PROBLEMS THAT ARISE WHEN CONVICTS OVERUSE THE RIGHT TO APPEAL, AND POSSIBLE WAYS TO SOLVE THEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the study is to analyze the implementation of the right of convicted persons to petitions, appeals and complaints. The authors noted that this right existed for convicts for a long time, but its implementation was difficult and largely formal. Recently, the situation has changed and these persons can exercise their right in full. The procedure for sending applications, petitions, complaints or proposals by convicted persons is regulated by Federal Law No. 59-FZ (adopted on 02.05.2006) “On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation”, as well as the provisions of the legislation in the field of criminal penalties execution. Requests, appeals, complaints or petitions received by the administration of institutions and bodies executing criminal penalties, or by higher authorities, must be considered within the established time limit, and the results of the inspection must be announced to the convicted person. Traditionally, the predominant number of appeals of convicted persons is addressed to the prosecutor’s office. The study showed that the complaint is the most common type of appeals received from convicts serving criminal sentences, which is confirmed by the annual reports of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The authors conducted a survey of convicts in correctional institutions of the Orenburg region, which revealed that the right to petitions, appeals and complaints is fully implemented by them. However, the study showed the problematic side of this institution - the overuse of the right in question by convicts in order to illegally improve their situation. The authors concluded that it is necessary to amend the administrative legislation in order to establish responsibility for the overuse of the right of appeal by convicted persons.

Keywords:
prava osuzhdennyh, zloupotreblenie pravom, zhaloba, ugolovno-ispolnitel'naya sistema, lozhnyy donos
Text
Text (PDF): Read Download

Проблеме обеспечения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы уделяется большое внимание [1, с. 168]. Это обусловлено рядом определенных факторов, в частности, влиянием международных стандартов исполнения наказаний на развитие системы исполнения наказания нашего государства и, как следствие, гуманизацией данного процесса, что особенно заметно в последние годы с момента принятия нового уголовно-исполнительного законодательства, а также действия различных программ и концепций развития службы исполнения наказания. Одним из правовых инструментов в процессе реализации и обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в условиях изоляции, в том числе лишенных свободы, является институт подачи жалоб и обращений. Необходимо отметить, что такая возможность существовала и раньше, однако носила формальный, декларативный характер. Исходя из анализа жалоб и обращений осужденных в различные инстанции можно сделать вывод о том, что большинство из них касаются условий отбывания наказания внутри исправительного учреждения, а также места отбывания наказания. На сегодняшний день наиболее острым и актуальным остается вопрос злоупотребления осужденными, которые содержатся в условиях изоляции, правами, регламентированными государственной правовой системой. В нормах Конституции Российской Федерации, в частности в ст. 17, обеспечены гарантия и признание прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Данная норма создана под влиянием международных стандартов. Указанные в норме права могут быть ограничены не иначе как в строгом соответствии с законом государства в рамках защиты государственного строя, обеспечения безопасности Российской Федерации, а также жизни, здоровья и интересов иных граждан. Осужденными признаются лица, виновность которых в совершении уголовного преступления доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу в порядке, предусмотренном федеральным законом. В связи со вступившим решением суда в законную силу осужденные подлежат ряду правовых ограничений, которые, в свою очередь, направлены на создание условий, способствующих обеспечению установленного порядка исполнения уголовного наказания, в то же время предполагая правовое ограничение поведения, противоречащего закону. В частности, положения действующего уголовно-исполнительного законодательства (гл. 2 УИК РФ и разд. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) являют собой фактически установку всего правового положения осужденных, которые отбывают уголовное наказание в местах лишения свободы. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ все права, присущие гражданам Российской Федерации, должны быть реализованы и лицами, отбывающими наказания, кроме тех случаев, которые прямо указаны в законе, в частности, в уголовно-исполнительном и ином законодательстве. Основной перечень прав, предоставляемых осужденным в процессе отбывания того или иного уголовного наказания, устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации и регламентирован ст. 12 УИК РФ. Согласно ч. 4 ст. 12 УИК РФ лица, отбывающие лишение свободы, могут, как и другие граждане Российской Федерации, приносить обращения, заявления и жалобы. Данное право может быть реализовано путем обращения к администрации учреждений, где осужденные отбывают наказание, через представителей администрации исправительного учреждения или самостоятельно в другие органы власти Российской Федерации (прокуратуру, органы государственной власти, местного самоуправления), а также используя международный государственный и негосударственный правовой инструментарий. Процедура направления осужденными заявлений, ходатайств, жалоб или предложений регламентирована Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также положениями законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. Статья 4 Федерального закона дает разъяснения по поводу того, что необходимо относить к заявлению, предложению или жалобе. Исходя из положений данного Закона заявлением может считаться оформленная в установленном законом порядке просьба лица об оказании ему или третьему лицу содействия в целях реализации своих прав и свобод, а также информация, содержащая данные о допущенных нарушениях нормативно-правовых актов, а также недостатках в работе органов местного самоуправления, государственных органов и должностных лиц либо их оценка. Под предложением в данном Законе предлагается понимать мнение гражданина по поводу совершенствования нормативно-правовой базы государства, работы органов местного самоуправления, а также государственных органов, развития общественных отношений, совершенствования социально-экономической и других сфер деятельности государства и общества. Жалобу следует рассматривать как официальное заявление гражданина, как правило выражающее недовольство относительно каких-либо событий и содержащее просьбу о защите или восстановлении нарушенных прав, свобод, законных интересов. Следует упомянуть, что согласно ч. 1 ст. 15 УИК РФ у осужденных есть иной способ обращения - ходатайство, которое представляет собой вид обращения гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав, гарантий и льгот. Федеральная служба исполнения наказаний при организации своей деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер, а также выполнении иных функций, регламентированных законодательством Российской Федерации в целях организации рассмотрения обращений осужденных и задержанных лиц, осуществляет взаимодействие с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, с органами юстиции, органами государственной власти, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями, а также межгосударственными организациями, занимающимися вопросами защиты прав и свобод человека. Запросы, обращения, жалобы или ходатайства, поступающие в администрацию учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, или в вышестоящие органы, должны быть рассмотрены в установленный срок, а результаты проверки должны быть объявлены осужденному. Традиционно преобладающее количество обращений осужденных адресуется в прокуратуру. Одной из целей деятельности прокуратуры согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» является защита прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура, наделенная соответствующими полномочиями, осуществляет надзор за законностью работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, восстанавливает нарушенные права и законные интересы осужденных, получая информацию как во время проверок прокуратуры, так и во время рассмотрения обращений этих лиц. Исследование показало, что жалоба является наиболее распространенным видом обращений, поступающих от осужденных, отбывающих уголовное наказание, что подтверждают ежегодные отчеты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Жалоба осужденного к лишению свободы, по определению А. В. Мусалевой, представляет собой письменное или устное обращение осужденного по поводу предполагаемого или фактического нарушения его субъективных прав и законных интересов с требованием о его ликвидации [2, с. 14]. Процедура рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, нарушениях законодательства на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органы прокуратуры Российской Федерации регламентирована приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и исполнении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Прокуратуру Российской Федерации». По наиболее актуальным (резонансным) вопросам ведется наблюдение, как правило, с посещением объекта, если речь идет о жалобах осужденных, а затем с посещением соответствующего исправительного учреждения с целью ознакомления осужденных с результатами проверок. Условия рассмотрения обращений, подаваемых в органы прокуратуры, изложены в ст. 5 указанной Инструкции. Жалобы рассматриваются в тридцатидневный срок с момента их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а жалобы, которые не требуют дополнительной проверки и изучения, - в пятнадцатидневный срок, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Кроме того, любой ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен носить аргументированный и в то же время мотивированный характер. В случае вынесения в отношении запроса или жалобы негативного решения заявителю в надлежащем порядке разъясняется процедура обжалования решения, а также право обращения в суд, если это предусмотрено законом, а затем прокурор должен в соответствии с установленным законом порядком принять меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В Оренбургской области был проведен анализ направляемых осужденными обращений в органы прокуратуры. По вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, согласно статистическим данным Оренбургской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за период 2019 г., в органы прокуратуры поступило 1380 жалоб, в числе которых 76 - на недозволенные меры воздействия администрацией исправительных учреждений в отношении осужденных, из общего числа жалоб удовлетворена 131 жалоба. За первое полугодие 2020 г. общее количество жалоб, поступивших в органы прокуратуры по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, составило 487, при этом в первом полугодии 2019 г. это число составило 659, что на 172 жалобы больше, чем в настоящий период, из них 29 - на запрещенные действия администрации исправительных учреждений в отношении осужденных (в первом полугодии 2019 г. - 25), удовлетворено - 29 (в первом полугодии 2019 г. - 69). Согласно статистическим данным официального сайта ФСИН России, в III квартале 2020 г. количество обращений граждан и организаций, поступивших в Федеральную службу исполнения наказаний, составило 32 163 (тогда как в III квартале 2019 г. - 27 555), в том числе поступивших от осужденных по вопросам неправомерного водворения в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа - 1484 (в III квартале 2019 г. - 1414), 2839 жалоб - на неправомерные действия сотрудников УИС, связанные с исполнением служебных обязанностей (в III квартале 2019 г. - 2208) - увеличение на 28,6 %; количество жалоб о незаконном применении физической силы и специальных средств уменьшилось на 24,3 % - 234 (в III квартале 2019 г. - 309), из них удовлетворению подлежало всего 1173 жалобы. Доля обращений граждан, поступивших от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его Аппарата в Администрацию Президента Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, составила 30,9 % (9947), 2371 обращение из которых поставлено на контроль. Как видим, основная часть запросов остается, как правило, неудовлетворенной. При этом проблема злоупотребления своим правом осужденным возникает в момент, когда жалоба направляется более двух раз, то есть носит систематический характер, в конечном итоге являясь необоснованной и соответственно безрезультативной. Обобщая изложенное, следует отметить, что любое обращение, направленное осужденным, проходит определенные этапы, с момента подачи осужденным обращения в запечатанном конверте до момента принятия по нему решения с запуском конкретного правового механизма, на каждом этапе которого участвуют конкретные должностные лица, и в их обязанности входит работа с этими обращениями: принятие, рассмотрение, ответ и т. д. Как неоднократно упоминалось выше, с юридической точки зрения эти обращения не всегда имеют хоть какое-то значение, то есть большинство из них, будучи необоснованными, остаются неудовлетворенными, а значит, не устраняют никаких реальных нарушений со стороны администрации исправительного учреждения, то есть имеют признак неспособности улучшить положение осужденного, в связи с чем норма закона работает абсолютно в пустоту. Когда осужденные подают аналогичную жалобу неограниченное количество раз, процесс будет цикличным, что вызовет большой поток работы, а также дополнительную нагрузку на сотрудников различных структур. Каждое право должно иметь пределы применения, в противном случае нарушаются права других лиц, что, в свою очередь, исключает соблюдение принципов добросовестности и разумности, которые важны для механизма реализации прав осужденным. Вот почему необходимо четко различать законную жалобу и умышленно ложное обвинение, содержащееся в виде обращения, в адрес сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей и, в частности, при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных законом. Следует обратить внимание на то, что высокий процент обращений в определенные государственные органы поступает не только от самих осужденных, но и от их родственников по просьбе последних. Факт отсутствия нормы в действующем законодательстве Российской Федерации, предусматривающей ответственность за ложные сведения, содержащиеся в обращении, а равно ложный донос на представителя администрации исправительного учреждения, подрывает авторитет уголовно-исполнительной системы как в целом, так и в лице ее должностных лиц, наряду с этим способствует дестабилизации формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, обществу и труду, а также стимулированию законопослушного поведения, что, в свою очередь, нарушает процесс исправления осужденного, регламентированный ст. 9 УИК РФ. На основании изложенного считаем целесообразным внести соответствующие изменения - ст. 19.13.1 «Заведомо ложный донос на представителя администрации исправительного учреждения» в КоАП РФ. Под преднамеренным ложным доносом, на наш взгляд, следует понимать умышленное распространение ложной информации осужденными, отбывающими уголовное наказание, или иным лицом в жалобе, заявлении, петиции, ходатайстве или предложении в отношении сотрудника исправительного учреждения по факту правомерного осуществления им должностных обязанностей, связанных с исполнением уголовного наказания. Предлагаем изложить статью в следующей редакции: «19.13.1. Заведомо ложный донос на представителя администрации исправительного учреждения Умышленное распространение ложной информации осужденным, отбывающим уголовное наказание, или другим лицом в жалобе, заявлении, ходатайстве или предложении в отношении работника исправительного учреждения по факту правомерного осуществления им должностных обязанностей, связанных с исполнением уголовного наказания, - влечет за собой наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей».
References

1. Korobova I. N., Hvan T. S., Vasil'eva E. B. Problemy obespecheniya prav i svobod osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah: po materialam dokladov Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federacii // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 13(1-4), № 2. S. 168-173

2. Musaleva A. E. Predlozheniya, zayavleniya, hodataystva i zhaloby osuzhdennyh k lisheniyu svobody v mehanizme realizacii ih prav i zakonnyh interesov : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Kazan', 2008. 24 s


Login or Create
* Forgot password?