Text (PDF):
Read
Download
Изменения, внесенные в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, принятые в 2015 г., актуализировали вопросы расширения предмета уголовно-исполнительного права. Актуальность включения в предмет уголовно-исполнительного законодательства вопросов социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы была поднята на новый уровень. Окончание срока действия указанной Концепции не умаляет важности рассматриваемых проблем. Например, В. А. Уткин отмечает, что при формальном, максимально широком подходе к уголовно-исполнительному праву в его предмет могут быть включены меры уголовно-правового и уголовно-процессуального принуждения (содержание в СИЗО, домашний арест и т. д.), а также меры постпенитенциарного воздействия и постпенитенциарного содействия (административный надзор, социальная помощь освобожденным из мест лишения свободы) [10, с. 40]. Сведения о досудебной пробации, о пробации в период исполнения наказания в виде лишения свободы, а также о постпенитенциарной пробации содержатся в Европейских правилах о пробации 2010 г. Ограниченность предмета уголовно-исполнительной деятельности на сегодняш- ний день мешает достижению целей уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осужденных. Необходимо отметить, что задача уголовно-исполнитель- ного законодательства по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации определена под воздействием более широкого предмета уголовно-исполнительной деятельности по причине того, что социально адаптировать можно только тогда, ког- да лицо находится на свободе, а не в условиях изоляции. Мы пытаемся адаптировать к тому, чего осужденный лишен в силу природы наказания в виде лишения свободы. Численность ранее судимых осужденных, вновь совершивших преступление в течение года после освобождения, увеличивается. С учетом опыта функционирования специализированных государственных центров и отделений социальной адаптации усиливается необходимость разработки комплексных мер в отношении освобождающихся осужденных. В механизме исправления осужденных и предупреждения со- вершения новых преступлений данный этап недостаточно урегулирован, и именно причины слабой регламентации данных отношений в большей мере сказываются на новых преступлениях. В Минимальных стандартных правилах в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) отмечается, что пенитенциарные системы должны быть гарантом того, что по отбытии лишения свободы и по возвращении из ИУ гражданин должен быть готов соблюдать законодательство и быть способным к самостоятельной жизни. Добиться достижения данной цели можно, выполнив ряд требований: 1) разница между режимом в ИУ и жизнью на свободе должна быть сведена к минимуму (пр. 5.1); на заключительном этапе отбытия наказания необходимо постепенно подготавли- вать осужденного к возвращению в общество (пр. 87); 3) при общении с заключенными необходимо подчеркивать то обстоятельство, что они продолжают оставаться членами общества, а не их исключение из общества; по данным причинам для возвращения заключенных к жизни в обществе необходимо привлекать общественные организации к сотрудничеству с тюремным персоналом всегда, когда это возможно (пр. 88.1); 4) в ИУ должны быть сотрудники, занимающиеся поддержанием и развитием необходимых со- циальных связей заключенного с его семьей, а также отношениями, способными при- нести пользу (пр. 88.2). В. А. Уткин отмечает, что организация эффективного механизма ресоциализации лиц, освобожденных из ИУ, является ключевым элементом улучшения продуктив- ности деятельности ИУ. Недочеты постпенитенциарной адаптации освободившихся сказываются на относительно высоком уровне рецидивной преступности в стране. ИУ функционируют в условиях проблемного взаимодействия с органами государствен- ной власти, местного самоуправления и общественными организациями при соблю- дении прав осужденных на бытовое, трудовое устройство и иные виды социальной помощи [9, с. 45]. Ранее было указано на то, что цели уголовно-исполнительного за- конодательства по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений в большей мере соответствуют целям учреждений, исполняющих на- казания, а не законодательству в целом [7, с. 70], в силу чего данные цели нужно рас- ширять с учетом смещения границ предмета уголовно-исполнительной деятельности. Процесс отбывания наказания в ИУ полностью урегулирован законодательством и ведомственными приказами. Жизнь осужденных в ИУ регламентируется распорядком дня, который включает в себя множество мероприятий: прием пищи, время работы, учебы, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, личное время, сон и т. д. Осужденному без родственников, друзей, без каких-либо других социальных контактов, при отсутствии работы в ИУ будет где спать, что есть и чем заниматься в свободное время. Ю. М. Антонян отмечает, что, круглые сутки находясь среди других осужденных и контролируемых лиц, осужденный становится как бы голым. В значи- тельной мере осужденный лишается возможности уединения, сосредоточиться, за- думаться о себе, о содеянном, об ответственности перед близкими, о своей жизни и ее перспективах [2, с. 21]. Существенные ограничения в создании условий для осоз- нания содеянного осужденными в дальнейшем негативно сказываются на поведении после освобождения. Превентивный характер режимных мероприятий не позволял осужденному совер- шать противоправные действия, и эти меры оказывают эффект сжатой пружины. Не- обходимо предпринимать меры для того, чтобы осужденный осознавал, что данные действия противоправны, и не совершал их. В случае осознания пружина будет прихо- дить в разряженное состояние, а при наличии только фактора принудительного огра- ничения, при отсутствии контроля скорее всего пружина разожмется [4, с.18]. После освобождения из ИУ произойдут существенные изменения в жизни человека, и чем больше срок наказания, тем больше разрыв с меняющейся социальной реальностью. Осужденным, освобождаемым из ИУ в соответствии со ст. 181 УИК РФ, положен бесплатный проезд к месту жительства и обеспечение продуктами питания на время проезда. При необходимости осужденные, освобождаемые из ИУ, обеспечиваются одеждой по сезону за счет государства. Фактически после оказания данной помощи осужденному уголовно-исполнительные правоотношения заканчиваются, и уголовно- исполнительная система не несет ответственность за данных лиц. По причине того, что многие из указанных выше требований Минимальных стандартных правил выпол- няются не в должной мере, лица, освобожденные из ИУ, особенно после длительных сроков наказания, оказываются уязвимы перед социальной действительностью. У них появляется ряд вопросов бытового плана, без решения которых вести правопослуш- ный образ жизни невозможно: где жить, где работать, где получать психологическую помощь после многих лет жизни в условиях изоляции от общества, как восстановить утраченные документы? В Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилак- тики правонарушений в Российской Федерации» используются термины «социальная адаптация», «ресоциализация», «социальная реабилитация», и только говоря о ресо- циализации, законодатель упоминает лиц, отбывавших наказание в ИУ. В соответствии со ст. 25 под ресоциализацией понимается комплекс мер (социально-экономического, педагогического, правового характера), осуществляемых в целях реинтеграции в об- щество лиц, отбывших наказание в ИУ. Для устранения рассогласованности УИК РФ и указанного Федерального закона необходимо добавить лиц, освободившихся из ИУ, в субъекты отношений, связанных с социальной адаптацией. Для более качественного закрепления результатов исправительного воздействия, оказанного на лицо в процессе отбывания наказания, представляется также необходимым сделать уголовно-испол- нительную систему участником правоотношений, возникающих после освобождения. Позиции ученых относительно оказания помощи осужденным диаметрально про- тивоположные. Одни считают меры помощи необходимыми, другие - опеку над быв- шими осужденными излишней. Государство оказывает помощь в рамках имеющихся экономических возможностей. Несмотря на то что осужденные не входят в число при- оритетных социальных групп, необходимость оказания помощи не отпадает. Самым главным аргументом выступает то, что без помощи, скорее всего, последуют новые преступления и государству придется тратить еще больше. По мнению В. И. Селивер- стова, общество не должно быть безразличным к освобожденным из ИУ, так как такое отношение может обернуться вновь совершенными преступлениями, жертвами престу- плений, экономическими потерями, которые необходимо будет восполнять [8, с. 223]. Можно утверждать, что недостаточно детальная регламентация механизма соци- альной адаптации лица, освободившегося из ИУ, сделает бессмысленным весь про- цесс его исправления. Нужно осознавать, что уголовно-исполнительные отношения заканчиваются после освобождения осужденного из ИУ, но при совершении нового преступления после освобождения максимальный урон будет нанесен именно этим отношениям, в результате чего последует критика в адрес уголовно-исполнительной системы. Воспитательно-предупредительные меры, предпринимаемые на предвари- тельной стадии обеспечения реализации уголовной ответственности, являются ча- стью общего охранительного процесса, который длится от возбуждения уголовного дела до погашения (снятия судимости), поскольку в центре внимания находится одно и то же лицо с отклоняющимся поведением, утратившее частично или полностью по- ложительные социальные качества [12, с. 128]. Социальная адаптация освобожденных из ИУ подразумевает под собой комплекс мер по трудовому и бытовому устройству, предупреждению рецидива преступлений [5, с. 168]. Адаптация также включает в себя ряд специальных мер профилактического воздействия (которые вправе применять только правоохранительные органы): профи- лактическая беседа; профилактический учет; профилактический надзор; предостере- жение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонару- шений; внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения. Компетенциями такого характера социальные службы не обладают. В предупреждении постпенитенциарного рецидива без применения мер профилактического воздействия каких-либо результатов в адаптации освобожден- ных из ИУ добиться невозможно [3, с. 212]. Расширение предмета уголовно-исполни- тельного права возможно за счет включения в УИК РФ социальной адаптации лиц, освобожденных из ИУ, а также за счет перегруппировки норм иных отраслей права, регулирующих вопросы адаптации освобожденных из ИУ [11, с. 181]. Вопросы наблюдения и надзора за освобожденными от отбывания наказания в УИК Республики Беларусь выделены в самостоятельную главу, в которой предусма- триваются нормы, регламентирующие: профилактическое наблюдение; контроль за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания; превентивный надзор за отбывшими наказание. В Польше также регулируются общественные отношения, возникающие после освобождения из пенитенциарного учреждения. В соответствии с УИК Польши в случае необходимости лечения освободившегося лица (если его здо- ровье не позволяет перевести его в публичную больницу) он продолжает лечение в тюрьме, пока состояние его здоровья не позволит его перевести. Для того чтобы осу- жденного оставили в тюремной больнице, требуется его согласие. Отдельные элементы, которые следует отнести к предупреждению постпенитен- циарного рецидива, содержатся и в российском законодательстве. Установление ад- министративного надзора в отношении освобожденного из ИУ является косвенным аргументом, подтверждающим, что уголовно-исполнительные отношения имеют место и в постпенитенциарный период. В определенной части инициатива решения данного вопроса принадлежит администрации ИУ [3, с. 213]. Законодательство РФ содержит ряд норм, регламентирующих вопросы постпенитенциарной адаптации освободив- шихся из ИУ. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осво- божденные из ИУ, за которыми установлен административный надзор и которые утра- тили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. Для комплексного решения вопросов, связанных с социальной поддержкой и ад- министративным надзором за освобожденными из ИУ, по мнению Т. С. Коробейни- ковой, необходимо внедрение в российскую практику института пробации [6, с. 338]. В Бельгии, Франции, ФРГ, Казахстане пробация существует как служба для организа- ции с людьми, преступившими закон, осужденными, но не лишенными свободы или освобожденными из-под стражи; как вид наказания; как совокупность всех видов аль- тернативных наказаний и мер [1, с. 102]. Служба пробации позволяет снизить уровень рецидивной преступности и социальную нагрузку на правоохранительные органы, а также обеспечить ресоциализацию освободившихся из ИУ, включая получение рабо- чих специальностей и восстановление родственных связей. Вопросы института пробации в России рассматривались многократно и затрагива- лись в распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверж- дении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжении Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». В 2011 г. рабочая группа разработала законопроект о пробации в РФ и системе органов и организаций, ее осуществляющих, но с учетом замечаний, высказанных органами государственной власти и Минфином России инициатива о создании службы пробации поддержана не была. На сегодняш- ний день происходящее уменьшение численности осужденных, содержащихся в ИУ, и ухудшающийся состав осужденных к альтернативным наказаниям поднимает вопросы о необходимости возвращения к рассматриваемым вопросам. В заключение хотелось бы отметить следующее: с момента возбуждения уголовного дела и до погашения судимости государство оказывает воздействие на одно и то же лицо, и именно поэтому весь отмеченный про- межуток времени должен преследовать общие цели и основываться на общих принци- пах, учитывая тот факт, что не весь период человек находится в статусе осужденного; необходимо принять постпенитенциарное законодательство, которое не должно быть раздроблено по разным законодательным актам; следует возложить реализацию постпенитенциарного законодательства, направ- ленного на социальную адаптацию осужденных, на отдельную службу, которая может быть службой пробации на начальном этапе в составе ФСИН России; было бы целесообразно организовать в составе ФСИН России отдельное управ- ление, курирующее вопросы социальной адаптации, а в дальнейшем на этой базе создать главное управление пробации или службу пробации; функции, которые должна реализовывать служба пробации, должны быть пере- даны из других министерств и ведомств, вместе с соответствующим объемом финан- сирования и штатом сотрудников. Эти мероприятия не увеличат расходы федерального бюджета, поскольку сред- ства и штаты будут переданы из одних структур в другие, но при этом есть смысл об- суждения вопросов роли органов местного самоуправления и субъектов Федерации в данном процессе, так как лица, освободившиеся из мест лишения свободы, являются жителями населенных пунктов, входящих в состав регионов.