THE PENAL CODE OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC: STRUCTURE AND SOME PROVISIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The Penal Code of the Donetsk People’s Republic as a whole is similar in content to the Penal Code of the Russian Federation. At the same time, the formation of the penal legislation of the Donetsk People’s Republic based on the Russian experience is in the initial stage. In the article, the authors focus on a number of issues that are insufficiently regulated in the Penal Code of the Donetsk People’s Republic: on taking into account the provisions of international treaties and recommendations of international organizations on the execution of sentences and treatment of convicts; the activities of various public formations for public influence in the context of convicts correction; the possibility of participation of public organizations in the implementation of public control over the provision of human rights, etc.

Keywords:
struktura Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa, ispolnenie nakazaniy, ispravlenie osuzhdennyh, obschestvennoe vozdeystvie, obschestvennyy kontrol', mezhdunarodnye dogovory
Text
Publication text (PDF): Read Download

Уголовно-исполнительный кодекс Донецкой Народной Республики (УИК ДНР) - это нормативный правовой акт, принятый постановлением Народного Совета ДНР в виде Закона ДНР от 30 июня 2021 г. № 299-IIHC. Представляется, что его изучение, как и иных нормативных правовых актов подобных территориальных образований [1-4], крайне ак- туально в настоящее время с учетом проведения Российской Федерацией специальной военной операции по защите ДНР и Луганской Народной Республики, а также разра- ботки уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения [5-7]. УИК ДНР должен был вступить в законную силу 1 января 2022 г. Однако постановле- нием Народного Совета ДНР в виде Закона ДНР № 334-IIHC от 24 декабря 2021 г. срок его вступления в законную силу был перенесен на 1 июля 2022 г. путем изменения ч. 1 ст. 202 УИК ДНР «Заключительные и переходные положения» (перенос данного срока, по всей видимости, обусловлен сложностями военно-политической обстановки, сложив- шейся вокруг ДНР, имеющей место во время подготовки настоящей статьи в январе- феврале 2022 г.). В ч. 10 ст. 202 УИК ДНР также предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Кодекса на территории ДНР не будет применяться Уголовно-исполни- тельный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. № 1129-IV. УИК ДНР, состоящий из 203 статей, в целом аналогичен Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ). Он разделен на Общую и Особенную части, содержащие 24 и 179 статей соответственно. Общая часть включает в себя один раз- дел «Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Донецкой На- родной Республики», который разделен на три главы: «Общие положения», «Правовое положение осужденных» и «Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью». Особенная часть содержит семь разделов (2-8): «Исполнение наказаний, не связан- ных с изоляцией осужденного от общества», «Исполнение наказания в виде ареста», «Исполнение наказания в виде лишения свободы», «Исполнение наказаний в виде огра- ничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих», «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними», «Исполнение наказания в виде смертной казни» и «Контроль за условно осужденными». Раздел II включает в себя несколько глав (4-10): «Исполнение наказания в виде обя- зательных работ», «Исполнение наказания в виде штрафа», «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», «Исполнение наказания в виде исправительных работ», «Исполнение наказания в виде ограничения свободы», «Исполнение наказания в виде принудитель- ных работ», «Исполнение дополнительных видов наказаний»; раздел III - гл. 11 «По- рядок и условия исполнения наказания в виде ареста»; раздел IV - семь глав (12-18): «Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы», «Режим в испра- вительных учреждениях и средства его обеспечения», «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях», «Труд, профессиональное образование и профессио- нальное обучение осужденных к лишению свободы», «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов» и «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях»; раздел V - три главы (19-21): «Ис- полнение наказания в виде ограничения по военной службе», «Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих» и «Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части»; раздел VI - две главы (22-23): «Освобождение от отбывания наказания» и «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними»; раздел VII - гл. 24 «Исполнение наказа- ния в виде смертной казни»; раздел VIII - две главы (25-26): «Осуществление контроля за поведением условно осужденных» и «Заключительные и переходные положения». В целом структура УИК ДНР, перечень видов наказаний, подход к регулированию правового положения осужденных, отбыванию ими наказаний аналогичны УИК РФ. При этом введение в действие многих положений УИК ДНР специально отложено: гл. 8, посвященная исполнению наказания в виде ограничения свободы, - по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2025 г. (ч. 1 ст. 202 УИК ДНР); положения об исполнении наказания в виде смертной казни вводятся в действие с 1 января 2025 г. (ч. 9 ст. 202 УИК ДНР); разд. V, посвященный исполнению наказаний в виде ограничения по военной служ- бе, ареста в отношении осужденных военнослужащих и содержания в дисциплинарной воинской части, - по мере создания необходимых органов и условий для исполнения данных видов наказания, но не позднее 2025 г. (ч. 7 ст. 202 УИК ДНР); гл. 18 о реализации облегченных, льготных и строгих условий отбывания наказа- ния в виде лишения свободы в воспитательных колониях - со дня вступления в силу законодательства, регламентирующего порядок создания в воспитательных колониях облегченных, льготных и строгих условий отбывания наказания, но не позднее 2023 г. (ч. 6 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регулирующие постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, вводятся в действие со дня вступления в силу закона ДНР, опре- деляющего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ДНР, но не позднее 2023 г. (ч. 9 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регулирующие облегченные условия содержания осужденных в исправи- тельных колониях общего, строгого, особого режимов и особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, вводятся в действие со дня создания в уголовно-исполнительной системе ДНР облегченных условий содержания осужденных в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов и особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, но не позднее 2023 г. (ч. 3 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регулирующие строгий режим содержания осужденных в тюрьмах и их пе- ревод в строгий режим содержания, вводятся в действие со дня создания в уголовно- исполнительной системе ДНР строгого вида режима в тюрьмах, но не позднее 2023 г. (ч. 4 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регламентирующие правовой статус лечебных исправительных учрежде- ний, вводятся в действие со дня вступления в силу законодательства, но не позднее 2023 г. (ч. 5 ст. 202 УИК ДНР) и пр. Кроме того, в соответствии со ст. 203 УИК ДНР Правительству ДНР в течение шести месяцев со дня введения в действие данного нормативно-правового акта следует: при- вести свои нормативные правовые акты в соответствие с УИК ДНР и принять норматив- ные правовые акты, предусмотренные Кодексом; обеспечить приведение нормативных правовых актов других органов исполнительной власти ДНР в соответствие с УИК ДНР, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных Кодексом. Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере юстиции, необходимо разработать и направить на утверждение Правительству ДНР проекты нормативных правовых актов, предусмотренных УИК ДНР, а также издать нормативные правовые акты, предусмотренные УИК ДНР. Среди нормативных правовых актов, которые должны быть дополнительно приня- ты, уголовно-исполнительный закон ДНР называет: правила отбывания уголовных на- казаний осужденными военнослужащими (ч. 1 ст. 5), правила внутреннего распорядка исправительных центров (ч. 1 ст. 56); правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 3 ст. 93) и др. Несмотря на общую значительную схожесть с российскими нормами, в УИК ДНР от- сутствует ряд положений, имеющих место в уголовно-исполнительном законодатель- стве Российской Федерации (например, в ст. 3, 23, 172.1 УИК РФ): нет нормы об учете положений международных договоров и рекомендаций меж- дународных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужден- ными в уголовно-исполнительном законодательстве ДНР (по всей видимости, ввиду особенностей статуса самой ДНР); не предусмотрена деятельность различных общественных организаций, осущест- вляющих общественное воздействие, в контексте исправления осужденных и содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания: попечительских советов при исправительных учреждениях, общественных наблюдательных комиссий, родительских комитетов при воспитательных колониях и т. п. (такие субъекты общественного воздей- ствия предусмотрены в УИК РФ); осужденным не предоставлена возможность обращаться с предложениями, заяв- лениями и жалобами в общественные организации (объединения), а также в межгосу- дарственные органы по защите прав и свобод человека (при этом по ч. 4 ст. 15 УИК ДНР цензуре не подлежат предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в соответствии с международными договорами ДНР в межгосу- дарственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них); не закреплено право участия общественных объединений в осуществлении обще- ственного контроля за обеспечением прав человека; не предусмотрено уведомление потерпевшего или его законного представителя об освобождении осужденного от отбывания наказания в виде лишения свободы и т. п. В отдельных случаях УИК ДНР содержит терминологию, отличающуюся от россий- ской, при в целом аналогичных подходах к регулированию и реализации даже подобных правовых институтов. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 81, ч. 2 ст. 112 УИК ДНР среди видов исправительных учреждений указаны «учреждения здравоохранения уголовно-испол- нительной системы», которые фактически представляют собой российские лечебно- профилактические учреждения, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных (ч. 8 ст. 74 УИК РФ). Таким образом, очевидно, что формирование уголовно-исполнительного законо- дательства Донецкой Народной Республики на основе российского опыта находится в начальной стадии, требует своей активизации и акцентирования внимания на ряде вопросов, недостаточно урегулированных на законодательном уровне (об учете поло- жений международных договоров и рекомендаций международных организаций по во- просам исполнения наказаний и обращения с осужденными; деятельности различных общественных формирований по общественному воздействию в контексте исправления осужденных; возможности участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека и т. п.).
References

1. Abakshina N. A. Konceptual'nyy podhod k ocenke vliyaniya motivacii trudovoy deyatel'nosti osuzhdennyh na processy trudovoy adaptacii v uchrezhdeniyah, ispolnyayuschih nakazaniya // Doneckie chteniya: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti : sb. materialov VI Mezhdunar. nauch. konf. Doneck, 2019. S. 210-212

2. Vvedenskaya V. V. Gosudarstvennaya sluzhba ispolneniya nakazaniy v Doneckoy Narodnoy Respublike: stanovlenie, administrativno-pravovoy status // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 2017. T. 7, № 5A. S. 162-178

3. Zagornaya T. O., Abakshina N. A. Organizaciya truda osuzhdennyh v sisteme adaptacii k trudovoy deyatel'nosti // Novoe v ekonomicheskoy kibernetike. 2020. № 1. S. 114-122

4. Odegova L. Yu. K voprosu o priznanii grazhdanstva Doneckoy Narodnoy Respubliki za otdel'nymi kategoriyami lic // Vestnik Instituta ekonomicheskih issledovaniy. 2018. № 4(12). S. 184-191

5. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v usloviyah stihiynogo bedstviya, vvedeniya chrezvychaynogo ili voennogo polozheniya : monografiya / I. A. Efremova, Yu. A. Kashuba, V. N. Orlov [i dr.] ; pod obsch. red. A. A. Krymova ; nauch. red. A. P. Skiby. 4-e izd., ispr. i dop. M. : Kriminologicheskaya biblioteka, 2022. 360 s

6. Skiba A. P., Maloletkina N. S. Pravovoe polozhenie osuzhdennyh voennoplennyh: postanovka problemy // Aktual'nye problemy zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noy praktiki v Respublike Kazahstan i zarubezhnyh stranah : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyaschennoy 30-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazahstan (Almaty, Universitet «Turan», 5 noyab. 2021 g.) / otv. red. L. T. Zhanuzakova, T. K. Akimzhanov, B. K. Nurgazinov. Almaty : Universitet «Turan», 2022. S. 187-191

7. Skiba A. P., Kiyko N. V. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo Rossiyskoy Federacii i Respubliki Belarus' v sluchae stihiynogo bedstviya, vvedeniya chrezvychaynogo ili voennogo polozheniya - Special'naya chast' Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa // Aktual'nye voprosy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolneniya nakazaniy: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. onlayn-seminara (Minsk, 10 apr. 2018 g.) / otv. red. N. V. Kiyko. Minsk : Akademiya MVD Respubliki Belarus', 2018. S. 74-78


Login or Create
* Forgot password?