PENAL POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION: SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals some problems of the modern penal policy of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation. Special attention is paid to the penal legislation, structure, features and basic provisions that determine the activities of employees working at the penitentiary systems of the States under consideration. The shortcomings of the regulation and implementation of certain means of correction of convicts are considered. Proposals are formulated for some areas of penal and other legislation development. As a result of the study, the authors conclude that it is necessary to adjust the penal legislation and further develop the penal policy both in the Republic of Uzbekistan and in the Russian Federation in order to combat crime, improve the effectiveness of achieving the goals of the penal legislation and strengthen the image of employees working at institutions and bodies that execute sentences.

Keywords:
ugolovno-ispolnitel'naya politika, ispravlenie osuzhdennyh, preduprezhdenie prestupleniy, soderzhanie principov ugolovno- ispolnitel'nogo zakonodatel'stva, obschestvennoe vozdeystvie
Text
Publication text (PDF): Read Download

Совершенствование государственной политики любого государства по предупреж- дению преступлений, обеспечению законности, исправлению осужденных и в целом по достижению целей наказания невозможно без развития уголовно-исполнительного и иного законодательства. Не являются исключением Республика Узбекистан (далее - РУ) и Российская Федерация (далее - РФ), в которых ключевое значение в системе за- конодательства об исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера имеют уголовно-исполнительные кодексы. Впервые на законодательной основе в Уголовно-исполнительном кодексе Респу- блики Узбекистан (далее - УИК РУ), разделенном на Общую и Особенную части, был урегулирован порядок исполнения видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Узбекистан. УИК РФ также включает Общую и Особенную части, однако в российском Кодексе отсутствует регламентация различных мер уголовно-правового характера, кроме условного осу- ждения. Общая часть в обоих кодексах традиционно посвящена общим положениям уголовно-исполнительного законодательства, правовому положению осужденных, пе- речню учреждений и органов, исполняющих конкретные виды наказаний и иных мер, контролю за их деятельностью и ряду иных вопросов. Ввиду этого УИК РУ обладает рядом специфических особенностей, связанных с объединением в одном акте норм об исполнении наказаний и иных мер воздействия, а также наличием единого подхода к непосредственной и комплексной регламентации общественных отношений между го- сударством и лицом, осужденным к наказанию или к иным мерам уголовно-правового воздействия. Общеизвестно, что эффективная реализация уголовно-исполнительной политики требует своевременного обновления и совершенствования соответствующих норм за- конодательства, которое имеет различные недостатки [1; 2, с. 74-80]. При этом приме- нение только в совокупности всего комплекса предусмотренных средств исправления к осужденным (режим, воспитательная работа, общественное воздействие и пр.) спо- собно достичь данной цели [3, с. 117-127; 4, с. 41-45; 5, с. 95-101]. В настоящее время во всем мире актуален коренной пересмотр сложившейся карательной практики при- менения уголовного и уголовно-исполнительного закона, что также необходимо для со- вершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер воздействия на правона- рушителей (включая проблему возложения на них дополнительных правоограничений, являющихся, по сути, дополнительными наказаниями). Приведем некоторые статистические данные. Так, в России в 2019 г. было осуждено к лишению свободы 195 810 граждан, которые совершили преступление впервые, 75 117 - во второй раз и 152 898 - три и более раза [6]. Отбывают наказание осужденные в испра- вительных учреждениях согласно ч. 9 ст. 16 УИК РФ (колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительные колонии общего, строгого или особого режимов либо тюрьма, а также следственный изолятор, если согласно ст. 77 УИК РФ осужденных к лишению свободы оставили в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию). При этом в 2019 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 486 013 подучетных лиц и снято с учета в связи с осуждением за новое преступление 19 413 лиц [7]. Таким образом, очевидно, что 194 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ... применение наказаний не всегда способствует достижению целей уголовно-исполнитель- ного законодательства - исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 1 УИК РФ). Общеизвестно, что любое государство стремится к улучшению жизни своих граждан, снижению уровня преступности в обществе и соблюдению законности на всей его тер- ритории. Для реализации этого необходимо совершенствовать уголовное и уголовно- исполнительное законодательство с учетом сложившейся обстановки в обществе, а также различных научных исследований в пенитенциарной области знаний, включая результаты эмпирических данных (анкетирования и опросов сотрудников уголовно- исполнительной системы и т. п.). Однако так происходит не всегда, и в период действия УИК РФ за более чем двадцать лет изменения и дополнения в него вносились уже 86 раз. За годы независимости в Узбекистане в сфере исполнения наказания были приняты 3 закона, 5 решений Президента РУ, 8 постановлений и распоряжений Правительства Республики Узбекистан и 14 иных нормативно-правовых актов. В УИК РУ, принятом в 1997 г., лишь 22 раза были внесены соответствующие изменения и дополнения, и до 2018 г. они носили в основном уточняющий характер, были направлены на регулирова- ние порядка исполнения новых наказаний (пожизненное лишение свободы, исправи- тельные работы и др.) и защиты прав осужденных. Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее - Стратегия действий), утвержденной Указом Президента РУ от 7 февраля 2017 г. № УП-4947, ключевыми целями обеспечения вер- ховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы опреде- лены совершенствование и либерализация норм уголовного и уголовно-процессуаль- ного законодательства, декриминализация отдельных уголовных деяний, гуманизация уголовных наказаний и порядка их исполнения, а также совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений. Важнейшим условием достижения указанных целей является дальнейшее совершен- ствование уголовно-исполнительного законодательства, в том числе для приведения в соответствие с нормами международных актов, защиты прав и законных интересов осужденных, совершенствования порядка исполнения отдельных видов уголовных на- казаний, улучшения правоприменительной практики в целях эффективного достижения целей наказания. Критический анализ реализации положений Стратегии действий, а также судебно-следственная и правоприменительная практика свидетельствует о на- личии ряда проблем и пробелов, препятствующих полноценной реализации судебно- правовых реформ. В связи с этим 7 ноября 2018 г. была принята Концепция совер- шенствования уголовно-исполнительного законодательства Республики Узбекистан в 2019-2021 годах, утвержденная постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4006 (далее - Концепция), и с 1 января 2019 г. на базе управления по контролю за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, Главного управления профилактики правонарушений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальных подразделений была создана Служба пробации при Главном управлении исполнения наказания министерства и его территориальные подразделения. С принятием Концепции был внесен ряд важных изменений и дополнений в законо- дательство: предоставлено право на участие в выборах осужденных, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой обществен- ной опасности, и менее тяжкие преступления; имплементированы некоторые поло- жения Правил Нельсона Манделы (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными); увеличено количество встреч и телефонных разговоров; расширены меры по обеспечению личной безопасности осужденных во время отбывания наказа- ния; уточнена процедура краткосрочных встреч, видеоконференцсвязи и телефонных разговоров с целью создания дополнительных удобств для заключенных и их близких родственников и т. п. Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 16 апреля 2019 г. № 318 «О мерах по совершенствованию системы общего образования и профессионального обучения осужденных» на территории колоний по исполнению наказаний были созданы 6 общеобразовательных школ и 4 центра профессионально- го обучения. В России в исправительных учреждениях на протяжении уже многих лет также раз- вивается одно из основных средств исправления осужденных - получение ими общего образования и их профессионального обучения. При наличии соглашений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами местного самоуправления осужденные к лишению свободы имеют возможность обучаться во время отбывания наказания, что в дальнейшем облегчает им возможность устроиться на работу. В свете грядущих реформ и вектора на внедрение в жизнедеятельность граждан и всех сфер деятельности общества информационных технологий получение образования осужден- ными занимает особую нишу среди средств их исправления. Между тем представляется, что в рамках реализации Концепции и возможного при- нятия нового УИК РУ следует обратить внимание на следующие проблемы: Недостаточная эффективность концептуальных норм уголовно-исполнительного законодательства. УИК РУ как документ в классическом варианте состоит из двух ча- стей - Общей и Особенной. Общая часть УИК РУ содержит основы уголовно-исполни- тельного законодательства. При этом Общая часть УИК РУ состоит лишь из 18 статей, что свидетельствует о недостаточном акцентировании внимания на концептуальных основах исполнения уголовных наказаний. Так, Общая часть УИК РУ не раскрывает содержание принципов уголовно-исполнительного законодательства (перечисленных в ст. 6), общие условия и порядок применения поощрительных и дисциплинарных мер в отношении осужденных и др. Между тем именно содержание принципов определяет концептуальные основы применения норм уголовно-исполнительного законодатель- ства. В УИК РФ, в свою очередь, содержание принципов уголовно-исполнительного законодательства также необоснованно не раскрывается в ст. 8, а сама Общая часть содержит 24 статьи. Требуется расширение норм, регулирующих вопросы общественного контроля и участия общественности в исполнении уголовных наказаний [8-10]. УИК РУ предусма- тривает лишь отдельные нормы касательно участия общественности при исправлении осужденных и исполнении наказаний. Несмотря на то что ст. 7 УИК РУ определяет обще- ственное воздействие в качестве основного средства исправления осужденных, закон не содержит уточняющих норм о применении данного средства исправления. С учетом положений ст. 99 УИК РУ относительно участия в исправлении осужденных также воз- никает объективная необходимость регулирования следующих вопросов: общие основы участия представителей общественности как при исполнении нака- заний, так и в исправлении осужденных; круг субъектов, осуществляющих меры общественного воздействия; формы и методы общественного воздействия на осужденных; возможность участия представителей общественности в мониторинге за услови- ями отбывания наказания; содействие в иной, не запрещенной законодательством форме участия предста- вителей общественности в исправлении осужденных. В России имеет место аналогичная проблема в виде отсутствия законодательного закрепления в отдельной главе или статье содержания общественного воздействия как основного средства исправления осужденных. Представляется, что и в УИК РФ следует конкретизировать регулирование общественного воздействия в отношении осужденных. Недостаточная эффективность норм уголовно-исполнительного законодатель- ства в отношении несовершеннолетних. Система отправления правосудия в отноше- нии несовершеннолетних в Республике Узбекистан носит довольно строгий характер и объективно не создает условий для их исправления и выполнения ими полезной роли в обществе. На наш взгляд, следует изменить подход к лицам, совершившим престу- пление в несовершеннолетнем возрасте. Система исполнения наказания должна быть в первую очередь инструментом обеспечения прав и свобод несовершеннолетних, а также охраны их достоинства. Гарантия соблюдения прав несовершеннолетних осу- жденных также должна быть приоритетной. Недостаточная эффективность достижения основных целей наказания, что требует создания благоприятных условий для повышения результативности средств исправле- ния. Как известно, охрана личности является стратегическим направлением деятель- ности любого правового государства, что вменяет в обязанность правоохранительным органам защиту прав осужденных. Для реализации указанной задачи следует решить в Республике Узбекистан следующие проблемы: отсутствие пенитенциарного омбудсмена для разрешения споров в области ис- полнения наказаний с учетом мнений осужденных; неразработанность методики проведения контроля за деятельностью пенитенци- арных учреждений со стороны общественности, то есть общественного контроля за соблюдением прав осужденных; отсутствие механизма предупреждения возможных рисков, конфликтных ситуаций, негативного влияния условий содержания на исправление осужденных; неэффективная организация работы по формированию у сотрудников пенитен- циарных учреждений чувства уважения личности осужденных, недопущению любой формы дискриминации; отсутствие методического обеспечения социальной работы сотрудников пени- тенциарных учреждений с осужденными, находящимися в группе повышенного риска. В России данное направление отчасти обеспечивают Уполномоченный по правам человека в РФ, общественные наблюдательные комиссии, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, общественные советы при территориальных органах ФСИН России и другие организации, у которых основными функциями являются соблюдение прав осужденных. Проблемы подготовки кадров и социально-правовой защиты сотрудников пенитен- циарной системы. Эффективной реализации положений УИК РУ способствует решение следующих проблемных вопросов: подготовка кадров для пенитенциарных учреждений с обучением международным стандартам обращения с осужденными; налаживание четкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалифи- кации сотрудников пенитенциарных учреждений; психологическое обеспечение исполнения наказания путем введения или расши- рения в штате специалистов в области педагогики, медицины и педагогики; обеспечение социальной защиты работников пенитенциарных учреждений и зако- нодательное закрепление их социальных гарантий; законодательное определение статуса работников пенитенциарных учреждений, введение открытых и прозрачных процедур оценки их работы и аттестации; широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий для повыше- ния эффективности мер безопасности пенитенциарных учреждений. Проблемы реализации норм уголовно-исполнительного законодательства как в России, так и в Узбекистане оказывают негативное влияние не только на исполнение приговоров суда, но и на доверие населения к пенитенциарным учреждениям, сниже- ние эффективности предупреждения преступности. Следовательно, целесообразно формировать стратегические основы уголовно-исполнительной политики государств на постсоветском пространстве. Отчасти это возможно посредством успешной реализации Концепции развития уголовно-исполнительного законодательства Республики Узбеки- стан, дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительной системы России и ее уголовно-исполнительного законодательства. В связи с этим считаем необходимым: раскрыть в Общей части УИК РУ и УИК РФ содержание принципов уголовно- исполнительного законодательства; всесторонне закрепить формы участия представителей общественности в исправ- лении осужденных (вплоть до принятия участия в воспитательной работе с осужден- ными, государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере и т. п.), различ- ные аспекты взаимодействия субъектов общественного контроля с учреждениями и органами, исполняющими наказания, а также предусмотреть возможность обсуждения проектов нормативно-правовых актов в сфере исполнения наказаний и иных мер уго- ловно-правового воздействия как в России, так и в Узбекистане; разработать терминологический аппарат в УИК РУ и УИК РФ в целях правильного понимания и толкования различных терминов и понятий; предусмотреть общие основания и конкретизировать условия применения поощ- рительных норм (вознаграждение, улучшение бытовых условий и т. д.) в отношении осужденных в Узбекистане; разработать для России систему и порядок применения мер поощрения в отноше- нии сотрудников уголовно-исполнительной системы; гармонизировать уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуаль- ное законодательство в целях эффективной реализации реформ в судебно-правовой сфере, обеспечения прав и свобод лиц как в России, так и в Узбекистане; ввести институт пенитенциарного омбудсмена, предоставив ему право на прове- дение независимого мониторинга и контроля за обеспечением прав осужденных и не- допущением нарушений законодательства в обоих государствах; совершенствовать систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников пенитенциарной системы; создать в Республике Узбекистан центр криминологии, работающий в тесном со- трудничестве с заинтересованными органами и организациями, основной функцией которого будет анализ и прогноз криминологической ситуации в обществе, выработка рекомендаций для более эффективного управления пенитенциарной системой и ее функционирования. Таким образом, принятие и осуществление мер, предусмотренных Концепцией разви- тия уголовно-исполнительного законодательства, позволит в полной мере реализовать положения Стратегии действий в Республике Узбекистан. Рассмотренные вопросы и указанные проблемы свидетельствуют о том, что необходима корректировка уголовно- исполнительного законодательства и дальнейшее развитие уголовно-исполнитель- ной политики как в Республике Узбекистан, так и в Российской Федерации для борьбы с преступностью, повышения эффективности достижения целей уголовно-исполни- тельного законодательства и укрепления имиджа сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
References

1. Kollizii zakonodatel'stva Rossii i ryada stran (kratkiy nauchnyy kommentariy) : monografiya / pod obsch. red. A. A. Krymova ; nauch. red. A. P. Skiby. 3-e izd., ispr. i dop. M. : YuNITI-DANA, 2018. 477 s

2. Salaev N. S. Osobennosti ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody v chrezvychaynyh usloviyah v Uzbekistane // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2021. T. 16(1-4), № 1. S. 74-80

3. Antonyan Yu. M. Lichnost' prestupnika i ispravlenie osuzhdennyh // Vestnik RGGU. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2019. № 2. S. 117-127

4. Kunc E. V. Rezhim i vospitatel'naya rabota kak sredstva ispravleniya osuzhdennyh // Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii. 2021. № 1(40). S. 41-45

5. Skiba A. P., Rodionov A. V., Maloletkina N. S. Sredstva ispravleniya osuzhdennyh i ih individual'nye osobennosti: nekotorye teoreticheskie i pravovye problemy vzaimosvyazi // Soyuz kriminalistov i kriminologov. 2020. № 2. S. 95-101

6. Harakteristika lic, soderzhaschihsya v ispravitel'nyh koloniyah dlya vzroslyh // FSIN Rossii. URL : fsin.gov.ru (data obrascheniya: 15.02.2021)

7. Harakteristika lic, sostoyaschih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah // FSIN Rossii. URL : fsin.gov.ru (data obrascheniya: 15.02.2021)

8. Malikov B. Z. Obschestvennoe vozdeystvie - sredstvo ispravleniya osuzhdennyh, i rol' v nem religioznogo aspekta // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2018. T. 13(1-4), № 2. S. 146-151

9. Maloletkina N. S. Pravovye osnovy obschestvennogo vozdeystviya kak sredstva ispravleniya osuzhdennyh v Rossii i ryade stran // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2019. T. 14(1-4), № 4. S. 362-366

10. Popova E. E. Social'nye faktory, okazyvayuschie vliyanie na formirovanie obschestvennogo vozdeystviya kak osnovnogo sredstva ispravleniya osuzhdennyh // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2017. T. 12(1-4), № 3. S. 249-252


Login or Create
* Forgot password?