Text (PDF):
Read
Download
Россия занимает одну из лидирующих позиций среди стран, входящих в группу риска возникновения природных стихийных бедствий. Данным обстоятельством обусловлена высокая социальная значимость правового регулирования в чрезвычайных ситуациях. Природные, техногенные катаклизмы и социальные конфликты, охватывающие учреж- дения уголовно-исполнительной системы, усиливают значение регулирования порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний, влияющих на реализацию правового положения осужденных. Условия, дестабилизирующие функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы, требуют использования специально- го правового механизма реагирования в экстренных ситуациях, способного вернуть их к нормальному регулированию с минимальными потерями. Таким специально органи- зованным правовым механизмом, обладающим устойчивостью и в то же время актив- ностью, способствующим нормализации правового регулирования и предупреждению его нарушений, является специальный правовой режим уголовно-исполнительного за- конодательства - режим особых условий. Следует отметить, что с момента законодательного закрепления и по настоящее время его применение воспринимается неоднозначно и предоставляет обширное поле для научных дискуссий о его универсальности, сущности и предназначении. Однако, несмотря на множество подходов и мнений, российские ученые выработали доктрину, которая отождествляет режим особых условий с такими понятиями, как «чрезвычай- ная ситуация» и «экстремальная ситуация» [1, с. 46; 3, с. 19; 5, с. 9; 15, с. 248; 17, с. 28]. Отечественная наука расценивает правовое регулирование чрезвычайных ситуаций в качестве правового режима, необходимого для предотвращения антропогенных, тех- ногенных или природных стихийных бедствий, катастроф и т. д. Так, в рамках граждан- ско-правовой доктрины используют понятие «форс-мажор» (либо «действие непреодо- лимой силы») для обозначения каких-либо непредвиденных обстоятельств, мешающих исполнять принятые обязательства. Доктрина трудового права также предусматривает отступление от обычного режима, называя это сверхурочной работой. Такие условия предусматривают привлечение работников без их согласия к всевозможным работам в условиях чрезвычайного или военного положения, а также если в них есть крайняя не- обходимость при чрезвычайных и других обстоятельствах, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия граждан. Однако уголовно-исполнительная доктрина не рассматривает режим особых условий в качестве правового режима, ссылаясь на его институциональную принадлежность. В связи с этим большинство ученых-пенитенциа- ристов исследовали только организационные аспекты в исправительных учреждениях [1, с. 46; 3, с. 19; 5, с. 9; 14, с. 60; 17, с. 28]. Таким образом, в работах различных авторов мы видим многообразие определений рассматриваемого термина, стремление синтезировать их в универсальную правовую категорию, характерную для исправительных учреждений, с присущими ей компонентами [2, с. 80]. Отметим, что данное правовое явление возникает в процессе взаимодействия людей, которое вызвано как осознанными действиями лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, так и источниками, не зависящими от их поведения. Генезис научных взглядов в данном вопросе позволяет проследить теоретическое развитие на- учной мысли: от узкого подхода к определению сущности до наделения режима особых условий универсальными признаками особого правового режима функционирования уч- реждений, исполняющих уголовные наказания, в виде лишения свободы, в случае чрез- вычайной ситуации. Вместе с тем согласиться с приведенными мнениями об использо- вании режима особых условий только в исправительных учреждениях в существующих обстоятельствах развития уголовно-исполнительной системы не представляется воз- можным. В целях преодоления институционального подхода необходимо исследовать юридическую сущность режима особых условий и определить его общетеоретическое направление и универсальность. Для определения соотношения данного термина с общетеоретической правовой категорией следует обратиться к фундаментальным основам - теории государства и права. Современная юридическая наука имеет несколько основных подходов к определению правового режима [7, с. 69; 10, с. 21; 6, с. 12]. Мы разделяем позицию авторов, утверждающих, что режим особых условий - это сло- жившийся в отношении объективной реальности результат государственного регулиро- вания, принадлежащий определенной отрасли права. Рассматриваемый правовой режим отличается специфическим набором правовых средств, способов и методов правового регулирования, при разумном соотношении которых достигается определенное жела- емое состояние или обстановка для реализации интересов субъектов права [10. с. 23]. Научные изыскания в первую очередь обнаруживают и интерпретируют состояния объекта, в которых он находится в данный момент, может либо должен находиться [11, с. 137, 18, с. 37]. Как отмечает Г. С. Беляева, «установление правового режима не- обходимо для наступления определенного социального результата (эффекта или со- стояния), к которому стремится законодатель, путем выбора наиболее оптимальных способов и средств в качестве цели его достижения. В качестве такой цели регулиро- вания нередко выступает развитие, закрепление, охрана или прекращение какого-ли- бо правового состояния» [6, с. 35]. По ее мнению, методологически неверной является позиция авторов, стремящихся определить правовой режим через институт, отрасль и совокупность норм права. Она считает, что «…правовые режимы представляют собой качественно новое образование и в данные рамки не укладываются» [6, c. 52], в обо- снование своей позиции приводит несколько весомых аргументов: деление норм права разработано и применяется только юридической наукой, в то время как категория «правовой режим» активно используется в нормотворческой деятельности; рассматривая соотношение правового режима с правовыми нормами, отраслями и институтами права, следует отметить существенное отличие в объеме их регламен- тации; несмотря на то что рассматриваемые категории устанавливаются нормативно- правовыми актами, они не могут охватить правовой режим целиком; хотя основой правового режима служат правовые нормы, наряду с ними его обра- зуют различные правоотношения, юридическая ответственность и совокупность юри- дических фактов. Таким образом, определив основы правового режима, экстраполируем присущие ему характеристики применительно к предмету исследования. Первое - режим особых условий, как и любое правовое средство, подлежит обяза- тельному юридическому оформлению: правовые нормы являются основой для введе- ния особого правового режима, однако последний складывается из комплекса правовых средств, способов и методов, входящих в арсенал режима особых условий, влияющий на участников уголовно-исполнительных правоотношений. В связи с этим целесообразно привести мнение Н. И. Матузова: «Правовыми средствами, мотивирующими поведение субъектов, выступают не сами нормы права… а те меры информационно-психологиче- ского воздействия, которые в них содержатся…. - правовые стимулы и ограничения» [13, с. 134]. Следует отметить, что меры информационно-психологического воздействия, содержащиеся в юридических нормах, оказывают существенное влияние на правовой статус (в данном случае осужденного). Тем самым создаются условия для формиро- вания, изменения и реализации элементов, входящих в состав правового положения осужденных. Второе - существует специфическая цель режима особых условий - создание осо- бого порядка правового регулирования. По мнению Г. С. Беляевой, под целью правового режима следует понимать «предполагаемую или закрепленную государством идеаль- ную модель определенного социального явления (состояния, процесса), достигаемую при помощи реализации правовых средств, входящих в его (правового режима) состав» [6, с. 61]. Как указывалось ранее, несмотря на отсутствие цели введения режима особых условий в тексте УИК РФ, его применение все же преследует цель обеспечения безопас- ности участников уголовно-исполнительных правоотношений. Исходя из его сущности, целью можно также признать преодоление препятствий, создающих угрозу удовлетво- рения интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (так называемая промежуточная цель). Вместе с тем важно отметить и факультативную цель, к которой стремится режим особых условий, - это стабилизация порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний. Таким образом, можно утверждать, что цель включает в себя сущностную сторону режима особых условий - случаи, основания установления, от которых зависит насыщение юридического пространства, период введения, терри- тория применения, объекты правового воздействия, использование стимулов и огра- ничений, а также юридической ответственности за нарушение режимных требований. Третье - особенность нормативного регулирования, которая заключается в особом сочетании правовых средств и способов, дозволений и запретов, рекомендаций и по- зитивных обязываний, стимулов и ограничений. Именно особая комбинация преобла- дания одних средств и способов над другими создает особый режим правового регу- лирования [6, с. 64]. Справедливое замечание относительно сущности правового режи- ма сделано М. М. Султыговым: «В рамках правового режима проявляются различные способы правового регулирования, но в каждом режиме это во многом определяет его специфический настрой - один из способов нередко выступает в качестве приоритета над другим, вследствие чего этот приоритетный способ играет определяющую роль в правовом регулировании и создает при этом особое специфическое направление или удобную для себя атмосферу, „климат“» [16, с. 45-46]. Анализ приведенных признаков позволяет прийти к выводу о том, что режим особых условий выступает особым порядком регулирования уголовно-исполнительных право- отношений, создает неблагоприятные (благоприятные) условия для удовлетворения интересов субъектов права и направлен на достижение положительного социально значимого результата. Сущность режима особых условий заключается в том, что по- средством специальных правовых ограничений создается особый дух правового регу- лирования для ординарной реализации осужденными и иными субъектами уголовно- исполнительных правоотношений своих прав и законных интересов, ограничения про- тивоправной деятельности, достижения иных социально полезных результатов. Кроме приведенных выше признаков режима особых условий, связывающих его сущ- ностную характеристику с правовым режимом, важно отметить следующее: основанием введения режима особых условий выступают чрезвычайные ситуации - угроза для безопасности функционирования общества и государства (в лице учреждений уголовно-исполнительной системы) природного, техногенного и социального характера; режим особых условий предполагает создание определенного порядка или состо- яния уголовно-исполнительных отношений; режим особых условий имеет правовое опосредование через нормы права; при режиме особых условий возрастают императивные начала; в рамках режима особых условий производится ограничение правового положения осужденных. Ограничение прав в условиях возникновения чрезвычайной обстановки возможно только для преодоления ситуации, угрожающей безопасности ординарного исполнения уголовных наказаний и функционирования учреждений уголовно-испол- нительной системы; режим особых условий ограничен временными рамками и прекращает свое действие после окончания условий, дестабилизирующих уголовно-исполнительные правоотношения; как правило, режим особых условий носит локальный характер, то есть ограничен определенной территорией. По нашему убеждению, режим особых условий следует рассматривать как специально организованный правовой механизм, предусматривающий возможность своевременного реагирования на отклонения в социальной ситуации, применяемый в условиях дестаби- лизации уголовно-исполнительных правоотношений, угрожающих социальной, экономиче- ской, политической безопасности общества и государства. Таким образом, режим особых условий - это сложившийся в отношении объективной реальности результат государствен- ного регулирования, закрепленный в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Феде- рации. Под режимом особых условий понимается особый правовой режим деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, который вносит определенные корректи- ровки в ординарное правовое регулирование уголовно-исполнительных правоотношений (правовой статус субъектов), влечет за собой изменение порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний. Режим особых условий представляет собой комплекс пра- вовых средств, способов и методов, создающих определенную степень благоприятности или неблагоприятности удовлетворения интересов участников уголовно-исполнительных правоотношений в целях обеспечения безопасности и поддержания ординарного порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний. Механизм правового регулирова- ния подвергается существенному изменению, на смену дозволениям приходят обязанно- сти и запреты, сужается сфера дозволенного поведения, императивный метод сменяется диспозитивным методом, в то же время расширяется сфера индивидуального правового регулирования, позволяющая гибко и своевременно стимулировать достижение обществен- но полезного результата. Вместе с тем широко применяются дискреционные полномочия уголовно-исполнительной системы по урегулированию новых, ранее не существовавших общественных отношений. Данные полномочия достаточно важны, поскольку законода- тельство должно быть подходящим не только для стабильных времен, но и для случаев возникновения чрезвычайной или экстраординарной ситуации. Эти условия требуют раз- работки предварительного и эффективного правового регулирования, исключающих злоу- потребление в ограничении прав осужденных и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. Границы правовых ограничений, пределы и полномочия государственной власти должны определяться положениями УИК РФ. Применение режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы следует рассматривать не как механизм ущемления прав осужденных, а как составную часть правового арсенала, призванного обеспечить соблюдение интересов общества и государства. Именно путем специальных ограничений, пределы которых следует установить кодифицированным законодательством, государством гарантируются и охраняются наиболее важные права осужденных в экстра- ординарных обстоятельствах, а также восполняются пробелы правового регулирования, связанные с порядком исполнения и условиями отбывания уголовных наказаний.