LEGAL NORMS ON EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT IN SPAIN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the study of Spanish-language official documents and scientific literature on education and professional training of convicts sentenced to imprisonment in Spain. International acts recommend providing prisoners with access to education, bringing it closer to the existing education system in the country. The legal regulation of education and professional training of convicts in Spain is provided by several groups of legal sources: fixing relations in the field of education, regulating the deprivation of liberty, establishing the specifics of the provision of education and professional training. A systematic assessment of the legal regulations of education and professional training of prisoners in Spain gives grounds to assert their proximity and compliance with international standards. However, there is no detailed legal elaboration of the issues of education and professional training, and legal norms are not always interrelated. Convicts sentenced to imprisonment in Spain are required to receive basic education: primary and compulsory secondary. Primary education is organized in the form of the elimination of illiteracy, as well as the consolidation of knowledge for the subsequent development of compulsory secondary education. Basic education is provided in the form of adult education. Mastering the remaining levels of education is the constitutional right of convicts, and the administration of institutions assists them. The educational process of any type of education is implemented by teachers of adult education centers, secondary schools, language schools subordinate to the general education system, as well as teachers of higher educational institutions. Penitentiary institutions form the material basis of their activities. The higher education of convicts is mainly embodied in the National University of distance education. Institutions executing deprivation of liberty promote professional training of convicts, mainly in the framework of on-the-job training. However, convicts with low professional qualifications improve it by attending training courses in a profession that meets the needs of the penitentiary system. The peculiarity of Spain is the presence of a specialized body for the coordination of professional training of convicts, subordinate to the General Secretariat of Penitentiary Institutions.

Keywords:
osuzhdennye, lishenie svobody, obrazovanie, professional'naya podgotovka, Ispaniya
Text
Text (PDF): Read Download

В условиях продолжающегося в России реформирования уголовно-исполнитель- ной системы в направлении совершенствования ее деятельности изучение и внедре- ние опыта пенитенциарных систем зарубежных стран считается одной из важнейших задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний, закрепленной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на пе- риод до 2030 года. Именно поэтому обращение к особенностям испанского правового оформления образования и профессиональной подготовки осужденных позволит нам оценить состояние правовой проработанности рассматриваемых вопросов в нашей стране, сделать вывод о соответствии их международным стандартам по сравнению с зарубежной практикой. Актуализирует тему и то обстоятельство, что в доктрине уголовно- исполнительного права Испания не выступала предметом специального анализа [1]. Как известно, в международном праве назначение лишения свободы состоит в реинте- грации осужденных, возможности вести после освобождения законопослушный и самосто- ятельный образ жизни посредством образования, профессиональной подготовки, труда, религиозной помощи и других средств. Пенитенциарной администрации предписывается предоставить доступ заключенных к образованию, обучению, по мере возможности свя- зывать его с имеющейся в стране системой образования, обучение неграмотных считать обязательным и приоритетным (пр. 104 Правил Нельсона Манделы, п. 28.1 Европейских пенитенциарных правил. Дополнительно в Европейских правилах указано место образо- вания в рамках тюремного режима, наряду с трудом, наличие в учреждениях образова- тельной инфраструктуры - библиотек, доступа к средствам массовой информации) [2]. С учетом названных международных рекомендаций правовое регулирование обра- зования и профессиональной подготовки осужденных в Испании и России обеспечи- вается несколькими группами правовых источников. Первая имеет отношение к нацио- нальной системе образования, содержанию программ образования и профессиональной подготовки и представлена общегражданскими нормативно-правовыми документами. Вторая относится к специфике исполнения лишения свободы, а третья ее конкретизи- рует с учетом необходимости удовлетворения потребности в образовании. При этом следует иметь в виду условия отбывания наказания осужденными. В открытом режиме, с преимущественным нахождением за пределами пенитенциарного учреждения, об- разовательный процесс осуществляется на свободе. В остальных случаях (обычный и закрытый режим) образовательный процесс протекает по правилам, адаптированным к местам лишения свободы. Конституционные нормы об образовании и принятые в их дополнение общеграждан- ские законы, указы, приказы об образовании демонстрируют сходство. Так, конституции России и Испании провозглашают право каждого на образование, обязательность и бесплатность базового образования (ст. 27 Конституции Испании), дошкольного, основ- ного общего образования и среднего профессионального образования (ст. 43 Консти- туции Российской Федерации). Предполагается и децентрализация образования наших стран - передача части полномочий в области образования на места (п. 30ª ч. 1, ч. 3 ст. 149 Конституции Испании, ст. 71-72 Конституции Российской Федерации). Конкретным правовым воплощением указанных положений стало появление в Рос- сии Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий- ской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273), а в Испании - органических за- конов 8/1985 от 3 июля «Регулирование права на образование» (Ley Orgánica 8/1985, de 3 de julio, reguladora del Derecho a la Educación) и 2/2006 от 3 мая «Образование» (Ley Orgánica 2/2006, de 3 de mayo, de Educación), а также других источников. В них нашли выражение правовые очертания национальных систем образования, виды и уровни образования. Они близки по своей сути, но отличаются в наименовании, содержании и организации обучения. Например, двухлетний период пребывания в старшей школе в России является последним уровнем общего образования, а в Испании - самостоя- тельным видом образования - бачилерато (bachillerato) и не включается в базовое об- разование (educación básica, enseñanza básica). Высшее образование также выступает самостоятельным видом, в то время как в России это один из уровней профессиональ- ного образования. Другим его уровнем выступает среднее профессиональное образо- вание, близкое по своему предназначению к испанской профессиональной подготовке (formación profesional). Последняя, как и в России, может быть реализована в образо- вательных организациях системы образования по Королевскому указу 1147/2011 от 29 июля «Об установлении общего порядка профессиональной подготовки в системе образования» (Real Decreto 1147/2011, de 29 de julio, por el que se establece la ordenación general de la formación profesional del sistema educativo), а также на производстве по за- кону 30/2015 от 9 сентября «О регулировании системы профессиональной подготовки на рабочем месте» (Ley 30/2015, de 9 de septiembre, por la que se regula el Sistema de Formación Profesional para el empleo en el ámbito laboral), Королевскому указу 694/2017 от 3 июля, принятому в его развитие (Real Decreto 694/2017, de 3 de julio, por el que se desarrolla la Ley 30/2015, de 9 de septiembre, por la que se regula el Sistema de Formación Profesional para el Empleo en el ámbito laboral). В рассматриваемых нормативно-правовых актах фиксируются самые общие нормы об образовании осужденных. В ч. 6 ст. 67 органического закона 2/2006 лицам, находящим- ся в пенитенциарных учреждениях, гарантируется доступ к образованию для взрослых (educación de personas adultas). В его рамках осужденные могут получить все виды обра- зования. Такое правило связано с тем, что базовое образование и бачилерато предостав- ляется гражданам в учреждениях системы образования до достижения ими 18-летнего возраста. В случаях, когда по каким-либо причинам человек не обладает тем или иным уровнем образования, предусматривается образование для взрослых. О профессиональ- ной подготовке осужденных упоминается в ст. 3 Королевского указа 694/2017. В частности, программы профессиональной подготовки осужденных лиц должны быть ориентированы на перечень профессий из общегосударственного Каталога специальностей. В отношении осужденных в ст. 80 Федерального закона № 273 указано на необхо- димость получения ими до достижения возраста 30 лет основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Фе- дерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной си- стемы. Для не имеющих профессии предусмотрено обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование. Разрешается высшее обра- зование, а пожизненно лишенные свободы в форме самообразования могут освоить образование любого уровня. Как видим, образование осужденных и их профессиональная подготовка основы- ваются на правовом фундаменте, обеспечивающем конституционные права жителей Испании и России в области образования. Зафиксирована правовая возможность обра- зования в местах лишения свободы, однако степень ее детализации в отечественном законодательстве об образовании значительно выше. Предусматриваются статьи об особенностях образования для различных категорий осужденных, о субъектах образо- вательной деятельности и случаях обязательного образования. В нормативных документах о лишении свободы в части образования осужденных сформулированы определенные правила. В основном пенитенциарном законе Испании (Ley Orgánica 1/1979, de 26 de septiembre, General Penitenciaria) (далее - LOGP) образо- ванию осужденных и их профессиональной подготовке посвящены всего семь статей в гл. 2 «Труд» и гл. 10 «Обучение и профессиональная подготовка» ч. 2 «Пенитенциарный режим». Труд должен быть совмещен с процессом исправления, потребностями осужден- ных в обязательном уровне образования (ст. 28). В качестве форм труда закрепляются самообразование и академическая подготовка, а также профессиональная подготовка (ст. 27). Предписано иметь в каждом учреждении школу и организовывать в ней обуче- ние осужденных по законодательству в сфере образования (ст. 55), а все мероприятия, связанные с образованием и профессиональной подготовкой, проводить в рамках фор- мальной системы с последующей выдачей осужденными документов государственного образца (ст. 56). Подчеркивается необходимость содействия администрации для удов- летворения интереса осужденных, не имеющих возможности проходить обучение вне учреждения, к самообразованию посредством переписки, радио или телевидения (ст. 55), а также высшего образования заочно в университетах (ст. 56). При этом отмечено преи- мущественное взаимодействие с Национальным университетом дистанционного обра- зования (UNED). В качестве примера можно назвать учреждение Мадрид VII, где имеется кабинет с 10 компьютерами, предназначенными для обучения по программам высшего образования UNED, чьи представители два раза в неделю посещают учреждение для разрешения и уточнения различных вопросов, возникающих в процессе обучения [3]. Учреждения оснащаются библиотекой (ст. 57), а осужденные имеют право на получе- ние книг, газет и журналов, находящихся в свободном обращении, но с ограничениями, связанными с индивидуальным исправлением, по предварительному мотивированно- му разрешению группы наблюдения исправительного учреждения (ст. 58). В программу исправления интегрируются программы профессиональной подготовки и повышения квалификации осужденных (ст. 66). В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) образованию осужденных уделяется внимание в нескольких статьях. Вводятся положения о получе- нии общего образования и профессионального обучения как основных средств исправ- ления (ст. 9); поощрении и учете при определении степени исправления освоения про- грамм образования (ст. 112); особенностях образования несовершеннолетних (ст. 141); профессиональном обучении пожизненно лишенных свободы (ст. 108). Вместе с тем повторяются некоторые правовые установления Федерального закона № 273, среди них: обязательность получения общего образования осужденными, не достигшими воз- раста 30 лет (ст. 112); организация профессионального образования; содействие (раз- решение) в получении высшего образования (ст. 108). Полагаем такое дублирование излишним. В связи с этим считаем необходимым, по примеру Испании, скорректировать Федеральный закон № 273 посредством редактирования ст. 83 в виде бланкетной нор- мы. Указания на возможность получения образования лицам, осужденным к лишению свободы, принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей будет достаточно. Что же касается сопоставления УИК РФ и LOGP, то отметим, что объем правового текста, содержание образования и профессиональной подготов- ки осужденных в них трудноразличимы: они предусматривают общее образование, по- лучение профессии, содействие в приобретении высшего образования, определяют в общих чертах организаторов образовательной деятельности. К отличиям причислим указание в УИК РФ на обязательность отдельных видов образования, регулирование образования отдельных категорий осужденных, указание на возможность поощрения осужденных за участие в образовательных мероприятиях, которые, впрочем, получили свое оформление в пенитенциарном регламенте 1996 г. (Real Decreto 190/1996, de 9 de febrero, por el que se aprueba el Reglamento Penitenciario (далее - RP). RP содержит ч. 2ª «Обязательное обучение», ч. 3 «Прочее обучение», ч. 5 «Професси- ональная, социокультурная и спортивная подготовка» гл. 3 «Обучение, культура, спорт» разд. 5 «Исправление». Исследование указанного правового материала демонстрирует нам статьи, установившие обязанность участия осужденных в профессиональной под- готовке и обучении (ст. 5). Данная обязанность детализируется в ст. 122 о привлечении к учебным занятиям только осужденных, не имеющих знаний, характерных для базового образования (ст. 122). Ряд статей касается организации процесса образования и про- фессиональной подготовки. Так, занятия по освоению предметов, входящих в базовую подготовку, проводятся в образовательных группах (ст. 126) в соответствии с графиком (ст. 55), каждой группе учащихся полагается наставник (ст. 120). Содержится правило о приоритетном предоставлении обучения неграмотным (ст. 123), иностранцам и молодежи (ст. 118); содействии администрации в доступе осужденным к различным программам на основе соглашений (ст. 124, 164). Называются человеческие и материальные ресурсы данной работы (ст. 125-129). Определено участие педагога в занятиях, а также в экс- пертных группах (ст. 274). Обращается внимание на образовательные характеристики осужденного при поступлении в учреждение (ст. 20), первичной классификации (ст. 103); возможности иметь пенитенциарные привилегии (ст. 119) и возможности перевода в другое учреждение (ст. 121). Отдельно закреплено образование несовершеннолетних (ст. 173-175). Осужденные с низкой профессиональной квалификацией посещают на- значенные им курсы профессиональной подготовки. Курсы согласуются с существую- щими планами для населения в области профессиональной подготовки и занятости, социальной интеграции и трудоустройства (inserción laboral). Профессиональная под- готовка состоит из теоретической и практической частей, указанных в планах (ст. 130). Как видим, расположение норм об образовании и профессиональной подготовке раз- личное, что порождает вопросы их места в системе мер воздействия на осужденных. В LOGP обучение и профессиональная подготовка отнесены к элементам пенитен- циарного режима, в RP - к исправлению. В LOGP образование и профессиональная подготовка рассматриваются в качестве самостоятельных форм труда осужденных, в RP - самостоятельными частями исправления, наряду с трудом. Очевидная рассогла- сованность двух документов связана с разным периодом их издания и является демонстрацией изменения пенитенциарной политики Испании в направлении приближения к международным стандартам. Как известно, LOGP стал первым законом, принятым в сфере исполнения наказаний постфранкистской Испании, где были сделаны первые шаги по изменению системы исполнения лишения свободы в направлении перевоспи- тания и социальной реинтеграции [4]. В частности, впервые режим был отделен от ис- правления, введены программы исправления. Последующие его изменения не привели к должной правовой проработке его содержания в указанной части. В свою очередь, RP - относительно свежий источник, уточнивший отдельные нормы органического закона и представляющий собой современное отражение испанской пенитенциарной политики, где образование и профессиональная подготовка выступают элементами исправления. Обучение в местах лишения свободы ориентировано на устранение пробелов в образо- вании, вовлечение неграмотных, иностранцев и молодежи в освоение базового уровня образования [5], профессиональная подготовка - на обучение конкретной профессии. Еще одна особенность - отсутствие в законодательстве единой терминологии. В правовых текстах существуют понятия: «академическая подготовка» (formación académica), «самообразование» (estudio), «университетское образование» (educación universitaria) - в LOGP; «базовая подготовка» (formación básica), «обязательное обучение» (enseñanza obligatoria), «обязательные курсы» (cursos obligatorios), «прочее обучение» (otras enseñanzas) - в RP; «базовое образование» (educación básica), «базовое обуче- ние» (enseñanza básica), «обучение в университете» (enseñanza universitaria) - в Органи- ческом законе 2/2006; «профессиональная подготовка» (formación profesional) - во всех документах. Однако не каждый из названных терминов относится к уровням, ступеням и видам образования, предусмотренным в ст. 3 Органического закона 2/2006, а неко- торые совсем отсутствуют. Например, гарантируемый осужденным в пенитенциарных учреждениях доступ к образованию для взрослых (educación de personas adultas) (п. i ст. 3, ст. 66-70) вообще не упоминается. Вместо него называется базовая подготовка (formación básica) как форма обязательного обучения осужденных, не имеющих знаний, рассматриваемая в Органическом законе 2/2006 в качестве одной из целей образования для взрослых. Считаем, что под этим термином следует понимать обязательный для всех и бесплатный уровень базового образования (educación básica) и базовое обучение (enseñanza básica) - синонимы исходя из текста ст. 3 и 4 Органического закона 2/2006. Полагаем, что термин «обязательные курсы» (cursos obligatorios) является аналогом указанной выше формы и включает в себя начальное и обязательное среднее образо- вание. Отметим, что на практике в испанских пенитенциарных учреждениях начальное обучение разделяют на две группы: начальное обучение I (enseñanzas iniciales I) для ликвидации неграмотности и начальное обучение II (enseñanzas iniciales II) для пре- доставления иных знаний, требуемых от данного уровня образования. Обязательное среднее образование (Educación Secundaria Obligatoria) (ESO) состоит из двух циклов по два класса в каждом в соответствии с органическим законом 2/2006. Прочее обучение (otras enseñanzas) означает другие, помимо обязательных, фор- мы образования: например, обучение языкам (enseñanzas de idiomas) в учреждениях реализуется в виде изучения английского языка, испанского для иностранцев (español para extranjeros) с целью их скорейшей адаптации к испанской пенитенциарной систе- ме; бачилерато; высшее образование, называемое университетским образованием (educación universitaria), обучение в университете (enseñanza universitaria) в двух фор- мах: экстерната, для лиц старше 25 лет и программы университетского обучения в пе- нитенциарном учреждении. Анализ ст. 4, дополнений 12, 15, 17 Органического закона 2/2006 приводит к мысли о том, что под академической подготовкой понимается собирательный термин, отно- сящийся ко всем уровням формального образования с присвоением степени. Акаде- мическая подготовка осужденных означает получение любых уровней образования в условиях лишения свободы: базового образования, бачилерато, высшего образования, профессиональной подготовки. Итак, обращение к специальным актам позволяет сделать вывод о том, что, во-пер- вых, в пенитенциарном законодательстве Испании отсутствует детальная юридиче- ская проработка вопросов образования и профессиональной подготовки; во-вторых, они не всегда взаимосвязаны, в том числе с законодательством в сфере образования; в-третьих, осужденные к лишению свободы в Испании должны освоить базовое об- разование - начальное и обязательное среднее, не имеющие профессии должны ее приобрести, в получении остальных видов образования администрация учреждения оказывает содействие. Согласно официальным статистическим данным Общего доклада 2019 Генераль- ного секретариата пенитенциарных учреждений (http://www.interior.gob.es/web/archivos- y-documentacion/documentacion-y-publicaciones/publicaciones-descargables/instituciones- penitenciarias/informe-general), а также ФСИН России, из всего количества осужденных в Испании 36,6 % (16 227 чел.) получали образование на различных уровнях, в России - 47 % (примерно 200 тыс. чел.). Из общего количества испанских осужденных большая часть (21,1 %) осваивали начальное образование, ликвидируя безграмотность и подго- тавливаясь к обязательному базовому образованию, в уголовно-исполнительной си- стеме России таких было 0,2 % (800 чел.). Обязательное среднее образование очно, дистанционно и через экстернат получали 8,4 % испанских осужденных; обучение на уровне бачилерато - 1,3 %; на долю высшего образования приходилось 2,4 %. Профес- сиональной подготовкой в системе образования было занято менее 1 % осужденных, од- нако, как следует из отчета государственного органа пенитенциарного труда и занятости, профессиональной подготовкой в рамках обучения на рабочем месте были охвачены в течение года 10 568 чел., то есть 24 % (http://oatpfe.es/docs/repositorio//es_ES//memoria/ informe_anual_2019_tpfe.pdf). В России более 30 % осужденных оказались заняты по- лучением профессии; на освоение остальных форм образования (например, изучение иностранных языков) приходится 3,2 %. Как видим, с большей частью осужденных, при- влекаемых к образованию, администрация испанских учреждений проводила работу по приобщению к обучению чтению, письму и подготовке к обязательному среднему обра- зованию, что связано с довольно низким образовательным уровнем осужденных, если сравнивать с Российской Федерацией, где основная масса осужденных ориентирована на приобретение новых профессий и получение среднего образования. В уточнение положений LOGP и RP об образовании был принят Королевский указ № 1203/1999 от 9 июля «О включении в состав Учительского корпуса должностных лиц-преподавателей базового общего образования пенитенциарных учреждений и правилах функционирования учебных заведений пенитенциарных учреждений» (Real Decreto 1203/1999, de 9 de julio, por el que se integran en el Cuerpo de Maestros a los funcionarios pertenecientes al Cuerpo de Profesores de Educación General Básica de Instituciones Penitenciarias y se disponen normas de funcionamiento de las unidades educativas de los establecimientos penitenciarios). В нем отмечено, что бремя содержания располо- женной на территории учреждения школы как имущественного объекта, а также фи- нансирование мероприятий, связанных с учебной деятельностью осужденных, включая профессиональную подготовку, работу библиотеки, спортивных и любых других мероприятий, с момента вступления указа в силу несет пенитенциарная администра- ция. В специальной литературе отмечается, что, несмотря на это, существует дефицит помещений для проведения занятий, а имеющиеся нередко используются для других целей; имеется нехватка учебной и методической литературы [6]. Образовательные услуги в пенитенциарных учреждениях оказываются органами образования, а препода- ватели из сотрудников пенитенциарных учреждений переводятся в специальный госу- дарственный орган - Учительский корпус (Cuerpo de Maestros), состоящий из учителей государственных общеобразовательных школ. Это означает, что полномочия в сфере образования были переданы от пенитенциарной администрации в общую систему об- разования. С учетом того, что образование осужденных в испанских учреждениях обе- спечивается через реализацию образования для взрослых, каждое пенитенциарное уч- реждение взаимодействует с администрацией центра образования взрослых, средней школы, языковой школы автономного сообщества, где могут быть обучены осужденные в очной, вечерней и дистанционной формах. Сопоставляя названные правила с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об уч- реждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», отметим, что учителя школ в исправительных учреждениях России не являются со- трудниками, а выступают в качестве работников образовательных организаций, соз- даваемых в рамках уголовно-исполнительной системы. Последняя создает условия функционирования всеми необходимыми материальными ресурсами. Между обра- зовательной организацией и исправительным учреждением заключается договор об организации обучения осужденных. Королевским указом № 1203/1999 закрепляются отношения, возникающие между учителями, органом образования, с одной стороны, а также сотрудниками и учреждением - с другой. Например, на учителей возложена обя- занность соблюдения всех правил контроля и безопасности в учреждении; содержится запрет доступа в учреждение учителя, если его поведение или деятельность создает угрозу для безопасности и порядка в учреждении и сотрудников (ст. 7). Имеется прави- ло совместимости образовательной деятельности и графика работы пенитенциарного учреждения (ст. 8). Установлен порядок обмена информацией о результатах учебной деятельности осужденного, уровня знаний, им приобретенных, для нужд учреждения и информации об осужденном, требуемой для осуществления педагогической работы (ст. 9). Определено правило зачисления в школы в течение всего учебного года для максимального охвата осужденных образовательными мероприятиями. Подобные положения содержатся и в приказе Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 6 декабря 2016 г. «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбы- вающими наказание в виде лишения свободы». Таким образом, следует отметить, что испанцы продвинулись дальше на пути разделения функции образования и исполнения наказаний в рамках учреждения. При относительно одинаковых правовых установлени- ях такой подход нельзя однозначно признать успешным. Распределение компетенций нередко приводит к проблемам межведомственного взаимодействия, что выражается, например, в кадровом голоде. Иллюстрацией этому может служить пример пенитенци- арного центра Мадрид VII с наполнением 1451 чел., на которых приходится всего три учителя из центра обучения для взрослых Вильярехо де Сальванес (Villarejo de Salvanés). Два из них, обеспечивающих начальное образование, приезжают в учреждение на пол- ный рабочий день, еще один, проводящий занятия по программе обязательного среднего образования, преподает всего два раза в неделю. Вместе с тем в указанном пенитен- циарном учреждении 10 классных комнат, рассчитанных на 15-20 чел. [3]. Процесс содействия в получении профессиональной подготовки в Испании специаль- ного правового уточнения не получил, за исключением того, что был образован особый го- сударственный орган пенитенциарного труда и занятости (Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo), подчиненный Генеральному секретариату пенитенциарных учреждений. Его интересы представляет директор учреждения, как следует из Королевского указа 122/2015 от 27 февраля «Об утверждении Устава государственного органа пенитенциарного тру- да и занятости» (Real Decreto 122/2015, de 27 de febrero, por el que se aprueba el estatuto de la entidad de derecho público Trabajo Penitenciario y Formación para el Empleo). Одной из его функций стала организация деятельности по профессиональной подготовке, способствую- щая освоению, обновлению, сохранению и развитию имеющихся у осужденного трудовых навыков. Для этих целей ежегодно разрабатывается план профессиональной подготовки в учреждении. В нем перечисляются профессиональные программы и их объем, учрежде- ния, где они преподаются, количество обучающихся осужденных по каждой из программ в каждом учреждении. Из указанного плана можно сделать вывод об общем количестве реализуемых программ, а также об их распространенности по учреждениям. В настоящее время представлено 29 профессиональных программ, наиболее востребованы из них: программы подготовки оператора вилочного погрузчика, обработчика пищевых продуктов, обработчика отходов, кухонного рабочего, оператора штабелера. В некоторых учреждени- ях осваивают профессии сварщика, спасателя на водных объектах, каменщика, кладов- щика, садовника, помощника маляра, помощника мастера по ремонту электрооборудова- ния, санитара, флориста. Важно отметить, что большая часть предлагаемых профессий направлена на подготовку кадров для нужд самого учреждения, не требующих высокого уровня квалификации в рамках программ начальной профессиональной квалификации. Например, 9 часов обучения достаточно для освоения профессии оператора штабелера, 10 - для обработчика пищевых продуктов, 16 - оператора вилочного погрузчика. В то же время имеются профессии с более длительным периодом обучения. Так, максимальное количество часов выделено для освоения профессии печатника для работы в мастерской в пенитенциарном учреждении Мадрид III, обеспечивающей печатной продукцией всю пе- нитенциарную систему Испании, - 560, для помощника маляра - 400, помощника мастера по ремонту электрооборудования - 390 часов. В России особенности профессионального образования зафиксированы в приказе Минюста России от 24 марта 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка организации про- фессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», в котором детально расписан данный процесс, что является безусловным преимуществом. На основе изученных нормативно-правовых предписаний, упорядочивших обществен- ные отношения в сфере образования и профессиональной подготовки осужденных в России и Испании, можно сформулировать следующие основные выводы. Нормативно-правовые документы двух стран могут быть представлены на трех уровнях: общем, особенном и специальном. Целесообразно изменить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» путем редактирования ст. 83 в виде бланкетной нормы с целью, во-первых, исключения дублирующих УИК РФ положений, во-вторых, переноса в специальный акт норм, детализирующих получение образования и профессиональной подготовки осужденных. Системная оценка нормативно-правовых предписаний образования и профессио- нальной подготовки лишенных свободы в России и Испании дает основания утверждать их соответствие международным стандартам. Осужденные к лишению свободы в Испании обязаны получить базовое образо- вание: начальное и обязательное среднее. Начальное обучение организуется в форме ликвидации неграмотности, а также закрепления знаний для последующего получения обязательного среднего образования. Базовое образование осуществляется в форме обучения для взрослых. Освоение остальных уровней образования является конститу- ционным правом осужденных, а администрация учреждений оказывает им содействие в этом. Образовательный процесс любого вида образования в Испании, в отличие от России, реализуется учителями центров образования для взрослых, средних школ, языковых школ, подчиненных общей системе образования, а также преподавателями высших учебных заведений. Пенитенциарные учреждения формируют материальную основу их деятельности. Высшее образование осужденные получают преимуществен- но в Национальном университете дистанционного образования. Учреждения, исполняющие лишение свободы, содействуют профессиональной подготовке осужденных, в основном в рамках обучения на производстве. Однако осу- жденные, имеющие низкую профессиональную квалификацию, повышают ее путем посещения курсов обучения профессии, удовлетворяющей потребности системы ис- полнения наказаний. Особенность Испании - наличие специализированного органа по координации профессиональной подготовки осужденных, подчиненного Генеральному секретариату пенитенциарных учреждений.
References

1. Ivasenko Ya. S. Obschee i professional'noe obrazovanie v mehanizme ispravitel'nogo vozdeystviya na osuzhdennyh k lisheniyu svobody : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2014. 134 s

2. Kozachenko B. P. Mezhdunarodnye pravovye standarty polucheniya obrazovaniya osuzhdennymi k lisheniyu svobody // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2018. № 1(34). S. 145-152

3. López, N. F. 2015, La Educación en prisión: el caso concreto del centro penitenciario Madrid VII, Palencia, viewed 15 October 2021, https://uvadoc.uva.es/bitstream/handle/10324/15943/ TFG-L1192.pdf;jsessionid=4BCE437605153821436268B5E99EABF7?sequence=1

4. Rosa, M. 2016, ‘Gallardo García Los programas y actividades del tratamiento penitenciario: la necesaria adaptación de la norma’, Anuario da Facultade de Dereito da Universidade da Coruña, vol. 20, pp. 139-160, viewed 15 October 2021, https://dialnet.unirioja.es/servlet/ articulo?codigo=6289650

5. Laso, A. A. 2016, La Ley Orgánica 1/1979, de 26 de septiembre, General Penitenciaria: orígenes, evolución y future, Ministerio del Interior - Secretaría General Técnica, Madrid, viewed 15 October 2021, http://www.interior.gob.es/documents/642317/1201664/La_LO_1_1979_General_Penitenciaria_origenes_+evoluci%C3%B3n_Nos_hara_reconocernos_126160266.pdf/f2851a32-a781-4cdd-8828-9ef13c943de1

6. Cabello, Ú. R. & López-Rib, J. M. 2019, ‘Consideraciones sobre la educación en prisión: un análisis de la realidad Española a partir de la lectura de Stateville’, Papers, iss. 104/3, pp. 597-598, viewed 15 October 2021, https://papers.uab.cat/article/view/v104-n3-ruiz-lopez


Login or Create
* Forgot password?