Text (PDF):
Read
Download
В условиях продолжающегося в России реформирования уголовно-исполнитель- ной системы в направлении совершенствования ее деятельности изучение и внедре- ние опыта пенитенциарных систем зарубежных стран считается одной из важнейших задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний, закрепленной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на пе- риод до 2030 года. Именно поэтому обращение к особенностям испанского правового оформления образования и профессиональной подготовки осужденных позволит нам оценить состояние правовой проработанности рассматриваемых вопросов в нашей стране, сделать вывод о соответствии их международным стандартам по сравнению с зарубежной практикой. Актуализирует тему и то обстоятельство, что в доктрине уголовно- исполнительного права Испания не выступала предметом специального анализа [1]. Как известно, в международном праве назначение лишения свободы состоит в реинте- грации осужденных, возможности вести после освобождения законопослушный и самосто- ятельный образ жизни посредством образования, профессиональной подготовки, труда, религиозной помощи и других средств. Пенитенциарной администрации предписывается предоставить доступ заключенных к образованию, обучению, по мере возможности свя- зывать его с имеющейся в стране системой образования, обучение неграмотных считать обязательным и приоритетным (пр. 104 Правил Нельсона Манделы, п. 28.1 Европейских пенитенциарных правил. Дополнительно в Европейских правилах указано место образо- вания в рамках тюремного режима, наряду с трудом, наличие в учреждениях образова- тельной инфраструктуры - библиотек, доступа к средствам массовой информации) [2]. С учетом названных международных рекомендаций правовое регулирование обра- зования и профессиональной подготовки осужденных в Испании и России обеспечи- вается несколькими группами правовых источников. Первая имеет отношение к нацио- нальной системе образования, содержанию программ образования и профессиональной подготовки и представлена общегражданскими нормативно-правовыми документами. Вторая относится к специфике исполнения лишения свободы, а третья ее конкретизи- рует с учетом необходимости удовлетворения потребности в образовании. При этом следует иметь в виду условия отбывания наказания осужденными. В открытом режиме, с преимущественным нахождением за пределами пенитенциарного учреждения, об- разовательный процесс осуществляется на свободе. В остальных случаях (обычный и закрытый режим) образовательный процесс протекает по правилам, адаптированным к местам лишения свободы. Конституционные нормы об образовании и принятые в их дополнение общеграждан- ские законы, указы, приказы об образовании демонстрируют сходство. Так, конституции России и Испании провозглашают право каждого на образование, обязательность и бесплатность базового образования (ст. 27 Конституции Испании), дошкольного, основ- ного общего образования и среднего профессионального образования (ст. 43 Консти- туции Российской Федерации). Предполагается и децентрализация образования наших стран - передача части полномочий в области образования на места (п. 30ª ч. 1, ч. 3 ст. 149 Конституции Испании, ст. 71-72 Конституции Российской Федерации). Конкретным правовым воплощением указанных положений стало появление в Рос- сии Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий- ской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273), а в Испании - органических за- конов 8/1985 от 3 июля «Регулирование права на образование» (Ley Orgánica 8/1985, de 3 de julio, reguladora del Derecho a la Educación) и 2/2006 от 3 мая «Образование» (Ley Orgánica 2/2006, de 3 de mayo, de Educación), а также других источников. В них нашли выражение правовые очертания национальных систем образования, виды и уровни образования. Они близки по своей сути, но отличаются в наименовании, содержании и организации обучения. Например, двухлетний период пребывания в старшей школе в России является последним уровнем общего образования, а в Испании - самостоя- тельным видом образования - бачилерато (bachillerato) и не включается в базовое об- разование (educación básica, enseñanza básica). Высшее образование также выступает самостоятельным видом, в то время как в России это один из уровней профессиональ- ного образования. Другим его уровнем выступает среднее профессиональное образо- вание, близкое по своему предназначению к испанской профессиональной подготовке (formación profesional). Последняя, как и в России, может быть реализована в образо- вательных организациях системы образования по Королевскому указу 1147/2011 от 29 июля «Об установлении общего порядка профессиональной подготовки в системе образования» (Real Decreto 1147/2011, de 29 de julio, por el que se establece la ordenación general de la formación profesional del sistema educativo), а также на производстве по за- кону 30/2015 от 9 сентября «О регулировании системы профессиональной подготовки на рабочем месте» (Ley 30/2015, de 9 de septiembre, por la que se regula el Sistema de Formación Profesional para el empleo en el ámbito laboral), Королевскому указу 694/2017 от 3 июля, принятому в его развитие (Real Decreto 694/2017, de 3 de julio, por el que se desarrolla la Ley 30/2015, de 9 de septiembre, por la que se regula el Sistema de Formación Profesional para el Empleo en el ámbito laboral). В рассматриваемых нормативно-правовых актах фиксируются самые общие нормы об образовании осужденных. В ч. 6 ст. 67 органического закона 2/2006 лицам, находящим- ся в пенитенциарных учреждениях, гарантируется доступ к образованию для взрослых (educación de personas adultas). В его рамках осужденные могут получить все виды обра- зования. Такое правило связано с тем, что базовое образование и бачилерато предостав- ляется гражданам в учреждениях системы образования до достижения ими 18-летнего возраста. В случаях, когда по каким-либо причинам человек не обладает тем или иным уровнем образования, предусматривается образование для взрослых. О профессиональ- ной подготовке осужденных упоминается в ст. 3 Королевского указа 694/2017. В частности, программы профессиональной подготовки осужденных лиц должны быть ориентированы на перечень профессий из общегосударственного Каталога специальностей. В отношении осужденных в ст. 80 Федерального закона № 273 указано на необхо- димость получения ими до достижения возраста 30 лет основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Фе- дерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной си- стемы. Для не имеющих профессии предусмотрено обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование. Разрешается высшее обра- зование, а пожизненно лишенные свободы в форме самообразования могут освоить образование любого уровня. Как видим, образование осужденных и их профессиональная подготовка основы- ваются на правовом фундаменте, обеспечивающем конституционные права жителей Испании и России в области образования. Зафиксирована правовая возможность обра- зования в местах лишения свободы, однако степень ее детализации в отечественном законодательстве об образовании значительно выше. Предусматриваются статьи об особенностях образования для различных категорий осужденных, о субъектах образо- вательной деятельности и случаях обязательного образования. В нормативных документах о лишении свободы в части образования осужденных сформулированы определенные правила. В основном пенитенциарном законе Испании (Ley Orgánica 1/1979, de 26 de septiembre, General Penitenciaria) (далее - LOGP) образо- ванию осужденных и их профессиональной подготовке посвящены всего семь статей в гл. 2 «Труд» и гл. 10 «Обучение и профессиональная подготовка» ч. 2 «Пенитенциарный режим». Труд должен быть совмещен с процессом исправления, потребностями осужден- ных в обязательном уровне образования (ст. 28). В качестве форм труда закрепляются самообразование и академическая подготовка, а также профессиональная подготовка (ст. 27). Предписано иметь в каждом учреждении школу и организовывать в ней обуче- ние осужденных по законодательству в сфере образования (ст. 55), а все мероприятия, связанные с образованием и профессиональной подготовкой, проводить в рамках фор- мальной системы с последующей выдачей осужденными документов государственного образца (ст. 56). Подчеркивается необходимость содействия администрации для удов- летворения интереса осужденных, не имеющих возможности проходить обучение вне учреждения, к самообразованию посредством переписки, радио или телевидения (ст. 55), а также высшего образования заочно в университетах (ст. 56). При этом отмечено преи- мущественное взаимодействие с Национальным университетом дистанционного обра- зования (UNED). В качестве примера можно назвать учреждение Мадрид VII, где имеется кабинет с 10 компьютерами, предназначенными для обучения по программам высшего образования UNED, чьи представители два раза в неделю посещают учреждение для разрешения и уточнения различных вопросов, возникающих в процессе обучения [3]. Учреждения оснащаются библиотекой (ст. 57), а осужденные имеют право на получе- ние книг, газет и журналов, находящихся в свободном обращении, но с ограничениями, связанными с индивидуальным исправлением, по предварительному мотивированно- му разрешению группы наблюдения исправительного учреждения (ст. 58). В программу исправления интегрируются программы профессиональной подготовки и повышения квалификации осужденных (ст. 66). В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) образованию осужденных уделяется внимание в нескольких статьях. Вводятся положения о получе- нии общего образования и профессионального обучения как основных средств исправ- ления (ст. 9); поощрении и учете при определении степени исправления освоения про- грамм образования (ст. 112); особенностях образования несовершеннолетних (ст. 141); профессиональном обучении пожизненно лишенных свободы (ст. 108). Вместе с тем повторяются некоторые правовые установления Федерального закона № 273, среди них: обязательность получения общего образования осужденными, не достигшими воз- раста 30 лет (ст. 112); организация профессионального образования; содействие (раз- решение) в получении высшего образования (ст. 108). Полагаем такое дублирование излишним. В связи с этим считаем необходимым, по примеру Испании, скорректировать Федеральный закон № 273 посредством редактирования ст. 83 в виде бланкетной нор- мы. Указания на возможность получения образования лицам, осужденным к лишению свободы, принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей будет достаточно. Что же касается сопоставления УИК РФ и LOGP, то отметим, что объем правового текста, содержание образования и профессиональной подготов- ки осужденных в них трудноразличимы: они предусматривают общее образование, по- лучение профессии, содействие в приобретении высшего образования, определяют в общих чертах организаторов образовательной деятельности. К отличиям причислим указание в УИК РФ на обязательность отдельных видов образования, регулирование образования отдельных категорий осужденных, указание на возможность поощрения осужденных за участие в образовательных мероприятиях, которые, впрочем, получили свое оформление в пенитенциарном регламенте 1996 г. (Real Decreto 190/1996, de 9 de febrero, por el que se aprueba el Reglamento Penitenciario (далее - RP). RP содержит ч. 2ª «Обязательное обучение», ч. 3 «Прочее обучение», ч. 5 «Професси- ональная, социокультурная и спортивная подготовка» гл. 3 «Обучение, культура, спорт» разд. 5 «Исправление». Исследование указанного правового материала демонстрирует нам статьи, установившие обязанность участия осужденных в профессиональной под- готовке и обучении (ст. 5). Данная обязанность детализируется в ст. 122 о привлечении к учебным занятиям только осужденных, не имеющих знаний, характерных для базового образования (ст. 122). Ряд статей касается организации процесса образования и про- фессиональной подготовки. Так, занятия по освоению предметов, входящих в базовую подготовку, проводятся в образовательных группах (ст. 126) в соответствии с графиком (ст. 55), каждой группе учащихся полагается наставник (ст. 120). Содержится правило о приоритетном предоставлении обучения неграмотным (ст. 123), иностранцам и молодежи (ст. 118); содействии администрации в доступе осужденным к различным программам на основе соглашений (ст. 124, 164). Называются человеческие и материальные ресурсы данной работы (ст. 125-129). Определено участие педагога в занятиях, а также в экс- пертных группах (ст. 274). Обращается внимание на образовательные характеристики осужденного при поступлении в учреждение (ст. 20), первичной классификации (ст. 103); возможности иметь пенитенциарные привилегии (ст. 119) и возможности перевода в другое учреждение (ст. 121). Отдельно закреплено образование несовершеннолетних (ст. 173-175). Осужденные с низкой профессиональной квалификацией посещают на- значенные им курсы профессиональной подготовки. Курсы согласуются с существую- щими планами для населения в области профессиональной подготовки и занятости, социальной интеграции и трудоустройства (inserción laboral). Профессиональная под- готовка состоит из теоретической и практической частей, указанных в планах (ст. 130). Как видим, расположение норм об образовании и профессиональной подготовке раз- личное, что порождает вопросы их места в системе мер воздействия на осужденных. В LOGP обучение и профессиональная подготовка отнесены к элементам пенитен- циарного режима, в RP - к исправлению. В LOGP образование и профессиональная подготовка рассматриваются в качестве самостоятельных форм труда осужденных, в RP - самостоятельными частями исправления, наряду с трудом. Очевидная рассогла- сованность двух документов связана с разным периодом их издания и является демонстрацией изменения пенитенциарной политики Испании в направлении приближения к международным стандартам. Как известно, LOGP стал первым законом, принятым в сфере исполнения наказаний постфранкистской Испании, где были сделаны первые шаги по изменению системы исполнения лишения свободы в направлении перевоспи- тания и социальной реинтеграции [4]. В частности, впервые режим был отделен от ис- правления, введены программы исправления. Последующие его изменения не привели к должной правовой проработке его содержания в указанной части. В свою очередь, RP - относительно свежий источник, уточнивший отдельные нормы органического закона и представляющий собой современное отражение испанской пенитенциарной политики, где образование и профессиональная подготовка выступают элементами исправления. Обучение в местах лишения свободы ориентировано на устранение пробелов в образо- вании, вовлечение неграмотных, иностранцев и молодежи в освоение базового уровня образования [5], профессиональная подготовка - на обучение конкретной профессии. Еще одна особенность - отсутствие в законодательстве единой терминологии. В правовых текстах существуют понятия: «академическая подготовка» (formación académica), «самообразование» (estudio), «университетское образование» (educación universitaria) - в LOGP; «базовая подготовка» (formación básica), «обязательное обучение» (enseñanza obligatoria), «обязательные курсы» (cursos obligatorios), «прочее обучение» (otras enseñanzas) - в RP; «базовое образование» (educación básica), «базовое обуче- ние» (enseñanza básica), «обучение в университете» (enseñanza universitaria) - в Органи- ческом законе 2/2006; «профессиональная подготовка» (formación profesional) - во всех документах. Однако не каждый из названных терминов относится к уровням, ступеням и видам образования, предусмотренным в ст. 3 Органического закона 2/2006, а неко- торые совсем отсутствуют. Например, гарантируемый осужденным в пенитенциарных учреждениях доступ к образованию для взрослых (educación de personas adultas) (п. i ст. 3, ст. 66-70) вообще не упоминается. Вместо него называется базовая подготовка (formación básica) как форма обязательного обучения осужденных, не имеющих знаний, рассматриваемая в Органическом законе 2/2006 в качестве одной из целей образования для взрослых. Считаем, что под этим термином следует понимать обязательный для всех и бесплатный уровень базового образования (educación básica) и базовое обучение (enseñanza básica) - синонимы исходя из текста ст. 3 и 4 Органического закона 2/2006. Полагаем, что термин «обязательные курсы» (cursos obligatorios) является аналогом указанной выше формы и включает в себя начальное и обязательное среднее образо- вание. Отметим, что на практике в испанских пенитенциарных учреждениях начальное обучение разделяют на две группы: начальное обучение I (enseñanzas iniciales I) для ликвидации неграмотности и начальное обучение II (enseñanzas iniciales II) для пре- доставления иных знаний, требуемых от данного уровня образования. Обязательное среднее образование (Educación Secundaria Obligatoria) (ESO) состоит из двух циклов по два класса в каждом в соответствии с органическим законом 2/2006. Прочее обучение (otras enseñanzas) означает другие, помимо обязательных, фор- мы образования: например, обучение языкам (enseñanzas de idiomas) в учреждениях реализуется в виде изучения английского языка, испанского для иностранцев (español para extranjeros) с целью их скорейшей адаптации к испанской пенитенциарной систе- ме; бачилерато; высшее образование, называемое университетским образованием (educación universitaria), обучение в университете (enseñanza universitaria) в двух фор- мах: экстерната, для лиц старше 25 лет и программы университетского обучения в пе- нитенциарном учреждении. Анализ ст. 4, дополнений 12, 15, 17 Органического закона 2/2006 приводит к мысли о том, что под академической подготовкой понимается собирательный термин, отно- сящийся ко всем уровням формального образования с присвоением степени. Акаде- мическая подготовка осужденных означает получение любых уровней образования в условиях лишения свободы: базового образования, бачилерато, высшего образования, профессиональной подготовки. Итак, обращение к специальным актам позволяет сделать вывод о том, что, во-пер- вых, в пенитенциарном законодательстве Испании отсутствует детальная юридиче- ская проработка вопросов образования и профессиональной подготовки; во-вторых, они не всегда взаимосвязаны, в том числе с законодательством в сфере образования; в-третьих, осужденные к лишению свободы в Испании должны освоить базовое об- разование - начальное и обязательное среднее, не имеющие профессии должны ее приобрести, в получении остальных видов образования администрация учреждения оказывает содействие. Согласно официальным статистическим данным Общего доклада 2019 Генераль- ного секретариата пенитенциарных учреждений (http://www.interior.gob.es/web/archivos- y-documentacion/documentacion-y-publicaciones/publicaciones-descargables/instituciones- penitenciarias/informe-general), а также ФСИН России, из всего количества осужденных в Испании 36,6 % (16 227 чел.) получали образование на различных уровнях, в России - 47 % (примерно 200 тыс. чел.). Из общего количества испанских осужденных большая часть (21,1 %) осваивали начальное образование, ликвидируя безграмотность и подго- тавливаясь к обязательному базовому образованию, в уголовно-исполнительной си- стеме России таких было 0,2 % (800 чел.). Обязательное среднее образование очно, дистанционно и через экстернат получали 8,4 % испанских осужденных; обучение на уровне бачилерато - 1,3 %; на долю высшего образования приходилось 2,4 %. Профес- сиональной подготовкой в системе образования было занято менее 1 % осужденных, од- нако, как следует из отчета государственного органа пенитенциарного труда и занятости, профессиональной подготовкой в рамках обучения на рабочем месте были охвачены в течение года 10 568 чел., то есть 24 % (http://oatpfe.es/docs/repositorio//es_ES//memoria/ informe_anual_2019_tpfe.pdf). В России более 30 % осужденных оказались заняты по- лучением профессии; на освоение остальных форм образования (например, изучение иностранных языков) приходится 3,2 %. Как видим, с большей частью осужденных, при- влекаемых к образованию, администрация испанских учреждений проводила работу по приобщению к обучению чтению, письму и подготовке к обязательному среднему обра- зованию, что связано с довольно низким образовательным уровнем осужденных, если сравнивать с Российской Федерацией, где основная масса осужденных ориентирована на приобретение новых профессий и получение среднего образования. В уточнение положений LOGP и RP об образовании был принят Королевский указ № 1203/1999 от 9 июля «О включении в состав Учительского корпуса должностных лиц-преподавателей базового общего образования пенитенциарных учреждений и правилах функционирования учебных заведений пенитенциарных учреждений» (Real Decreto 1203/1999, de 9 de julio, por el que se integran en el Cuerpo de Maestros a los funcionarios pertenecientes al Cuerpo de Profesores de Educación General Básica de Instituciones Penitenciarias y se disponen normas de funcionamiento de las unidades educativas de los establecimientos penitenciarios). В нем отмечено, что бремя содержания располо- женной на территории учреждения школы как имущественного объекта, а также фи- нансирование мероприятий, связанных с учебной деятельностью осужденных, включая профессиональную подготовку, работу библиотеки, спортивных и любых других мероприятий, с момента вступления указа в силу несет пенитенциарная администра- ция. В специальной литературе отмечается, что, несмотря на это, существует дефицит помещений для проведения занятий, а имеющиеся нередко используются для других целей; имеется нехватка учебной и методической литературы [6]. Образовательные услуги в пенитенциарных учреждениях оказываются органами образования, а препода- ватели из сотрудников пенитенциарных учреждений переводятся в специальный госу- дарственный орган - Учительский корпус (Cuerpo de Maestros), состоящий из учителей государственных общеобразовательных школ. Это означает, что полномочия в сфере образования были переданы от пенитенциарной администрации в общую систему об- разования. С учетом того, что образование осужденных в испанских учреждениях обе- спечивается через реализацию образования для взрослых, каждое пенитенциарное уч- реждение взаимодействует с администрацией центра образования взрослых, средней школы, языковой школы автономного сообщества, где могут быть обучены осужденные в очной, вечерней и дистанционной формах. Сопоставляя названные правила с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об уч- реждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», отметим, что учителя школ в исправительных учреждениях России не являются со- трудниками, а выступают в качестве работников образовательных организаций, соз- даваемых в рамках уголовно-исполнительной системы. Последняя создает условия функционирования всеми необходимыми материальными ресурсами. Между обра- зовательной организацией и исправительным учреждением заключается договор об организации обучения осужденных. Королевским указом № 1203/1999 закрепляются отношения, возникающие между учителями, органом образования, с одной стороны, а также сотрудниками и учреждением - с другой. Например, на учителей возложена обя- занность соблюдения всех правил контроля и безопасности в учреждении; содержится запрет доступа в учреждение учителя, если его поведение или деятельность создает угрозу для безопасности и порядка в учреждении и сотрудников (ст. 7). Имеется прави- ло совместимости образовательной деятельности и графика работы пенитенциарного учреждения (ст. 8). Установлен порядок обмена информацией о результатах учебной деятельности осужденного, уровня знаний, им приобретенных, для нужд учреждения и информации об осужденном, требуемой для осуществления педагогической работы (ст. 9). Определено правило зачисления в школы в течение всего учебного года для максимального охвата осужденных образовательными мероприятиями. Подобные положения содержатся и в приказе Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 6 декабря 2016 г. «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбы- вающими наказание в виде лишения свободы». Таким образом, следует отметить, что испанцы продвинулись дальше на пути разделения функции образования и исполнения наказаний в рамках учреждения. При относительно одинаковых правовых установлени- ях такой подход нельзя однозначно признать успешным. Распределение компетенций нередко приводит к проблемам межведомственного взаимодействия, что выражается, например, в кадровом голоде. Иллюстрацией этому может служить пример пенитенци- арного центра Мадрид VII с наполнением 1451 чел., на которых приходится всего три учителя из центра обучения для взрослых Вильярехо де Сальванес (Villarejo de Salvanés). Два из них, обеспечивающих начальное образование, приезжают в учреждение на пол- ный рабочий день, еще один, проводящий занятия по программе обязательного среднего образования, преподает всего два раза в неделю. Вместе с тем в указанном пенитен- циарном учреждении 10 классных комнат, рассчитанных на 15-20 чел. [3]. Процесс содействия в получении профессиональной подготовки в Испании специаль- ного правового уточнения не получил, за исключением того, что был образован особый го- сударственный орган пенитенциарного труда и занятости (Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo), подчиненный Генеральному секретариату пенитенциарных учреждений. Его интересы представляет директор учреждения, как следует из Королевского указа 122/2015 от 27 февраля «Об утверждении Устава государственного органа пенитенциарного тру- да и занятости» (Real Decreto 122/2015, de 27 de febrero, por el que se aprueba el estatuto de la entidad de derecho público Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo). Одной из его функций стала организация деятельности по профессиональной подготовке, способствую- щая освоению, обновлению, сохранению и развитию имеющихся у осужденного трудовых навыков. Для этих целей ежегодно разрабатывается план профессиональной подготовки в учреждении. В нем перечисляются профессиональные программы и их объем, учрежде- ния, где они преподаются, количество обучающихся осужденных по каждой из программ в каждом учреждении. Из указанного плана можно сделать вывод об общем количестве реализуемых программ, а также об их распространенности по учреждениям. В настоящее время представлено 29 профессиональных программ, наиболее востребованы из них: программы подготовки оператора вилочного погрузчика, обработчика пищевых продуктов, обработчика отходов, кухонного рабочего, оператора штабелера. В некоторых учреждени- ях осваивают профессии сварщика, спасателя на водных объектах, каменщика, кладов- щика, садовника, помощника маляра, помощника мастера по ремонту электрооборудова- ния, санитара, флориста. Важно отметить, что большая часть предлагаемых профессий направлена на подготовку кадров для нужд самого учреждения, не требующих высокого уровня квалификации в рамках программ начальной профессиональной квалификации. Например, 9 часов обучения достаточно для освоения профессии оператора штабелера, 10 - для обработчика пищевых продуктов, 16 - оператора вилочного погрузчика. В то же время имеются профессии с более длительным периодом обучения. Так, максимальное количество часов выделено для освоения профессии печатника для работы в мастерской в пенитенциарном учреждении Мадрид III, обеспечивающей печатной продукцией всю пе- нитенциарную систему Испании, - 560, для помощника маляра - 400, помощника мастера по ремонту электрооборудования - 390 часов. В России особенности профессионального образования зафиксированы в приказе Минюста России от 24 марта 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка организации про- фессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», в котором детально расписан данный процесс, что является безусловным преимуществом. На основе изученных нормативно-правовых предписаний, упорядочивших обществен- ные отношения в сфере образования и профессиональной подготовки осужденных в России и Испании, можно сформулировать следующие основные выводы. Нормативно-правовые документы двух стран могут быть представлены на трех уровнях: общем, особенном и специальном. Целесообразно изменить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» путем редактирования ст. 83 в виде бланкетной нормы с целью, во-первых, исключения дублирующих УИК РФ положений, во-вторых, переноса в специальный акт норм, детализирующих получение образования и профессиональной подготовки осужденных. Системная оценка нормативно-правовых предписаний образования и профессио- нальной подготовки лишенных свободы в России и Испании дает основания утверждать их соответствие международным стандартам. Осужденные к лишению свободы в Испании обязаны получить базовое образо- вание: начальное и обязательное среднее. Начальное обучение организуется в форме ликвидации неграмотности, а также закрепления знаний для последующего получения обязательного среднего образования. Базовое образование осуществляется в форме обучения для взрослых. Освоение остальных уровней образования является конститу- ционным правом осужденных, а администрация учреждений оказывает им содействие в этом. Образовательный процесс любого вида образования в Испании, в отличие от России, реализуется учителями центров образования для взрослых, средних школ, языковых школ, подчиненных общей системе образования, а также преподавателями высших учебных заведений. Пенитенциарные учреждения формируют материальную основу их деятельности. Высшее образование осужденные получают преимуществен- но в Национальном университете дистанционного образования. Учреждения, исполняющие лишение свободы, содействуют профессиональной подготовке осужденных, в основном в рамках обучения на производстве. Однако осу- жденные, имеющие низкую профессиональную квалификацию, повышают ее путем посещения курсов обучения профессии, удовлетворяющей потребности системы ис- полнения наказаний. Особенность Испании - наличие специализированного органа по координации профессиональной подготовки осужденных, подчиненного Генеральному секретариату пенитенциарных учреждений.