METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE APPLICATION OF INCENTIVE MEASURES TO CONVICTS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT: PROMISING AREAS OF DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article defines and reveals the main features of conditional release systems used in European countries, identifies their advantages and disadvantages, analyzes the directions of legislative adjustment and prospects for the development of the institute of parole, taking into account the European recommendations on parole, assesses the possibility of introducing best practices of conditional release from punishment of foreign states in Russia. An analysis of the legislation of individual European states revealed the presence of certain problems: the lack of clear criteria for granting parole, the presence of discrepancies between the decisions of various subjects when several bodies are called upon to make a decision on parole; difficulties in assessing the probability of recidivism of persons released from penitentiary institutions and enterprises. In many European countries, for a number of years there has been a tendency to reduce the use of conditional release, taking into account socio-economic reasons, changes in the structure of the prison population, as well as competition from non- individualized measures to reduce the prison population. Based on the analysis, some ideas are put forward regarding the prospects for the development of the system of conditional early release of convicts from serving their sentences in Russia.

Keywords:
uslovnoe osvobozhdenie, dosrochnoe osvobozhdenie, diskrecionnaya sistema, obyazatel'naya sistema, kriterii osvobozhdeniya, mery nadzora za osvobozhdaemymi, ispytatel'nyy srok, individualizaciya nakazaniya
Text
Publication text (PDF): Read Download

В соответствии с Рекомендациями Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении» (от 24 сентября 2003 г.) условное освобождение следует рассматривать как одну из наиболее эффективных и кон- структивных мер, направленных на сокращение продолжительности срока лишения свободы и в значительной степени способствующих запланированной реинтеграции правонарушителя в общество. В рекомендациях отмечается, что в целях поощрения и расширения использования условно-досрочного освобождения в обществе должны быть созданы наилучшие условия для поддержки и помощи правонарушителю и для надзора за ним с целью привлечения судебных органов или иных компетентных орга- нов к рассмотрению этой меры в качестве допустимого и результативного варианта. В рекомендациях также указывается, что условно-досрочное освобождение должно применяться с учетом конкретных обстоятельств дела и соответствовать принципам справедливости и законности. Программы исправления в местах лишения свободы, а также мониторинга и коррекции после освобождения должны разрабатываться и осуществляться таким образом, чтобы способствовать реинтеграции правонарушите- лей, снижать рецидив, обеспечивать безопасность и защиту населения и побуждать судей и прокуроров учитывать меры, направленные на сокращение реального срока отбывания наказания, а также санкции и меры, применяемые в обществе, как кон- структивные и эффективные. Рассматриваемый международный правовой документ появился в результате поиска способов сокращения количества осужденных в пенитенциарных учреждениях, так как на определенном этапе в ряде европейских государств наблюдалась тенденция роста тюремного населения. Николя Фриз, глава Французской лиги прав человека, сформули- ровал это словами «меньше, но лучше», что означает сокращение сроков содержания в местах лишения свободы, но лучшие условия содержания (лучшие общие условия, более строгое соблюдение прав человека, поддержание семейных связей, развитие профессиональной деятельности и обучение, культурные мероприятия, медико-соци- альная помощь, когда это необходимо, и т. д.), а также более тщательный надзор в от- крытой среде после освобождения, сопровождаемый более эффективными проверками и назначением дополнительных ограничений при необходимости [1, с. 3]. В зарубежных государствах существуют разные системы условно-досрочного освобождения. Выделяют дискреционную модель и модель обязательного (автома- тического) освобождения, имеются и другие системы, включающие в себя элементы первых двух систем, которые можно сгруппировать в третью категорию - смешан- ные модели. Дискреционная модель. Система дискреционного освобождения существует в большинстве европейских стран. Например, во Франции впервые осужденные могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение по отбытии 1/2 срока наказания, в то время как рецидивисты могут претендовать на досрочное освобождение по отбытии 2/3 срока наказания. Освобождение осуществляется судьей по исполнению приговора (JAP), наблюдение - консультантом по вопросам интеграции и пробации (CIP). Главной чертой рассматриваемой системы освобождения является индивидуальный подход. В дискреционных системах индивидуализация решения осуществляется, как мини- мум, на трех уровнях: - решение об условно-досрочном освобождении: заключенный, приговоренный к отбыванию наказания, может быть без права на условно-досрочное освобождение (освобождение по истечении срока наказания); решение об условно-досрочном освобождении может быть принято после отбы- тия минимального срока лишения свободы (который определяется законодательством в абсолютном выражении и / или в виде части срока наказания); индивидуализация при выборе условий (обязательств), которые будут применены к осужденному после его освобождения в период надзора. Европейские страны, в которых применяется дискреционная система, в течение ряда лет часто сталкивались с сокращением числа случаев условно-досрочного освобожде- ния. Был выявлен ряд причин этого, в числе которых: плохая осведомленность общественности о вопросах исполнения наказаний. Не- редко меры досрочного освобождения рассматриваются как проявление судебного бессилия; социально-экономические причины. Есть условия, необходимые для досрочного освобождения, которые недоступны для населения, появляются трудности в поиске жилья и работы после освобождения; изменение структуры контингента заключенных в зависимости от характера пре- ступления (увеличение числа заключенных за сексуальное насилие или торговлю нар- котиками). Освобождение таких осужденных может иметь серьезные последствия с точки зрения предупреждения рецидива; конкуренция со стороны неиндивидуализированных мер по сокращению тюремного населения - амнистий и / или мер коллективного помилования [1, с. 6]. Модель обязательного (автоматического) освобождения - когда минимальный срок для досрочного освобождения зафиксирован в законодательстве и субъект, принимаю- щий решение об освобождении, должен освободить осужденного по отбытии указанного в законе срока. Обязательная система освобождения (предусматривающая фиксиро- ванный срок, установленный законом) существует, например, в Швеции с 1998 г. Заклю- ченные, отбывающие лишение свободы, должны быть освобождены условно-досрочно после отбытия двух третей срока наказания (с минимум одним месяцем содержания под стражей). Условно-досрочное освобождение может быть отсрочено на определенное количество дней в качестве дисциплинарного взыскания. В данной системе освобождения индивидуализация осуществляется только на третьем уровне - при выборе условий после освобождения. При этом сторонники этой системы настаивают на сложности определения научных критериев для предоставления условно- го освобождения. Во избежание произвола и большого разнообразия решений в зависи- мости от субъективизма лиц, которые принимают соответствующие решения, некоторые предлагают применять единые условия ко всем освобождаемым. При этом все внимание должно быть обращено на персонификацию надзора (меры контроля и помощи), а также на условия, которые должен соблюдать заключенный после освобождения из тюрьмы. Эти условия должны быть минимально необходимыми. В некоторых случаях, с учетом индивидуального подхода, освобождение будет происходить без какого-либо надзора. Смешанная система условно-досрочного освобождения. Наряду с перечисленны- ми двумя системами в последние годы в Европе разрабатываются смешанные системы, которые сочетают дискреционную систему для длительных сроков лишения свободы и установленную законом обязательную (автоматическую) систему освобождения для коротких сроков лишения свободы. Так, в Англии и Уэльсе в 1991 г. была введена си- стема, предусматривающая установленное законом освобождение при приговорах со сроками менее четырех лет с возможностью надзора, дискреционная система сохра- няется для приговоров со сроками свыше четырех лет. Исследование, проводимое учеными при разработке Рекомендаций Комитета Ми- нистров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении», выявило следующие недостатки обеих систем условного освобождения. Так, для дискреционных систем определяют следующие потенциальные недостатки: отсутствуют четкие критерии предоставления условно-досрочного освобождения, что делает процесс принятия решений неустойчивым; существуют расхождения между решениями различных субъектов, когда несколько органов призваны принять решение об условно-досрочном освобождении (например, во Франции); оценка вероятности рецидива, проведенная без помощи специализированных на- учных инструментов, недостаточно надежна; неопределенность в отношении даты освобождения затрудняет принятие практи- ческих мер в ожидании этого. Указанные факторы могут подорвать доверие к системе, а также снизить мотивацию заключенных к сотрудничеству и соблюдению условий и требований в пенитенциарных учреждениях. Что касается обязательных (автоматических) систем освобождения, то выделяют следующие недостатки: точное знание даты условно-досрочного освобождения, по мнению некоторых французских ученых, может снизить мотивацию заключенных к участию в курсах и про- граммах, разработанных для того, чтобы они не совершали повторных преступлений; невозможность отсрочки условно-досрочного освобождения может привести к заметному росту правонарушений со стороны лиц, подлежащих данному виду осво- бождения; возможность автоматического освобождения нередко приводит к тому, что судеб- ные органы назначают более длительные сроки тюремного заключения. Учитывая выявленные недостатки обеих систем, в европейские рекомендации были внесены следующие важные положения: критерии, необходимые для освобождения заключенного, должны быть очевид- ными и ясными, при этом они должны быть реалистичны, то есть учитывать личность заключенного, социальную и экономическую ситуацию и доступность программ ресо- циализации; отсутствие возможностей для работы после освобождения не должно являться основанием для отказа или отсрочки условно-досрочного освобождения. Государствен- ные органы должны попытаться найти другие виды деятельности для заключенного; отсутствие постоянного жилища не должно являться основанием для отказа или отсрочки условно-досрочного освобождения, в таких случаях заключенному должно быть предоставлено временное жилище; критерии для условно-досрочного освобождения должны применяться таким об- разом, чтобы могли быть освобождены условно-досрочно все заключенные, которые соответствуют минимальному уровню безопасности и могут стать законопослушными гражданами. Однако анализ законодательства ряда европейских государств свидетельствует о том, что подобные положения пока не реализованы в полной мере, имеются проблемы в законодательной регламентации и реализации института условного освобождения осужденных от отбывания наказания. Так, во Франции в настоящее время в порядке применения ст. 729 Уголовно-процессуального кодекса условно-досрочное освобождение может быть предоставлено осужденным, отбывшим не менее половины срока на- казания. Преступники-рецидивисты могут быть освобождены только в том случае, если они отбыли не менее двух третей своего срока. Лица, приговоренные к пожизненному заключению, могут претендовать на условно-досрочное освобождение только после 15 лет содержания под стражей, в то время как лица, приговоренные к лишению свободы в сочетании с периодом безопасности, должны дождаться истечения этого срока (чаще всего 18 лет), чтобы просить об освобождении условно-досрочно. Статья 729 Уголовно- процессуального кодекса Франции также предусматривает, что осужденные могут быть освобождены условно-досрочно, только если они продемонстрируют серьезные усилия по социальной реабилитации, в частности, когда они занимаются профессиональной деятельностью, либо посещают учебное заведение, либо проходят профессиональное обучение, стажировку или временно работают с целью социальной интеграции, или известно об их существенном участии в семейной жизни, или о необходимости пройти курс лечения, или об их усилиях по выплате компенсации своим жертвам. В зависимости от ситуации решение об условно-досрочном освобождении принима- ется судьей по исполнению наказаний или судом по исполнению наказаний. Судья по исполнению наказаний обладает юрисдикцией, если продолжительность вынесенного приговора не превышает 10 лет или если оставшийся срок наказания меньше или ра- вен 3 годам. В остальных случаях условно-досрочное освобождение назначается судом по исполнению приговора. Решение выносится после консультации с представителем тюремной администрации после состязательных прений в зале совета, в ходе которых судья или суд, выносящий приговор, заслушивает представления прокурора и замечания осужденного, а также, где это необходимо, его адвоката. Судья по исполнению приго- вора может предоставить условно-досрочное освобождение без проведения состяза- тельного слушания при наличии согласия прокурора и осужденного или его адвоката. Решение об условно-досрочном освобождении может быть обжаловано осужденным или прокурором в течение 10 дней после его получения. В соответствии с Уголовным кодексом Франции условно-досрочное освобождение сопровождается контрольными мероприятиями, соблюдение которых является обязательным во время испытательно- го срока: одни, общеправовые, распространяются на всех лиц, получивших условно- досрочное освобождение, другие - зависят от конкретного положения осужденного. Меры контроля по общему правилу направлены на облегчение наблюдения за соответ- ствующим лицом и проверку его исправления тюремной службой интеграции и пробации. Они касаются, в частности, занятости, проживания и поездок. Кроме того, у осужден- ного может быть обязанность проживать в определенном месте, заниматься профес- сиональной деятельностью или проходить обучение, медицинские осмотры, лечение, в том числе в условиях госпитализации, участвовать в семейных расходах или опла- те алиментов, возмещении причиненного ущерба и др. Судья также может запретить ему управлять определенными транспортными средствами, посещать определенные места, вступать в отношения с определенными людьми, в частности с потерпевшим, делать ставки, а также иметь или носить оружие. Лица, осужденные за преступления или проступки, связанные с умышленным посягательством на жизнь, сексуальным по- сягательством или посягательством сексуального характера, должны воздерживаться от распространения любых произведений или аудиовизуальных произведений, авто- ром или соавтором которых они являются и которые полностью или частично связаны с совершенным преступлением, и а также от любого публичного вмешательства, свя- занного с этим правонарушением. Продолжительность испытательного срока определяется в решении об условно- досрочном освобождении. В основном он равен сроку оставшегося отбывания наказа- ния, но может превышать его не более чем на 1 год. Для приговоренных к пожизненно- му заключению испытательный срок составляет от 5 до 10 лет. Кроме того, суд по ис- полнению приговора может назначить испытательный срок без ограничения срока для осужденных к пожизненному лишению свободы, совмещенному с бессрочным тюрем- ным заключением. Решение об условно-досрочном освобождении может быть отме- нено судьей или судом, осуществляющим исполнение наказаний, в случае нарушения установленных в нем условий, несоблюдения мер, содержащихся в нем, заведомого совершения нового проступка или получения новой судимости. Положения законодательства и решения, касающиеся практики применения условного освобождения, неоднократно подвергались обсуждениям и критике. Во многих государ- ствах Европы в последние годы осуществлялась реформа законодательства в рассма- триваемой сфере. В основном изменения касались усиления индивидуализации решений об условно-досрочном освобождении, а также обобщения испытательного срока. Индивидуализация решений об условно-досрочном освобождении. Как правило, решение об условно-досрочном освобождении является результатом оценки положе- ния и поведения заинтересованного лица (осужденного). Оценке подлежат следующие обстоятельства: поведение в тюрьме, судимость, обстоятельства преступления, послу- жившего основанием для заключения, искренность раскаяния, вероятность рецидива и пр. Учитываются все эти обстоятельства. Указанные условия отсутствуют в тех странах, где применяется система обязатель- ного (автоматического) условно-досрочного освобождения. Например, в Нидерландах от заключенного не требуется никаких условий, их освобождение в середине срока про- исходит автоматически, за исключением некоторых особых случаев. В Англии и Уэльсе Совет по условно-досрочному освобождению оценивает риски, которые представляет для общества освобождение, только для определенных заключенных: кто был приго- ворен к пожизненному заключению, кто совершил сексуальное преступление или иное насильственное преступление и кого суд считает потенциальными рецидивистами. Во всех остальных случаях условно-досрочное освобождение предоставляется после от- бытия необходимого минимального наказания. Следует подчеркнуть, что эта ситуация возникла недавно в результате принятия Закона об уголовном правосудии 2003 г., ко- торый внес поправки в английскую систему условно-досрочного освобождения и огра- ничил возможности автоматического освобождения. Ранее все заключенные, отбывав- шие наказание в виде лишения свободы менее 4 лет, автоматически освобождались по истечении указанного в законе срока наказания. Таким образом, недавняя английская реформа ограничила область применения модели обязательного освобождения. Обобщение испытательного срока. Условно-досрочное освобождение сопровожда- ется испытательным сроком, в течение которого лицо должно выполнять определенные обязательства, в противном случае оно рискует оказаться в заключении. Например, английский Закон об уголовном правосудии 2003 г. ввел испытательный срок для тех, кто приговорен к тюремному заключению на срок менее 1 года (хотя до этого в законо- дательстве данного государства испытательный срок для такой категории осужденных отсутствовал). В Нидерландах окончательность освобождения связана с выполнением определенных условий в течение определенного периода. Наблюдается тенденция к учету мнения и положения потерпевших. Так, после ре- формы 2003 г. Уголовный кодекс Испании ставит условно-досрочное освобождение в зависимость от того факта, что осужденный выполнил свои гражданские обязательства после совершения преступления (реституция украденного имущества, компенсация ущерба и т. д.). В Бельгии специальные комиссии, которые в настоящее время прини- мают решения об условно-досрочном освобождении, заслушивают потерпевшего, если последний об этом просит. Однако такое слушание возможно не во всех случаях, оно предусмотрено, когда лицо осуждено за определенные виды преступлений (захват за- ложников, убийства, нападение с отягчающими обстоятельствами и нанесение побоев, половые преступления и т. д.). Потерпевший информируется не только о факте предо- ставления условно-досрочного освобождения, но и, при необходимости, об условиях, налагаемых в его интересах. В Германии условно-досрочное освобождение предоставляется осужденным, от- бывшим 2/3 срока наказания. Однако в исключительных случаях оно может быть пре- доставлено лицам, отбывшим только 1/2 назначенного им наказания, при условии, что срок наказания не превышает 2 лет. Приговоренные к пожизненному заключению имеют право на условно-досрочное освобождение через 15 лет. Уголовный кодекс Германии не содержит каких-либо конкретных положений для рецидивистов. Предоставление условно-досрочного освобождения зависит от оценки опасности заключенного для общества, а также от оценки его личности, его поведения в тюрьме, прошлой жизни, последствий освобождения, обстоятельств преступления, опасности рецидива и т. д. Различные обстоятельства, которые могут служить основаниями для условно-досроч- ного освобождения, должны оцениваться особенно строго, когда мера назначается в середине срока исполнения приговора или когда она касается лица, приговоренного к пожизненному заключению. В Уголовном кодексе Германии указывается, что условно- досрочное освобождение не может быть предоставлено, если осужденный отказы- вается сообщить суду местонахождение предметов, подлежащих конфискации или реституции. Отдел исполнения наказаний принимает решения по ходатайствам об условно- досрочном освобождении в соответствии с письменной процедурой. Палата вынесе- ния приговоров обычно состоит из одного судьи суда первой инстанции, в юрисдикции которого находится тюремное учреждение. Однако когда ходатайство касается лица, приговоренного к пожизненному заключению, палата объединяет трех судей. Перед вынесением решения палата по исполнению приговора должна получить мнения проку- рора, администрации пенитенциарного учреждения и осужденного, причем последний должен быть заслушан лично. Мнение потерпевшего не учитывается. При рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении лица, приговорен- ного к лишению свободы на срок более 2 лет за определенные преступления (особо тяжкие преступления на сексуальной почве, жертвой которых является ребенок или дру- гое уязвимое лицо; нападение и нанесение побоев при отягчающих обстоятельствах, вождение в нетрезвом виде и т. д.) или к пожизненному заключению, палата по исполне- нию наказаний должна обратиться к эксперту для вынесения заключения. В Уголовном кодексе Германии указывается, что условно-досрочное освобождение сопровождается обязательствами, среди которых: обязанности оставаться в определенных местах, про- ходить обучение, работать, периодически появляться в суде или выплачивать алименты, а также запреты на общение с определенными людьми или владение определенными предметами. Последующее лечение дезинтоксикацией или лечение, включающее фи- зическое вмешательство, может быть назначено только с согласия заинтересованного лица, а также с обязательством проживания в специализированном учреждении. Палата вынесения приговора может также применять компенсационные меры к ли- цам, которым она предоставляет условно-досрочное освобождение. Например, обязать заинтересованных лиц возместить причиненный ими ущерб, произвести платеж в поль- зу некоммерческого учреждения либо в государственную казну или выполнить работу, представляющую общий интерес. Если осужденный провел в тюрьме не менее 1 года, прежде чем ему было предоставлено условное освобождение, ему в течение всего ис- пытательного срока или его части должен помогать консультант по вопросам пробации. Испытательный срок составляет от 2 до 5 лет и не может быть меньше, чем оставшийся срок наказания. При условно-досрочном освобождении заключенного, приговоренного к пожизненному заключению, испытательный срок составляет 5 лет. В России систему условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания на- казания можно считать дискреционной, так как его реализация зависит от усмотрения суда, который принимает решение на основе закона в пределах своих полномочий. Минимальные сроки, необходимые для условно-досрочного освобождения, установ- лены законом, но не влекут обязательного (автоматического) освобождения. Общи- ми являются многие проблемы и тенденции развития законодательства об условно- досрочном освобождении в европейских государствах и России. Так, наряду с европей- скими государствами в России в 2015 г. были внесены изменения в законодательство, направленные на расширение прав потерпевших, в том числе возможности учета их мнения при вынесении решения об условно-досрочном освобождении. Для России также характерно отсутствие четких критериев условно-досрочного освобождения, а также научно обоснованных подходов к прогнозированию рецидива лиц, освобождае- мых из мест лишения свободы, что порождает различную практику и влечет за собой недостатки в правоприменительной деятельности. С учетом практики применения условного освобождения в зарубежных государствах следует основное внимание сконцентрировать на персонификации надзора за осво- бождаемыми лицами (меры контроля и помощи), а также на условиях, которые должен соблюдать заключенный после освобождения из исправительного учреждения. Подоб- ная индивидуализация может быть перспективной в России.
References

1. Tournier, P. V. 2004, ‘Les systèmes de libération sous condition dans les Etats membres du Conseil de l’Europe’, Champ penal / Penal field, vol. I, viewed 26 February 2022, http://journals.openedition.org/champpenal/37


Login or Create
* Forgot password?