Text (PDF):
Read
Download
Основным направлением уголовно-правовой политики Российской Федерации и Азербайджанской Республики является дальнейшая гуманизация наказания и системы его исполнения. Это приводит к необходимости развития альтернативных видов наказания, а при применении лишения свободы - к возможности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Необходимо отметить, что условно-досрочное освобождение (УДО) является одним из наиболее часто применяемых видов освобождения от отбывания наказания. Так, в 2019 г. из пенитенциарных учреждений Азербайджана было освобождено 2140 осужденных в связи с применением к ним УДО, что на 15,1 % больше, чем в 2018 г. Согласно отчету о работе судов общей юрисдикции Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел первой инстанции за первое полугодие 2019 г., УДО было применено к 22 025 осужденным, что на 7,9 % меньше за аналогичный период 2018 г. В 2018 г. в Российской Федерации из мест лишения свободы, дисциплинарных воинских частей и от наказания в виде принудительных работ были освобождены 49 292 осужденных. Отмечая действенность этого института, необходимо указать на то, что: - условно-досрочное освобождение позволяет снизить карательное воздействие на осужденных, в отношении которых основная цель наказания уже достигнута; - наличие УДО и частое его применение позволяют уменьшить количество лиц, находящихся в местах отбывания наказания, являются стимулом для более раннего освобождения осужденных из мест лишения свободы; - УДО способствует уменьшению расходов государства на содержание учреждений по отбыванию наказаний. Не случайно в Указе Президента Азербайджанской Республики И. Г. Алиева от 10 февраля 2017 г. «Об усовершенствовании деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики назначения наказания, расширении применения альтернативных мер наказаний и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества», направленном на уменьшение как количества осужденных в местах лишения свободы, так и нагрузки на пенитенциарные учреждения республики, наряду с другими мерами, отмечается необходимость широкого применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Международные акты по обращению с правонарушителями также рекомендуют включение института УДО в национальное уголовное законодательство и частое его применение. Несмотря на многочисленные научные исследования как в России, так и в Азербайджане, связанные с институтом УДО, а также на произошедшие изменения, данный институт не потерял своей актуальности. Сравнительный анализ институтов УДО в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) и Уголовном кодексе Азербайджанской Республики (УК АР) показывает, что у них есть как схожие, так и отличительные свойства. Так, согласно ст. 79 УК РФ и ст. 76 УК АР в обоих государствах: 1) УДО применяется к лицам, отбывающим наказания в дисциплинарной воинской части и лишенным свободы, включая осужденных к пожизненному заключению; 2) для применения УДО необходимо фактическое отбытие определенного срока наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. При этом фактически отбытый срок лишения свободы осужденными не может быть менее 6 месяцев; 3) при применении УДО лицо может быть освобождено полностью или частично от отбывания дополнительного наказания; 4) лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут быть освобождены условно-досрочно, если судом будет признано, что они фактически отбыли не менее 25 лет лишения свободы; 5) при применении УДО суд может возложить обязанности на осужденного, которые должны выполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания; 6) контроль за поведением условно-досрочно освободившихся лиц осуществляется соответствующими государственными органами, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений; 7) условия отмены условно-досрочного освобождения идентичны; 8) к лицам, лишенным права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, осужденным к обязательным работам (в Азербайджане - общественные работы), УДО не применяется. Нужно обратить внимание на то, что наряду со схожими свойствами имеются некоторые различия: 1) в УК РФ указывается, что для применения УДО необходимо возмещение вреда (полностью или частично), но данное требование в УК АР отсутствует; 2) в отличие от УК РФ, УК АР предусматривает применение УДО также к лицам, осужденным к исправительным работам, ограничению по военной службе и ограничению свободы; 3) для применения УДО в зависимости от тяжести совершенного преступления предусмотрены разные сроки отбытия наказания; 4) в УК РФ предусмотрены специальные условия применения УДО по конкретным составам преступлений, например за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Данные условия и перечень соответствующих статей Особенной части в УК АР отсутствуют; 5) на основании УК АР при условно-досрочном освобождении лица, отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы, учитываются обстоятельства соблюдения им правил внутреннего распорядка в ИУ в течение 5 последних лет периода отбывания наказания, в то время как в УК РФ учитываются лишь последние 3 года; 6) в соответствии со ст. 93 УК РФ для применения УДО к лицам, совершившим тяжкие преступления в несовершеннолетнем возрасте, необходимо отбытие не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом, согласно ст. 90 УК АР за аналогичные преступления для применения УДО требуется отбытие не менее 1/2 назначенного срока наказания; 7) в УК АР предусмотрена возможность возложения судом обязанности на освобождаемого по УДО, связанной с ношением электронных средств надзора, чего нет в УК РФ. Анализ показывает, что в настоящее время в обоих государствах институт УДО и его применение находятся в центре внимания. Предполагаем, что комплексное сравнительное исследование институтов УДО и их применения на практике в Российской Федерации и Азербайджанской Республике даст возможность установить имеющиеся трудности и проблемы, позволит разработать предложения для их решения.