Publication text
(PDF):
Read
Download
Борьба с проникновением к осужденным запрещенных предметов является одной из острых проблем, связанных с поддержанием правопорядка в исправительных учреж- дениях (ИУ) уголовно-исполнительной системы (УИС). Ее актуальность определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой на территорию ИУ, передачей осужденным и получением от них запрещенных предметов. В последние годы наблюдаются все более изощренные спо- собы этих противоправных действий. В результате проведенных в I полугодии 2021 г. обыскных и досмотровых мероприятий в учреждениях УИС при доставке изъято (https:// fsin.gov.ru/statistics): денежных средств - 1323,8 тыс. рублей (в I квартале - 743,3 тыс. рублей, во II квар- тале - 580,5 тыс. рублей); алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изго- товления - 476 л (в I квартале - 268,7 л, во II квартале - 207,3 л); средств мобильной связи - 10 765 ед. (в I квартале - 6 234 ед., во II квартале - 4 531 ед.). За передачу либо попытку передачи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов задержано 1 540 граждан (https://fsin.gov.ru/statistics/obzor-informatsii-o-deyatelnosti-fsin-rossii-za-i-polugodie-2021). Острота проблемы обусловлена и тем, что в совершение правонарушений вовлекаются не только осужденные, их знакомые и родственники, но и вольнонаемные, аттестован- ные сотрудники ИУ. Это нарушает нормальный ритм работы ИУ, создает условия для совершения других правонарушений, в том числе преступлений. Таким образом, совершенно очевидно большое значение совершенствования про- филактики рассматриваемых правонарушений, применения в исправительных учреж- дениях оправдавших себя на практике форм и методов несения службы, наиболее результативных приемов поиска и обнаружения запрещенных предметов. Эффектив- ность деятельности учреждений по обеспечению надлежащего режима отбывания наказания, профилактики правонарушений во многом зависит от состояния борьбы с проникновением в места лишения свободы предметов, изделий и веществ, хранение и использование которых осужденным запрещено. Наличие у спецконтингента денег и ценностей создает условия для получения незаслуженных благ (дополнительных про- дуктов питания, выгодной работы либо освобождения от нее и т. п.), порождает такие виды правонарушений, как азартные игры «на интерес», притеснение осужденных на этой почве, подкуп отдельных сотрудников ИУ, а также других граждан, имеющих до- ступ на территорию учреждений. Первостепенное значение для укрепления правопорядка имеет надежное перекры- тие каналов поступления к осужденным наркотических веществ, спиртных напитков, продуктов, используемых ими для изготовления браги, самогона и других спиртосодер- жащих жидкостей. Анализ практики ИУ свидетельствует о том, что немалая доля пре- ступлений против личности, а также хулиганских поступков совершается осужденными в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. К числу основных проблем в борьбе с проникновением в исправительные учреждения запрещенных предметов относятся выявление источников и перекрытие каналов поступления запрещенных предметов осужденным. На сегодняшний день основными способами доставки (про- никновения) запрещенных предметов остаются пронос, провоз, переброс, пересыл- ка. Кроме того, осужденные самостоятельно изготавливают запрещенные предметы [1, с. 10]. На практике результаты проведенных исследований показывают, что количество фактов доставки, хранения и использования осужденными предметов не уменьшает- ся, а в некоторых исправительных учреждениях наблюдается тенденция к их росту [2]. На неудовлетворительное состояние деятельности органов, исполняющих наказа- ния, по выявлению и пресечению каналов проникновения к осужденным запрещен- ных предметов, низкий уровень организации обысков неоднократно указывалось в аналитических обзорах, статистических отчетах, указаниях и распоряжениях ФСИН России. В связи с этим важным направлением деятельности ИУ является разработ- ка и реализация действенных мер по повышению надежности изоляции осужденных, исключение возможности доставки в места лишения свободы либо изготовления за- прещенных предметов. Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо при- обретать, указан в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправитель- ных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295). На практике мы видим, что запрещенные предметы все же поступают к осужденным. Для их доставки в ИУ родственниками, работниками ИУ, осужденными и другими лица- ми используются различные способы и каналы проникновения. На проникновение запрещенных предметов в ИУ влияет большая группа факторов, которые зависят от квалифицированной и своевременной деятельности сотрудников органов, исполняющих наказания, а также управленческой деятельности. Уголовно-исполнительное законодательство и ведомственные нормативные акты подробно регламентируют вопросы предупреждения поступления к осужденным за- прещенных предметов. В них дан перечень этих предметов, предусмотрен порядок их изъятия, определены права и обязанности субъектов организации режима, четко рас- писаны их действия, направленные на предотвращение правонарушений. Отступление от предусмотренного нормативными актами порядка деятельности неизбежно влечет за собой рост нарушений режима и преступности среди осужденных. В тех случаях, когда в установленном порядке обнаруживается передача или попытка передачи осужден- ным запрещенных предметов, наступает предусмотренная законом административная ответственность (ст. 19.12 КоАП РФ). При наличии признаков состава преступления при- меняются нормы уголовного законодательства, чаще всего ст. 228 УК РФ (сбыт нарко- тических веществ) и ст. 290 УК РФ (получение взятки). Наличие у осужденных запрещенных предметов влияет непосредственно на состо- яние оперативной обстановки в ИУ, причиняет значительный вред правоотношениям, образующимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свобо- ды, в определенной мере дезорганизует работу мест лишения свободы, а в итоге пре- пятствует достижению целей наказания [3]. ФСИН России с 2008 г. выступает с зако- нотворческой инициативой об установлении уголовной ответственности за передачу осужденным наиболее социально опасных запрещенных предметов, в числе которых средства мобильной связи, сим-карты, деньги, спиртные напитки, документы, удостове- ряющие личность. Максимальное наказание предлагалось до пяти лет лишения свободы. В отношении доставки оружия и наркотиков санкция доходила до восьми лет лишения свободы [4]. С мнением о введении уголовной ответственности для лиц, организую- щих доставку запрещенных предметов в места принудительного содержания подозре- ваемых, обвиняемых и осужденных, согласны также Ю. В. Трунцевский, О. В. Пенин, М. И. Николаева, А. В. Перминов и др. [5-7]. На наш взгляд, необходимо на законодательном уровне ввести дополнительную норму в гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного кодекса Российской Фе- дерации - ст. 314.2 «Незаконная передача либо попытка передачи запрещенных пред- метов лицам, содержащимся в местах принудительного содержания». Данная норма должна состоять из двух частей: по первой части уголовная ответственность наступает в отношении общего субъекта преступления, по второй - в отношении специального субъекта преступления (лица, являющиеся сотрудниками и работниками уголовно- исполнительной системы). В организации всех видов и форм взаимодействия отделов и служб исправитель- ного учреждения главенствующая роль принадлежит начальнику колонии. Органи- зационной основой взаимодействия отделов и служб колонии по предупреждению проникновения запрещенных предметов является ежемесячное планирование этой работы. Успешность проведения режимно-профилактических мероприятий по пред- упреждению рассматриваемых правонарушений зависит от многих факторов: отла- женного пропускного режима, знания ухищренных способов и уловок поступления запрещенных предметов, проведения обысков, учета лиц, склонных к правонаруше- ниям, и т. д. Каждый случай вступления сотрудников учреждения УИС в незаконные связи с осужденными или их родственниками должен доводиться до всего личного состава, обсуждаться, а виновных лиц необходимо привлекать к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В предупреждении проникновения запрещенных предметов к осужденным необходимо участие всех отделов и служб колонии во взаимодействии, но каждый сотрудник, должным образом выполняя свои функции, вносит свой вклад в предупреждение поступления запрещенных предме- тов к осужденным. Проникновение в ИУ определенных предметов и веществ объясняется не только потребностями осужденных, но и возможностями правонарушителей совершать дей- ствия по доставке запрещенных предметов на территорию ИУ и передаче их осужден- ным. Анализ деятельности исправительных учреждений свидетельствует о наличии ряда проблем, решение которых позволит повысить уровень организации борьбы с проникновением и использованием запрещенных предметов. В целях повышения эф- фективности борьбы с проникновением в ИУ запрещенных предметов предлагается осуществить ряд мер. По отношению к такому способу сокрытия от обыска и досмотра запрещенных пред- метов, как заглатывание их (пронос в желудке), эффективным средством борьбы (как свидетельствует опыт отдельных исправительных учреждений) является организация при медицинских частях ИУ специальных карантинных изоляторов для выдерживания в них (при наличии достоверной оперативной информации) осужденных, прибывающих с длительных свиданий или отпусков, а также промывание желудочно-кишечного тракта. Не потеряла своей актуальности и проблема борьбы с употреблением спиртных напитков в местах лишения свободы. Анализ практики ИУ свидетельствует о том, что закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуемая в работе органов, исполняющих наказание, практика применения к осужденным системы мер взыскания за изготовление и употребление спиртных напитков далеко не полностью удовлетворяет возросшие требования. Для восполнения пробелов в уголовно-испол- нительном законодательстве необходимо расширить комплекс мер взыскания, приме- няемых к лицам, лишенным свободы, за наличие у них запрещенных предметов. Кроме установленных мер дисциплинарной ответственности осужденных, представляется весьма действенным ограничить либо запретить ежемесячное расходование денежных средств на лицевых счетах, количество краткосрочных и длительных свиданий, полу- чение посылок или передач и бандеролей. Особо острой в последние годы стала проблема употребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в местах лишения свободы. В ст. 116 УИК РФ за- креплено, что употребление наркотических средств или психотропных веществ явля- ется злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. Осужден- ные, склонные к употреблению наркотических веществ, используют различные уловки для их приобретения. В целях личной выгоды торговцы наркотическими веществами (дельцы наркобизнеса) тщательно маскируют их под медикаменты (в виде таблеток), сигареты, которые через подставных лиц передаются осужденным. В некоторых случа- ях передающие лица даже и не подозревают об этом. На КПП хотя и производится до- смотр работающих в ИУ лиц, однако это полностью не решает проблемы. Необходимо дежурных КПП снабдить современными специальными приборами для обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Немаловажной проблемой является наличие денег у осужденных, отбывающих на- казание в местах лишения свободы, которые используют их для приобретения запре- щенных предметов: наркотических веществ, спиртных напитков, а также подкупа со- трудников, что способствует проникновению запрещенных предметов в ИУ. В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство хотя и предусма- тривает изъятие денег у осужденных, но не способствует повышению эффективности проводимой работы. В силу этого необходимо, чтобы деньги, изъятые у осужденных, не зачислялись на их лицевые счета без права пользования, а по мотивированному по- становлению начальника учреждения сдавались в доход государства. Все это следует закрепить нормативно-правовыми актами. В качестве одной из мер по профилактике проникновения запрещенных предметов в исправительные учреждения в научной литературе рассматривается предоставление осужденным права на получение посылок (передач) или бандеролей, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости сверх установленной суммы разрешенных для расходования средств в магазине (ларьке) исправительного учреж- дения, в результате чего осужденный может сам собрать себе посылку в объеме до 20 кг независимо от объема денежных средств, направленных на ее приобретение. Та- кая мера позволит, во-первых, сократить количество направляемых в учреждение УИС посылок (передач) и бандеролей, следовательно, вероятность проникновения запре- щенных предметов, во-вторых, сохранить целостность приобретаемых осужденными продуктов, которые досмотру подвергаться не будут [8]. Относительно легальным способом доставки запрещенных предметов выступает перевод осужденного из одного учреждения УИС в другое. В силу того что приказы Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего рас- порядка исправительных учреждений» и от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривают различные ограничения в сфере оборота вещей осужден- ных, перевод осужденного из воспитательной колонии в исправительное учреждение по достижении им 19-летнего возраста может повлечь за собой доставку предметов, не запрещенных ПВР ВК, но запрещенных ПВР ИУ. Сравнительный анализ норм ПВР ВК и ПВР ИУ позволяет сделать вывод о том, что ПВР ВК, в отличие от ПВР ИУ, не запрещают, а следовательно, разрешают использование: летательных средств; взрывчатых, отравляющих, пожароопасных и радиоак- тивных веществ; алкогольной продукции (ограничивают их лишь в обороте алкоголь- ных напитков); обучающих видеофильмов по топографии, служебному собаководству, единоборствам, подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству оружия, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, нарко- тических и сильнодействующих веществ; литературы по подготовке бойцов специаль- ных подразделений, горной подготовке и паркуру, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ; татуировочных машинок и принадлежностей к ним [9]. Думается, что с целью недопущения доставки в исправительные учреждения за- прещенных ПВР ИУ предметов при переводе в них осужденных, достигших 19-летнего возраста, из воспитательных колоний необходимо установить единообразный перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавли- вать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, с учетом особенностей отдельных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лише- ния свободы: отбывающих наказание в тюрьме, колонии-поселении, воспитательной колонии и т. д. На наш взгляд, также целесообразно скорректировать перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, указанный в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это необходи- мо реализовать в рамках обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. О дан- ном положительном факте говорится в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Выявление способов проникновения к осужденным запрещенных предметов и вы- работка на этой основе действенных мер, нацеленных на усиление борьбы с этими фактами, будет способствовать укреплению порядка и условий отбывания уголовного наказания и в целом исправлению осужденных.