ст. 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»). Сохранение за осужденными правового статуса гражданина свидетельствует о том, что они продолжают обладать правами, свободами и законными интересами, а также нести обязанности наряду с остальными членами общества. Закрепляя нормативно основы правового положения осужденных, государство гарантирует защиту их прав, свобод и законных интересов, обеспечивает установленные законом условия применения наказания и иных мер уголовной ответственности, гарантии социальной справедливости, их социальную, правовую и иную защищенность. В свою очередь, осужденные не освобождаются от своих гражданских обязанностей по отношению к государству, кроме случаев, установленных законом (ч. 2 ст. 8 УИК РБ). Что касается осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, то они пользуются правами и выполняют обязанности, которые установлены законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Республики Беларусь. В целом права и обязанности осужденных, а также их ограничение определяются исходя из порядка и условий исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности. Заслуживает внимания тот факт, что в УИК РБ отдельными статьями зафиксированы права осужденных на личную безопасность (ст. 11), свободу вероисповедания (ст. 12). В УИК РБ впервые на законодательном уровне закреплены основные обязанности осужденных. Согласно ст. 9 УИК РБ осужденные к наказанию и иным мерам уголовной ответственности должны выполнять обязанности, установленные уголовно-исполнительным законодательством в отношении порядка и условий отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, законные требования органов и учреждений, исполняющих данные меры уголовно-правового воздействия, являться по их вызову и давать объяснения по вопросам исполнения приговора. В случае неявки по вызову осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Кроме того, осужденные обязаны вежливо относиться к работникам органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, как во время пребывания осужденных в указанных органах и учреждениях, так и во время посещения их работниками этих органов по месту жительства, работы или учебы. Вместе с тем, несмотря на фундаментальную проработку основ правового положения осужденных, действующий УИК РБ не лишен пробелов. Согласно ч. 3 ст. 9 УИК РБ осужденные, за которыми в течение срока судимости осуществляется профилактическое наблюдение, обязаны предварительно уведомлять орган, осуществляющий профилактическое наблюдение, об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца, являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни. При этом осужденному, не выполняющему возложенные на него обязанности, может быть объявлено официальное предупреждение. В соответствии со ст. 81 УК РБ профилактическое наблюдение относится к иным мерам уголовной ответственности и представляет собой систему контроля поведения, которая устанавливается: 1) за лицом, осужденным с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания, без назначения наказания; 2) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера; 3) за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, в течение неотбытой части наказания; 4) в течение срока судимости за лицом, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление. Если в первых трех случаях лицо является субъектом уголовно-исполнительных правоотношений и соответственно осужденным, то в четвертом случае речь идет о лице, которое отбыло наказание за тяжкое или особо тяжкое преступление, в связи с чем уголовно-исполнительные отношения прекращены. В данном случае речь идет о лице, имеющем судимость, однако неверно относить его к категории «осужденный». Представляется, что ч. 3 ст. 9 УИК РБ требует корректировки с учетом того, что лицо приобретает правовой статус осужденного со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда. Данное положение вытекает из ст. 5 УИК РБ. Именно с этого момента возникают уголовно-исполнительные правоотношения, которые продолжаются до отбытия наказания. После отбытия наказания правовой статус осужденного утрачивается и лицо считается имеющим судимость. С учетом этого представляется целесообразным внести изменения в ч. 3 ст. 9 УИК РБ и изложить ее в следующей редакции: «3. Лица, за которыми в течение срока судимости осуществляется профилактическое наблюдение, обязаны предварительно уведомлять орган, осуществляющий профилактическое наблюдение, об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца, являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.». Это позволит восполнить терминологический пробел, связанный с законодательным отнесением к категории «осужденный» лиц, фактически отбывших наказание за совершенное преступление, но имеющих судимость. УИК РБ закрепил наличие в структуре правового положения осужденных их законных интересов, которые рассматриваются в качестве самостоятельного элемента наравне с правами и свободами (ст. 2, 8). Изложенное позволяет сделать вывод о том, что во время разработки и принятия белорусского уголовно-исполнительного законодательства ранее неоднократно высказываемые мнения ученых о необходимости включения в структуру правового статуса осужденных к лишению свободы законных интересов сыграли важную, а возможно, и определяющую роль в закреплении этого элемента правового положения. Вместе с тем, кроме указания на наличие законных интересов в структуре правового положения осужденных, УИК РБ не раскрывает их сущности и содержания. Нет и их перечня, что, на наш взгляд, не позволяет на должном уровне обеспечивать реализацию последних в правоприменительной практике и, следовательно, в полной мере использовать их стимулирующий потенциал для достижения целей уголовноисполнительного законодательства [6, с. 66]. Таким образом, подводя итог исследованию эволюции законодательства Республики Беларусь, регламентирующего правовое положение осужденных, можно сделать следующие выводы. 1. Первым законодательным актом, систематизировавшим значительное количество различных инструкций и обобщившим опыт работы в сфере исполнения наказаний, стал ИТК 1926 г. О правовом положении осужденных и его структурных элементах в нем не говорилось, однако фактически осужденные наделялись определенными правами и обязанностями и у них были некоторые законные интересы. Наблюдение и контроль за деятельностью ИТУ и обеспечением правового положения осужденных возлагались на окружные исполнительные комитеты. 2. После Великой Отечественной войны продолжился процесс совершенствования законодательства в области исполнения наказаний с учетом отечественного опыта и международных стандартов в указанной сфере. В ИТК БССР 1971 г. впервые законодательно закреплено правовое положение лиц, отбывающих наказание, в том числе отбывающих наказание иностранных граждан и лиц без гражданства. В структуру этого положения включены обязанности и права. Несмотря на то что законные интересы осужденных нигде не упоминались, последние фактически имели место и были закреплены в соответствующих статьях. Защита правового положения осужденных обеспечивалась в двух формах: возможность направления отбывающими наказания предложений, заявлений и жалоб, а также осуществление прокурорского надзора за исполнением наказания. 3. С провозглашением независимости Республики Беларусь начался новый этап законодательной регламентации правового положения осужденных. С учетом положений международных стандартов и актов в сфере отправления правосудия, реализации идей гуманизма, анализа отечественного и зарубежного опыта подготовлен и принят УИК РБ 2000 г. В нем впервые содержится гл. 2, регламентирующая правовое положение осужденных, в том числе основы правового положения осужденных, их права и обязанности, свободу вероисповедания, а также порядок направления осужденными ходатайств, предложений, заявлений и жалоб. Вместе с тем, несмотря на фундаментальную проработку основ правового положения осужденных, действующий УИК РБ не лишен пробелов. Представляется целесообразным внести изменения в ч. 3 ст. 9 УИК РБ. Это позволит восполнить терминологический пробел, связанный с законодательным отнесением к категории «осужденный» лиц, фактически отбывших наказание за совершенное преступление, но имеющих судимость. Институт правового положения осужденных за вековой период существенно корректировался, что отражалось в законодательстве: формировался действенный механизм защиты. Однако, на наш взгляд, указанные вопросы требуют дальнейшей научнотеоретической и прикладной проработки с учетом принятия в 2015 г. Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными, а также реалий сегодняшнего дня и складывающейся правоприменительной практики. В конечном счете это будет способствовать повышению эффективности наказания и иных мер уголовной ответственности, качественному достижению ее целей.
References

1. Ugolovnyy kodeks Respubliki Belarus' : nauch.-prakt. komment. / pod red. V. M. Homicha, A. V. Barkova, V. V. Marchuka. Minsk : Nac. centr pravovoy inform. Respubliki Belarus', 2019. 1000 s @@Khomich, V. M., Barkov, A. V. & Marchuk, V. V. (eds) 2019, Criminal Code of the Republic of Belarus: scientific and practical commentary, National center for legal information of the Republic of Belarus, Minsk.

2. Veniosov A. V. Organizaciya i deyatel'nost' ispravitel'no-trudovyh uchrezhdeniy v Belarusi (1917-1924 gg.) : ucheb. posobie. Minsk : Akademiya MVD Respubliki Belarus', 1998. 31 c @@Veniosov, A. V. 1998, The organization and activities of correctional labor institutions in China (1917-1924), Academy of the MIA of the Republic of Belarus, Minsk.

3. Sharkov A. V. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Respubliki Belarus': istoriya i sovremennost' : monografiya. Minsk : Akademiya MVD Respubliki Belarus', 2010. 323 s @@Sharkov, A. V. 2010, Penal system of the Republic of Belarus: history and modernity, Academy of the MIA of the Republic of Belarus, Minsk.

4. Kuz'min S. I. Ispravitel'no-trudovye uchrezhdeniya v SSSR (1917-1953 gg.). M. : Akademiya MVD SSSR, 1991. 132 s @@Kuz’min, S. I. 1991, Correctional labor institutions in the USSR (1917-1953), Academy of the MIA of the USSR, Moscow.

5. Ispravitel'no-trudovoe pravo BSSR : ucheb. posobie / pod red. I. S. Tishkevicha, V. A. Shkurko. Minsk : Universitetskoe, 1987. 301 s @@Tishkevich, I. S. & Shkurko, V. A. (eds) 1987, Correctional labor law of the BSSR, Universitetskoe, Minsk.

6. Kiyko N. V. Zakonnye interesy osuzhdennyh k lisheniyu svobody: pravovoe regulirovanie i praktika realizacii (na primere Respubliki Belarus') : dis. … kand. yurid. nauk. Ryazan', 2014. 295 s @@Kiyko, N. V. 2014, Legal interests of persons sentenced to imprisonment: legal regulation and implementation practice (on the example of the Republic of Belarus): PhD thesis (Law), Academy of the FPS of Russia, Ryazan.


Login or Create
* Forgot password?