УДК 34 Право. Юридические науки
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации имеет ряд норм-фикций, которые направлены на достижение желаемых для законодателя результатов, но ввиду отсутствия организационных и психологических условий, исходящих от правоприменителя, они не применяются или применяются, но очень редко. В частности, они содержатся:в части 1 статьи 1 - определена цель - исправление осужденных, которая означает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и правилам человеческого общежития (ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Достичь такую цель в закрытых от общества исправительных учреждениях невозможно. Это подтвердили проведенные исследования: большинство (60 %) сотрудников исправительных учреждений в качестве основной задачи определили не исправление осужденных, а обеспечение соблюдения осужденными правил режима; также большинство осужденных (81 %) ответили, что удержанию от рецидива преступлений способствует не воспитательная система, а страх перед новым осуждением;части 2 статьи 2 - оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Реально такую помощь можно оказать только в условиях свободы, а нормы законодательства «не достают» эту сферу общественных отношений, так как рассчитаны только на исполнение наказания и подготовку осужденных к освобождению. В условиях свободы нет службы, которая занималась бы освобожденными, поэтому предлагается заменить цель уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных на их ресоциализацию, которая связывается с социальной адаптацией освобожденных;статье 97, предусматривающей выезды осужденных за пределы исправительного учреждения. Они предоставляются очень редко, а в некоторых субъектах РФ вообще не предоставляются. Предлагается включить такие выезды в нормы УИК РФ, устанавливающие условия отбывания наказания по каждому виду режима исправительных колоний наряду с предоставлением свиданий, получением посылок и т. п.; части 1 статьи 89, предусматривающей возможность осужденным проводить длительные свидания за пределами исправительного учреждения. В большинстве субъектов Российской Федерации они вообще не предоставляются ввиду опасения администрации исправительного учреждения, что они нарушат правила их проведения или совершат новые преступления. Предлагается включить их в качестве элемента условий отбывания наказания по каждому виду исправительных колоний;статье 182, закрепляющей право осужденных на трудовое и бытовое устройство. Это право продекларировано, так как закон не предусматривает для государства корреспондирующей праву обязанности, а только предполагает уведомление службы занятости населения и органов местного самоуправления об оказании помощи освобожденному в трудовом и бытовом устройстве.
невозможность исправления осужденных, ресоциализация осужденных, обеспечение режима в исправительном учреждении, оказание помощи освобождаемым в социальной адаптации, выезды осужденных за пределы исправительного учреждения, длительные свидания с проживанием вне пределов ИУ, условия отбывания наказания, трудовое и бытовое устройство освобожденных
1. Горбань Д. В., Южанин В. Е. Проживание осужденных за пределами исправительных учреждений как стадия прогрессивной системы отбывания лишения свободы: проблемы теории и практики : монография. Томск, 2016. 191 с
2. Дендебер С. Н. Институт выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2012. 23 с