Text (PDF):
Read
Download
Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изо- ляции преступника от общества с возложением обязанности подчиняться установленным в местах лишения свободы правилам поведения, соблюдение которых обеспечивается постоянным всесторонним надзором за ним со стороны администрации исправительных учреждений. По состоянию на 1 сентября 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнитель- ной системы (УИС) содержалось 471 490 чел. (-11 342 чел.), в том числе: в 663 исправительных колониях - 361 010 чел. (-15 405 чел.), в частности: в 106 колониях-поселениях - 28 264 чел. (-1489 чел.); в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, - 1950 чел. (-17 чел.); в 206 следственных изоляторах и 75 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, - 108 306 чел. (-4086 чел.); в 8 тюрьмах - 1305 чел. (+57 чел.); в 18 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 869 чел. (-80 чел.). В учреждениях содержится 38 888 женщин (-497 чел.), в том числе 29 015 - в испра- вительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилакти- ческих учреждениях, воспитательных колониях и 9 873 - в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 340 детей (http://fsin.gov.ru/ structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK). Понятия «правовой статус» и «правовое положение» в теории права и доктрине уголовно- исполнительного права считаются равнозначными. В самом общем виде правовой статус осужденных - это положение осужденных, регулируемое нормами различных отраслей права при отбывании уголовного наказания [1, с. 92]. В соответствии со ст. 10 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Основы правового положения осужденных» Российская Федерация (РФ) уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Тем самым государ- ство берет на себя обязательство обеспечивать их правовую защиту и личную безопас- ность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государ- ства [2, с. 76]. За долгие годы в российском законодательстве появилась отдельная глава, посвященная правовому статусу осужденных (гл. 2 УИК РФ). При исполнении приговоров осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с исключениями и ограничени- ями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязан- ностей, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В науке различают несколько видов правового статуса осужденного: общий статус гражданина РФ; особый статус осужденных как определенной категории граждан; особый статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; индивидуальный статус [3, с. 38]. Все эти типы статуса осужденных тесно взаимосвязаны и на практике неразделимы. Некоторые осужденные имеют другой статус, например иностранные граждане и лица без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установле- ны международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением и с ограничениями, пре- дусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, в частности Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Статья 6 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть лишен граж- данства. Кроме того, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отбытие уголовного наказания яв- ляется препятствием для выхода из гражданства РФ по ходатайству осужденного. Со- хранение гражданства осужденных и правового статуса гражданина РФ имеет большое международное, политическое и воспитательное значение, что гарантирует проявле- ние гуманизма государства по отношению к преступнику. Правовой статус осужденных регулируется законодательными и другими федеральными законами, признающими права, свободы и обязанности всех граждан государства [3, с. 88]. Это значит, что он может осуществлять права в сфере наследства, семейных, трудовых и иных отношений. Наиболее важными для изучения сущности правового статуса осужденного явля- ются общий, особый и индивидуальный статусы. Общий правовой статус - это статус осужденного как гражданина государства. По содержанию это совокупность правовых средств, устанавливающих позицию осужденного при отбывании наказания исходя из прав, законных интересов и обязанностей осужденного [4, с. 19]. Этот статус опреде- лен Конституцией РФ и содержит гарантируемые ею права и обязанности, например, права на жизнь, защиту достоинства и неприкосновенности личности, свободу совести и религии, социальное обеспечение, здравоохранение и медицинское обслуживание. Правовой статус осужденных - межотраслевой правовой институт. При исполнении приговоров большое количество отношений связано с правами, законными интересами и обязанностями осужденных, которые регулируются нормами уголовного, уголовно- исполнительного, трудового и других отраслей права. В соответствии со с. 12 УИК РФ осужденные независимо от их согласия не могут подвергаться медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием наркотиков, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также биомедицинскими исследованиями. Осужденные имеют основные права, включая право на охрану здоровья, получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях, в зависимости от заключения врача. Статья 14 УИК РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания осужденных. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295) предоставляют осужденным право на свободу вероисповедания. Согласно положениям ст. 164 Правил священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объе- динениям, по их просьбе приглашаются к осужденным, содержащимся в следственном изоляторе. Важными задачами, стоящими перед пенитенциарной системой, являются переориентация личности осужденных на законопослушное поведение, восстановление утраченных общественно полезных отношений осужденных, оказание им дифференци- рованной социальной помощи, решение вопросов труда и быта, оказание осужденным квалифицированной медицинской помощи, улучшение бытовых условий их содержания, развитие производства в исправительных учреждениях. Особый статус устанавливает особый характер положения осужденных. В частно- сти, этот статус включает в себя определенные дополнительные обязанности и огра- ничения. Так, ч. 2 ст. 10 УИК РФ устанавливает нормы, согласно которым осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ, за некоторыми исключениями. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Следовательно, сужение общеправового статуса осужденного происходит в соответствии с нормами уголовного и уголовно- исполнительного законодательства, которое определяет круг ограничений по конкрет- ному виду наказания, объем прав и свобод этого лица [5, с. 219]. Таким образом, особый статус можно рассматривать как понятие, совпадающее с общим статусом. Все граждане имеют общий статус независимо от отношений, в кото- рых они находятся. Особый статус наделен особенностями: социальная роль должна соответствовать жизненным интересам других лиц и государства, быть сбалансирован- ной и соответствовать принципу социальной справедливости. Выполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация их прав, свобод и законных интересов образует правовой режим отбывания наказания, который составляет основу достижения цели наказания - исправления осужденных. Социально обоснованное регулирование правового статуса осужденных является важным рыча- гом их правового и нравственного воспитания, воспитания уважения к закону, правам и законным интересам других лиц. Субъективное право осужденного - это реальная возможность определенного по- ведения осужденного или использования им социальных льгот, предусмотренных правовыми обязательствами должностных лиц органов исполнения наказания, иных субъектов возникающих правоотношений, закрепленных законом и гарантируемых го- сударством [6, с. 94]. Есть еще такая категория, как правовые интересы, - это потребности человека, которые не установлены содержанием законных прав и свобод, при этом включены в меры по их защите со стороны государства. Однако эти интересы не имеют твердых юридических гарантий, и их реализация не безусловна, но они законны и охраняются законом. Еще можно сказать, что законодатель предоставляет осужденным не права в общем полном смысле слова, а возможности, требующие законопослушного поведе- ния, добросовестного отношения к работе, учебе и т. д. Правовой статус осужденных является разновидностью особого правового статуса и подразделяется на статусы осужденных, отбывающих различные виды наказаний. Первоначально правовой статус осужденных, лишенных свободы, изучался в сере- дине 20-х - начале 30-х годов XX века как совокупность прав и обязанностей осужден- ных, регулируемых исправительно-трудовыми кодексами 1924, 1933 гг. и Положением об исправительно-трудовых лагерях 1930 г. [7, с. 127-169, 231-242, 265-297]. Другие по- становления не регламентировали общий правовой статус осужденных. В дальнейшем развитие прав и обязанностей осужденных было свернуто, поскольку нарушения закона при исполнении приговоров были несовместимы с научным подходом. Второй этап (вторая половина 50-х годов XX века) - правовая ситуация складыва- лась на основе изучения общественно-политических и правовых проблем и законода- тельных путей их решения. На этом этапе правовой статус осужденных рассматривался как единый институт, вытекающий из правового регулирования наказаний, связанных с мерами уголовно-исполнительного характера. Важную роль в этом направлении сы- грали работы А. Л. Ременсона и Н. А. Стручкова. Третьим этапом исследования стал период кодификации законодательства (1969-1971 гг.), когда начались дальнейшие исследования в этом направлении, которые продолжались до принятия УИК РФ (1997 г.). В этот период выходят работы М. А. Ефи- мовой, Ю. М. Ткачевского, Н. А. Стручкова, А. Е. Наташева и др. Следующим этапом в развитии проблемы правового статуса стало принятие в 1997 г. УИК РФ. Многие авторы не видят разницы между понятиями «правовой статус» и «правовое положение», считая, что статус - это состояние, положение кого-то или чего-то (Н. И. Ма- тузов) [8, с. 61]. Другие авторы, например В. Н. Витрук, объясняют, что необходимо раз- делять эти понятия, имеющие разное значение. Правовой статус, по их мнению, - это все правовые возможности, предоставляемые гражданину государством. Правовой статус - это регулируемое законом фактическое положение лица, определяемое со- вокупностью прав и обязанностей личности [9, c. 98]. По нашему мнению, первая точка зрения является наиболее приемлемой. В теории права нет единой позиции относительно правового статуса осужденных. Так, Г. Л. Минаков считает, что роль правового статуса осужденных такая же, как и тех, кому предоставляются какие-то льготы и преимущества, то есть он дополняет общий правовой статус. Отличие состоит в том, что в одном случае общий правовой статус полностью дополняется возможностями, предоставляемыми гражданину, а в другом - сохраняется часть общего правового статуса [10, c. 8]. В. И. Селиверстов предлагает анализировать роль статуса осужденных исходя из со- отношения особого и общего статуса граждан, в связи с чем выделяет четыре функции [11, с. 31]. Функция ограничения общеправового статуса граждан фактически означает осуществление государственного принуждения в отношении лиц, отбывающих нака- зание. В юридической форме это принуждение не может выражаться иначе как в виде ограничения прав и законных интересов граждан, в некоторых случаях - ограничения выполнения гражданских обязанностей [12, с. 58-61]. Общепризнана важность функции сохранения общего правового статуса граждан. Во-первых, он направлен на обеспечение законности при исполнении наказаний, по- скольку нарушение последних в любой форме их проявления неизбежно связано с на- рушением прав и законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам России. Во-вторых, он направлен на повышение воспитательного потенци- ала наказания, то есть позволяет неформально относиться к осужденным, как к обыч- ным людям. Рассматриваемые функции описывают специфику осужденных к лишению свободы как отдельной категории граждан. На основании изложенного правовой статус осужденных можно определить как си- стему нормативных субъективных прав, законных интересов и юридических обязанно- стей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, уточнения и дополнения общего правового статуса граждан [11, с. 32]. Одно из важных проявлений сущности правового статуса - это его содержание, при этом категории правового статуса самостоятельны. Первая категория правового стату- са - это права осужденных, суть которых заключается в предоставлении уполномочен- ному лицу возможности определенного поведения (например, свободно пользоваться социальными льготами, установленными правом; требовать выполнения юридических обязательств, связанных с этим правом; уметь отстаивать свое субъективное право и т. д.). В соответствии со ст. 48 Конституции РФ защита прав осужденных обеспечивается прокурорским надзором, международным, судебным, ведомственным и общественным контролем, гарантирует государственную защиту прав и свобод гражданина. Следующей частью правового положения осужденного являются законные интере- сы, социально-правовая значимость которых обусловлена обеспечением дифферен- цированного подхода к осужденным, поощрительными мерами. Законные интересы осужденных имеют много точек соприкосновения с субъективными правами, но не- идентичны последним. Субъективное право осужденных дает возможность поведения по своему усмотрению, а сущность законного интереса осужденного заключается в ха- рактере стремления к самостоятельному поведению при использовании какого-либо общественного блага. Поскольку это всего лишь желание воспользоваться благом, оно не требует юридических обязательств от администрации исправительных учреждений. В содержании законных интересов есть три элемента. Первый элемент - это жела- ние получить материальные или духовные блага. Объектом законных интересов могут быть социальные льготы, изменяющие правовой статус осужденных, а могут и не быть таковыми, например, оказание материальной помощи при освобождении из исправи- тельных учреждений. Для достижения целей использования благ (материальных или духовных) необходимы юридические факты. Однако за большинством законных инте- ресов кроется оценка поведения осужденного, которая дается администрацией исправительных учреждений, прокуратурой, судом и другими участниками уголовно-испол- нительных отношений. Вторым элементом является возможность ходатайствовать перед указанными субъ- ектами и участниками о реализации законных интересов осужденных. Третий элемент - это возможность обратиться в соответствующие органы за защи- той законных интересов. Этот элемент необходим в тех случаях, когда нарушаются за- конные интересы осужденных. Таким образом, законные интересы - это действия определенного характера, закре- пленные в правовых нормах, при желании иметь определенные выгоды, одобренные, как правило, администрацией исправительных учреждений и другими участниками уго- ловно-исполнительных отношений. В соответствии с общественно-политической целью законные интересы делятся на три группы: направленные на получение стимулов, закрепленных в уголовном (ст. 79 УК РФ - условно-досрочное освобождение) и уголовно-исполнительном (ч. 2 ст. 122 УК РФ - обеспечение улучшенных условий содержания) законодательстве; направленные на получение льгот для осужденных (например, возможность пре- доставления права на проезд без сопровождения - ст. 96 УИК РФ); направленные на получение выгод, которые не являются стимулами или льготами. Примером может служить ситуация, когда администрация исправительного учрежде- ния привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспособности и по возможности (ст. 103 УИК РФ). Последний элемент правового положения составляют обязанности, социально- правовая значимость которых является стимулом для формирования нравственного и правового сознания у осужденных, укрепления дисциплины, законности. Сущность юри- дических обязанностей осужденных обеспечивается их содержанием или структурой, которая включает в себя: обязанность выполнять необходимые функции (работать - ч. 1 ст. 103 УИК РФ, получать основное общее образование - ч. 1 ст. 112 УИК РФ); от- каз от действий, запрещенных законом (например, установлен перечень запрещенных предметов - ст. 88 УИК РФ). Таким образом, юридическая обязанность - это установ- ленная норма, обеспечивающая достижение цели уголовного наказания - исправления осужденного. Некоторые ученые, например профессор М. П. Мелентьев, придерживались мнения о том, что содержание правового статуса осужденных, наряду с их правами, законными интересами и обязанностями, должно включать в себя гарантии реализации последних [13, с. 51]. Есть и другие мнения. Так, профессор В. И. Селиверстов предполагает, что включение правовых гарантий в содержание правового статуса осужденных приводит к путанице самого явления - правового статуса и средств его обеспечения, что в ито- ге приведет к тому, что правовое регулирование будет идентичным правовому статусу или при более широком толковании содержания правового статуса может стать одним из его элементов [11, с. 73]. Подводя итог изложенному, отметим, что правовое положение (статус) осужденных основывается на общем статусе граждан РФ, закрепленном нормами различных от- раслей права и выраженном через систему прав, законных интересов и обязанностей осужденного при отбывании уголовного наказания. Содержание правового положения включает в себя совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных. Другие правовые категории, предлагаемые в рамках правового статуса осужденных, представляют собой условия для их проявления. Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, как граждане государства обладают правами и свободами челове- ка и гражданина, которые согласно Конституции РФ являются высшей ценностью. Это предъявляет особые требования к нормативным правовым актам, закрепляющим пра- вовой статус осужденных, ограничивающим их гражданские права и свободы, и в то же время устанавливает гарантии сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполни- тельной системы по обеспечению законности в их деятельности.