LAW ORDER AND REGIME IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS: RATIO, MEANS OF PROVISION, FACTORS (PENAL ASPECT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the author’s point of view on the correlation of the concepts of law and order and regime used in the penal law in relation to the functioning of correctional institutions. Attention is focused on the provision that the state of law and order in correctional institutions can be determined by a variety of lawful and illegal actions both within the framework of penal relations, and within the framework of relations regulated by other branches of law and legislation, the norms of which regulate the activities of the penitentiary system. At the same time, the state of law and order in correctional institutions is far from ideal (there are violations of the law, both among convicts and staff), crimes are committed annually in correctional institutions. The article proposes to consider the regime in correctional institutions as an important means of strengthening the rule of law. At the same time, it is pointed out that it is necessary to improve and develop the integrated use of legally regulated means and technologies, to strengthen the regime and the rule of law.

Keywords:
ispravitel'nye uchrezhdeniya, sostoyanie pravoporyadka, rezhim, faktory, ukreplenie rezhima, sredstva obespecheniya rezhima
Text
Text (PDF): Read Download

В последние годы в целях совершенствования системы исполнения наказаний были реализованы существенные организационные, профилактические и оперативные меры по стабилизации правопорядка в исправительных учреждениях (ИУ). С учетом достижений науки и техники, передового опыта более активно стал укрепляться режим отбывания наказания, произошли значительные сдвиги в профилактике правонарушений. Все это позволило несколько оздоровить оперативную обстановку. Больше стало исправительных учреждений, где в течение ряда лет не зарегистрировано преступлений. Вместе с тем состояние правопорядка в исправительных учреждениях отражает сложившуюся криминальную ситуацию в обществе. На фоне имеющейся тенденции сокращения общей численности осужденных к лишению свободы стабильно выявляются показатели их криминальной активности. Как показывает практика, отдельные осужденные не останавливаются перед убийством, причиняют телесные повреждения, осуществляют действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, оказывают сопротивление администрации, совершают хулиганство, побеги. Это свидетельствует, во-первых, о повышенной общественной опасности таких лиц, так как даже в условиях мест лишения свободы они подготавливают и совершают криминальные действия, отрицательно влияют на других осужденных; во-вторых, о малой эффективности предупредительных мер; в-третьих, об определенных недостатках в укреплении режима, снижении результативности проведения режимных и оперативных мероприятий. Обозначилась тенденция роста ежегодного числа регистрируемых в исправительных колониях преступлений (согласно отчету о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС (форма 2-УИС за 2015-2020 гг.): с 838 - в 2015 до 966 - в 2020 г.). Криминологами не отрицается факт латентности, как скрытой (незаявленные преступления), так и скрываемой (незарегистрированные или неустановленные (событие, состав) преступления) [1, с. 62]. Следовательно, проблема укрепления правопорядка, борьбы с преступностью в исправительных учреждениях по-прежнему актуальна, требует глубокого изучения процессов, происходящих там. Ее решение обусловлено необходимостью выявления существенных факторов, оказывающих влияние на правопорядок, структуру и динамику преступности осужденных. Имеется практическая потребность в нейтрализации негативных процессов в среде осужденных, недопущении преступлений и иных правонарушений. В связи с этим заслуживает внимания обоснованное в юридической науке положение о том, что традиционная парадигма правопорядка характеризует его идеальную модель, но реальный правопорядок в обществе включает в себя множество как правомерных, так и противоправных поведенческих актов субъектов права [2, с. 15]. Представляется, что правопорядок отражает реальное состояние законности, соблюдения, исполнения, применения правовых норм [3, с. 551]. Частное понимание правопорядка, включающее в себя обязательность соблюдать и исполнять предписания законодательством, которые определяют содержание лишения свободы [4, с. 23], является важным для исследования сущности и содержания лишения свободы. Однако в содержательном аспекте такой подход к правопорядку в исправительных учреждениях можно расширить относительно необходимости соблюдения не только лишь требований законодательства, определяющих содержание лишения свободы, но и иных норм. Кроме того, помимо осужденных и персонала, следует учесть и иных лиц, которые могут посещать места исполнения наказания, а в аспекте пенитенциарной безопасности требуется обеспечить их личную безопасность [5, с. 327]. Следует отметить, что в уголовно-исполнительном праве понятие и содержание режима достаточно информативно изложено в УИК РФ (ст. 82). Однако режим не является каким-либо синонимом правопорядка. В узком смысле (уголовно-правовом и уголовно-исполнительном аспектах) можно сказать, что правопорядок в исправительных учреждениях как результат соблюдения, исполнения уголовно-правовых и уголовноисполнительных норм персоналом и осужденными отражает состояние законности при исполнении (отбывании) наказания [6, с. 99-100]. Вместе с тем в широком аспекте в понятии правопорядка следует учитывать, что деятельность исправительных учреждений осуществляется на полифункциональной основе, где присутствуют общественные отношения, регулируемые как уголовно-исполнительным законодательством, так и нормативными предписаниями других отраслей законодательства, например, административного, информационного, трудового, финансового, гражданского и некоторых других. В частности, наличие ст. 84 в УИК РФ напрямую связано со спецификой исполнения требований оперативно-розыскного законодательства. Очевидно, что значительную роль в укреплении правопорядка играет неукоснительное соблюдение установленных уголовно-исполнительным законодательством требований режима содержания осужденных, надзора за ними, а также правильная организация охраны. Во многом определяющее значение приобретает деятельность оперативных аппаратов, которые реализуют систему комплексного сбора, учета и использования гласной и негласной информации, требуемой для качественного выполнения задач оперативно-розыскной деятельности. От результативности выполнения этих задач в прямой зависимости находится состояние правопорядка. При надлежащей оперативной работе преступления не совершенствуются, а допущенные криминальные деяния своевременно раскрываются, а виновные осужденные и иные субъекты привлекаются к ответственности за содеянное. На состояние правопорядка воздействует ряд факторов, специфических для исправительных учреждений. Наиболее криминогенные из них: количественные и качественные изменения в составе осужденных, упущения в режимной деятельности исправительных учреждений, недостатки в организации труда лиц, отбывающих наказание, слабая результативность надзора, недостатки в оперативно-розыскной и профилактической деятельности. При этом социально-психологический климат среды осужденных во многом определяет мотивацию их поведения, особенно когда действуют альтернативные антиправовые методы поддержания порядка в самой среде осужденных, обусловленные криминальной субкультурой. Когда неформальная система норм вступает в противоречие с официальной, то возникают эксцессы, насилия [8, с. 75]. Добиваясь соблюдения и исполнения требований правовых норм, можно повысить уровень защищенности от опасности совершения неправомерных действий. Однако угрозы безопасности могут возникнуть случайно, например, по причине непредсказуемости поведения осужденных (психические отклонения, деградация личности, наркозависимость). Случайный характер имеют угрозы природного характера (наводнения, затопления, ураганы, землетрясения, иные стихийные бедствия). Опасности и угрозы могут создаться и по неосторожности (легкомыслию, небрежности), в частности, вследствие нарушений правил эксплуатации технических средств. Нельзя исключать вероятность угроз техногенного характера, например, в результате аварий на производственных объектах в центрах трудовой адаптации осужденных. Они могут негативно воздействовать на нормальное функционирование учреждений, наносить урон здоровью людей, привести к человеческим жертвам. В этом случае для недопущения или ликвидации кризисной ситуации требуется правильное исполнение правовых норм и стандартов. Очевидно, что надлежаще организованный режим, дисциплинируя поведение осужденных, принуждает к правопослушному поведению. Реализация предписаний норм права, регулирующих режим в исправительных учреждениях, направлена на поддержание правопорядка и формирование правомерного поведения [7, с. 44-45]. Однако помимо осужденных режим подразумевает соблюдение установленных правил правомерного поведения и других субъектов в пределах дислокации исправительных учреждений. Требуется надлежащая реализация прав персонала и иных лиц (на охрану жизни, здоровья), обеспечение прав осужденных (на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь, вежливое обращение, телефонные переговоры, получение информации, корреспонденции, свиданий и др.). Именно состояние охраны этих законных прав фактически определяет уровень соблюдения прав человека в ИУ. В частности, практика показывает необходимость реализации на территории исправительных учреждений «пунктов гласности», а также компьютерных терминалов для информационного обслуживания осужденных. «Пункт гласности» представляет собой небольшое изолированное помещение, оборудованное видеокамерой с возможностью видео- и аудиозаписи персональных обращений осужденных к администрации. Видеозапись обращения поступает непосредственно начальнику учреждения для разрешения возникающих проблем, заявлений, рассмотрения предложений осужденных. Более совершенная технология подразумевает внедрение компьютерных терминалов, позволяет осужденным получать необходимую правовую и справочную информацию, связанную с наказанием. Для этого применяются специальные программы, позволяющие осужденным через компьютерный терминал задавать вопросы напрямую руководителям пенитенциарного учреждения и отдельным сотрудникам администрации. Программа работает в режиме онлайн по принципу «вопрос - ответ». Используя компьютерный терминал с сенсорным экраном, установленный, например, в библиотеке или столовой пенитенциарного учреждения, осужденный получает электронный доступ в свой личный кабинет путем ввода своего пароля. Далее на экране появляется программное окно, в котором он выбирает адресата сообщения (руководителя или сотрудника исправительного учреждения), набирает текст вопроса и нажимает кнопку «Отправить». Вопрос осужденного по локальной сети поступает непосредственно на компьютер сотрудника учреждения для ответа. Осужденный через терминал может получить ответ практически сразу или в течение какого-либо времени, в зависимости от быстроты отправки ответа. На практике внедряются информационные системы, позволяющие автоматизировать процессы формирования заказов товаров и услуг для осужденных. Внесение денежных средств на счет осужденного осуществляется через мультимедийный терминал, находящийся в пенитенциарном учреждении. В интерактивном электронном магазине для осужденного можно заказать любой товар, имеющийся на складе учреждения, и оплатить покупку через терминал. При такой технологии у родственников осужденных появляется возможность формировать заказы как через терминал, так и через Интернет. Системой предоставляется полный список товаров, из которого выбираются необходимые. Каждый осужденный может получить электронный доступ в свой личный кабинет, где показаны состояние его счета и заказы, оформленные в интерактивном магазине. Телефонные переговоры в настоящее время обеспечиваются не только традиционной телефонной связью, но и технологией видеосвязи с возможностью взаимного видеоизображения абонентов (осужденного и его родственников), осуществляющих телефонный разговор, в реальном времени (видеосвидание). Это позволяет осужденным поддерживать необходимые социальные связи, которые положительно влияют на их правопослушное поведение [9, с. 16]. Указанные примеры реализации отдельных прав осужденных путем внедрения компьютерных технологий свидетельствуют о том, что техническое обеспечение в пенитенциарных учреждениях направлено не только на осуществление мер принуждения, но и на создание необходимых технических условий для соблюдения их законных прав и интересов, что положительно влияет на правопорядок. В целях реализации международно-правовых стандартов дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной системы предполагает улучшение материальнотехнического обеспечения условий содержания осужденных, использование электронных торгов для обеспечения закупок продуктов, товаров для их нужд, внедрение при участии научно-исследовательских организаций здравоохранения современной медицинской техники для охраны здоровья лиц в местах лишения свободы, обеспечение социальнопсихологической работы с осужденными, внедрение автоматизированных диагностических программ, позволяющих выявлять криминогенные качества у осужденных и оказывать на них индивидуальное психологическое воздействие, способствующее исправлению. Состояние правопорядка связано также и с устойчивостью функционирования центров трудовой адаптации осужденных, трудовой занятостью, созданием условий для труда. Внедрение научно-технических достижений в экономических, производственных, медицинских, психологических направлениях деятельности уголовно-исполнительной системы способствует созданию надлежащих условий для выполнения осужденными своих обязанностей, приближает отечественную пенитенциарную систему к международноправовым стандартам исполнения наказаний. Это в целом положительно сказывается на состоянии правопорядка, профилактике правонарушений, исправлении осужденных, во многом стимулирует правопослушное поведение. В функциональном аспекте режимное мероприятие в исправительном учреждении представляет собой допустимое законом и регламентируемое подзаконным (ведомственным) актом действие или комплекс действий, осуществляемых в целях реализации требований режима и обеспечения безопасности на закрепленной территории, от возможного криминального и иного негативного воздействия лиц, представляющих общественную опасность. В отношении видов средств обеспечения режима следует исходить из наименования и содержания ст. 82-86 УИК РФ. Представляется, что укрепление правопорядка в исправительных учреждениях достигается за счет своевременного, комплексного и результативного применения средств обеспечения режима. При этом деятельность субъектов, использование технических и иных средств, обеспечивающих режим в исправительных учреждениях, регламентируются законодательством. Сформулируем основные выводы. 1. В общем случае правопорядок в исправительных учреждениях представляет собой результат реального действия различных правовых норм, степень их фактического исполнения, соблюдения (несоблюдения) осужденными, сотрудниками, работниками, руководителями ИУ и другими субъектами права, находящимися на территории данных учреждений. Укреплению правопорядка способствует надлежащая организация и непосредственное осуществление требований режима, постоянный контроль выполнения данных требований с возможностью применения законных мер воздействия и принуждения. Необходимо совершенствовать оперативно-розыскную работу, в частности, по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, сосредоточить внимание оперативного состава на профилактике преступлений. 2. В области укрепления режима следует направить усилия на недопущение и блокирование проникновения к осужденным в исправительных учреждениях мобильной связи, спиртных напитков, наркотических веществ, колюще-режущих и других запрещенных предметов. Функция администрации исправительных учреждений в процессе обеспечения режима, направленная на получение информации о поведении осужденных, закреплена в ст. 83 УИК РФ. В этих целях нужно постоянно внедрять в пенитенциарную практику новейшие технические средства обнаружения противоправных действий. Следует законодательно закрепить в ст. 117 УИК РФ положение о том, что фото-, видео- и аудиоинформация об обстоятельствах правонарушения учитывается при наложении мер взыскания. Необходимо строго соблюдать требование законности при применении дисциплинарных мер и привлечении осужденных к уголовной ответственности за совершенные преступления, развивать систему профилактического учета осужденных. 3. Режимно-техническое обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях направлено не только на реализацию мер принуждения, но и на создание необходимых условий посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий для реализации законных прав и интересов («пункт гласности» с видеосвязью, компьютерные терминалы для информационного обслуживания лиц, содержащихся в местах лишения свободы, информационные системы, автоматизирующие процессы формирования заказов товаров и услуг, оказываемых лицам в местах лишения свободы, информационно-телекоммуникационные технологии видеосвязи с возможностью взаимного видеоизображения абонентов осужденного и его родственников, осуществляющих телефонный разговор, в реальном времени). Внедрение указанных технологий окажет положительное влияние на состояние правопорядка.
References

1. Penitenciarnaya kriminologiya : uchebnik / pod red. Yu. M. Antonyana, A. Ya. Grishko, A. P. Fil'chenko. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2009. 567 s

2. Saulyak O. P. Suschnost' pravoporyadka: teoretiko-metodologicheskoe issledovanie : avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2010. 54 s

3. Alekseev S. S. Teoriya prava. M. : BEK, 1995. 320 s

4. Malikov B. Z. Teoreticheskie problemy suschnosti i soderzhaniya lisheniya svobody i ih vyrazhenie v ugolovnom i ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve Rossii : avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. Ryazan', 2004. 56 s

5. Smirnov L. B. Penitenciarnaya bezopasnost' i problemy ee obespecheniya // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2019. T. 14(1-4), № 4. S. 326-334

6. Epifanov O. S. Ugolovno-pravovoe i ugolovno-ispolnitel'noe vozdeystvie na osuzhdennyh muzhchin, otbyvayuschih nakazanie v ispravitel'nyh koloniyah obschego i strogogo rezhimov : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2006. 136 s

7. Korolev I. I. Obespechenie rezhima v ispravitel'no-trudovyh koloniyah : dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan', 1996. 283 s

8. Barabanov N. P. Kriminologicheskie faktory, obuslovlivayuschie oslozhnenie operativnoy obstanovki v ispravitel'nom uchrezhdenii, i organizaciya ee ocenki : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2011. 172 s

9. Grushin F. V. Sistema faktorov, opredelyayuschih razvitie ugolovno-ispolnitel'noy politiki i ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva : avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. Ekaterinburg, 2019. 44 s


Login or Create
* Forgot password?