PREVENTION OF PENETRATION OF PROHIBITED ITEMS INTO THE TERRITORY OF A CORRECTIONAL INSTITUTION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Some factors contributing to the penetration of prohibited items into correctional institutions are discussed in the article. A study of the problems of preventing the penetration of objects into the territory of institutions of the penal system is conducted; organizational and legal aspects aimed at blocking the channels of receipt of prohibited items are analyzed. The data on the number of seized funds, alcoholic beverages and other alcohol-based products of industrial manufacture, mobile communication means are given, the channels of their penetration into the territory of correctional institutions are studied. Recommendations are given to prevent the penetration of prohibited items into places of deprivation of liberty and to improve the activities of correctional officers in order to maintain the regime of serving a sentence of imprisonment.

Keywords:
ispravitel'noe uchrezhdenie, osuzhdennyy, zapreschennye predmety, narkoticheskoe sredstvo, penitenciarnaya prestupnost', lishenie svobody, sposoby postupleniya, profilaktika
Text
Publication text (PDF): Read Download

Борьба с проникновением к осужденным запрещенных предметов является одной из острых проблем, связанных с поддержанием правопорядка в исправительных учреж- дениях (ИУ) уголовно-исполнительной системы (УИС). Ее актуальность определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой на территорию ИУ, передачей осужденным и получением от них запрещенных предметов. В последние годы наблюдаются все более изощренные спо- собы этих противоправных действий. В результате проведенных в I полугодии 2021 г. обыскных и досмотровых мероприятий в учреждениях УИС при доставке изъято (https:// fsin.gov.ru/statistics): денежных средств - 1323,8 тыс. рублей (в I квартале - 743,3 тыс. рублей, во II квар- тале - 580,5 тыс. рублей); алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изго- товления - 476 л (в I квартале - 268,7 л, во II квартале - 207,3 л); средств мобильной связи - 10 765 ед. (в I квартале - 6 234 ед., во II квартале - 4 531 ед.). За передачу либо попытку передачи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов задержано 1 540 граждан (https://fsin.gov.ru/statistics/obzor-informatsii-o-deyatelnosti-fsin-rossii-za-i-polugodie-2021). Острота проблемы обусловлена и тем, что в совершение правонарушений вовлекаются не только осужденные, их знакомые и родственники, но и вольнонаемные, аттестован- ные сотрудники ИУ. Это нарушает нормальный ритм работы ИУ, создает условия для совершения других правонарушений, в том числе преступлений. Таким образом, совершенно очевидно большое значение совершенствования про- филактики рассматриваемых правонарушений, применения в исправительных учреж- дениях оправдавших себя на практике форм и методов несения службы, наиболее результативных приемов поиска и обнаружения запрещенных предметов. Эффектив- ность деятельности учреждений по обеспечению надлежащего режима отбывания наказания, профилактики правонарушений во многом зависит от состояния борьбы с проникновением в места лишения свободы предметов, изделий и веществ, хранение и использование которых осужденным запрещено. Наличие у спецконтингента денег и ценностей создает условия для получения незаслуженных благ (дополнительных про- дуктов питания, выгодной работы либо освобождения от нее и т. п.), порождает такие виды правонарушений, как азартные игры «на интерес», притеснение осужденных на этой почве, подкуп отдельных сотрудников ИУ, а также других граждан, имеющих до- ступ на территорию учреждений. Первостепенное значение для укрепления правопорядка имеет надежное перекры- тие каналов поступления к осужденным наркотических веществ, спиртных напитков, продуктов, используемых ими для изготовления браги, самогона и других спиртосодер- жащих жидкостей. Анализ практики ИУ свидетельствует о том, что немалая доля пре- ступлений против личности, а также хулиганских поступков совершается осужденными в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. К числу основных проблем в борьбе с проникновением в исправительные учреждения запрещенных предметов относятся выявление источников и перекрытие каналов поступления запрещенных предметов осужденным. На сегодняшний день основными способами доставки (про- никновения) запрещенных предметов остаются пронос, провоз, переброс, пересыл- ка. Кроме того, осужденные самостоятельно изготавливают запрещенные предметы [1, с. 10]. На практике результаты проведенных исследований показывают, что количество фактов доставки, хранения и использования осужденными предметов не уменьшает- ся, а в некоторых исправительных учреждениях наблюдается тенденция к их росту [2]. На неудовлетворительное состояние деятельности органов, исполняющих наказа- ния, по выявлению и пресечению каналов проникновения к осужденным запрещен- ных предметов, низкий уровень организации обысков неоднократно указывалось в аналитических обзорах, статистических отчетах, указаниях и распоряжениях ФСИН России. В связи с этим важным направлением деятельности ИУ является разработ- ка и реализация действенных мер по повышению надежности изоляции осужденных, исключение возможности доставки в места лишения свободы либо изготовления за- прещенных предметов. Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо при- обретать, указан в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправитель- ных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295). На практике мы видим, что запрещенные предметы все же поступают к осужденным. Для их доставки в ИУ родственниками, работниками ИУ, осужденными и другими лица- ми используются различные способы и каналы проникновения. На проникновение запрещенных предметов в ИУ влияет большая группа факторов, которые зависят от квалифицированной и своевременной деятельности сотрудников органов, исполняющих наказания, а также управленческой деятельности. Уголовно-исполнительное законодательство и ведомственные нормативные акты подробно регламентируют вопросы предупреждения поступления к осужденным за- прещенных предметов. В них дан перечень этих предметов, предусмотрен порядок их изъятия, определены права и обязанности субъектов организации режима, четко рас- писаны их действия, направленные на предотвращение правонарушений. Отступление от предусмотренного нормативными актами порядка деятельности неизбежно влечет за собой рост нарушений режима и преступности среди осужденных. В тех случаях, когда в установленном порядке обнаруживается передача или попытка передачи осужден- ным запрещенных предметов, наступает предусмотренная законом административная ответственность (ст. 19.12 КоАП РФ). При наличии признаков состава преступления при- меняются нормы уголовного законодательства, чаще всего ст. 228 УК РФ (сбыт нарко- тических веществ) и ст. 290 УК РФ (получение взятки). Наличие у осужденных запрещенных предметов влияет непосредственно на состо- яние оперативной обстановки в ИУ, причиняет значительный вред правоотношениям, образующимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свобо- ды, в определенной мере дезорганизует работу мест лишения свободы, а в итоге пре- пятствует достижению целей наказания [3]. ФСИН России с 2008 г. выступает с зако- нотворческой инициативой об установлении уголовной ответственности за передачу осужденным наиболее социально опасных запрещенных предметов, в числе которых средства мобильной связи, сим-карты, деньги, спиртные напитки, документы, удостове- ряющие личность. Максимальное наказание предлагалось до пяти лет лишения свободы. В отношении доставки оружия и наркотиков санкция доходила до восьми лет лишения свободы [4]. С мнением о введении уголовной ответственности для лиц, организую- щих доставку запрещенных предметов в места принудительного содержания подозре- ваемых, обвиняемых и осужденных, согласны также Ю. В. Трунцевский, О. В. Пенин, М. И. Николаева, А. В. Перминов и др. [5-7]. На наш взгляд, необходимо на законодательном уровне ввести дополнительную норму в гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного кодекса Российской Фе- дерации - ст. 314.2 «Незаконная передача либо попытка передачи запрещенных пред- метов лицам, содержащимся в местах принудительного содержания». Данная норма должна состоять из двух частей: по первой части уголовная ответственность наступает в отношении общего субъекта преступления, по второй - в отношении специального субъекта преступления (лица, являющиеся сотрудниками и работниками уголовно- исполнительной системы). В организации всех видов и форм взаимодействия отделов и служб исправитель- ного учреждения главенствующая роль принадлежит начальнику колонии. Органи- зационной основой взаимодействия отделов и служб колонии по предупреждению проникновения запрещенных предметов является ежемесячное планирование этой работы. Успешность проведения режимно-профилактических мероприятий по пред- упреждению рассматриваемых правонарушений зависит от многих факторов: отла- женного пропускного режима, знания ухищренных способов и уловок поступления запрещенных предметов, проведения обысков, учета лиц, склонных к правонаруше- ниям, и т. д. Каждый случай вступления сотрудников учреждения УИС в незаконные связи с осужденными или их родственниками должен доводиться до всего личного состава, обсуждаться, а виновных лиц необходимо привлекать к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В предупреждении проникновения запрещенных предметов к осужденным необходимо участие всех отделов и служб колонии во взаимодействии, но каждый сотрудник, должным образом выполняя свои функции, вносит свой вклад в предупреждение поступления запрещенных предме- тов к осужденным. Проникновение в ИУ определенных предметов и веществ объясняется не только потребностями осужденных, но и возможностями правонарушителей совершать дей- ствия по доставке запрещенных предметов на территорию ИУ и передаче их осужден- ным. Анализ деятельности исправительных учреждений свидетельствует о наличии ряда проблем, решение которых позволит повысить уровень организации борьбы с проникновением и использованием запрещенных предметов. В целях повышения эф- фективности борьбы с проникновением в ИУ запрещенных предметов предлагается осуществить ряд мер. По отношению к такому способу сокрытия от обыска и досмотра запрещенных пред- метов, как заглатывание их (пронос в желудке), эффективным средством борьбы (как свидетельствует опыт отдельных исправительных учреждений) является организация при медицинских частях ИУ специальных карантинных изоляторов для выдерживания в них (при наличии достоверной оперативной информации) осужденных, прибывающих с длительных свиданий или отпусков, а также промывание желудочно-кишечного тракта. Не потеряла своей актуальности и проблема борьбы с употреблением спиртных напитков в местах лишения свободы. Анализ практики ИУ свидетельствует о том, что закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуемая в работе органов, исполняющих наказание, практика применения к осужденным системы мер взыскания за изготовление и употребление спиртных напитков далеко не полностью удовлетворяет возросшие требования. Для восполнения пробелов в уголовно-испол- нительном законодательстве необходимо расширить комплекс мер взыскания, приме- няемых к лицам, лишенным свободы, за наличие у них запрещенных предметов. Кроме установленных мер дисциплинарной ответственности осужденных, представляется весьма действенным ограничить либо запретить ежемесячное расходование денежных средств на лицевых счетах, количество краткосрочных и длительных свиданий, полу- чение посылок или передач и бандеролей. Особо острой в последние годы стала проблема употребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в местах лишения свободы. В ст. 116 УИК РФ за- креплено, что употребление наркотических средств или психотропных веществ явля- ется злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. Осужден- ные, склонные к употреблению наркотических веществ, используют различные уловки для их приобретения. В целях личной выгоды торговцы наркотическими веществами (дельцы наркобизнеса) тщательно маскируют их под медикаменты (в виде таблеток), сигареты, которые через подставных лиц передаются осужденным. В некоторых случа- ях передающие лица даже и не подозревают об этом. На КПП хотя и производится до- смотр работающих в ИУ лиц, однако это полностью не решает проблемы. Необходимо дежурных КПП снабдить современными специальными приборами для обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Немаловажной проблемой является наличие денег у осужденных, отбывающих на- казание в местах лишения свободы, которые используют их для приобретения запре- щенных предметов: наркотических веществ, спиртных напитков, а также подкупа со- трудников, что способствует проникновению запрещенных предметов в ИУ. В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство хотя и предусма- тривает изъятие денег у осужденных, но не способствует повышению эффективности проводимой работы. В силу этого необходимо, чтобы деньги, изъятые у осужденных, не зачислялись на их лицевые счета без права пользования, а по мотивированному по- становлению начальника учреждения сдавались в доход государства. Все это следует закрепить нормативно-правовыми актами. В качестве одной из мер по профилактике проникновения запрещенных предметов в исправительные учреждения в научной литературе рассматривается предоставление осужденным права на получение посылок (передач) или бандеролей, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости сверх установленной суммы разрешенных для расходования средств в магазине (ларьке) исправительного учреж- дения, в результате чего осужденный может сам собрать себе посылку в объеме до 20 кг независимо от объема денежных средств, направленных на ее приобретение. Та- кая мера позволит, во-первых, сократить количество направляемых в учреждение УИС посылок (передач) и бандеролей, следовательно, вероятность проникновения запре- щенных предметов, во-вторых, сохранить целостность приобретаемых осужденными продуктов, которые досмотру подвергаться не будут [8]. Относительно легальным способом доставки запрещенных предметов выступает перевод осужденного из одного учреждения УИС в другое. В силу того что приказы Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего рас- порядка исправительных учреждений» и от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривают различные ограничения в сфере оборота вещей осужден- ных, перевод осужденного из воспитательной колонии в исправительное учреждение по достижении им 19-летнего возраста может повлечь за собой доставку предметов, не запрещенных ПВР ВК, но запрещенных ПВР ИУ. Сравнительный анализ норм ПВР ВК и ПВР ИУ позволяет сделать вывод о том, что ПВР ВК, в отличие от ПВР ИУ, не запрещают, а следовательно, разрешают использование: летательных средств; взрывчатых, отравляющих, пожароопасных и радиоак- тивных веществ; алкогольной продукции (ограничивают их лишь в обороте алкоголь- ных напитков); обучающих видеофильмов по топографии, служебному собаководству, единоборствам, подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству оружия, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, нарко- тических и сильнодействующих веществ; литературы по подготовке бойцов специаль- ных подразделений, горной подготовке и паркуру, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ; татуировочных машинок и принадлежностей к ним [9]. Думается, что с целью недопущения доставки в исправительные учреждения за- прещенных ПВР ИУ предметов при переводе в них осужденных, достигших 19-летнего возраста, из воспитательных колоний необходимо установить единообразный перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавли- вать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, с учетом особенностей отдельных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лише- ния свободы: отбывающих наказание в тюрьме, колонии-поселении, воспитательной колонии и т. д. На наш взгляд, также целесообразно скорректировать перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, указанный в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это необходи- мо реализовать в рамках обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. О дан- ном положительном факте говорится в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Выявление способов проникновения к осужденным запрещенных предметов и вы- работка на этой основе действенных мер, нацеленных на усиление борьбы с этими фактами, будет способствовать укреплению порядка и условий отбывания уголовного наказания и в целом исправлению осужденных.
References

1. Gorban' D. V. Problemy preduprezhdeniya proniknoveniya zapreschennyh predmetov na territoriyu uchrezhdeniy ugolovno-ispolnitel'noy sistemy i puti ih resheniya // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2015. № 4(40). S. 8-13

2. Mazaleva L. V. Harakteristika sposobov proniknoveniya zapreschennyh predmetov v uchrezhdeniya, ispolnyayuschie nakazanie v vide lisheniya svobody // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2019. № 4. URL : http://web.snauka.ru/issues/2019/04/89036 (data obrascheniya: 08.09.2021)

3. Maystrenko G. A. Osnovnye napravleniya profilaktiki postupleniya zapreschennyh predmetov v ispravitel'nye uchrezhdeniya // Obrazovanie i pravo. 2020. № 12. S. 320-322

4. Barabanov N. P., Savardunova V. N., Kirichenko V. M. Protivodeystvie postupleniyu v ispravitel'nye uchrezhdeniya zapreschennyh predmetov, nesluzhebnym svyazyam sotrudnikov s osuzhdennymi (kriminologicheskiy, organizacionnyy, psihologicheskiy i pravovoy aspekty) : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2012. 199 s

5. Truncevskiy Yu. V., Penin O. V. Proniknovenie zapreschennyh predmetov v uchrezhdeniya, ispolnyayuschie nakazaniya v vide lisheniya svobody, kak narushenie deyatel'nosti dannyh uchrezhdeniy // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2006. № 1. S. 41-46

6. Nikolaeva M. I. Problemy otvetstvennosti za dostavku zapreschennyh predmetov na territoriyu ispravitel'nyh uchrezhdeniy // Penitenciarnoe pravo: yuridicheskaya teoriya i pravoprimenitel'naya praktika. 2016. № 1. S. 30-33

7. Perminov A. V. Organizaciya deyatel'nosti strukturnyh podrazdeleniy ispravitel'noy kolonii po vyyavleniyu i perekrytiyu istochnikov i kanalov postupleniya zapreschennyh predmetov osuzhdennym : avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Ryazan', 2009. 27 s

8. Morozov A. S., Hil'man D. V. Pravovoy mehanizm zameny imuschestvennyh prav osuzhdennyh // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2020. № 4(45). S. 153-160


Login or Create
* Forgot password?