Features of the legal status of convicts serving compulsory and correctional labor in extraordinary conditions
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the circumstances that may affect the order of execution and conditions of serving compulsory and correctional labor. The article analyzes Russian regulatory legal acts that change the general status of citizens in the event of emergencies, the introduction of an emergency or martial law. Some proposals are being updated to change the penal enforcement legislation in the case of the transfer of organizations, regardless of their organizational and legal form, to a special mode of functioning that defines the range of duties of convicts serving mandatory and correctional labor that, for objective reasons, prevent the performance of duties for the appropriate type of punishment.

Keywords:
compulsory labor, correctional labor, extraordinary conditions, special conditions regime, emergency situation, state of emergency, martial law, postponement from serving a sentence, legal status of convicts
Text
Publication text (PDF): Read Download

Юридическая литература до сих пор не содержит однозначного понимания термина «правовое положение». Дискуссионным остается вопрос соотношения и установления содержательной стороны понятий «правовой статус» и «правовое положение» личности. Большинство ученых воспринимают приведенные юридические категории как равноценные по содержанию. В. М. Баранов отмечает, что нет оснований расценивать данные понятия как самостоятельные категории, ибо они не имеют ни теоретической ценности, ни практической значимости. Подобный подход отличается определенной искусственностью и объясняется, как правило, стремлением ученых пополнить содержание теоретических разработок в этой сфере [1, с. 56]. Как отмечает В. И. Селиверстов, правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на общем статусе граждан России и определяется правовыми нормами, установленными для отбывания уголовного наказания [2, с. 112]. Права осужденных в исправительных учреждениях неоднократно становились предметом исследования и систематически оказываются в поле зрения правозащитных организаций. В теории права принято выделять общий, специальный, или родовой, особенный, или видовой, и индивидуальный правовые статусы. В связи с этим различают общегражданские и специальные права осужденных. К общегражданским правам осужденных Ю. А. Кашуба относит право на жизнь и здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, судебную защиту, юридическую и психологическую помощь и пр. [3, с. 87–91], а специальные права осужденных различаются в зависимости от наказания. Применительно к лишению свободы это право на свидания, получение посылок, переписку и т. д. [3, с. 112–116].

Главной особенностью правового положения осужденных можно считать такие его составные элементы, как (специфические) права, законные интересы и обязанности. С учетом построения по принципу пандектной системы права обязанности и законные интересы осужденных изложены в Общей части УИК РФ. В нашей статье основной акцент делается на правовых средствах и способах, влияющих на правовое положе- ние осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, в случае возникновения экстраординарных обстоятельств (в юридической литерату- ре условия стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения обычно называют экстремальными [4, с. 20–21]). Таким образом, последовательному анализу будет подлежать изменение прав, обязанностей, законных интересов и право- вых ограничений осужденных в случае возникновения стихийного бедствия, введения чрезвычайного, военного положения и проведения контртеррористической операции в местах отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В связи с этим представляется возможным согласиться с утверждением о том, что ре- жим особых условий – это специальный порядок регулирования деятельности учрежде- ний, исполняющих уголовные наказания, который вносит определенные корректировки в ординарное правовое регулирование, влечет за собой изменение порядка исполне- ния и условий отбывания уголовных наказаний. Режим особых условий представляет собой комплекс правовых средств, способов и методов, создающих определенную степень благоприятности или неблагоприятности удовлетворения интересов участни- ков уголовно-исполнительных правоотношений в целях обеспечения безопасности и поддержания ординарного порядка исполнения и условий отбывания уголовных нака- заний. Механизм правового регулирования подвергается существенному изменению, на смену дозволениям приходят обязанности и запреты, сужается сфера дозволенного поведения, диспозитивный метод сменяется императивным, в то же время расширяется сфера индивидуального правового регулирования, позволяющая гибко и своевременно стимулировать достижение общественно полезного результата [5, с. 310].

Наказанием, исполняемым учреждениями уголовно-исполнительной системы Рос- сийской Федерации, с самым низким уровнем уголовной репрессии, возможно, явля- ются обязательные работы [6, с. 87–93; 7, с. 233–239; 8, с. 264–272]. На осужденных в свободное от основной работы или учебы время возлагается обязанность выполнять общественно полезные работы в местах, определяемых органами местного самоуправ- ления. Необходимо отметить, что в рамках УИК РФ основаниями для отсрочки испол- нения отбывания наказания являются тяжелая болезнь, инвалидность первой группы и беременность, что вполне согласуется с положениями УК РФ. Вместе с тем возникно- вение чрезвычайной ситуации, введение чрезвычайного или военного положения могут потребовать мобилизации человеческих ресурсов.

В настоящее время в российской правовой действительности существует два нор- мативных правовых акта, обладающих высшей юридической силой, которые в случае возникновения экстраординарной ситуации устанавливают для граждан определенный набор прав и обязанностей – федеральные конституционные законы «О военном поло- жении» и «О чрезвычайном положении».

Важным аспектом, приведенным в этих законах, затрагивающим правовое положе- ние осужденных, отбывающих обязательные работы, являются мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необ- ходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные изменения произ- водственно-хозяйственной деятельности. При этом под изменением режима работы организаций, по нашему мнению, следует понимать изменение продолжительности рабочего времени с привлечением к выполнению сверхурочной работы и переводом предприятия на беспрерывное производство или предоставление услуг, необходимых в условиях чрезвычайного или военного положения. Подобная мобилизация носит чрезвычайный характер, и период ее действия непредсказуем. В связи с этим рассма- триваемые обстоятельства фактически лишают осужденного возможности не только отбывать данный вид наказания, но и заявить ходатайство об отсрочке его исполнения ввиду его отсутствия в тексте нормы.

Проведение специальной военной операции и частичная мобилизация граждан в Вооруженные Силы Российской Федерации требуют пересмотра оснований предостав- ления отсрочки от отбывания наказания в виде обязательных работ. Так, в соответствии с законодательством о мобилизации основанием для увольнения из Вооруженных Сил применимо к системе уголовных наказаний является исключительно вступление в за- конную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, то есть лица, отбывающие другие виды уголовных наказаний, подлежат мобилизации.

По общему правилу осужденные, отбывающие наказание в виде обязательных работ, должны исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации. Такими обязанностями в соответствии с федеральным законодательством являются: выполнение работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвы- чайного или военного положения, либо неотложных работ в условиях чрезвычайных об- стоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Следовательно, акту- ализируется введение дополнительных оснований, не поименованных в УК РФ и УИК РФ, в целях предоставления отсрочки от отбывания наказания в виде обязательных работ.

Следующим наказанием, не связанным с изоляцией осужденного от общества, яв- ляются исправительные работы. В соответствии с условиями и порядком отбывания данного вида наказания на осужденных возлагается ряд общих и специфических обя- занностей. Одной из обязанностей осужденных выступает должное соблюдение усло- вий и порядка отбывания наказаний и распорядка дня места работы осужденного. Клю- чевую роль в исполнении данного вида наказаний играет администрация учреждения отбывания наказания.

Напомним, что целями наказания в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ являются восста- новление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Критерии исправления, пусть и достаточно абстрактно, установлены в ч. 1 ст. 9 УИК РФ, включают в себя формирование уважительного отношения к обществу, труду, правилам и нормам человеческого общежития, а также стимулирование правопослушного поведения. Очевидно, что сверхурочная работа, направленная на восстановление стабильных взаимоотношений в обществе, является своеобразным мерилом их исправления. Представляется, что привлечение рассматриваемой категории осужденных к мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации направлено на сохранение суверенитета государства и свидетельствует о том, что осужденный не просто уважительно относится к обществу, но и проникся правилами и нормами человеческого общежития, сформировавшихся в процессе жизни и, в частности, в момент отбывания наказания.

Предлагается внести корреспондирующую норму права, предусматривающую изме- нение порядка исполнения и условий отбывания обязательных и исправительных работ в случае преобразования режима работы организации, связанной с непрерывным ока- занием услуг или производством товаров, направленных на восстановление стабиль- ных общественных отношений. В первом случае возможно предоставить осужденному право ходатайствовать перед судом об отсрочке исполнения, а при добросовестном выполнении обязанностей в период, связанный с экстраординарной ситуацией, засчи- тывать в срок исполнения обязательных работ. Во втором случае подобную прерогативу целесообразно возложить на администрацию учреждения, в котором работает осужден- ный, одновременно предоставив в случае объявления нерабочих дней возможность осужденному ходатайствовать о снижении размера удержаний.

Таким образом, очевидны направления совершенствования уголовно-исполнительного и иного законодательства, регламентирующего особенности правового положения осужденных, отбывающих обязательные и исправительные работы, в экстраординарных условиях.

 

References

1. Baranov, V. M. 1993, ‘Legal status of the individual’, in V. K. Babaev (ed.), General theory of law: course of lectures, pp. 56-60, Nizhny Novgorod Higher School of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod.

2. Shmarov, I. V. & Seliverstov, V. I. (eds) 2002, Penal enforcement law: textbook, Jurisprudence, Moscow.

3. Kashuba, Ju. A. 1999, Realization of the legal status of minors sentenced to imprisonment: monograph, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don.

4. Krymov, A. A. & Skiba A. P. (eds) 2022, Penal enforcement legislation in the conditions of a natural disaster, the introduction of an emergency or martial law: monograph, 4th edn, Criminological Library, Moscow.

5. Alekseev, A. Ju. & Kashuba, Ju. A. 2021, ‘The legal nature of the special conditions regime’, Penal law, vol. 16(1-4), iss. 3, pp. 306-311.

6. Ljadov, Je. V. 2014, ‘Penal enforcement characteristics of punishment in the form of correctional labor’, Penal law, iss. 2(18), pp. 87-93.

7. Malikov, B. Z. 2019, ‘Penal enforcement inspections - 100 years’, Penal law, vol. 14(1-4), iss. 3, pp. 233-239.

8. Orlov, V. N. 2018, ‘The content of criminal punishment in the form of correctional labor: criminal law (material) and criminal executive (procedural) norms’, Penal law, vol. 13(1-4), iss. 3, pp. 264-272.


Login or Create
* Forgot password?