Ryazan', Russian Federation
UDK 343.8 Исполнение наказания. Предупреждение преступлений
The article provides the author’s translation and commentary to article 1 «Purpose and scope of application» of section I of the Penitentiary Regulations of 1996, put into effect by Royal Decree No. 190 of February 9 and currently applied in Spain.
Penitentiary regulations, goals of penitentiary activity, autonomous communities, Spain
Для понимания ст. 1 Пенитенциарного регламента Испании и лиц, в отношении кото- рых он действует, необходимо учитывать особенности испанской юридической лексики, правового регулирования, государственного устройства страны. В испанском законо- дательстве и правоприменительной деятельности широко используется термин «пени- тенциарный», относящийся не только к сфере исполнения уголовных наказаний, но и к области уголовного процесса, поэтому в рассматриваемом документе регулируются общественные отношения, возникающие в связи с применением соответствующих мер, связанных с изоляцией, к различным категориям лиц: задержанным, заключенным под стражу и осужденным.
Специфика юридического оформления пенитенциарной сферы состоит в том, что ст. 17, 25 разд. 1 «Об основных правах и обязанностях» Конституции Испании от 29 декабря 1978 г. не только закрепляют право каждого лица на свободу и безопасность, устанавливают процессуальные гарантии, определяют направленность уголовного на- казания в виде лишения свободы и мер безопасности, но и содержат отсылку к закону (пенитенциарному закону), детализирующему рассматриваемую сферу.
Законы, на которые ссылается Конституция Испании, принято именовать органиче- скими. Их юридическая сила близка к нашим федеральным конституционным законам. В связи с этим наличие Органического закона № 1/1979 «Основной пенитенциарный за- кон» (LOGP) является закономерным итогом реализации конституционных положений. В нем раскрываются: виды учреждений; основные права и обязанности лиц, находящих- ся в местах принудительного содержания; общие вопросы пенитенциарного режима; положения об исправлении, о помощи при освобождении; полномочия судьи по надзо- ру; основы организации деятельности персонала учреждений.
Однако пенитенциарные и многие другие вопросы в Испании не оформлены в коди- фицированном виде, как это сделано в Уголовном кодексе, поэтому для детализации положений Органического закона подготавливались и принимались пенитенциарные регламенты (RP). Действующий в настоящее время Пенитенциарный регламент 1996 г. пришел на смену аналогичному документу 1981 г. и стал вторым по счету. Особенность нынешнего RP в том, что его нельзя считать аналогом российских Правил внутренне- го распорядка исправительных учреждений или следственных изоляторов, как может показаться на первый взгляд, поскольку в нем закреплены правовые нормы, которые в российском законодательстве содержатся в нормативно-правовых актах различного уровня: федеральных законах, приказах Минюста России и ФСИН России. Например, в RP устанавливается порядок исполнения содержания под стражей, детализируются вопросы конвоирования осужденных и подследственных, устанавливается организаци- онная модель пенитенциарного учреждения, порядок подготовки к условно-досрочному освобождению и другие вопросы. По своему содержанию, структуре и стилю RP ближе к тексту Минимальных стандартных правил в отношении обращения с заключенными (Правил Нельсона Манделы) и Европейских пенитенциарных правил.
Территориальная организация Испании допускает, что составляющие ее автоном- ные сообщества обладают определенной самостоятельностью при решении различ- ных вопросов. Так, в п. 6а ст. 149 Конституции Испании закреплено положение об ис- ключительной компетенции государства в коммерческом, уголовном, пенитенциарном и процессуальном законодательстве, за исключением особых случаев, вытекающих из своеобразия права автономных сообществ. Статьей 79 LOGP уточняется, что Генераль- ный секретариат пенитенциарных учреждений отвечает за пенитенциарную деятель- ность по всей стране, кроме случаев, когда своими уставами автономные сообщества взяли ответственность за осуществление пенитенциарного законодательства и управ- ление деятельностью пенитенциарных учреждений. В настоящее время уставы пяти из семнадцати автономных сообществ [Андалусия – в ст. 67 (Ley Orgánica 2/2007, de 19 de marzo, de reforma del Estatuto de Autonomía para Andalucía), Арагон – в ст. 77 (Ley Orgánica 5/2007, de 20 de abril, de reforma del Estatuto de Autonomía de Aragón), Канар- ские острова – в ст. 151 (Ley Orgánica 1/2018, de 5 de noviembre, de reforma del Estatuto de Autonomía de Canarias), Каталония – в ст. 168 (Ley Orgánica 6/2006, de 19 de julio, de reforma del Estatuto de Autonomía de Cataluña), Страна Басков – в ст. 12 (Ley Orgánica 3/1979, de 18 de diciembre, de Estatuto de Autonomía para el País Vasco)] содержат положение о воз- ложении прерогативы исполнения государственного пенитенциарного законодатель- ства на себя. Однако только два автономных сообщества использовали данное право. Королевскими указами 3482/1983 от 28 декабря, 131/1986 от 10 января (Real Decreto 3482/1983, de 28 de diciembre, sobre traspasos de servicios del Estado a la Generalidad de Cataluña en materia de Administración Penitenciaria; Real Decreto 131/1986, de 10 de enero, sobre ampliación de medios adscritos a los servicios traspasados a la Generalidad de Cataluña en materia de Administración Penitenciaria) Женералитету Каталонии переданы функции в области управления пенитенциарными учреждениями; указом 474/2021 от 29 июня (Real Decreto 474/2021, de 29 de junio, de traspaso de funciones y servicios de la Administración del Estado a la Comunidad Autónoma del País Vasco sobre ejecución de la legislación del Estado en materia penitenciaria) Стране Басков предоставлены исключительные полномочия в части организации органов управления и финансирования пенитенциарных органов; владения, пользования и распоряжения зданиями и сооружениями пенитенциарных
учреждений, обеспечения их безопасности; предоставления дополнительных выплат освобождаемым, в том числе условно-досрочно. Таким образом, можно говорить о де- централизации пенитенциарной системы Испании, когда в условиях единого испанского правового поля Каталония и Страна Басков осуществляют управление, финансирова- ние пенитенциарной деятельности в пределах границ своих территорий.
Отдельно в Испании регулируются и вопросы военной юстиции, включая наличие Военного уголовного кодекса от 2015 г., Органического закона 2/1989 от 13 апреля
«О военном судопроизводстве», Королевского указа 112/2017 от 17 февраля «Об утверж- дении Пенитенциарного военного регламента». В последнем содержится правило субсидиарного применения регламента от 1996 г., а также отсылочные к нему нормы, относящиеся к различным пенитенциарным аспектам: о свиданиях и телефонных пе- реговорах (ст. 45), применении дисциплинарных взысканий (ст. 46) и пр.
Ниже приводится текст авторского перевода ст. 1 Пенитенциарного регламента Ис- пании (он сделан с учетом российской терминологии и в дальнейшем может корректи- роваться).
«Статья 1. Цель и сфера применения
-
Настоящий регламент разработан в развитие положений Органического закона
№ 1/1979 от 26 сентября «Основной пенитенциарный закон» (LOGP) и регулирует исполнение наказаний и мер безопасности, связанных с лишением свободы, а также порядок содержания задержанных по распоряжению суда и заключенных под стражу на всей территории государства.
-
В автономных сообществах осуществляются полномочия по исполнению государ- ственного пенитенциарного законодательства согласно их правам на самоорганиза- цию. Разделы XI и XII, регулирующие вопросы организационного, хозяйственно-админи- стративного порядка пенитенциарных учреждений, а также аналогичные положения, изложенные в других разделах, применяются в дополнение к имеющимся предписаниям.
-
Настоящие Правила в отношении военных пенитенциарных учреждений рас- пространяются субсидиарно.».