Publication text
(PDF):
Read
Download
Уголовно-исполнительный кодекс Донецкой Народной Республики (УИК ДНР) - это нормативный правовой акт, принятый постановлением Народного Совета ДНР в виде Закона ДНР от 30 июня 2021 г. № 299-IIHC. Представляется, что его изучение, как и иных нормативных правовых актов подобных территориальных образований [1-4], крайне ак- туально в настоящее время с учетом проведения Российской Федерацией специальной военной операции по защите ДНР и Луганской Народной Республики, а также разра- ботки уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения [5-7]. УИК ДНР должен был вступить в законную силу 1 января 2022 г. Однако постановле- нием Народного Совета ДНР в виде Закона ДНР № 334-IIHC от 24 декабря 2021 г. срок его вступления в законную силу был перенесен на 1 июля 2022 г. путем изменения ч. 1 ст. 202 УИК ДНР «Заключительные и переходные положения» (перенос данного срока, по всей видимости, обусловлен сложностями военно-политической обстановки, сложив- шейся вокруг ДНР, имеющей место во время подготовки настоящей статьи в январе- феврале 2022 г.). В ч. 10 ст. 202 УИК ДНР также предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Кодекса на территории ДНР не будет применяться Уголовно-исполни- тельный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. № 1129-IV. УИК ДНР, состоящий из 203 статей, в целом аналогичен Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ). Он разделен на Общую и Особенную части, содержащие 24 и 179 статей соответственно. Общая часть включает в себя один раз- дел «Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Донецкой На- родной Республики», который разделен на три главы: «Общие положения», «Правовое положение осужденных» и «Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью». Особенная часть содержит семь разделов (2-8): «Исполнение наказаний, не связан- ных с изоляцией осужденного от общества», «Исполнение наказания в виде ареста», «Исполнение наказания в виде лишения свободы», «Исполнение наказаний в виде огра- ничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих», «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними», «Исполнение наказания в виде смертной казни» и «Контроль за условно осужденными». Раздел II включает в себя несколько глав (4-10): «Исполнение наказания в виде обя- зательных работ», «Исполнение наказания в виде штрафа», «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», «Исполнение наказания в виде исправительных работ», «Исполнение наказания в виде ограничения свободы», «Исполнение наказания в виде принудитель- ных работ», «Исполнение дополнительных видов наказаний»; раздел III - гл. 11 «По- рядок и условия исполнения наказания в виде ареста»; раздел IV - семь глав (12-18): «Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы», «Режим в испра- вительных учреждениях и средства его обеспечения», «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях», «Труд, профессиональное образование и профессио- нальное обучение осужденных к лишению свободы», «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов» и «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях»; раздел V - три главы (19-21): «Ис- полнение наказания в виде ограничения по военной службе», «Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих» и «Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части»; раздел VI - две главы (22-23): «Освобождение от отбывания наказания» и «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними»; раздел VII - гл. 24 «Исполнение наказа- ния в виде смертной казни»; раздел VIII - две главы (25-26): «Осуществление контроля за поведением условно осужденных» и «Заключительные и переходные положения». В целом структура УИК ДНР, перечень видов наказаний, подход к регулированию правового положения осужденных, отбыванию ими наказаний аналогичны УИК РФ. При этом введение в действие многих положений УИК ДНР специально отложено: гл. 8, посвященная исполнению наказания в виде ограничения свободы, - по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2025 г. (ч. 1 ст. 202 УИК ДНР); положения об исполнении наказания в виде смертной казни вводятся в действие с 1 января 2025 г. (ч. 9 ст. 202 УИК ДНР); разд. V, посвященный исполнению наказаний в виде ограничения по военной служ- бе, ареста в отношении осужденных военнослужащих и содержания в дисциплинарной воинской части, - по мере создания необходимых органов и условий для исполнения данных видов наказания, но не позднее 2025 г. (ч. 7 ст. 202 УИК ДНР); гл. 18 о реализации облегченных, льготных и строгих условий отбывания наказа- ния в виде лишения свободы в воспитательных колониях - со дня вступления в силу законодательства, регламентирующего порядок создания в воспитательных колониях облегченных, льготных и строгих условий отбывания наказания, но не позднее 2023 г. (ч. 6 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регулирующие постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, вводятся в действие со дня вступления в силу закона ДНР, опре- деляющего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ДНР, но не позднее 2023 г. (ч. 9 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регулирующие облегченные условия содержания осужденных в исправи- тельных колониях общего, строгого, особого режимов и особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, вводятся в действие со дня создания в уголовно-исполнительной системе ДНР облегченных условий содержания осужденных в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов и особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, но не позднее 2023 г. (ч. 3 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регулирующие строгий режим содержания осужденных в тюрьмах и их пе- ревод в строгий режим содержания, вводятся в действие со дня создания в уголовно- исполнительной системе ДНР строгого вида режима в тюрьмах, но не позднее 2023 г. (ч. 4 ст. 202 УИК ДНР); нормы, регламентирующие правовой статус лечебных исправительных учрежде- ний, вводятся в действие со дня вступления в силу законодательства, но не позднее 2023 г. (ч. 5 ст. 202 УИК ДНР) и пр. Кроме того, в соответствии со ст. 203 УИК ДНР Правительству ДНР в течение шести месяцев со дня введения в действие данного нормативно-правового акта следует: при- вести свои нормативные правовые акты в соответствие с УИК ДНР и принять норматив- ные правовые акты, предусмотренные Кодексом; обеспечить приведение нормативных правовых актов других органов исполнительной власти ДНР в соответствие с УИК ДНР, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных Кодексом. Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере юстиции, необходимо разработать и направить на утверждение Правительству ДНР проекты нормативных правовых актов, предусмотренных УИК ДНР, а также издать нормативные правовые акты, предусмотренные УИК ДНР. Среди нормативных правовых актов, которые должны быть дополнительно приня- ты, уголовно-исполнительный закон ДНР называет: правила отбывания уголовных на- казаний осужденными военнослужащими (ч. 1 ст. 5), правила внутреннего распорядка исправительных центров (ч. 1 ст. 56); правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 3 ст. 93) и др. Несмотря на общую значительную схожесть с российскими нормами, в УИК ДНР от- сутствует ряд положений, имеющих место в уголовно-исполнительном законодатель- стве Российской Федерации (например, в ст. 3, 23, 172.1 УИК РФ): нет нормы об учете положений международных договоров и рекомендаций меж- дународных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужден- ными в уголовно-исполнительном законодательстве ДНР (по всей видимости, ввиду особенностей статуса самой ДНР); не предусмотрена деятельность различных общественных организаций, осущест- вляющих общественное воздействие, в контексте исправления осужденных и содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания: попечительских советов при исправительных учреждениях, общественных наблюдательных комиссий, родительских комитетов при воспитательных колониях и т. п. (такие субъекты общественного воздей- ствия предусмотрены в УИК РФ); осужденным не предоставлена возможность обращаться с предложениями, заяв- лениями и жалобами в общественные организации (объединения), а также в межгосу- дарственные органы по защите прав и свобод человека (при этом по ч. 4 ст. 15 УИК ДНР цензуре не подлежат предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в соответствии с международными договорами ДНР в межгосу- дарственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них); не закреплено право участия общественных объединений в осуществлении обще- ственного контроля за обеспечением прав человека; не предусмотрено уведомление потерпевшего или его законного представителя об освобождении осужденного от отбывания наказания в виде лишения свободы и т. п. В отдельных случаях УИК ДНР содержит терминологию, отличающуюся от россий- ской, при в целом аналогичных подходах к регулированию и реализации даже подобных правовых институтов. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 81, ч. 2 ст. 112 УИК ДНР среди видов исправительных учреждений указаны «учреждения здравоохранения уголовно-испол- нительной системы», которые фактически представляют собой российские лечебно- профилактические учреждения, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных (ч. 8 ст. 74 УИК РФ). Таким образом, очевидно, что формирование уголовно-исполнительного законо- дательства Донецкой Народной Республики на основе российского опыта находится в начальной стадии, требует своей активизации и акцентирования внимания на ряде вопросов, недостаточно урегулированных на законодательном уровне (об учете поло- жений международных договоров и рекомендаций международных организаций по во- просам исполнения наказаний и обращения с осужденными; деятельности различных общественных формирований по общественному воздействию в контексте исправления осужденных; возможности участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека и т. п.).