ON THE POSSIBILITY OF ELIMINATING GAPS IN PENAL AND OTHER LEGISLATION IN THE CONTEXT OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to some possible options for criminal law and penal regulation of issues arising in connection with the threat of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). The grounds for early release from serving a sentence under Article 172 of the Penal Code of the Russian Federation, which could be applied to mitigate the consequences of the pandemic spread, are analyzed in the article. The article compares the grounds for release from serving a sentence due to extraordinary circumstances in Russia and foreign countries. Some ways of solving the legal gaps in the Penal legislation of Russia in view of the current unfavorable sanitary and epidemiological situation in the country and in the world are given.

Keywords:
osvobozhdenie ot otbyvaniya nakazaniya v svyazi s chrezvychaynymi obstoyatel'stvami, inye osnovaniya osvobozhdeniya ot otbyvaniya nakazaniya, amnistiya, otsrochka ispolneniya prigovora
Text
Text (PDF): Read Download

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране в связи с новой коронавирусной инфекцией способна серьезно нарушить безопасность в учреждениях уголовноисполнительной системы (УИС). Особенно остра угроза распространения COVID-19 в местах заключения при высокой плотности размещения людей с ослабленным иммунитетом. Беспрецедентные меры (например, приостановление предоставления длительных и краткосрочных свиданий; дополнительные дезинфекционные мероприятия (http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=502612) и др.), принимаемые Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), по противодействию распространения COVID-19 тем не менее не позволяют абсолютно исключить возможность проникновения болезни в пенитенциарные учреждения. В своем интервью заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы А. В. Хабаров отметил, что на 25 июля 2020 г. в учреждениях для принудительного содержания у осужденных, подозреваемых и обвиняемых зарегистрировано 766 подтвержденных случаев заражения COVID-19 (http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=512204). Руководством ФСИН России приняты все необходимые меры (например, открытие ПЦР-лаборатории с целью диагностики COVID-19 (http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=510168) и др.) для уменьшения угрозы распространения новой инфекции в учреждениях УИС. Вместе с тем условия содержания осужденных несколько ухудшаются вследствие запрета на любые посылки и передачи, включая медицинские [6]. Решением сложившейся проблемы могло бы стать, например, освобождение осужденных от отбывания наказания. Однако в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве не предусматриваются возможность освобождения осужденных от отбывания наказания в связи с угрозой распространения инфекции. Столь необходимая в сложившейся обстановке отсрочка исполнения приговора, предусмотренная ст. 398 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, исходя из буквального толкования ее диспозиции неприменима на стадии отбывания наказания, кроме того, порядок ее осуществления не закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ), также отсутствуют материальные основания в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ). В связи с отсутствием эффективных правовых средств борьбы с распространением подобной эпидемии необходимо, на наш взгляд, принимать во внимание зарубежный опыт. Мировая судебная практика уже имеет прецеденты массовой отсрочки отбывания наказания в связи с угрозой распространения инфекции. Так, власти Ирана в марте 2020 г. освободили более 70 тыс. заключенных [3]. Следует отметить, что меры, принятые в некоторых зарубежных странах, таких как Италия [5], Великобритания [2], США [4], в частности временное либо частичное освобождение от отбывания наказания или уголовного преследования, возможно было бы применить и в нашей стране. Однако действующие уголовно-правовые и уголовно-исполнительные институты в настоящий момент не позволяют правоприменителю в лице судов и ФСИН России как инициатору (исполнителю) осуществить их. Так, в перечне оснований освобождения от отбывания наказания, предусмотренного ст. 172 УИК РФ, отсутствует такое основание, как освобождение в связи с чрезвычайными обстоятельствами. При этом в соседних странах например в Республике Армения (ст. 80 Уголовного кодекса Республики Армения, п. 8 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения), Республике Беларусь (ст. 94 Уголовного кодекса Республики Беларусь), Республике Казахстан (ч. 1 ст. 76 Уголовного кодекса Республики Казахстан), такой правовой институт существует. Возможно предположить, что указанное положение (будь оно в законах Российской Федерации) позволило бы освободить осужденных и в условиях распространения COVID-19, так как пандемия является природным стихийным бедствием. Наиболее подходящим, на наш взгляд, будет имплементация данного института из законодательства Казахстана, где существует как освобождение от отбывания наказания в отношении осужденных, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, так и отсрочка исполнения наказания для лиц, совершивших тяжкие преступления (ч. 2 ст. 76 Уголовного кодекса Республики Казахстан, п. 3 ч. 1 ст. 475 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан). Основания освобождения от отбывания наказания, предусмотренные в ст. 172 УИК РФ, не в полной мере соответствуют современным реалиям. Возникающие ситуации в жизнедеятельности граждан и государства, в том числе чрезвычайного характера, предполагают необходимость принятия и осуществления некоторых из возможных оснований освобождения, подменяя при этом их правовую природу. Так, возможная амнистия, приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, по мнению, например, правозащитных организаций, должна была разгрузить учреждения УИС для более эффективной реализации мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях УИС [6]. Однако, как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11-П, «реализация Государственной Думой ее конституционного полномочия объявлять амнистию в качестве акта милости предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания исходя не только из политической или экономической целесообразности, но и прежде всего из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве». Цель возможной амнистии указана в пояснительной записке к проекту постановления Государственной Думы Российской Федерации об объявлении амнистии, зарегистрированному 20 марта 2020 г. № 926717-7: «Предлагаемая масштабная амнистия ознаменует собой народное единство в год 75-летия Великой Победы, не допуская при этом ухудшения криминогенной обстановки в стране» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/926717-7). Ученые, изучающие основания освобождения от отбывания наказания, также придерживаются данной позиции. Так, С. Л. Бабаян считает, что «основанием применения амнистии и помилования как внесудебных видов освобождения от наказания служит проявление милосердия со стороны государства и принципа гуманизма в уголовном праве» [1]. Таким образом, применять амнистию только из-за угрозы негативных последствий, на наш взгляд, неверно. Данный правовой институт имеет особый статус: наряду с помилованием выделен среди оснований освобождения от отбывания наказания. При этом освобождение в связи с угрозой распространения пандемии не выражение доброй воли государства, а необходимая и вынужденная мера. Вместе с тем особо следует отметить п. «ж» ст. 172 УИК РФ, предусматривающий освобождение от отбывания наказания по иным основаниям, предусмотренным законом. Правовая терминология позволяет в данном случае использовать институты, закрепленные не только в УК РФ и УИК РФ. Так, столь необходимое освобождение от отбывания наказания в условиях угрозы пандемии возможно предусмотреть и в законах о чрезвычайном положении либо в иных нормативно-правовых актах. Министр юстиции Российской Федерации в рамках Петербургского Международного юридического онлайн-форума «9 ½: законы коронавируса» обратил внимание на несовершенство законодательства при возникновении «новой санитарной угрозы», возникшей в мире в 2019-2020 гг. (http://minjust.gov.ru/novosti/ministry-yusticii-obsudili-voprosy-gosudarstvennogo-upravleniya-i-zakonotvorchestva-v). Речь шла о необходимых чрезвычайных мерах, принятых государствами в условиях пандемии. Важным аспектом, как отметил К. А. Чуйченко, будет являться скорейшая кодификация новых законов, принятых «под диктовку сложившихся обстоятельств», а также разработка новых положений, основанных на международном сотрудничестве. Уголовно-исполнительное законодательство возможно реформировать для точного и своевременного принятия мер, направленных на устранение угрозы (новой коронавирусной инфекции COVID-19) безопасности обществу в целом и учреждений УИС в частности. Системные изменения в кодифицированном законе могут потребовать много времени. Для оперативного реагирования на возникшую угрозу необходимо использовать именно институт освобождения от отбывания наказания по иным основаниям (закрепленный в УИК РФ), предусмотрев одновременно изменения в иных законах, регулирующих чрезвычайные ситуации либо санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Внесение указанных изменений позволит ФСИН России с помощью правовых средств минимизировать неблагоприятные последствия для всей УИС в целом.
References

1. Babayan S. L. Osvobozhdenie ot otbyvaniya nakazaniya: problemy i puti sovershenstvovaniya // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 13(1-4), № 3. S. 309-314 @@Babayan, S. L. 2018, ‘Release from serving a sentence: problems and ways of improvement’, Penal law, vol. 13(1-4), iss. 3, pp. 309-314.

2. Kogalov Yu. Assanzh prosit osvobodit' ego v svyazi s ugrozoy koronavirusa // RG.RU. 2020. 24 marta. URL : https://rg.ru/2020/03/24/assanzh-prosit-osvobodit-ego-s-sviazi-s-ugrozoj-koronavirusa.html (data obrascheniya: 10.06.2020) @@Kogalov, Yu. 2020, ‘Assange asks to be released from the coronavirus threat’, RG.RU, 24 March, viewed 10 June 2020, https://rg.ru/2020/03/24/assanzh-prosit-osvobodit-ego-s-sviazi-s-ugrozoj-koronavirusa.html.

3. Kogalov Yu. V Irane iz-za ugrozy koronavirusa osvobodili 70 tysyach zaklyuchennyh // RG.RU. 2020. 9 marta. URL : https://rg.ru/2020/03/09/v-irane-iz-za-ugrozy-koronavirusa-osvobodili-70-tysiach-zakliuchennyh.html (data obrascheniya: 10.06.2020) @@Kogalov, Yu. 2020, ‘In Iran, due to the threat of coronavirus, 70 thousand prisoners were released’, RG.RU, 9 March, viewed 10 June 2020, https://rg.ru/2020/03/09/v-irane-iz-za-ugrozy-koronavirusa-osvobodili-70-tysiach-zakliuchennyh.html.

4. Makarychev M. V tyur'mah SShA vvedeny novye pravila iz-za vspyshki koronavirusa // RG.RU. 2020. 23 marta. URL : https://rg.ru/2020/03/23/v-tiurmah-ssha-vvedeny-novye-pravila-iz-za-vspyshki-koronovirusa.html (data obrascheniya: 10.06.2020) @@Makarychev, M. 2020, ‘New rules introduced in US prisons due to coronavirus outbreak’, RG.RU, 23 March, viewed 10 June 2020, https://rg.ru/2020/03/23/v-tiurmah-ssha-vvedeny-novye-pravila-iz-za-vspyshki-koronovirusa.html.

5. Rozhdestvenskaya Ya. V Italii iz-za pandemii vypustyat iz tyurem neskol'ko desyatkov mafiozi // Kommersant'. 2020. 23 apr. URL : https://www.kommersant.ru/doc/4328972 (data obrascheniya: 10.06.2020) @@Rozhdestvenskaya, Ya. 2020, ‘In Italy, due to the pandemic, several dozen Mafiosi will be released from prison’, Kommersant, 23 April, viewed 10 June 2020, https://www.kommersant.ru/doc/4328972.

6. Trifonova E. Zaklyuchennyh mozhno amnistirovat' i v sentyabre // Nezavisimaya gazeta. 2020. 26 apr. URL : http://www.ng.ru/politics/2020-04-26/3_7853_amnesty.html (data obrascheniya: 10.06.2020) @@Trifonova, E. 2020, ‘Prisoners can be granted amnesty in september’, Independent newspaper, 26 April, viewed 10 June 2020, http://www.ng.ru/politics/2020-04-26/3_7853_amnesty.html.


Login or Create
* Forgot password?