Text (PDF):
Read
Download
Нельзя создать правового государства, не имея прежде независимого гражданина: социальный порядок первичней и раньше всяких политических программ. Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) - государственный деятель Российской империи Прошло 75 лет с того момента, как закончилась Великая Отечественная война, унес- шая миллионы человеческих жизней. Стал ли мир после этого лучше, извлек ли уроки из страшных военных лет? Стоит признать, что мир изменился. Великую Отечественную войну мы вспоминаем прежде всего как войну межгосударственного масштаба, где одно государство нападает на другое, используя военную силу, обосновывая свои действия национальными, идеологическими, экономическими и иными интересами1. Сегодня мир столкнулся с новым массовым явлением, порождающим насилие, - терроризмом и экстре- мизмом, которые не только приходят извне, но и зарождаются внутри самого государства. Причины возникновения терроризма и экстремизма весьма различны, среди наиболее рас- пространенных из них можно назвать идеологические, религиозные, политические и т. д. Говоря о терроризме и экстремизме как о социальных явлениях, следует отметить, что для изучения процессов распространения терроризма возникла отдельная наука - террология, которая изучает сущность, тенденции, формы, цели, причины, механизмы эскалации терроризма и его отдельных проявлений. Терроризм и экстремизм в наи- большей степени стали проявляться с конца 70-х - начала 80-х годов ХХ в. Во всяком случае, именно в эти годы наша страна активно столкнулась с данными явлениями2. Генеральный план Ост (нем. Generalplan Ost) - обширная программа закрепления господства Третьего рейха в Восточной Европе. Он предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75-85 % населения и размещение его в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке. Этот план колонизации и германизации вос- точных территорий разрабатывался на основе расовой доктрины и концепции «жизненного про- странства» под эгидой рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, который в качестве рейхскомиссара по вопросам консолидации германского народа (нем. Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums, RKFDV) с осени 1939 г. ведал также вопросами выселения, заселения и переселения на Востоке. План был рассчитан на 30 лет. К его реализации предполагалось приступить после победы рейха в войне против СССР. Ярким свидетельством, подтверждающим наши суждения, являются боевые действия в Респу- блике Афганистан, где российским вооруженным силам пришлось столкнуться с исламским фун- даментализмом, который по всем признакам носил ярко выраженный террористический характер. Указанные явления стали мировой проблемой, на борьбу с ними государства вы- нуждены мобилизовать огромные силы, причем это выражается не только в силовом противостоянии, но и в формировании нового уголовного законодательства и новых правил работы пенитенциарной системы. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, преступлений террористической и экстремистской направленности не становится мень- ше, наоборот, отмечается их рост. По состоянию на 1 января 2020 г. в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание 1084 лица, совер- шивших преступления террористической направленности, из них 466 (43 %) - осужде- ны по ч. 2 ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»; 336 (31 %) - по ч. 2-3 ст. 205 УК РФ («Террористический акт»), 281 (26 %) по ст. 205.2-205.6, 206, 277, 318 УК РФ1. Следует отметить, что распространению терроризма и экстремизма приходится про- тивостоять не только в рамках свободной жизни и деятельности общества, но и в местах лишения свободы. Попав в места лишения свободы и отбывая наказание, не каждый осужденный становится на путь исправления. В большинстве случаев приходится кон- статировать тот факт, что осужденные за совершение террористических и экстремист- ских преступлений продолжают свою деятельность, проводя идеологическую работу среди остальных осужденных. В связи с этим на уровне правительства страны уже ре- шался вопрос об отграничении в местах лишения свободы осужденных за терроризм и экстремизм от остальных категорий осужденных [1, 2]. Безусловно, работа по борьбе с распространением терроризма и экстремизма в ме- стах лишения свободы заключается не только в разграничении содержания различных категорий заключенных. Перед пенитенциарной системой России возникли и дополни- тельные задачи, такие как противодействие распространению террористической и экс- тремистской идеологии в местах лишения свободы. По данному вопросу не осталось в стороне и научное сообщество, достаточно много научной литературы, посвященной исследованию указанного вопроса [3, 4, 5]. Не менее важной в борьбе с распростране- нием террористических и экстремистских устремлений в местах лишения свободы яв- ляется работа оперативных служб, направленная на изучение личности преступника, воспитательная работа с лицами, осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности, а также подготовка сотрудников пенитенциарной си- стемы к работе с данной категорией осужденных. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, указанных усилий оказалось недоста- точно. Условия содержания в местах лишения свободы, особенно там, где осужденные за преступления террористической и экстремистской направленности содержатся со- вместно с другими осужденными, являются наиболее благоприятной средой для рас- пространения экстремизма, радикализма и терроризма. Не секрет, что в современных российских тюрьмах и колониях содержится немало лиц, считающих свое осуждение несправедливым. Распространению такого мнения среди осужденных способствует и деградирующая работа следственной, прокурорской и судебной системы, реализую- щей при проведении предварительного расследования и судебного разбирательства принцип «стены», то есть действия единого государственного карательного механиз- ма, который не соответствует тому механизму, в котором выносятся законные и спра- ведливые решения [6, с. 78-125]. Такие осужденные, как правило, отвергают власть и социальные ценности, не становятся на путь исправления, поскольку считают, что им не в чем исправляться. Именно такие осужденные становятся отличной мишенью для привлечения их в единое «духовное братство», в котором устанавливается четкий порядок, диктуемый идеологами и лидерами, распространяющими экстремистские и террористические воззрения, где все построено на отношениях, в которых адепты ука- занных идеологий поддерживают новичков как морально, так и материально. Именно это начинает привлекать «новичка» (неофита)1 , он начинает чувствовать силу своего сообщества, осознавать себя некой частью единого сообщества, поддерживающего друг друга, причем эта поддержка простирается далеко за пределы мест лишения сво- боды. Одновременно с этой поддержкой такому неофиту его новыми «духовными лиде- рами» навязывается идеология террора и экстремизма, согласно которой он является воином, «воюющим за справедливость по Божественному закону, поскольку предста- вители власти отреклись от Священных Писаний в пользу коррупции, беззакония, лжи, предательства и иных человеческих пороков» [7, с. 26-29]. Нельзя не отметить и тот факт, что рост числа осужденных лиц за участие в незакон- ных вооруженных формированиях и международных террористических организациях привел к появлению в исправительных учреждениях нового вида осужденных - членов так называемых джамаатов2 . Среди таких членов джамаатов немало лиц, получивших боевой опыт в Афганистане, Ираке, Сирии, на Северном Кавказе и Таджикистане. По по- нятным причинам исправить такого воина - члена джамаата и заставить его отказать- ся от избранных им идеалов весьма сложно, если не сказать, что вообще невозможно. Некоторые джамааты изначально исповедуют радикальные идеи, например Таблиги джамаат, представителей которой называют дааватистами. Таблиги Джамаат своими корнями уходит в Пакистан, Индию и Бангладеш. Безусловно, такая ситуация в местах лишения свободы затрудняет работу, направ- ленную на борьбу с радикализмом, ведущим к насильственному экстремизму, создает новые реальные проблемы, которые носят многогранный характер. В последние годы отмечаются следующие основные направления деятельности радикально настроенных осужденных в местах лишения свободы: идеология насилия - возбуждение межрасовой, межнациональной ненависти, вражды (национализм, неонацизм); религиозный экстремизм; анархизм; насилие, оправдываемое решением какой-либо социальной, экологической и про- чих проблем, - движение в защиту прав животных, при которых поощряется применение насилия; экотерроризм; насильственный антиглобализм; этнонационалистическое, или сепаратистское, насилие (возникло в конце 2017 - начале 2018 г.) [8]. Для борьбы с указанными явлениями в законодательство РФ были внесены изме- нения (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 569-ФЗ), позволяющие осужденным за указанные виды преступлений отбывать часть наказания в тюрьмах, что, в свою оче- редь, дает возможность содержать указанных лиц в камерах небольшими группами и Понятие «неофит» происходит от древнегреческого νεόφυτος - недавно насажденный. В са- мом общем значении неофит - это новый член, новообращенный приверженец какой-либо ре- лигии, религиозного течения. Джамаа́ т (от араб. جماعة - общество, коллектив, община) - объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регу- лярного общения между собой и т. п. исключить вербовку новых членов для экстремистских и террористических организаций. Такой подход, по нашему мнению, весьма оправдан, поскольку идеология терроризма, как известно, рождается и вызревает в ходе длительных социальных и личностных про- цессов [9, с. 8]. Немаловажное значение для борьбы с радикализацией в местах лише- ния свободы имеет изучение типичных особенностей и причин приобщения личности к террористической идеологии. Во многих научных исследованиях причинами радикали- зации в местах лишения свободы указываются такие условия, как перенаселенность и наличие харизматичного лидера. «Перенаселенность создает стресс и побуждает лиц, отбывающих наказание, собираться вместе в подгруппы и конкурировать за скудные ресурсы и социальный статус» [7, с. 26-29]. С целью исключения влияния таких «лидеров» на других осужденных согласно при- казу Минюста России от 2 ноября 2018 г. № 229 «О внесении изменений в Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы, утвержденную приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72» они подлежат обязательной постановке на учет, с ними проводится тщательная индивидуально-воспитательная работа в форме бесед, тренингов, всесторонне изучают- ся их личности. Полагаем, что в отношении таких лиц для пресечения распространения радикализма, экстремизма и терроризма большую роль играет и тотальный оперативный контроль, который может не только эффективно противодействовать распространению террористической идеологии в местах лишения свободы, но и способствовать выявле- нию и предупреждению готовящихся или уже спланированных террористических актов. Следует также отметить, что важным в процессе исправления осужденных за экстре- мистские или террористические преступления является взаимодействие ФСИН России с духовенством традиционных религиозных конфессий. В 2020 г. в исправительных уч- реждениях России функционировал 581 храм для представителей различных религи- озных конфессий, в том числе: 517 храмов Русской православной церкви (РПЦ), 51 ме- четь, 7 буддийских дуганов, 4 костела. Действует 786 молитвенных комнат, в том числе 453 - для последователей РПЦ, 228 - для осужденных, исповедующих ислам, 56 - для осужденных христиан-баптистов, 28 - для последователей веры Евангельской, 10 - для исповедующих буддизм, 8 - для представителей иудейского вероисповедания и одна комната - для осужденных - представителей Римско-католической церкви1. Немало внимания уделяется вопросу религиозной подготовки работников уголовно-исполни- тельной системы, с которыми на регулярной основе проводятся занятия по разъясне- нию основ мировых религий и связанных с этим традиций. Следует отметить, что изменения общества в целом и спецконтингента, содержаще- гося в местах лишения свободы, в частности требуют особых навыков и компетенций и от сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это ставит новые задачи в вопросах подготовки кадров. Необходима дополнительная разработка специальной литературы, дающей знания в сфере работы с осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности, а также новой нормативной базы, позволяющей бо- лее эффективно противодействовать распространению террористической идеологии в местах лишения свободы. Следует согласиться с мнением о том, что для реализа- ции целей наказания в отношении лиц, осужденных за преступления террористической направленности, необходим тщательный отбор сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также их профессиональная и психологическая подготовка [7, с. 26-29].