THE RIGHT OF CONVICTS TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE: CONCEPT AND CONTENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the social purpose, essence and content of the convicts’ right to health protection and medical care based on the analysis of international acts, norms of the constitutional and penal law, as well as the legislation of the Russian Federation in the field of healthcare. The shortcomings of its legal regulation are revealed, proposals for improving the penal legislation are given, a classification of the rights of convicts is proposed. According to the author, the wording given by the legislator in Part 6 of Article 12 of the Criminal Code of the Russian Federation has shortcomings and significantly narrows the content of the right in question. Taking into account the specifics of the two independent concepts of “health protection” and “medical care”, a new version is proposed and a definition is formulated that reveals the concept of the right of convicts to health protection and medical care.

Keywords:
prava cheloveka, obschepriznannye principy i normy mezhdunarodnogo prava, pravo na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomosch', pravovoe polozhenie osuzhdennyh, ispravitel'nye uchrezhdeniya
Text
Publication text (PDF): Read Download

События Второй мировой войны побудили государства и народы проявить большую заботу о правовой и социальной защите прав и основных свобод человека. Профессор Х. Лаутерпахт, один из наиболее видных юристов того времени, подчеркивал необхо- димость принятия международного билля о правах человека [1, с. 33]. Именно в этот период человечество окончательно признало права человека одной из глобальных проблем современности, что оказало большое влияние на содержание Устава ООН, а также на принятие большого количества международных актов, регулирующих различ- ные гуманитарные стороны этого вопроса. Международный и национальный механизмы защиты прав человека - важнейшее демократическое достижение человечества. В современном правовом государстве в качестве высшей ценности выступает человек. Даже задачи защиты общества от пре- ступных посягательств должны строиться с учетом принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Как отмечает профессор В. В. Лунеев, если цель системы уголовной юстиции состоит в контроле над преступностью, то соблюдение прав личности является одним из важнейших средств его достижения [2, с. 34]. Нельзя пренебрегать правами личности и в уголовно-исполнительной сфере. Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно- исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманиз- ма, уважения прав человека. Однако Конституция РФ и иные нормативные правовые акты (например, ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции») в качестве принципа закрепляют не только уважение, но и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поскольку сам термин «уважение» означает признание досто- инств личности, а «соблюдение» - реализацию прав и свобод человека и гражданина, то именно такая формулировка представляется более точной. Полагаем, что принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина должен быть закреплен в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), что соответствует конституционным предписаниям. Положения ст. 2 Конституции РФ, провозглашающие человека, его права и свободы высшей ценностью, устанавливают обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. В юридической литературе соотношение понятий «право» и «свобода» чаще всего рассматривается в качестве синонимов. По мнению ряда ученых, например В. Н. Кудрявцева, И. Л. Петрухина, В. В. Лазарева, право является мерой (границами, рамками, масштабом) свободы [3, с. 18]. Нередко термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат [4, с. 121]. В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и га- рантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до- говоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Многие международные рекомендации нашли отражение и в уголовно-исполнительном законо- дательстве Российской Федерации. Так, в ст. 3 УИК РФ подчеркивается, что уголовно- исполнительное законодательство и практика его применения основываются на Кон- ституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и между- народных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы государства, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, выра- женных в ряде его решений (постановления от 3 мая 1995 г. № 4-П, от 15 января 1999 г. № 1-П, от 25 апреля 2001 г. № 6-П, от 20 апреля 2006 г. № 4-П; определения от 15 фев- раля 2005 г. № 17-О, от 1 марта 2010 г. № 323-О-О и др.), утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности (ч. 1 ст. 21) как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждае- мых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; поскольку ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, постольку никто не мо- жет быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав и свобод. В теории права достоинство рассматривается как неотъемлемое качество любого человека, независимое от воли других людей; субъективная самооценка индивидом собственных биологических, нравственных, этических, социальных, профессиональных, иных качеств в сравнении с аналогичными качествами других людей; общественная оценка личностных качеств индивида на фоне устоявшихся стандартов человеческого общежития в конкретном обществе и государстве [5, с. 44]. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно- исполнительным законодательством Российской Федерации, то согласно ч. 2 ст. 3 УИК РФ применяются правила международного договора. Следует отметить, что по своей юридической силе международные акты носят различный характер. Конвенции, подлежащие подписанию и ратификации государствами-членами, обязательны для вы- полнения. Рекомендации об обращении с осужденными имеют обязательный характер только в части сформулированных в них основных принципов, но служат ориентиром для совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики. Поскольку реализация норм-принципов по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными не может зависеть от наличия социально-экономических возможностей, нельзя, на наш взгляд, согласиться с законодательным определением ч. 4 ст. 3 УИК РФ. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и при- менение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Развивая данную конституционную норму, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в качестве задач определяет охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 17 Консти- туции РФ основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения. Именно основные права и свободы составляют общий правовой статус человека и гражданина. Правовое положение осужденных базируется на международных актах: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Минимальных стандартных правилах обращения с заклю- ченными (1955 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин- ство видов обращения и наказания (1984 г.) и др. По аналогии с гл. 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина, гл. 2 УИК РФ регулирует правовое положение осужденных. Согласно ст. 10 УИК РФ, устанавливающей основы правового положения осужденных, Российская Фе- дерация не только уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужден- ных, но и обеспечивает в процессе исполнения уголовных наказаний законность при- менения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность этих лиц. Осужденным также гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнитель- ным и иным законодательством Российской Федерации, что следует из самой сути уго- ловного наказания. При исполнении наказаний осужденные не освобождаются от сво- их гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. В теории конституционного права принято выделять три вида правового статуса личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус определен- ной категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального статуса. Отличительной чертой правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан Российской Федерации и характеризуется на- личием определенного перечня прав, законных интересов и обязанностей. В рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение об- щих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Правовое положение (статус) осужденных следует рассматривать в качестве межотраслевого правового института. При доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все боль- ше отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, гражданского, семейного, административного и иных. Таким образом, правовой статус осужденных выступает комплексным, межотраслевым правовым институтом и представляет собой урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания [6, с. 21]. Кроме специального статуса, принято выде- лять индивидуальный статус осужденных, который представляет собой совокупность персонифицированных прав, законных интересов и обязанностей осужденных во вре- мя отбывания уголовного наказания. При отбывании одного и того же вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус в зависимости, например, от пола, возраста, состояния здоровья и других критериев. В настоящее время в УИК РФ должным образом не урегулировано правовое поло- жение осужденных, имеющих заболевания [7, с. 95-101]. Вид заболевания и другие ин- дивидуальные характеристики осужденных не всегда учитываются законодателем при определении режимных требований (исключение составляют ч. 4 ст. 130 и ч. 7 ст. 117 УИК РФ), а также при применении иных средств исправления осужденных (исключение составляют ч. 1 ст. 103 и ч. 2 ст. 106 УИК РФ). Права осужденных являются самостоятельным элементом правового статуса осу- жденных, характеристику которого определяют социальное назначение, сущность и содержание. Социальное значение прав осужденных связано с развитием их лично- сти и направлено на их исправление, поскольку процесс ресоциализации осужденных включает в себя не только повышение культурного и образовательного уровня, ней- трализацию негативных социально-психологических явлений, связанных с условиями изоляции, но и реализацию прав и законных интересов осужденных, в первую очередь права на охрану здоровья. Реализация данного права осужденными (особенно это важно в исправительных центрах и исправительных учреждениях) обеспечивает эпидемиоло- гическую безопасность государства, снижает риски заболеваемости среди персонала и членов их семей, а также общества в целом инфекционными заболеваниями, самым распространенным среди которых является туберкулез. Суть прав (их принято считать субъективными правами) заключается в том, что осу- жденному предоставляется возможность определенного поведения или пользования социальными благами, которые закреплены в законе и гарантированы государством; их реализация не связана с выполнением каких-либо условий; они порождают корреспон- дирующие обязанности у других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (прежде всего у администрации учреждений и органов, исполняющих наказания); в слу- чае нарушения должны быть восстановлены в соответствии с законом. Обеспечение прав осужденных представляет собой важный показатель законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Пределы реализации прав осужденных заключаются в том, что они не должны нарушать порядок и условия испол- нения (отбывания) наказаний, а также ущемлять права и законные интересы других лиц. Конституционно-правовая наука не выработала единого подхода к классификации прав и свобод, закрепленных в Основном Законе государства. Традиционно выделяют две основные группы: естественные права человека и позитивные права граждан. Есте- ственные права человека в юридической литературе часто называют неотчуждаемыми. В силу неотчуждаемости естественные права не могут быть отделены от их носителя - человека, они принадлежат ему от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государственной властью. К естественным правам человека обычно относят право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего, право на свободу и достоинство личности, на личную неприкосновенность. Некоторые ученые, например Н. С. Малеин, к этой категории относят и право на охрану здоровья, что нам представляется спор- ным [3, с. 8]. Естественные права человека возникают с момента рождения; они неот- чуждаемы и неотъемлемы; выражают наиболее существенные возможности развития человека; имеют непосредственный и объективный характер реализации. Эти основ- ные признаки позволяют отделять естественные права от других субъективных прав. Права гражданина - это права человека как члена политического сообщества, они предоставляются государством и могут быть им ограничены. Однако такое различие имеет больше исторический и философский характер, поскольку естественные права также закреплены в Конституции РФ, гарантируются государством и могут быть огра- ничены. В то же время следует отметить, что условия изоляции, в которых находят- ся осужденные, не влияют на полноту и содержание этих конституционных прав, они обусловливают лишь особенности их реализации, предусмотренные уголовно-ис- полнительным и иным законодательством. Другое деление конституционных прав на группы основано на различиях сфер жизни общества, характере отношений. По такому критерию принято выделять личные, социально-экономические, политические и куль- турные права. Иногда социальные и экономические права относят к разным группам [8, с. 90-92]. Любая классификация в определенной мере условна и имеет исключи- тельно доктринальный характер. Среди ученых нет единого мнения и относительно классификации прав осужденных. Например, В. Н. Белик выделяет конституционные права и свободы, не подверженные каким-либо изменениям и равные правам обычных граждан (право на жизнь, досто- инство); группу специальных прав и свобод осужденных (конституционных и отрасле- вых), реализация которых имеет определенные особенности (право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления) и специальные права и свободы, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством (право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание и др.) [9, с. 86-87]. Т. Ф. Минязева, придерживаясь конституционной классификации, выделяет личные права и свободы, политические права и свободы, социально-эконо- мические права и свободы и иные конституционные права осужденных [10]. Т. А. Хме- левская, анализируя правовое положение осужденных в России, рассматривает их конституционные, гражданские, основные и специальные права [11, с. 16]. С. А. Борсу- ченко выделяет общие и специальные права осужденных. К общим правам осужден- ных, по его мнению, относятся конституционные и те отраслевые права, обладание которыми не связано со специальным правовым статусом (например, право частной собственности, наследования и т. п.). Специальные права возникают у осужденных во время отбывания наказания и регламентируются уголовно-исполнительным законо- дательством [12, с. 61]. На наш взгляд, с учетом Конституции РФ, а также отраслевого законодательства необходимо выделять следующие права осужденных: конституционные, общеграж- данские - закреплены в гражданском, семейном, трудовом и ином российском зако- нодательстве; основные - предусмотрены в ст. 12 УИК РФ и распространяются на все категории осужденных независимо от вида наказания; специальные - закреплены в Особенной части УИК РФ, ими наделяются осужденные при отбывании конкретного вида наказания. У такой классификации тоже есть недостатки, поскольку некоторые права, в частности право на охрану здоровья, относится как к конституционным правам осужденных, так и к основным. Здоровье является высшим благом человека, без которого многие другие блага обесцениваются. Право на охрану здоровья неразрывно связано с естественным (лич- ным) правом каждого человека на жизнь. Однако данное право имеет не только личный (индивидуальный), но и социальный характер, что обязывает государство принимать все необходимые меры по его обеспечению, учитывая публичные интересы. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь рассматривается как базовая основа в систе- ме социально-экономических прав. Эти понятия хоть и разделены, но неразрывно свя- заны между собой и дополняют друг друга, представляя сложную правовую категорию [13, с. 51-54]. Осужденные лица наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ. Пра- во на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специали- зированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, закреплено в ч. 6 ст. 12 УИК РФ. На наш взгляд, такая формулировка имеет недостатки и существенно сужает содержа- ние этого права с учетом специфики двух самостоятельных понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь». Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граж- дан в Российской Федерации», который является базовым в сфере здравоохранения, определяет охрану здоровья граждан как систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпи- демического (профилактического), характера. Медицинская помощь - это комплекс ме- роприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, включая предоставление медицинских услуг. К видам медицинской помощи Федеральный закон относит: первичную медико-санитарную помощь; специализированную, в том числе вы- сокотехнологичную, медицинскую помощь; скорую, в том числе скорую специализиро- ванную, медицинскую помощь; паллиативную медицинскую помощь. Формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболе- ваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболе- ваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилак- тических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угро- зой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Статья 26 названного Федерального закона закрепляет права лиц, находящихся в местах принудительной изоляции и отбывающих наказание в виде ограничения свобо- ды, на получение медицинской помощи. Международные стандарты под охраной здоровья осужденных понимают надлежа- щие условия содержания в условиях изоляции, включая сбалансированное питание, доступ к чистой питьевой воде и свежему воздуху, достаточное пространство для про- живания, соблюдение санитарно-гигиенических условий, в том числе чистоту, уборку, отопление и вентиляцию помещений, их естественное и искусственное освещение, одежду, постельные принадлежности, предметы первой необходимости и гигиены, воз- можность прогулок и доступа к условиям, необходимым для формирования здорового образа жизни, своевременное обеспечение профилактических, лечебных и реабили- тационных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Для оказания осужденным медицинской помощи в исправительных учреждениях созданы лечебно-профилактические учреждения (больницы общего профиля, специ- ализированные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК РФ). При невозможности оказания медицинской помощи в учреждени- ях уголовно-исполнительной системы осужденные к лишению свободы имеют право на ее получение в медицинских организациях государственной и муниципальной си- стемы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций вра- чей-специалистов указанных медицинских организаций за счет бюджетных средств (ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Таким образом, понятие «охрана здоровья» по объему является более широким, чем «медицинская помощь», но эти категории взаимообусловливают друг друга и в качестве двух самостоятельных частей должны составлять право осужденных. В связи с этим предлагаем ч. 6 ст. 12 УИК РФ изложить в следующей редакции: «Осужденные имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая надлежащие условия со- держания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также получение всех видов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Феде- рации, в соответствии с медицинским заключением». Право осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к основным правам осужденных, то есть им наделяются все категории осужденных независимо от особенностей правового статуса. Основные права осужденных базируются на их специ- альных правах и обеспечиваются повышенной правовой защитой. Охрана и правовая защита данного конституционного права - одна из важнейших функций государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на охрану здоровья, и это право является одним из приоритетных в системе конституционных прав граждан. Однако наиболее остро вопрос реализации данного права возникает в условиях изо- ляции при отбывании наказания в виде принудительных работ и лишения свободы. Как известно, условия изоляции сами по себе негативно влияют на психическое и физиче- ское здоровье человека, а при организации лечебно-профилактической и санитарно- профилактической помощи в исправительных центрах и исправительных учреждениях необходимо соблюдать требования режима в соответствии с правилами внутреннего рас- порядка этих учреждений. В период содержания осужденных в учреждениях уголовно- исполнительной системы договор о добровольном медицинском страховании с ними расторгается (ч. 6 ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Закон обязывает администрацию исправительных учреждений выполнять установ- ленные санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, обеспечива- ющие охрану здоровья осужденных. Администрация несет ответственность за их вы- полнение (ч. 3 ст. 101 УИК РФ). Ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России. В то же время следует отметить, что для боль- ных осужденных, которым по медицинским показаниям назначен обязательный курс лечения, его прохождение является не правом, а обязанностью, что следует из ст. 18 УИК РФ и должно быть закреплено в ст. 11 УИК РФ. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь тесно связано с такими права- ми осужденных, как право на получение психологической помощи, на личную безо- пасность, в местах лишения свободы это право на прогулку, материально-бытовое обеспечение. Таким образом, под правом осужденных на охрану здоровья и меди- цинскую помощь следует понимать систему мер и законодательно установленных гарантий (правомочий), направленных на поддержание и (или) восстановление здо- ровья лиц в период отбывания наказания путем проведения профилактических, ле- чебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, а также предоставления медицинских услуг.
References

1. Lauterpacht, H. 1950, International law and Human Rights, Stevens & Sons Limited, London

2. Luneev V. V. Epoha globalizacii i prestupnost' : monografiya. M. : Norma, 2019. 272 s

3. Meretukov G. M. Konstitucionnye prava osuzhdennyh k lisheniyu svobody: teoreticheskie i istoriko-pravovye aspekty. Krasnodar : KubGAU, 2011. 183 s

4. Shahray S. M., Klishas A. A. Konstitucionnoe pravo Rossiyskoy Federacii. M. : OLMA Media Grupp, 2011. 734 s

5. Bokov Yu. A., Mezina O. N. Pravo na chelovecheskoe dostoinstvo // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2005. № 1. S. 43-45

6. Minyazeva T. F. Pravovoy status lichnosti osuzhdennyh v Rossiyskoy Federacii. M. : Norma, 2001. 306 s

7. Skiba A. P., Rodionov A. V., Maloletkina N. S. Sredstva ispravleniya osuzhdennyh i ih individual'nye osobennosti: nekotorye teoreticheskie i pravovye problemy vzaimosvyazi // Soyuz kriminalistov i kriminologov. 2020. № 2. S. 95-101

8. Krikunova A. A. Social'nye prava cheloveka: ponyatie, sistema i yuridicheskaya priroda // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. 2009. № 4. S. 90-92

9. Belik V. N. O pravovom statuse lic, osuzhdennyh k nakazaniyu vide lisheniya svobody // Zakony Rossii. 2010. № 1. S. 86-87

10. Minyazeva T. F Problemy pravovogo statusa lichnosti osuzhdennyh v Rossiyskoy Federacii : dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2001. 389 s

11. Hmelevskaya T. A. Pravovoe polozhenie osuzhdennyh v Rossii : ucheb. posobie. Orenburg : Orenburgskiy institut (filial) Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA), 2018. 71 s

12. Borsuchenko S. A. Kontrol' rossiyskogo ombudsmena v penitenciarnoy sfere: pravovye i organizacionnye aspekty : ucheb. posobie. M. : GOU VPO RPA Minyusta Rossii, 2007. 139 s

13. Bannikova I. G. Pravo na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomosch': soderzhanie i istoricheskaya retrospektiva // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2(6). S. 51-54


Login or Create
* Forgot password?