DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF CONVICTS: DIRECTIONS FOR IMPROVING RUSSIAN PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION BASED ON FOREIGN EXPERIENCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the shortcomings of the penal enforcement legislation regulating the grounds, types and procedure for the application of disciplinary penalties to convicts, reveals the specifics of the legal regulation of disciplinary liability of convicts in the Penitentiary Code of France. Based on the analysis, the prospects for the introduction in Russia of various categories of disciplinary offenses and penalties that can be applied for them are determined; the legislative consolidation of the procedure for imposing penalties aimed at ensuring guarantees of the rights of convicts, the implementation of such institutions as the postponement of the application of disciplinary measures, early release from their execution.

Keywords:
disciplinary liability, penalties, disciplinary misconduct, disciplinary commission, appeal of disciplinary action
Text
Publication text (PDF): Read Download
Publication text (PDF): Read Download

В процессе исполнения наказания в виде лишения свободы большое значение при- обретают меры дисциплинарной ответственности осужденных. При этом только в слу- чае четкой законодательной регламентации самой процедуры наложения взысканий дисциплинарная практика будет способствовать укреплению режима, обеспечению безопасности в исправительных учреждениях.

Ю. М. Ткачевский отмечал, что во многих подразделениях это взыскание [водворение в штрафной изолятор (ШИЗО)] считалось панацеей от всех бед и часто применялось ко многим нарушителям. При этом не учитывалась способность человека к адаптации. Частые водворения в ШИЗО постепенно теряли свой воспитательный характер, сведе- ние всех мер воздействия на нарушителей режима лишь к этому взысканию нередко приводило к озлоблению осужденных [1, с. 79]. В науке исправительно-трудового пра- ва и практической деятельности исправительно-трудовых учреждений еще в 50–60-е годы прошлого века активно обсуждался вопрос о действенности таких дисциплинар- ных взысканий на лишенных свободы осужденных.

В настоящее время водворение в ШИЗО продолжает оставаться одной из наиболее часто назначаемых мер взыскания. При ее применении далеко не всегда учитываются характер и степень тяжести совершенного проступка. Кроме того, российское законо-

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

 

525

 

image

 

дательство не содержит четких указаний относительно оснований и конкретных раз- новидностей проступков, за которые она может быть применена. На практике нередки случаи, когда осужденному за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, за употребление спиртных напитков или неповиновение пред- ставителям администрации исправительного учреждения (ИУ), объявляется выговор или дисциплинарный штраф, а за незначительное нарушение, например опоздание на проверку или отсутствие нагрудного знака, осужденный водворяется в ШИЗО. Это ука- зывает на необходимость корректировки действующего законодательства, регулирую- щего дисциплинарную практику.

Неоднозначное восприятие и применение норм уголовно-исполнительного законо- дательства, когда за употребление спиртных напитков, оказание неповиновения пред- ставителям администрации либо совершение иного злостного нарушения начальник исправительного учреждения объявляет всего лишь выговор, не соответствует задачам и принципам уголовно-исполнительного права. Законодатель не зря конкретизировал виды злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, поскольку само по себе оно посягает на нормальную деятельность исправительных учреждений, даже в какой-то мере граничит с преступлением. Неадекватное реагирование на такие нарушения формирует у остальной части осужденных чувство безнаказанности, мо- жет свидетельствовать и о неспособности администрации ИУ обеспечить исполнение осужденными требований уголовно-исполнительного законодательства. В связи с этим в литературе звучат предложения о закреплении запрета привлекать осужденного за совершение злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания к дис- циплинарной ответственности в виде выговора и устного выговора [2, с. 36].

Дисциплинарная ответственность осужденных в России основывается на системе мер взыскания, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. При этом следует подчеркнуть, что в УИК РФ не закреплено понятие дисциплинарного про- ступка, не предусмотрены его разновидности (за исключением злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания), недостаточно четко определена про- цедура наложения дисциплинарного взыскания. В научной литературе неоднократно отмечалось, что необходима корректировка действующего законодательства, регла- ментирующего виды, основания и порядок применения мер дисциплинарного воздей- ствия. Подробная законодательная регламентация характерна для ряда зарубежных государств, опыт которых, на наш взгляд, может быть внедрен в России.

Пенитенциарный кодекс Франции содержит общие положения и нормативную (регу- лятивную) часть по каждому разделу. Так, ст. L.231-1 гл. I разд. «Дисциплинарные меры в отношении лиц, содержащихся под стражей» включает в себя общие положения, каса- ющиеся дисциплинарного воздействия на заключенных. В ней закреплены те элементы дисциплинарного воздействия, которые впоследствии подробно раскрываются в статьях регулятивной части: содержание дисциплинарных проступков, виды дисциплинарных взысканий, порядок помещения в дисциплинарную камеру или содержание в обычной одиночной камере, состав, порядок формирования и деятельность дисциплинарной комиссии, а также порядок осуществления дисциплинарной процедуры.

В соответствии с Пенитенциарным кодексом Франции любое нарушение положений Правил внутреннего распорядка, Пенитенциарного кодекса, Уголовно-процессуально- го кодекса или служебных инструкций может повлечь за собой дисциплинарное и уго-

 

526

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

 

image

 

ловное преследование. Дисциплинарные проступки во Франции классифицируются в соответствии с их тяжестью по трем степеням.

К проступкам первой степени относятся следующие деяния лиц, содержащихся под стражей:

  • применение или попытка применения физического насилия в отношении сотруд- ника или лица, находящегося в командировке или посещающего учреждение;

  • применение или попытка применения физического насилия в отношении задер- жанного лица;

  • оказание насильственного сопротивления приказам (требованиям) персонала;

  • получение имущества или попытка его получения путем насилия, запугивания или принуждения к передаче имущества;

  • умышленное совершение действий, способных поставить под угрозу безопасность других лиц;

  • подстрекательство словами или действиями к совершению террористических ак- тов или оправдание их;

  • участие или попытка участия в любых коллективных действиях, способных поста- вить под угрозу безопасность учреждений или нарушить их порядок;

  • участие в побеге или попытке побега;

  • умышленное причинение или попытка причинения вреда помещениям или обору- дованию, предназначенному для обеспечения безопасности, а также препятствование его нормальному функционированию;

  • ввоз или попытка ввоза в учреждение любых предметов, данных, хранящихся на любом носителе, или веществ, способных поставить под угрозу безопасность людей или учреждения, их хранение или обмен на любые товары, продукты или услуги;

  • ввоз или попытка ввоза в учреждение наркотических средств либо производство, хранение или обмен наркотических средств или психотропных веществ на любые то- вары или услуги без медицинского разрешения;

  • оскорбления, угрозы или оскорбительные высказывания в адрес сотрудника уч- реждения, лица, находящегося в командировке или посещающего пенитенциарное уч- реждение, административных или судебных властей;

  • оскорбление или угроза в адрес задержанного лица;

  • пересечение или попытка пересечения ограждения, барьера, ограждающих стен и любых других устройств, препятствующих проникновению в учреждение, проникнове- ние или попытка проникновения к фасадам и крышам учреждения, а также к круговым дорожкам, нейтральным зонам и запретным зонам, указанным в Правилах внутренне- го распорядка или специальной инструкции, издаваемой руководителем учреждения;

  • фиксация или попытка фиксации, записи или трансляции записи любым способом изображений или звуков, записанных в учреждении, либо участие в таких съемках, фик- сация, запись или трансляция;

  • подстрекательство задержанного лица к совершению любого из указанных право- нарушений или оказание ему помощи с этой целью.

    Дисциплинарные проступки второй степени:

  • отказ подчиниться мерам безопасности, определенным законами или иными нор- мативными правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка пенитенциарного учреждения или любой другой служебной инструкцией, либо отказ немедленно выпол- нять предписания персонала учреждения;

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    527

     

    image

     

  • получение или попытка получения от кого-либо из персонала учреждения или от лица, находящегося в командировке в учреждении, какую-либо выгоду посредством предложений, обещаний, подарков;

  • попытка поставить под угрозу безопасность других лиц в результате неосторож- ности или халатности;

  • совершение на виду у других непристойных действий или действий, которые могут оскорбить других лиц;

  • оскорбительные высказывания или угрозы в письмах, адресованных администра- тивным и судебным органам;

  • выражение в письмах, адресованных третьим лицам, угроз, оскорблений или оскорбительных высказываний в адрес любого лица, работающего в учреждении, или в адрес административных и судебных властей либо выражение в таких письмах угроз в адрес безопасности лиц или учреждения;

  • уклонение от дисциплинарного взыскания;

  • нарушение или попытка нарушения законов или иных нормативных правовых ак- тов, а также Правил внутреннего распорядка учреждения либо любых других служеб- ных инструкций, касающихся ввоза, хранения, обращения или вывоза денежных сумм, корреспонденции, предметов или веществ;

  • умышленное причинение ущерба помещениям или оборудованию, предназначен- ному для учреждения;

  • умышленное причинение ущерба имуществу другого лица;

  • совершение или попытка совершения кражи или любого другого посягательства на чужую собственность путем мошеннических действий;

  • употребление наркотических средств;

  • употребление без медицинского разрешения лекарственных веществ, приравнен- ных к наркотическим средствам, психотропных препаратов или веществ, нарушающих поведение;

  • нахождение в состоянии алкогольного опьянения;

  • провоцирование шума, способного нарушить порядок в учреждении;

  • подстрекательство задержанных лиц к совершению любого из перечисленных пра- вонарушений или оказание ему помощи с этой целью.

    Дисциплинарные проступки третьей степени:

  • несоблюдение Правил внутреннего распорядка пенитенциарного учреждения или специальных инструкций, утвержденных начальником учреждения;

  • воспрепятствование или попытка воспрепятствования трудовой, учебной, культур- ной или развлекательной деятельности;

  • нерегулярное общение с задержанным лицом или с любым другим лицом за пре- делами учреждения;

  • пренебрежение к сохранению или поддержанию чистоты в своей камере или общих помещениях, а также на объектах, предоставленных администрацией;

  • выброс каких-либо предметов или веществ из окон учреждения;

  • злоупотребление или причинение вреда предметам, разрешенным для хранения Правилами внутреннего распорядка;

  • игра в запрещенные Правилами внутреннего распорядка игры;

  • подстрекательство задержанных лиц к совершению любого из перечисленных пра- вонарушений или оказание ему помощи с этой целью.

     

    528

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    image

     

    Пенитенциарным кодексом Франции предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания, применяемые к совершеннолетним:

  • предупреждение;

  • запрет на получение субсидий извне на срок до двух месяцев;

  • лишение на срок до двух месяцев возможности совершения каких-либо покупок, кроме гигиенических принадлежностей, предметов первой необходимости и табака;

  • лишение на срок до одного месяца любого устройства, приобретенного или арен- дованного через администрацию;

  • лишение культурной, спортивной или развлекательной деятельности на срок до одного месяца;

  • выполнение работ, представляющих общественный интерес, по уборке, ремонту или содержанию камер или общих помещений продолжительностью не более 40 ча- сов (может быть назначено только с предварительного согласия задержанного лица);

  • содержание в обычной одиночной камере, сопровождаемое, при необходимости, лишением любого устройства, приобретенного или арендованного администрацией на время исполнения наказания;

  • помещение в дисциплинарную камеру;

  • приостановление принятия решения о зачислении на работу или прохождении об- учения на срок до восьми дней;

  • понижение в должности, прекращение работы на рабочем месте или исключение из программы обучения;

  • лишение права на свидания на определенный период, не превышающий четырех месяцев, если нарушение было совершено во время или в связи с посещением [3, с. 272].

    Применение мер дисциплинарной ответственности к осужденным во Франции осу- ществляется дисциплинарной комиссией во главе с начальником пенитенциарного уч- реждения. В состав комиссии, кроме начальника пенитенциарного учреждения или его представителя, являющегося председателем, входят еще два члена. Дисциплинарные взыскания налагаются председателем на заседании комиссии. Иные члены комиссии имеют консультативный голос. Каждый член дисциплинарной комиссии должен выпол- нять свои обязанности добросовестно, достойно и беспристрастно и соблюдать тайну обсуждений.

    В Пенитенциарном кодексе Франции также определен круг лиц, которые не могут быть членами дисциплинарной комиссии:

  • задержанные лица;

  • супруги, сожители, родители лица, содержащегося в исправительном учреждении, или любое лицо, связанное гражданским договором с задержанным лицом;

  • лица, имеющие право на свидания с лицом, содержащимся под стражей.

    Председатель назначает членов дисциплинарной комиссии. Первый выбирается из числа первого или второго разряда руководящего состава надзорного персонала учреждения. Второй – из числа лиц, не входящих в пенитенциарную администрацию, которые проявляют интерес к вопросам, связанным с функционированием пенитенци- арных учреждений, уполномоченных для этой цели председателем территориально компетентного суда. Не могут быть включены в этот список следующие категории лиц:

  • несовершеннолетние лица;

  • лица, находящиеся на нелегальном положении в связи с положениями, касающи- мися въезда на национальную территорию и пребывания на ней;

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    529

     

    image

     

  • лица, осужденные менее пяти лет назад, указанные в бюллетене о судимости;

    –сотрудники пенитенциарной администрации, Службы судебной защиты молодежи и сотрудники Государственной пенитенциарной службы;

  • супруги, сожители, родственники вплоть до дяди или племянника сотрудников тю- ремной администрации или любое лицо, связанное гражданским договором с тюрем- ным персоналом;

  • действующие магистраты административного или уголовного судопроизводства;

  • действующие сотрудники судебных органов;

  • действующие адвокаты и адвокаты Государственного совета и кассационного суда;

  • действующие сотрудники служб полиции и жандармерии.

    Второй представитель с учетом указанного перечня должен быть абсолютно неза- висим и не связан с тюремной администрацией, иными государственными органами.

    Начальник пенитенциарного учреждения составляет график ротации, в котором на определенный период назначаются внешние представители, призванные работать в дисциплинарной комиссии. Последним выплачивается единовременная компенсация за каждое заседание, исключающая любое другое вознаграждение, его размер уста- навливается законодательством. Каждый внешний представитель может участвовать не более чем в 200 заседаниях дисциплинарной комиссии в год. Разрешение на работу внешних представителей выдается или отзывается председателем судебного органа на условиях, предусмотренных положениями ст. D. 249 и D. 250 Уголовно-процессуаль- ного кодекса Франции.

    Подробно описана в законодательстве Франции и сама процедура дисциплинарного разбирательства. Так, в случае нарушения дисциплины, которое может повлечь за собой дисциплинарное взыскание, сотрудник, присутствующий при инциденте или проинфор- мированный о нем, в кратчайшие сроки составляет протокол (акт). Автор этого протокола не может входить в состав дисциплинарной комиссии. На основании протокола (акта) об инциденте составляется отчет одним из членов руководящего состава надзирающе- го персонала. Этот отчет содержит любую полезную информацию об обстоятельствах деяний, в которых обвиняется задержанное лицо, и о личности задержанного. Автор этого отчета также не может входить в состав дисциплинарной комиссии.

    Начальник пенитенциарного учреждения или его уполномоченное лицо после пре- доставления отчета, принимая во внимание обстоятельства, которые в нем изложены, а также с учетом необходимости получения дополнительной информации принимает решение о целесообразности продолжения разбирательства. Дисциплинарное рас- следование не может быть начато более чем через шесть месяцев после обнаружения фактов, в которых обвиняется задержанное лицо. В случае возбуждения дисциплинар- ного разбирательства фактические обстоятельства, а также их правовая квалификация доводятся до сведения задержанного лица.

    Задержанное лицо информируется о дате и времени его явки в дисциплинарную ко- миссию, а также о сроках, которые у него есть для подготовки своей защиты. Этот срок не может быть меньше двадцати четырех часов. Каждое задержанное лицо имеет право при осуществлении дисциплинарного разбирательства на помощь адвоката по своему выбору или адвоката, назначенного членом коллегии адвокатов, и с этой целью может воспользоваться юридической помощью.

    Задержанное лицо или его адвокат могут ознакомиться со всеми материалами дис- циплинарного производства при условии, что такая консультация не наносит ущерба об-

     

    530

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    image

     

    щественной безопасности или безопасности отдельных лиц. Адвокат или задержанное лицо, если ему не помогает адвокат, также может попросить ознакомиться с любыми материалами, имеющими значение для осуществления права на защиту, находящимися в распоряжении тюремной администрации и относящимися к фактам, охватываемым дисциплинарной процедурой, при условии, что это не наносит ущерба общественной безопасности или безопасности отдельных лиц.

    Компетентный орган отвечает на запрос о предоставлении доступа в течение мак- симум семи дней или, в любом случае, в сроки, необходимые для того, чтобы позво- лить лицу подготовиться к защите. Запрос может касаться данных видеозащиты при условии, что они не были удалены в соответствии с требованиями законодательства. Администрация исправительных учреждений предпринимает все разумные меры для обеспечения сохранности данных до их удаления. Просмотренные данные видеозапи- си являются предметом стенограммы в отчете, приобщенном к материалам дисципли- нарного производства.

    Заинтересованное задержанное лицо вызывается в дисциплинарную комиссию в письменном виде. В повестке указываются его права. Начальник пенитенциарного учреждения или его уполномоченный могут в превентивных целях и без ожидания за- седания дисциплинарной комиссии принять решение о содержании задержанного в обычной одиночной камере или помещении в дисциплинарную камеру, если совершен- ное нарушение представляет собой проступок первой или второй степени и эта мера является единственным средством прекращения правонарушения или поддержания порядка в учреждении.

    Продолжительность содержания в обычной одиночной камере или помещения в дис- циплинарную камеру, назначаемого в качестве превентивной меры, ограничена строго необходимым сроком и не может превышать двух рабочих дней. Расчетный срок для профилактического размещения начинается на следующий день после дня профилак- тического размещения. Срок его действия истекает на второй день после помещения на профилактику в двадцать четыре часа. Период, который истекает в субботу, воскресенье, праздничный или нерабочий день, продлевается до первого следующего рабочего дня.

    Впемя содержания под стражей или в дисциплинарной камере в качестве превен- тивной меры засчитывается в срок меры взыскания, подлежащей исполнению, когда в отношении задержанного лица назначается заключение в обычную одиночную камеру или взыскание в виде помещения в дисциплинарную камеру. Превентивное помещение лица, содержащегося под стражей, в изолятор временного содержания или в дисци- плинарную камеру осуществляется в соответствии с определенными условиями, пре- дусмотренными законодательством. Если проступок, в котором обвиняется задержан- ное лицо, был совершен во время или в связи с выполняемой им работой, начальник пенитенциарного учреждения или его уполномоченный могут в превентивных целях и без ожидания заседания дисциплинарной комиссии принять решение приостановить осуществление профессиональной деятельности заключенного.

    Указанная мера превентивного характера ограничена строго необходимым сроком и не может превышать восьми рабочих дней для совершеннолетних. Срок исчисления временного отстранения начинается на следующий день после вынесения решения о временном отстранении. Он истекает на восьмой день после объявления перерыва в двадцать четыре часа. Срок, который истекает в субботу, воскресенье, в праздничный или нерабочий день, продлевается до первого следующего рабочего дня. Срок времен-

    Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

     

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

     

    531

     

    image

     

    ного отстранения от должности, применяемого в качестве превентивной меры, засчиты- вается в срок взыскания, подлежащего исполнению, когда в отношении задержанного лица применяется мера взыскания в виде отстранения от работы.

    Если задержанное лицо не понимает французского языка, не может говорить на этом языке или если оно физически не способно общаться, его объяснения представляют- ся, по возможности, через переводчика, назначенного начальником пенитенциарного учреждения.

    Решение о дисциплинарном взыскании выносится в присутствии задержанного лица. Уведомление направляется ему в письменной форме без промедления. Мера взыска- ния не может быть приведена в исполнение более чем через шесть месяцев после ее вынесения с учетом применимых правил в отношении отсрочки и приостановления ис- полнения, определенных Пенитенциарным кодексом.

    В течение пяти дней с момента вынесения решения о наложении дисциплинарного взыскания на задержанное лицо начальник пенитенциарного учреждения направляет копию решения межрегиональному директору пенитенциарной службы, а также судье по исполнению наказаний или, в случае необходимости, судье, ведающему материа- лами дела, под надзор которого помещается задержанное лицо.

    Вынесенные дисциплинарные взыскания заносятся в реестр, который ведется под руководством начальника пенитенциарного учреждения. Этот реестр представляется административным и судебным органам во время их контрольных или инспекционных посещений. Взыскание в виде помещения в дисциплинарную камеру, кроме того, за- носится в реестр дисциплинарного отделения, который ведется под руководством на- чальника учреждения.

    Ежедневно медицинской службе направляется список лиц, содержащихся под стра- жей в обычных одиночных камерах, и лиц, содержащихся в дисциплинарной камере. Врач осматривает на месте каждого задержанного не реже двух раз в неделю и так ча- сто, как он считает необходимым. Санкция приостанавливается, если врач установит, что ее применение может поставить под угрозу здоровье заинтересованного лица.

    При назначении дисциплинарных взысканий, так же как и в России, учитывается тя- жесть совершенных проступков и личность их совершившего. Коллективные санкции запрещены.

    В случаях, когда дисциплинарная комиссия должна вынести решение в один и тот же день по нескольким проступкам, совершенным совершеннолетним заключенным, и если ее председатель не примет иного решения, сроки назначенных наказаний сум- мируются. Однако в тех случаях, когда санкции носят одинаковый характер, их сово- купный срок не может превышать предела максимального срока, предусмотренного за наиболее серьезный проступок.

    Интересными являются положения Пенитенциарного кодекса Франции, которые устанавливают, какие меры считаются аналогичными по своему характеру. Например, аналогичными в соответствии с законодательством Франции считаются:

  • содержание в обычной одиночной камере и помещение в дисциплинарную камеру;

  • лишение возможности совершать покупки и запрет на получение материальной помощи;

  • лишение любого устройства, приобретенного или арендованного через админи- страцию, и лишение культурных, спортивных или развлекательных мероприятий.

 

532

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

 

image

 

Существенно влиять на эффективность применения мер дисциплинарной ответ- ственности и на поддержание дисциплины могут, по нашему мнению, применяемые во Франции и ряде других стран институты отсрочки или приостановления применения меры взыскания. Так, председатель дисциплинарной комиссии может воспользоваться отсрочкой исполнения дисциплинарного взыскания полностью или частично либо при вынесении дисциплинарного взыскания, либо во время его исполнения.

При предоставлении права на отсрочку председатель комиссии устанавливает срок приостановления действия санкции, который не может превышать шести месяцев. Он обращает внимание задержанного на последствия отсрочки исполнения взыскания, предусмотренные положениями ст. R. 234-37 и R. 234-38 Пенитенциарного кодекса Франции. Если в течение периода приостановления действия санкции задержанное лицо совершает новое правонарушение, влекущее за собой наказание, независимо от характера или в зависимости от степени этой вины отсрочка, если председатель комис- сии не примет иного решения, отменяется по закону. Затем первое взыскание приводит- ся в исполнение совокупно с взысканием, относящимся ко второму проступку. Однако, если обе санкции носят одинаковый характер, их совокупный срок не может превышать предел максимального срока, предусмотренного за наиболее тяжкое правонарушение. Если в течение срока приостановления действия меры взыскания задержанное лицо не совершило никаких дисциплинарных проступков, влекущих за собой взыскание, санкция с отсрочкой исполнения считается недействительной. Об этом упоминается в соответствующем реестре.

Когда принимается решение о приостановлении исполнения взысканий в виде со- держания в обычной одиночной камере или помещения в дисциплинарную камеру, председатель дисциплинарной комиссии может принять решение о том, что заинтере- сованное задержанное лицо должно выполнять в течение всего или части срока прио- становления действия санкции общественные работы на общую продолжительность, не превышающую сорока часов. При этом имеется указание о том, что предварительно должно быть получено согласие задержанного лица.

Отсрочка может быть отменена полностью или частично в случае полного или ча- стичного невыполнения назначенной работы. Невыполнение должно быть установлено дисциплинарным органом по докладу одного из сотрудников, поскольку задержанное лицо было предварительно заслушано.

Интерес представляет также положение, в соответствии с которым начальник пенитенциарного учреждения или его уполномоченное лицо может во время выне- сения меры взыскания или во время ее исполнения освободить задержанное лицо полностью или частично от мер взыскания в связи с хорошим поведением, либо по случаю законного праздника или национального мероприятия, либо для прохожде- ния обучения, либо для сдачи экзамена, либо для того, чтобы позволить ему пройти курс лечения. Он может по тем же основаниям при вынесении или во время испол- нения взыскания принять решение о его приостановлении. Если период приоста- новления превышает шесть месяцев, взыскание больше не может быть приведено в исполнение.

Отдельной статьей Пенитенциарного кодекса Франции предусмотрены средства правовой защиты при применении мер дисциплинарного воздействия. Так, отмечает- ся, что задержанное лицо, намеревающееся оспорить взыскание, наложенное на него председателем дисциплинарной комиссии, должно в пятнадцатидневный срок со дня

Penal law, 2023, vol. 18(1–4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

 

533

 

image

 

уведомления о решении передать жалобу межрегиональному директору пенитенциар- ной службы. У межрегионального директора есть срок в один месяц с момента получе- ния апелляции для ответа с мотивированным решением. Отсутствие ответа в течение этого срока влечет за собой решение об отказе.

Таким образом, в регулятивной части Пенитенциарного кодекса Франции подробно определяются содержание и специфика трех категорий дисциплинарных проступков, предусматривается достаточно разветвленная система мер дисциплинарных взыска- ний, а также процедура дисциплинарного разбирательства и наложения взысканий, обеспечивающая гарантии прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Процедура наложения взысканий на осужденных имеет сходство с уголовным процес- сом с учетом порядка, стадий и принципов ее проведения.

Для повышения эффективности применения в России мер дисциплинарного воз- действия на осужденных считаем возможным использовать наиболее рациональные элементы зарубежного опыта. Следует закрепить и четко разграничить в УИК РФ виды нарушений установленного порядка отбывания наказания и меры взыскания, которые могут за них применяться; необходимо также законодательно закрепить процедуру на- ложения взыскания, которая должна быть направлена на обеспечение гарантий прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, осуществляться на принципах за- конности, независимости, объективности, гласности. Считаем возможным внедрение в России таких институтов, как отсрочка применения взыскания, а также досрочное осво- бождение от исполнения меры взыскания.

References

1. Tkachevsky, Yu. M. 1971, Soviet State Labor Law, Publishing House of Moscow State University, Moscow.

2. Korotkevich, A. S. 2016, “Collected works” devoted to digital culture, Secrecy and law enforcement, iss. 1-2(14), pp. 35–37.

3. Davydova I. A. 2023, “Disciplinary measures against persons in custody provided for by the French Penal Code: copyright translation and a brief comparative analysis with the provisions of the Russian penal enforcement legislation”, Penal Law, vol. 18 (1–4), iss. 2, pp. 266–273.


Login or Create
* Forgot password?