INSTITUTE OF PAROLE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the issues of early parole of convicts from serving their sentences and the practice of applying the latter in the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan. The General and special features of these institutions are defined. The analysis showed that the institution of parole and its application are currently in the spotlight in both States. The author believes that a comprehensive comparative study of the institutions of parole and their application in practice in the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan will make it possible to identify the existing difficulties and problems, to develop proposals for their solution.

Keywords:
Criminal Code, Russian Federation, Republic of Azerbaijan, early parole from serving a sentence
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основным направлением уголовно-правовой политики Российской Федерации и Азербайджанской Республики является дальнейшая гуманизация наказания и системы его исполнения. Это приводит к необходимости развития альтернативных видов наказания, а при применении лишения свободы - к возможности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Необходимо отметить, что условно-досрочное освобождение (УДО) является одним из наиболее часто применяемых видов освобождения от отбывания наказания. Так, в 2019 г. из пенитенциарных учреждений Азербайджана было освобождено 2140 осужденных в связи с применением к ним УДО, что на 15,1 % больше, чем в 2018 г. Согласно отчету о работе судов общей юрисдикции Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел первой инстанции за первое полугодие 2019 г., УДО было применено к 22 025 осужденным, что на 7,9 % меньше за аналогичный период 2018 г. В 2018 г. в Российской Федерации из мест лишения свободы, дисциплинарных воинских частей и от наказания в виде принудительных работ были освобождены 49 292 осужденных. Отмечая действенность этого института, необходимо указать на то, что: - условно-досрочное освобождение позволяет снизить карательное воздействие на осужденных, в отношении которых основная цель наказания уже достигнута; - наличие УДО и частое его применение позволяют уменьшить количество лиц, находящихся в местах отбывания наказания, являются стимулом для более раннего освобождения осужденных из мест лишения свободы; - УДО способствует уменьшению расходов государства на содержание учреждений по отбыванию наказаний. Не случайно в Указе Президента Азербайджанской Республики И. Г. Алиева от 10 февраля 2017 г. «Об усовершенствовании деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики назначения наказания, расширении применения альтернативных мер наказаний и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества», направленном на уменьшение как количества осужденных в местах лишения свободы, так и нагрузки на пенитенциарные учреждения республики, наряду с другими мерами, отмечается необходимость широкого применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Международные акты по обращению с правонарушителями также рекомендуют включение института УДО в национальное уголовное законодательство и частое его применение. Несмотря на многочисленные научные исследования как в России, так и в Азербайджане, связанные с институтом УДО, а также на произошедшие изменения, данный институт не потерял своей актуальности. Сравнительный анализ институтов УДО в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) и Уголовном кодексе Азербайджанской Республики (УК АР) показывает, что у них есть как схожие, так и отличительные свойства. Так, согласно ст. 79 УК РФ и ст. 76 УК АР в обоих государствах: 1) УДО применяется к лицам, отбывающим наказания в дисциплинарной воинской части и лишенным свободы, включая осужденных к пожизненному заключению; 2) для применения УДО необходимо фактическое отбытие определенного срока наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. При этом фактически отбытый срок лишения свободы осужденными не может быть менее 6 месяцев; 3) при применении УДО лицо может быть освобождено полностью или частично от отбывания дополнительного наказания; 4) лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут быть освобождены условно-досрочно, если судом будет признано, что они фактически отбыли не менее 25 лет лишения свободы; 5) при применении УДО суд может возложить обязанности на осужденного, которые должны выполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания; 6) контроль за поведением условно-досрочно освободившихся лиц осуществляется соответствующими государственными органами, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений; 7) условия отмены условно-досрочного освобождения идентичны; 8) к лицам, лишенным права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, осужденным к обязательным работам (в Азербайджане - общественные работы), УДО не применяется. Нужно обратить внимание на то, что наряду со схожими свойствами имеются некоторые различия: 1) в УК РФ указывается, что для применения УДО необходимо возмещение вреда (полностью или частично), но данное требование в УК АР отсутствует; 2) в отличие от УК РФ, УК АР предусматривает применение УДО также к лицам, осужденным к исправительным работам, ограничению по военной службе и ограничению свободы; 3) для применения УДО в зависимости от тяжести совершенного преступления предусмотрены разные сроки отбытия наказания; 4) в УК РФ предусмотрены специальные условия применения УДО по конкретным составам преступлений, например за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Данные условия и перечень соответствующих статей Особенной части в УК АР отсутствуют; 5) на основании УК АР при условно-досрочном освобождении лица, отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы, учитываются обстоятельства соблюдения им правил внутреннего распорядка в ИУ в течение 5 последних лет периода отбывания наказания, в то время как в УК РФ учитываются лишь последние 3 года; 6) в соответствии со ст. 93 УК РФ для применения УДО к лицам, совершившим тяжкие преступления в несовершеннолетнем возрасте, необходимо отбытие не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом, согласно ст. 90 УК АР за аналогичные преступления для применения УДО требуется отбытие не менее 1/2 назначенного срока наказания; 7) в УК АР предусмотрена возможность возложения судом обязанности на освобождаемого по УДО, связанной с ношением электронных средств надзора, чего нет в УК РФ. Анализ показывает, что в настоящее время в обоих государствах институт УДО и его применение находятся в центре внимания. Предполагаем, что комплексное сравнительное исследование институтов УДО и их применения на практике в Российской Федерации и Азербайджанской Республике даст возможность установить имеющиеся трудности и проблемы, позволит разработать предложения для их решения.

Login or Create
* Forgot password?