Смирнов Леонид Борисович родился 13 апреля 1958 г. в с. Шлёмово Курганской об- ласти в семье рядовых колхозников. В 1975 г. окончил сельскую среднюю школу, в которой до призыва на срочную службу работал лаборан- том кабинета физики и химии. Уже в школьные годы у Леонида Борисовича появилась тяга к наукам. Однако сфера его интересов не огра- ничивалась наукой, привлекала перспектива стать учителем, офицером. На выбор таких ин- тересов в определенной мере повлияла совет- ская система воспитания, связанная с будущей профессиональной ориентацией. С 1976 по 1978 год Л. Б. Смирнов проходил службу в пограничных войсках КГБ СССР. По окончании обучения в школе подготов- ки младшего начальствующего состава в г. Шимановске Амурской области в звании младшего сержанта был направлен командиром отделения на пограничную заставу на р. Амур, где охранял рубежи СССР. После демобилизации из пограничных войск в 1978 г. по предложению кадрового ап- парата УВД г. Кургана и Курганской области поступил в Уфимскую среднюю специальную школу подготовки начальствующего состава МВД СССР, которую окончил с отличием в 1980 г. Ему было присвоено звание лейтенанта внутренней службы. Таким образом сбылась мечта стать офицером. Леонид Борисович продолжил службу в Ныробском управлении лесных исправительно- трудовых учреждений, располагавшемся в Чердынском районе Пермской области (управления лесных исправительно-трудовых учреждений организационно входили в Главное управление лесных исправительных учреждений МВД СССР). В составе каждого такого управления было несколько десятков исправительно-трудовых колоний разных видов, которые, в свою очередь, входили в составы отделений исправительно-трудовых коло- ний (ОИТК). Лесные исправительно-трудовые учреждения являлись составной частью лесопромышленного комплекса СССР. По прибытии к своему первому месту службы был назначен на должность начальника отряда ИТК строгого режима, располагавшейся в пос. Русиново. Через год службы был назначен заместителем начальника колонии-поселения по политико-воспитательной работе ОИТК в пос. Бубыл. В 1983 г. направлен на обучение в Высшее политическое училище МВД СССР име- ни 60-летия ВЛКСМ на факультет юристов-политработников ОВД. В 1987 г. с отличием окончил названное училище. С 1987 по 1992 год занимал должности начальствующего состава в системе ИТУ-ИУ Ленинграда - Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 1992 г. Леонид Борисович реализовал свою другую мечту - заняться наукой и буду- чи в звании майора внутренней службы поступил в очную адъюнктуру Санкт-Петербург- ского института МВД России, где в 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Юридическая ответственность осужденных в пенитенциарных учреждениях (теоретико- правовой аспект)». По окончании адъюнктуры реализовалась третья мечта - стать педагогом, когда Леониду Борисовичу была предложена должность старшего преподавателя в этом же институте на кафедре уголовного права и криминологии. Основным предметом для преподавания стало исправительно-трудовое право. Таким образом, все три мечты Леонида Борисовича (офицер ОВД, преподаватель и ученый) сбылись. В 1998 г. было присвоено ученое звание «доцент по кафедре уголовно-исполнитель- ного права и криминологии». В 2004 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме «Уголовно-исполнительная политика в сфере совершенствования пра- вового регулирования исполнения уголовных наказаний» по специальности 12.00.08. В 2007 г. присвоено ученое знание «профессор». В 2008 г. в возрасте 50 лет в звании полковника милиции Леонид Борисович ушел на пенсию и стал преподавать в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В раз- ное время был заведующим кафедрами уголовно-правовых дисциплин в Санкт-Петер- бургской юридической академии, Санкт-Петербургском институте внешнеэкономиче- ских связей, экономики и права, Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина. В настоящее время Леонид Борисович является профессором кафедры правоведе- ния и руководителем магистерской программы по специальности 12.00.08 - уголовное право, уголовно-исполнительное право и криминология в СЗИ РАНХ и ГС при Президен- те РФ и профессором кафедры уголовного права РГПУ имени А. И. Герцена. Препода- ет учебные дисциплины и спецкурсы: уголовно-исполнительное право; криминология; история возникновения развития и актуальные проблемы уголовно-исполнительного права; пенитенциарная криминология; международное и российское законодательство о правовом положении осужденных; политическая криминология. Область научных интересов: пенитенциария; пенитенциарная криминология; по- литическая криминология. Леонид Борисович является членом совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Осуществляет научное руководство аспирантами и соискателями по специальности 12.00.08 - уголовное право, уголовно-исполнительное право и крими- нология. Выступает в качестве эксперта, оппонента и рецензента по докторским и кан- дидатским диссертациям. Интервью Грушин Ф. В.: Леонид Борисович, как Вы пришли в юриспруденцию, в правоохрани- тельные органы? Смирнов Л. Б.: Желание и осознание глубокого изучения уголовно-правовых наук у меня сформировалось в учебных заведениях МВД СССР. Грушин Ф. В.: Как Вы оцениваете систему профессионального образования сотруд- ников уголовно-исполнительной системы и что бы Вы предложили для ее совершен- ствования? Смирнов Л. Б.: Я полагаю необходимым вернуть в систему профессионального образования средние специальные школы подготовки начальствующего состава. Они отличались прекрасной методикой преподавания. Стараниями преподавателей приви- валась любовь к юриспруденции. В своем большинстве преподаватели этих школ не обладали учеными степенями и званиями, но они имели богатейший опыт правопри- менительной практики и были хорошими педагогами. Средние специальные учебные заведения занимали достойное место в системе профессионального образования и системе социальных лифтов сотрудников МВД. Как правило, в них поступали лица, отслужившие службу в Вооруженных силах СССР или уже послужившие в ОВД. Многие выпускники этих школ прошли долгую службу в ОВД или УИС. За время службы они продолжали профессиональное обучение. Некоторые из них стали генералами, кандидатами и докторами наук. Служба в УИС - это служба, а не предоставление каких-либо услуг. Молодое поко- ление при выборе своей будущей профессии это плохо осознает. Особенно это каса- ется молодых людей, которые со школьной скамьи поступают в высшие специальные учебные заведения не только ФСИН России, но и других силовых ведомств. Молодой человек, отслуживший службу в армии по призыву, уже знал, что значит служить государству, а не оказывать кому-либо услугу. Для таких лиц средняя специ- альная школа давала шанс освоить первую ступень профессионального образования. Для тех, кто отслужил три-пять лет, не разочаровавшись в службе, была хорошая воз- можность получения высшего специального профессионального образования. Подобная система образования позволяла не принимать на обучение за казенный счет случайных людей и лиц, у которых другие интересы, нежели служба государству. Такой подход актуален в части подбора кадров для учебных заведений ФСИН России. Если преподаватель пришел в вуз, имея ученую степень, но не имея достойного пе- нитенциарного опыта и практики, то и учить он будет фактически теории, которую сам получил в период обучения. Грушин Ф. В.: Кто из Ваших учителей (педагогов, ученых или близких) повлиял на Ваше становление как одного из ведущих ученых в юриспруденции? Смирнов Л. Б.: В 1992 г. я, будучи сотрудником уголовно-исполнительной системы, в звании майора внутренней службы поступил в очную адъюнктуру Санкт-Петербург- ского юридического института МВД РФ. Первоначально моими учителями были извест- ные специалисты в области теории государства и права - доктора юридических наук, профессора Я. И. Бельсон, Д. И. Луковская, В. П. Сальников. В дальнейшем моими на- учными консультантами стали доктора юридических наук, профессора Д. В. Ривман, Н. А. Беляев, М. П. Мелентьев, являющиеся видными учеными в области уголовно- правовых наук, в том числе пенитенциарии. Грушин Ф. В.: Что повлияло на то, что Вашим основным профилем стало именно уголовно-исполнительное право, а не, например, уголовное или какое-то другое? Смирнов Л. Б.: По образованию и своей дальнейшей службе я был пенитенциарист. Мои научные интересы были связаны с исследованием возможностей изменения пе- нитенциарной системы к лучшему. Наука должна постоянно заниматься разработкой эффективных правовых и организационных механизмов исполнения наказаний с уче- том современных и перспективных аспектов развития общества. Грушин Ф. В.: Как Вы считаете, какие направления в современном уголовно-испол- нительном праве сейчас наиболее актуальны? Что требует более детального изучения? Смирнов Л. Б.: Полагаю актуальным изучение эффективности действующей уголовно- исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства. Я давно пришел к выводу о том, что действующая ныне пенитенциарная модель, несмотря на попытки ее реформирования, устарела морально и физически. Она не отвечает тре- бованиям времени, в особенности безопасности. Вижу необходимость разработки но- вой исправительной и безопасной пенитенциарной модели. Наряду с безопасностью представляется актуальным исследование вопросов правовой регламентации исправ- ления и исправительного воздействия. Уголовно-исполнительное законодательство не дает глубоких и четких показателей и критериев исправления осужденных. Параметры исправления, как показатели исправления осужденных, необходимо подробно и четко определить в нормах уголовно-исполнительного права. Грушин Ф. В.: Как Вы оцениваете современное состояние уголовно-исполнитель- ной науки? Смирнов Л. Б.: Наука оказалась заложницей современной модели потребительско- го либерального общества. Она обслуживает пенитенциарную систему как составную часть этого общества, которое находится в состоянии глубокого системного кризиса. Кризис имеет глобальный характер и касается не только России, но и мира в целом, который зашел в цивилизационный тупик. Юридические науки не являются исключени- ем. Они обслуживают потребности существующей модели и ограничены ее рамками. Грушин Ф. В.: Как Вы оцениваете действующий УИК РФ? Требует ли он обновления или необходимо принять новый Кодекс? Смирнов Л. Б.: Новый Уголовно-исполнительный кодекс целесообразно принимать вслед за новым Уголовным. Новый Кодекс - это новые возможности и пути в науке. За- коны и основные подзаконные акты, содержащие нормы, регулирующие исполнение наказаний, целесообразно включить в содержание УИК РФ. Грушин Ф. В.: Как Вы считаете, что можно позаимствовать в зарубежных странах для нашей уголовно-исполнительной системы? Смирнов Л. Б.: Западная атлантическая цивилизация достигла пика развития еще в XX веке и встала на путь самоуничтожения. Брать у Запада или копировать что-то нужно крайне осторожно и продуманно. Например, в Белоруссии и Китае многое взято от СССР и получило развитие. Можно посмотреть, что полезного для нас они успели наработать. Грушин Ф. В.: Как Вы считаете, следует ли нам продолжать сотрудничество с ЕСПЧ или все-таки необходимо прекратить взаимодействие? Смирнов Л. Б.: Россия находится с Западом в состоянии гибридной войны, которая может перерасти в горячую фазу. Считаю необходимым не только прекратить сотруд- ничество с ЕСПЧ, но и выйти из состава Совета Европы со всеми вытекающими по- следствиями, включая отмену моратория на смертную казнь. Кроме того, это позволит освободиться от многих других ненужных и даже вредных самоограничений. Также я поддерживаю идею включения в систему наказаний лишение гражданства и высылку за пределы России. Грушин Ф. В.: Как Вы относитесь к перспективам введения в России системы про- бации? Смирнов Л. Б.: В целом положительно, но это перспектива на отдаленный мирный период. Предвижу, что государство в условиях гибридной войны перейдет на мобили- зационный путь развития и будет экономить ресурсы, которые необходимы для других целей, в том числе в социальной сфере, образовании и науке. В сложившейся ситуации необходимо вернуть УИС в состав МВД. Грушин Ф. В.: Что бы Вы могли посоветовать молодым ученым, которые только на- чинают свой научный путь? Как им пройти вот эти все стадии с учетом современных трудностей, связанных с защитой диссертации? Смирнов Л. Б.: Трудности были во все времена и связаны они в первую очередь с обнаружением своих способностей и талантов заниматься наукой. Далее их необходи- мо реализовать и готовить качественные диссертации. Не секрет, что уровень обра- зования упал, как упали в целом разного рода выпускные квалификационные работы обучающихся. Но требования к кандидатским диссертациям намного выше, чем даже к магистерским диссертациям. Однако в условиях потребительского общества это мно- гим сложно осознать. Таким образом, проблемы прежде всего в «головах» и связаны с переоценкой своих способностей и недооценкой требований к научным работам. Дру- гих проблем я не вижу. Грушин Ф. В.: Леонид Борисович, последний вопрос, как Вы боретесь с плохим на- строением? Смирнов Л. Б.: Есть много способов, правда, далеко не все представляется исполь- зовать. Если у молодого человека плохое настроение, значит, наука не для него. Нужно сменить вид деятельности. Если есть возможность, я иду в библиотеку к своим старым друзьям - книгам. Смена города на дачу и наоборот дает новый импульс в работе. Хо- рошая работа обеспечивает хорошее настроение. Грушин Ф. В.: Леонид Борисович, спасибо Вам большое! Смирнов Л. Б.: Спасибо Вам!