THE REGIME OF SPECIAL CONDITIONS IN MEDICAL AND PREVENTIVE INSTITUTIONS: SOME REGULATORY ISSUES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the study of a number of normative legal acts (the Penal Code of the Russian Federation, the Federal Constitutional Law “On Martial Law”, the Federal Constitutional Law “On the State of Emergency”, etc.), it is concluded that it is necessary to improve the legal regulation of the special conditions regime used in medical and preventive institutions. A number of problems of regulating the legal restrictions of convicts in medical and preventive institutions with the introduction of a regime of special conditions, ensuring correctional impact on them and other issues have been identified. The expediency of adjusting the penal and other legislation is justified.

Keywords:
rezhim osobyh usloviy v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah, lechebno-profilakticheskie uchrezhdeniya, pravoogranicheniya osuzhdennyh
Text
Text (PDF): Read Download

Регламентация режима особых условий в исправительных учреждениях (ИУ) опре- деляется в ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (данный правовой институт активно изучается в юридической литературе [1, 2, 3, с. 68-71; 4, с. 52-56; 5, с. 74-80; 6, с. 56-61]). Согласно этой норме уголовно-исполнительного закона: основаниями введения режима особых условий являются стихийное бедствие, вве- дение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных (ч. 1 ст. 85 УИК РФ); данный режим может быть введен в ИУ, то есть согласно ст. 74 УИК РФ в отноше- нии колоний-поселений, исправительных колоний общего режима, исправительных колоний строгого режима, исправительных колоний особого режима, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, лечебных исправительных учреждений, а также лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ); в период действия режима особых условий в ИУ может быть приостановлено осу- ществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, получение посылок, пе- редач и бандеролей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы ИУ и др.), введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, комму- нально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико- санитарных (ч. 2 ст. 85 УИК РФ); режим особых условий вводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужден- ных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором (ч. 3 ст. 85 УИК РФ); режим особых условий вводится на срок до 30 суток, но может быть продлен еще на такой же период (ч. 3 ст. 85 УИК РФ); в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить указанные меры самостоятель- но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае такое должностное лицо в течение трех суток с момента по- лучения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер (ч. 4 ст. 85 УИК РФ). Очевидно, что при введении режима особых условий деятельность всех служб ИУ (кроме медико-санитарных) будет подвергнута существенной реорганизации, а осужден- ные - дополнительным правоограничениям. Введение режима особых условий - это право (не обязанность) соответствующих должностных лиц, что также подчеркивается в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде ли- шения свободы» (ст. 14) без какой-либо конкретизации. При этом в ст. 48 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре- ступлений» режим особых условий в местах содержания под стражей регламентируется более детально, чем в ст. 85 УИК РФ. Например, раскрываются основания введения рас- сматриваемого режима в местах содержания под стражей (к ним относятся стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, обширные очаги возгораний, крупные аварии систем жизнеобеспечения, массовые беспорядки, захват заложников и другие террористические акты или неповиновение подозреваемых и обвиняемых либо наличие реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей), возможность правоогра- 314 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ... ничений в отношении содержащихся лиц (могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, прекраща- ется прием посылок и передач, усиливается охрана, пропускной режим, надзор и пр.). Кроме того, регламентация режима особых условий для ИУ в ст. 85 УИК РФ не учиты- вает некоторые особенности ЛПУ, которые в соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ представ- лены в виде больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц. Во-пер- вых, ЛПУ преимущественно ориентированы на оказание стационарной медицинской помощи осужденным, ввиду чего с учетом положений ч. 2 ст. 85 УИК РФ их деятельность не будет существенно реорганизована по сравнению, например, с исправительными колониями. Во-вторых, правила раздельного или изолированного содержания в специ- ально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах различных категорий осужденных, предусмотренных в п. 133 Правил внутреннего распорядка исправитель- ных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295; далее - ПВР ИУ), не изменяются при введении режима особых условий (изолированно в ЛПУ содержатся мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смерт- ная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме и пр.). Не подлежит пересмотру и положение о том, что осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдель- но от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний (п. 133 ПВР ИУ). В-третьих, осужденные в ЛПУ, находящиеся на лечении, и так подвергаются дополнительным правоограничениям в сравнении с исправительными колониями и даже без введения режима особых условий. Например, по п. 134 ПВР ИУ длительные свидания осужденным, находящимся на лечении в ЛПУ, не предоставляются, они мо- гут быть заменены краткосрочными либо перенесены на период, следующий за выпи- ской из ЛПУ, а при карантине или в случае, если посещение больного может привести к ухудшению его здоровья, начальник ЛПУ по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения временно приостанавливает предоставление ему свиданий с иными лицами, кроме адвокатов и лиц, имеющих право на оказание юридической помо- щи. В-четвертых, в соответствии со ст. 96-97 УИК РФ права на передвижение без конвоя или сопровождения, а также на выезд за пределы ИУ в ЛПУ осужденными не реализу- ются, так как они применяются только в исправительных и воспитательных колониях, а также в следственных изоляторах и тюрьмах в отношении осужденных, оставленных для ведения работ по хозяйственному обслуживанию. Следует помнить, что в ЛПУ отсутствует, как таковое, промышленное производ- ство, осужденные не выводятся на работу, они не получают зарплату и пр. (исключе- ние составляют осужденные для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, но их меньшинство среди общей массы содержащихся лиц). Массовые воспитательные мероприятия в ЛПУ обычно не проводятся ввиду необходимости раздельного содер- жания различных категорий больных осужденных в зависимости от вида заболевания и иных индивидуальных характеристик осужденных, а применение ряда режимных ме- роприятий трудноосуществимо по причине тяжелого состояния больных осужденных и их нахождения на стационарном лечении. В результате на практике большую часть времени в ЛПУ осужденные находятся в больничных палатах, где получают соответствующее лечение, и выводятся из них только для проведения отдельных медицинских и иных мероприятий. При этом, исходя из положений гл. ХХ ПВР ИУ, ряд категорий осужденных, которые по общим правилам отбывания лишения свободы должны содержаться раздельно (изолированно), в ЛПУ могут находиться в основной массе содержащихся лиц: лица, ранее отбывавшие лишение свободы, и впервые осужденные (ч. 1 ст. 80 УИК РФ); осужденные к лишению свободы на определенный срок к отбыванию наказания в исправительных колониях общего, строгого или особого режимов (ст. 74 УИК РФ); осужденные-нарушители, которые должны в соответствии со ст. 115 УИК РФ отбы- вать взыскание в отдельных изолированных помещениях (например, в камерах штраф- ного изолятора), так как к ним могут применяться в ЛПУ меры взыскания только в тех случаях, если они не противоречат медицинским показаниям (п. 137 ПВР ИУ) и т. п. Вместе с тем в ЛПУ, в отличие от исправительных колоний, уголовно-исполни- тельным законом не предусматривается отдельное содержание осужденных, злост- ных нарушителей режима и переведенных в строгие условия отбывания наказания (признанных таковыми еще в исправительных колониях до этапирования в ЛПУ на стационарное лечение), от основной массы содержащихся лиц. Это может ухудшать оперативную обстановку (на что еще в советское время обращали внимание иссле- дователи [7, с. 42]). Совместное содержание таких различающихся категорий осужденных негативно влияет на оперативную обстановку в самом учреждении, провоцирует конфликтные ситуации среди осужденных, способствует совершению ими нарушений установлен- ного порядка отбывания наказания, в том числе злостных согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ [8, с. 23-25; 9, с. 94-97; 10, с. 71-73]. Между тем положения ст. 80 УИК РФ не распро- страняются именно на лечебные исправительные учреждения, но не ЛПУ (подобная коллизия на практике обычно решается в «пользу» п. 133 ПВР ИУ). При этом согласно п. 138 ПВР ИУ осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ и возвращены по прежнему месту содержания только в случаях, когда это позволяют медицинские показания. Получается, что к та- ким тяжелобольным и находящимся на стационарном лечении в ЛПУ осужденным не представляется возможным ни эффективное применение взысканий, ни их этапирова- ние обратно в соответствующую исправительную колонию, определенную в приговоре суда, что существенно снижает возможность профилактики подобных нарушений и ре- агирования на них со стороны администрации учреждения. Таким образом, по уголовно-исполнительному закону введение режима особых ус- ловий в ЛПУ не подразумевает существенное изменение организации деятельности его служб, так как нормативные предписания не позволяют администрации учреждения существенно корректировать исправительное воздействие в отношении осужденных и их лечение. В частности, сложности влияния администрации ЛПУ на оперативную об- становку будут проявляться, например, при массовых беспорядках и групповых непо- виновениях осужденных. Вместе с тем, как отмечалось ранее, основаниями введения режима особых условий в ИУ являются действия и (или) явления, существенно влия- ющие как на деятельность государственных органов, так и на функционирование раз- личных общественных институтов. Представляется, что ограничения некоторых прав осужденных вряд ли будут обо- снованными в условиях чрезвычайного положения или военного времени [11, с. 147-153; 12, с. 244-248]. Так, осужденные не смогут поддерживать связь с близкими родствен- никами в ИУ ввиду запрета на переписку, телефонные разговоры и т. п. При этом в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» предусматривается применение таких мер, как усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, временное отселение жителей в безопасные районы, запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, при- влечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий при- менения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиямии, что непосредственно может затрагивать любые категории населения. Похожие меры предусмотрены и в ст. 11-13 Федерального консти- туционного закона «О чрезвычайном положении»: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, усиление охраны об- щественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обе- спечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, времен- ное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений, введение карантина, про- ведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий и т. д. Отсутствие информации у осужденных о жизни и здоровье своих близких родственни- ках, особенно на протяжении длительного времени, может негативно влиять на их по- ведение и на оперативную обстановку в учреждениях. Кроме того, ограничения на просмотр телепередач и прослушивание радиопередач будут затруднять получение осужденными объективной информации об указанных экстремальных ситуациях (этот термин введен авторским коллективом монографии по уголовно-исполнительному законодательству в условиях стихийного бедствия, введе- ния чрезвычайного или военного положения [1]). Это может вносить дополнительную нервозность и в целом отрицательно влиять на оперативную обстановку в ЛПУ. Феде- ральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие применение этих мер, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения (ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении»). В этом случае еще до введения военного положения могут быть изданы нормативные правовые акты, закрепляющие особенности деятельности ИУ в такой период (чего в настоящее время нет). Таким образом, регулирование режима особых условий не учитывает особенности ЛПУ, что требует корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства.
References

1. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v usloviyah stihiynogo bedstviya, vvedeniya chrezvychaynogo ili voennogo polozheniya : monografiya / pod obsch. red. A. A. Krymova ; pod nauch. red. A. P. Skiby. 3-e izd., ispr. i dop. M. : Kriminol. b-ka, 2020. 360 s

2. Fefelov V. V. Rezhim osobyh usloviy kak element obespecheniya bezopasnosti v ispravitel'nom uchrezhdenii. Ufa : Vost. un-t, 2005. 139 s

3. Kuleshov M. A. Ob obespechenii prav i zakonnyh interesov osuzhdennyh pri rezhime osobyh usloviy // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2015. № 3(21). S. 68-71

4. Maloletkina N. S. Effektivnost' deyatel'nosti obschestvennyh nablyudatel'nyh komissiy v usloviyah epidemii: nekotorye pravovye i tehnicheskie aspekty // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2021. № 2(43). S. 52-56

5. Salaev N. S. Osobennosti ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody v chrezvychaynyh usloviyah v Uzbekistane // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2021. T. 16(1-4), № 1. S. 74-80

6. Siryakov A. N. Rezhim osobyh usloviy v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2018. № 1(41). S. 56-61

7. Kovalev V. Lechit'. No i vospityvat'! // Vospitanie i pravoporyadok. 1989. № 11

8. Kim V. V. Problemy primeneniya mer vzyskaniya k osuzhdennym, nahodyaschimsya na lechenii v medicinskih organizaciyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. 2017. № 3(178). S. 23-25

9. Skiba A. P. Pravovye predposylki rasprostraneniya kriminal'noy subkul'tury v lechebno-profilakticheskih uchrezhdeniyah FSIN Rossii // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2006. № 4. S. 94-97

10. Tunchik T. S. Aktual'nye voprosy pravovogo polozheniya osuzhdennyh, soderzhaschihsya v lechebnyh ispravitel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Ius Publicum et Privatum. 2018. № 2(2). S. 71-73

11. Efremova I. A., Skiba A. P. Uslovno-dosrochnoe osvobozhdenie osuzhdennogo: problemy realizacii v usloviyah chrezvychaynogo polozheniya // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2021. T. 16(1-4), № 2. S. 147-153

12. Dergachev A. V., Skiba A. P. Chrezvychaynoe polozhenie kak osnovanie vvedeniya rezhima osobyh usloviy v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah: problemy regulirovaniya // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2017. T. 12(1-4), № 3. S. 244-248


Login or Create
* Forgot password?