Publication text
(PDF):
Read
Download
Проблема смертной казни всегда была, есть и будет. Объясняется это активным использованием этого вида наказания в течение значительного исторического периода во многих странах мира. Сегодня смертная казнь снова набирает популярность среди некоторых юристов современности. Многие из представителей правоохранительных органов выступают за восстановление смертной казни. Страны, где она была отменена, исходили из гуманизации общества. Ни в одной стране Европы, где была отменена смертная казнь, не проводили референдумы, ее отменяли не из народного волеизъявления. Во всех этих странах на момент отмены производились опросы, которые показали, что большинство населения поддерживало сохранение этого вида наказания. Вместе с тем вызывает особый интерес исторический аспект исполнения смертной казни в Великобритании. Великобритания является лидером в области введения смертной казни, чем и объясняется быстрое распространение метода уголовного наказания по странам мира. Этот процесс подробно описан в книге В. Bailey, изданной в 1989 г., которая посвящена истории смертной казни и называется «Палач Англии» («Hangmen of England») [1]. До настоящего времени не установлено лицо, кому первому пришла в голову идея лишать человека жизни, наматывая ему на шею веревку. Однако известно, что такой метод исполнения смертного приговора впервые был применен в Британии англосаксами. До 1879 г., когда официально была введена виселица, в качестве средства лишения жизни осужденного применялось обезглавливание. На протяжении развития Британских островов наиболее частым орудием казни был топор, а не веревка. После использования ее один раз в смертной казни через повешение она быстро стала популярной, а английские «исполнители», «имеющие опыт» на своих многочисленных согражданах, приобрели мировую известность, и их стали приглашать на работу по контракту в различные зарубежные страны. Отдельные монархи получали такое удовлетворение от казни своих подданных, что вызывало тревогу за жизнь нации. В Англии при короле Генрихе VIII ежегодно казнили не менее 2000 чел., ненамного отстала от своего отца и Елизавета I, но подобную практику не разделяли большинство их подданных. Палач мог быть подвергнут остракизму, поэтому его дети часто воспитывались вдали от родного дома, где никто не знал, чем зарабатывает на жизнь их отец. Палач, как правило, имел помощника, это было необходимо при многочисленных казнях. Когда палач умирал или выходил на пенсию, его место занимал помощник. Самым распространенным способом вербовки на эту неблаговидную работу было предложение ее тому, кто сам был приговорен к смерти. Получивший такое предложение соглашался без особых раздумий. Обязанности палача не ограничивались только приведением в исполнение смертной казни. Оплата его труда была «сдельная», а число казней не всегда было значительным, поэтому палачи привлекались к исполнению других видов наказания, таких как выжигание клейма на руке, заковывание в кандалы, ослепление, порка. Все эти специфические виды работ оплачивались несущественно в отличие от исполнения смертной казни, но обеспечивали неплохой дополнительный доход. Отдельные палачи, в основном занятые вспомогательной деятельностью, привлекались к казням от случая к случаю, палач имел право снять одежду с казненного и продать ее. Особым спросом пользовались в качестве сувениров обрывки веревки, на которой были повешены известные люди того периода в истории государства. Источником дохода также являлось и само лицо, приговоренное к смертной казни, нередко он платил палачу, чтобы тот сделал свою работу получше и побыстрее, например, когда при исполнении смертной казни использовался топор. К сожалению, многие исполнители не отличались добросовестностью, но пострадавшие уже не могли потребовать свои деньги обратно. Лучшим для них вариантом в такой ситуации было попросить своего слугу присутствовать при казни для того, чтобы он отдал вторую половину оплаты после окончания казни. Знаменитым английским палачом по праву считают Д. Кетч. Несмотря на многолетнюю практику и большой опыт, он так и не научился безболезненно отправлять приговоренных в мир иной. Д. Кетч был официальным палачом с 1663 по 1686 год, то есть в течение 23 лет. После смерти его имя стало отрицательным, а родители запугивали его именем и его веревкой своих непослушных детей. Это имя не забыто в Великобритании и поныне, в настоящее время оно присутствует в некоторых детских шоу. В последние годы своей карьеры Д. Кетч оскандалился в связи с казнью лорда У. Рассела, обвиненного в покушении на убийство английского короля Карла II. Казнь состоялась в июле 1683 г. в Лондоне. В страхе перед предстоящим лорд дал палачу 10 гиней, чтобы тот получше сделал свое дело. Однако первым ударом топора палач только поранил лорда, который, обращаясь к палачу, сказал: «Собака, я заплатил тебе 10 гиней за то, чтобы ты обращался со мной так бесчеловечно?» Д. Кетч нанес еще один удар топором, но и на этот раз не смог отделить голову от тела; ему удалось это сделать лишь с четвертой попытки. При этом поговаривали, что палач получил плату дважды: и от самого лорда, и от его противников. В качестве оправданий Д. Кетч утверждал, что У. Рассел в последний момент отдернул голову (Police, 1999, August, pp. 13, 15, 17). В более поздние времена много усилий было потрачено на то, чтобы сделать публичные казни мгновенными, сведя к минимуму страдания приговоренного к смерти. Однако на протяжении нескольких предшествующих столетий все обстояло как раз наоборот: считалось, что жертва должна умирать медленно, чтобы ее агония по возможности была максимально продлена. Это делалось с целью устрашения зрителей, чтобы отбить у них охоту к совершению аналогичных преступлений. На протяжении нескольких минут приговоренный к смертной казни с веревкой на шее дергался в воздухе, тщетно силясь ослабить петлю, хотя руки и ноги у него были связаны. После этого жертву опускали на землю, вспарывали живот и выпускали внутренности; во время всех этих операций жертва еще была жива и находилась почти в сознании. Если казнь имела политический или религиозный оттенок, то части тела выставлялись на виселице или на шестах в различных местах, например на перекрестках дорог, чтобы их могли увидеть друзья или сторонники казненного. Традиционным местом казни в Лондоне была площадь Тайберн, располагавшаяся в нескольких ярдах от современной Мраморной Арки (Marble Arch). В день казни осужденного везли в телеге из тюрьмы Newgate (в настоящее время здесь находится суд OhlBailey) через Флит Стрит к месту казни. Руки осужденного были связаны за спиной, а также привязаны к шее веревками. Осужденного до этого сильно поили спиртным для того, чтобы он мог преодолеть страх. На протяжении пути следования телега несколько раз останавливались (от трех до шести раз), ему давали возможность еще выпить спиртного. Обычно осужденного сопровождали священник и военный эскорт. Этот эскорт был необходим для предотвращения самосуда. В зависимости от совершенного преступления в осужденных часто бросали фрукты, овощи или камни. Во время казни очень часто веревка, наброшенная на шею осужденного, привязывалась к эшафоту, и петля сама затягивалась, как только телега трогалась с места. Виселица применялась лишь после 1878 г. Перелом шеи у жертв случался редко, обычно же смерть наступала примерно через 15 мин. Можно только догадываться, что испытывал осужденный до того, как терял сознание. Если кому-то повезло или осужденный заплатил палачу, то он мог рассчитывать на более быструю смерть: палач сам сильнее натягивал веревку или позволял это сделать родственнику. В 1783 г. место казней в Лондоне было перенесено в тюрьму Newgate, то есть в OldBailey. Сделано это было потому, что большое скопление народа, собиравшегося по пути следования процессии, мешало городской жизни, да и сами казни создавали ряд неудобств. Казни на площади Тайберн совершались более 600 лет. Дни казней были днями общественного праздника. В году было восемь дней, по которым совершались казни; по некоторым оценкам, на Тайберне нашли свою смерть около 50 000 чел. Однако вопреки ожиданиям публичные казни не имели превентивного воздействия: так, во время казни у зрителей было больше всего шансов лишиться содержимого своих карманов, хотя за подобное преступление полагалось повешение. Закон делал очень мало исключений при назначении смертной казни, хотя большое число среди приговоренных составляли женщины и дети. Смертная казнь для лиц, не достигших 16-летнего возраста, была отменена лишь в 1908 г. На протяжении столетий существовал обычай, не разрешающий снимать тело с виселицы, по крайней мере, в течение часа после повешения. Все это время человек еще мог оставаться живым. Бывали случаи, когда и по истечении часа снятый с виселицы человек был жив. Не исключено, что при казни этим методом немало людей были сожжены заживо после снятия с виселицы. В начале XVII в. в Великобритании за многие преступления полагалась смертная казнь; точное число таких преступлений неизвестно, но можно предполагать, что оно составляло 200-300 случаев ежегодно. Согласно Кодексу 1723 г. (Black Act of 1723) мужчины, женщины и дети наказывались смертью за такие преступления, как кража репы, убийство кролика, карманная кража, разрушение водоема для разведения рыбы, рубка декоративных деревьев, поджог стога сена, присвоение найденных денег, кража имущества стоимостью больше 5 шиллингов, вступление в брак с цыганами, написание письма с угрозами, появление в общественном месте с вымазанным сажей лицом. В эти годы было казнено много детей. В 1879 г. англичанин по имени У. Марвуд предложил казнить с помощью длинной веревки: согласно этой идее смерть должна была наступать не в результате медленного удушения, а из-за смещения шейных позвонков, то есть перелома шеи. Точный расчет длины веревки в зависимости от роста и веса приговоренного требовал научного подхода. На протяжении многих лет не прекращаются споры о том, вправе ли государство наказывать своих граждан смертью. Одним из экспертов в этой области можно считать писателя Ч.2Диккенса*, бывшего свидетелем многих публичных казней, проводившихся до 1868 г. В 1849 г. он видел казнь мужа и жены, повешенных вместе; они были приговорены к смерти за убийство бывшего любовника жены, совершенное из корыстных побуждений. Совместное повешение мужа и жены было новшеством, собравшим тысячную толпу зевак. Ч. Диккенс был шокирован реакцией публики, кричавшей и улюлюкавшей во время казни. Впоследствии Диккенс так описывал свои впечатления: «Я знаю немало темных сторон жизни Лондона, и меня трудно чем-либо удивить. И я глубоко убежден, что по силе разрушительного воздействия ничто не может сравниться с одной публичной казнью. Я был потрясен безнравственностью этой процедуры. Не может быть благополучным общество, демонстрирующее своим добропорядочным гражданам такие ужасные и деморализующие зрелища». 27 января 1999 г. Великобритания подписала 6-й протокол Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который требовал отмены смертной казни, за исключением наличия у государства возможности предусмотреть в своем законодательстве высшую меру наказания «за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». 1 февраля 2004 г. согласно ратифицированному 10 октября 2003 г. 13-му протоколу Европейской конвенции по правам человека в Соединенном Королевстве была отменена «смертная казнь при любых обстоятельствах».