СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье выявляются и рассматриваются проблемы оказания социально-психологической помощи осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, изучается опыт взаимодействия с социальными службами с целью содействия в получении социальной помощи осужденным, состоящим на учете в уголовно-исполнительной инспекции. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что задачей сотрудника уголовно-исполнительной инспекции является не только реализация наказания, назначенного осужденному судом, но и проведение профилактической работы, составной частью которой выступает оказание ему разноплановой помощи, способствующей исправлению и социальной адаптации. Именно поэтому в числе приоритетов социального исправительного воздействия на осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества, находятся: формирование и развитие социально значимых знаний, умений и навыков осужденных; повышение общего уровня образования, культуры и правосознания; обучение востребованным на рынке труда специальностям, привитие (восстановление) профессиональных трудовых навыков; выработка у осужденных психологической и нравственной потребности трудиться; формирование ответственности за выбор своего жизненного пути и реализацию намеченного.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная инспекция, социальная помощь, осужденные, наказания не связанные с изоляцией от общества, не связанные с изоляцией от общества, социально-психологическая помощь
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одним из ведущих принципов развития современной пенитенциарной системы яв- ляется принцип гуманизма. Ежегодное увеличение количества осужденных без изо- ляции от общества, состоящих на учетах уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), предполагает повышение эффективности исполнения альтернативных видов наказа- ний, приоритетным из которых является оказание социально-психологической помощи подконтрольным лицам [1, с. 41]. В соответствии с разделом 5 «Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, проведение мероприятий в целях адаптации освободившихся осужденных в обществе» Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Феде- рации до 2020 г. важными направлениями совершенствования деятельности уголовно- исполнительной системы (УИС) по исполнению наказаний и иных мер уголовно- правового характера без изоляции осужденных от общества являются «придание ра- боте уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитив- ное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологи- ческой и воспитательной работы с осужденными; привлечение органов местного само- управления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных». Таким образом, Концепция наряду с исполнением нака- заний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества «ставит перед уголовно-исполнительными инспекциями задачу оптимизации социальной, психоло- гической и воспитательной работы с осужденными» [2, с. 68]. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Рос- сийской Федерации» определяет правовые, организационные и финансовые основы социального обслуживания осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. Наличие региональных программ по оказанию социально-психологической помо- щи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, со- действию их ресоциализации и адаптации в обществе позволяет активизировать ин- ституты гражданского общества, способствовать вовлечению осужденных в трудовую деятельность и оказывать положительное влияние на предупреждение повторных преступлений среди осужденных без изоляции от общества. Как верно отмечают О. В. Крючкова-Пилягина и М. А. Лебедь, «скорректировать поведение осужденного без изоляции от общества в быту и социуме возможно не только карательно-воспитательным воздействием, но и своевременным оказанием психологической помощи, социальной реабилитации» [3, с. 341]. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ одной из основных задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. При этом решение комплекса задач, направленных на оказание социально-психологической помощи осужденным без изоляции от общества, невозможно без взаимодействия уго- ловно-исполнительной инспекций и субъектов профилактики, общественных объедине- ний, социально-реабилитационных центров, казачьих объединений, центров занятости и др. [4, с. 4]. В целях организации и повышения эффективности деятельности уголовно- исполнительных инспекций организовано заключение соглашений с различными ве- домствами, разработаны совместные планы и программы, позволяющие проводить комплексную реабилитацию и социальную адаптацию подконтрольных лиц в обществе. При участии УИИ подконтрольным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуа- ции, оказывается разноплановая помощь: содействие в трудоустройстве, приобретении профессии, получении медицинской помощи, восстановлении утраченных документов; получении материальной помощи, решении жилищных проблем, организации летнего отдыха несовершеннолетних осужденных, получении психологической и иной помо- щи (организация досуга, получение образования и прохождение профессионального обучения и др.). «Важнейшей задачей сотрудника УИИ, - подчеркивает Н. Е. Колесни- кова, - является такое выстраивание отношений с осужденным, чтобы он не только отбыл наказание, альтернативное лишению свободы, без рецидива, но и социально реабилитировался в обществе» [5, с. 57]. 8000 7000 7103 6000 5000 4000 3920 4556 3876 3000 2000 1000 0 1690 117 194 279 185 62 2014 2015 2016 2017 1 ɩɨɥɭɝɨɞɢɟ 2018 ɨɫɭɠɞɟɧɧɵɯ ɛɟɡ ɢɡɨɥɹɰɢɢ ɨɬ ɨɛɳ ɟɫɬɜɚ ɧɟɫɨɜɟɪɲɟɧɧɨɥɟɬɧɢɯ ɨɫɭɠɞɟɧɧɵɯ Рис. 1. Численность лиц, состоявших на учетах в филиалах УИИ УФСИН России по Оренбургской области в отчетном периоде, получивших социально-психологическую и иную помощь Повышение уровня правосознания, развитие общепринятых норм поведения, про- филактика деструктивного поведения и предупреждение повторных преступлений, формирование положительной социальной мотивации у осужденных - это далеко не полный перечень задач, решаемых уголовно-исполнительными инспекциями в пе- ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... 19 риод отбытия наказания осужденными без изоляции от общества и способствующих социально-психологической реабилитации подконтрольных лиц. Обращаясь к опыту ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области, следует отметить, что численность лиц, состоявших на учете в филиалах ФКУ УИИ, полу- чивших социально-психологическую и иную помощь, в I полугодии 2018 г. состави- ла 1690 человек (из них несовершеннолетних - 62 чел.), аналогичный показатель в 2017 г. составил 3876 чел. (из них несовершеннолетних - 185 чел.), 2016 - 7103 чел. (из них несовершеннолетних - 279 чел.), 2015 - 4556 чел. (из них несовершеннолет- них - 194 чел.), в 2014 г. - 3920 чел. (из них несовершеннолетних - 117 чел.) (рис. 1). Вследствие социальной неустроенности осужденных (отсутствие работы и соот- ветствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учебой, пси- хологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места житель- ства, алкогольная зависимость и т. п.) одним из главных направлений при исполнении наказаний без изоляции от общества является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. Данное направление имеет серьезное значение, поскольку социальная неустроенность осужденных в конечном итоге стано- вится катализатором противоправного поведения, приводящего к рецидиву. В то же время необходимо подчеркнуть, что на уголовно-исполнительные инспекции законом не возложена обязанность по непосредственному оказанию социальной помощи осу- жденным. В качестве таких субъектов выступают специализированные, уполномоченные на то подразделения в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, такую поддержку и помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывают различные общественные объединения и иные организации [6, с. 68-72]. Говоря о трудной жизненной ситуации, провоцирующей осужденного на совершение повторного преступления, следует сказать, что, как правило, она представляет собой совокупность социальных причин и условий, носящих негативный характер, усиленных внутриличностными и межличностными конфликтами конкретного правонарушителя. Формирование правопослушного поведения осужденного и снижение вероятно- сти совершения рецидива с его стороны выступает одной из главных задач уголовно- исполнительной инспекции. «Анализ психологических исследований и социально-демографических данных, - от- мечают О. В. Крючкова-Пилягина и М. А. Лебедь, - показал, что среди лиц, совершивших преступления, преобладают городские жители - 64,5 %» [3, с. 342]. Незанятость обще- ственно полезной деятельностью более половины осужденных является негативным фактором при совершении правонарушений. В качестве оснований данного факта вы- ступают как экономические причины (в частности, отсутствие работы), так и нежелание осужденных трудиться, личностный инфантилизм, а также направленность личности на праздное времяпрепровождение. Немаловажное значение в данном аспекте имеют такие показатели, как отсутствие семьи и социально полезных связей, низкие уровни интеллекта и образования, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и психоактивных веществ. Принимая во внимание вышеотмеченные составляющие, характеризующие личность осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, считаем, что деятельность УИИ по предупреждению рецидива должна охватываться совокупностью мероприятий с обязательным присутствием социальной и психологической помощи. 20 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... Социально-психологическое сопровождение, включающее в себя мероприятия по изучению личности осужденного, его внутренних установок, влияния на его поведение окружающей микросреды, проведение индивидуального консультирования осужденных и их родственников, осуществление групповых психопросветительских и психокоррек- ционных мероприятий осуществляется инспекторами совместно с психологом УИИ. Так, в I полугодии 2018 г. сотрудниками отделения психологического обеспечения ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области была оказана психологическая по- мощь 1102 осужденным (из них 82 несовершеннолетним). Аналогичный показатель в 2017 г. составил 2787 чел. (из них несовершеннолетних - 156 чел.), 2016 - 6367 чел. (из них несовершеннолетних - 245 чел.), 2015 - 4556 чел. (из них несовершеннолет- них - 194 чел.), в 2014 г. - 3920 чел. (из них несовершеннолетних - 117 чел.) (рис. 2). 7000 6367 6000 5000 4000 3000 3920 4556 2787 2000 1000 0 1102 117 194 245 156 82 2014 ɝ. 2015 ɝ. 2016 ɝ. 2017 ɝ. I ɩɨɥɭɝɨɞɢɟ 2018 Ɉɫɭɠɞɟɧɧɵɯ ɛɟɡ ɢɡɨɥɹɰɢɢ ɨɬ ɨɛɳ ɟɫɬɜɚ ɇɟɫɨɜɟɪɲɟɧɧɨɥɟɬɧɢɯ ɨɫɭɠɞɟɧɧɵɯ Рис. 2. Численность лиц, состоявших на учетах в филиалах УИИ УФСИН России по Оренбургской области в отчетном периоде, получивших психологическую помощь Индивидуальные консультации получили в I полугодии 2018 г. 265 осужденных (в том числе 14 несовершеннолетних), 2017 - 1125 чел. (из них 35 несовершеннолетних), 2016 - 3024 чел. (из них 60 несовершеннолетних), 2015 - 1997 чел. (из них 63 несовершенно- летних), в 2014 г. - 2009 чел. (из них 45 несовершеннолетних). Психокоррекционные мероприятия в ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской об- ласти были проведены в I полугодии 2018 г. в отношении 837 осужденных (в том чис- ле 68 несовершеннолетних), 2017 - 1662 чел. (из них 121 несовершеннолетний), 2016 - 3343 чел. (из них 185 несовершеннолетних), 2015 - 2559 чел. (из них 131 несовершен- нолетний), в 2014 г. - 1911 чел. (из них 72 несовершеннолетних). Следует отметить, что в настоящее время вопрос оказания социальной помощи осу- жденным без изоляции от общества относится к числу приоритетных для органов го- сударственной власти наряду с другими вопросами социальной поддержки населения. 4 декабря 2015 г. на расширенном заседании постоянно действующего координаци- онного совещания по обеспечению правопорядка в Оренбургской области рассматри- вался вопрос «О повышении эффективности взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Оренбургской области, территориальных органов феде- ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... 21 рального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, органов местного самоуправления и общественных организаций в сфере предупреждения повторной преступности среди осужденных без изоляции общества» [7]. Губернатором были поставлены задачи по реализации комплекса мер, направлен- ных на оказание лицам, осужденным без изоляции от общества, адресной социальной помощи, содействия в профориентации и трудоустройстве, восстановлении утрачен- ных документов. Главам городских округов и муниципальных районов Оренбургской области было поручено сформировать перечни предприятий с достаточным количе- ством рабочих мест для отбывания наказания лицами, осужденными к обязательным и исправительным работам. При постановке на учет осужденного к наказанию без изоляции от общества перво- начально проводится ознакомительная беседа, в ходе которой сотрудник филиала ФКУ УИИ проверяет документы, составляет анкету, получает сведения о месте жительства, работы, занятиях, о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, выясняет материальное положение, источники дохода, жилищные условия, состояние здоровья в целях установления факта нуждаемости осужденного в оказании социальной помощи. С целью своевременного и адресного оказания социальной помощи подконтроль- ным лицам в УИИ разработана анкета социального сопровождения, которая заполня- ется при постановке на учет осужденных без изоляции от общества и определяет вид помощи, в которой они нуждаются. Основная масса осужденных, проходящих по учетам филиалов ФКУ УИИ области, обременены множеством проблем социального характера, возникших вследствие со- циальной неграмотности. Большинство осужденных не знают о наличии специальных федеральных служб, их полномочиях, целях и задачах, о возможностях решения тех или иных проблемных вопросов. Безусловно, решить все социальные проблемы всех осужденных невозможно, но оказать посильную социальную помощь, обратиться с соот- ветствующими ходатайствами в организации, предприятия и учреждения о содействии в оказании помощи является одной из основных задач филиалов ФКУ УИИ. В филиалах по Советскому и Ленинскому районам г. Орска ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области с целью оказания социальной помощи осужденным без изо- ляции от общества и предотвращения рецидивной преступности организована работа по взаимодействию со структурами гражданского общества, заключены соглашения с ГБУЗ «Орский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболева- ниями» от 12 января 2012 г., с автономной некоммерческой культурно-просветительской организацией «Радуга» от 12 января 2012 г., Орским городским казачьим обществом от 12 октября 2012 г., ГБУ «Центр занятости населения города Орска» от 23 июля 2012 г., филиалом ГБУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» - «Орский наркологический диспансер» от 21 августа 2013 г., ГКУ Центр социальной адап- тации лиц без определенного места жительства «Феникс» от 18 декабря 2012 г., МБУК «Центральная библиотечная система г. Орска» от 13 августа 2013 г., «Комплексным центром социального обслуживания населения г. Орска» от 12 октрября 2012 г. В соответствии с данными соглашениями, а также при содействии органов системы профилактики филиалами по Советскому и Ленинскому районам г. Орска проводилась активная работа по оказанию помощи в рамках решения жилищных проблем. Так, в филиале по Советскому району г. Орска осужденной к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста П. была оказана помощь в постановке в очередь на приобретение жилья и получении жилищ- 22 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... ного сертификата. Осужденной П. было выдано направление в управление социальной защиты населения, а также в жилищный отдел администрации г. Орска. Осужденному Ш., являющемуся сиротой, было выдано направление в отдел опеки и попечительства, а также сделан запрос в Ростехинвентаризацию и БТИ. По результатам обращения в администрацию г. Орска и отдел опеки осужденный Ш. был поставлен в очередь для приобретения жилья. Осужденному к наказанию в виде обязательных работ А. было выдано направление в Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. Сотруд- никами ЦСА «Феникс» была оказана помощь в получении документов и предоставле- нии временного жилья. Сотрудниками УИИ проводится работа по оказанию содействия осужденным в по- лучении материальной помощи. Так, по ходатайству филиала по Ленинскому району г. Орска отделом социальной защиты населения при администрации г. Орска была оказана адресная помощь осужденной с отсрочкой отбывания наказания и воспитыва- ющей четверых несовершеннолетних детей Б. Помимо выделения денежной помощи в размере 5000 рублей для приобретения детям сезонной одежды, было выделено место в детский сад, дети находились на оздоровлении в загородном лагере «Лесная сказка». Кроме того, в рамках акции «Идем в школу» семье Б. оказана помощь в виде предоставления набора канцтоваров. По ходатайству филиала по Советскому району г. Орска отделом социальной защиты населения при администрации г. Орска была оказана адресная помощь осужденной Т. в виде предоставления продуктового набора. Ежегодно в летний период Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Орска совместно с Комплексным центром социального об- служивания населения (КЦСОН) в г. Орске выделяют несовершеннолетним осужденным путевки в детские оздоровительные лагеря. Осужденным без изоляции от общества, не имеющим на момент постановки на учет паспорта гражданина Российской Федерации, в обязательном порядке выдаются хо- датайства в подразделения по вопросам миграции МВД России г. Орска для оказания содействия в оформлении документов. Так, осужденному к исправительным работам Ш., являющемуся лицом без гражданства, оказана помощь в оформлении и получении па- спорта гражданина Российской Федерации. Осужденному Н., не имеющему гражданства и в связи с этим не обладающему возможностью получения паспорта и регистрации, со- трудниками филиала было подготовлено ходатайство в Комплексный центр социального обслуживания населения и в паспортно-визовый сервис МВД России. По ходатайству филиала сотрудниками паспортно-визового сервиса проведена соответствующая рабо- та по оформлению документов в отношении Н. для получения гражданства Российской Федерации. С целью оказания помощи в получении документов сотрудниками филиалов выдаются ходатайства в отдел социального страхования для получения медицинского полиса, в управление Пенсионного фонда РФ для получения СНИЛС. Сотрудники УИИ оказывают содействие осужденным в получении медицинской по- мощи. Так, осужденным, нуждающимся в получении медицинской помощи, выдаются ходатайства в медицинские учреждения г. Орска. По просьбе осужденных сотрудники филиалов выдают направления в Орский наркологический диспансер с целью прохож- дения лечения от алкоголизма и наркомании. Аналогичная работа проводится и другими филиалами ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области. Филиал по г. Новотроицку осуществляет сотрудничество с го- ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... 23 сударственными и общественными организациями, медицинскими и социальными уч- реждениями г. Новотроицка на основе соглашений и планов совместных мероприятий по оказанию социальной помощи осужденным к наказаниям без изоляции от общества. Например, 10 января 2015 г. подписано соглашение о предоставлении социальной помо- щи осужденным к наказаниям без изоляции от общества с государственным автономным учреждением социального обслуживания «Комплексный центр социального обслужи- вания населения в г. Новотроицке» (ГАУСО «КЦСОН»). В функции данной службы вхо- дит осуществление патронажа семей, находящихся в социально опасном положении, проведение обследования жилищно-бытовых условий, предоставление актов, а при необходимости, оказание материальной помощи в виде предоставления осужденным продуктов питания, одежды и др. С целью профилактики социально опасных форм поведения среди осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от об- щества, 28 февраля 2014 г. заключено соглашение о социальном партнерстве и со- трудничестве с автономной некоммерческой культурно-просветительской организа- цией «Радуга». На базе кабинета для групповой работы, согласно плану совместных мероприятий, проводятся лекции для несовершеннолетних осужденных по социально актуальным темам: «Дыши свободно», «Правда об алкоголе», «Что может сделать меч- та?», «Жизненные цели и мои мечты», «Сила слова», «Осознание своей роли в семье», «Влияние ЭМИ на организм человека» и др. В целях профилактики ВИЧ-инфекции среди осужденных, формирования культуры, ориентированной на здоровый образ жизни, с 28 февраля 2014 г. на основании заклю- ченного соглашения о социальном партнерстве осуществляется сотрудничество с фи- лиалом государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Оренбургская областная клиническая инфекционная больница», Новотроицким центром профилак- тики борьбы со СПИД. На основании заключенного 21 января 2011 г. филиалом ФКУ УИИ по г. Новотро- ицку соглашения о социальном партнерстве в целях патриотического, социально- культурного и духовного воспитания несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, осуществляется взаимодействие с Новотроицким станичным казачьим обществом. С целью развития у несовершеннолетних осужденных активной жизненной позиции, коррекции личностных ценностей совместно с представителями казачества организуются мероприятия по благоустройству города, торжественные мероприятии по формированию гражданской ответственности и долга, лекции с участием старейшины Новотроицкого станичного казачьего общества на тему «История развития казачьего общества», «Обычаи и традиции казачества». Тоцким межмуниципальным филиалом ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской об- ласти в целях решения задач, связанных с оказанием социальной помощи осужденным без изоляции от общества, с 9 июня 2012 г. заключено соглашение с муниципальным автономным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населе- ния» Тоцкого района, на основании которого осужденным оказывается материальная помощь, заключающаяся в предоставлении летней, зимней, демисезонной, детской одежды, бывшей в использовании. Отделение срочного социального обслуживания на мобильной основе КЦСОН при- нимает от населения вещи (предметы одежды, бытовую технику, мебель, игрушки, ве- лосипеды, инвалидные коляски, костыли), имеющие хорошее состояние, в целях после- дующей передачи малообеспеченным и многодетным семьям. О наличии конкретных 24 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... вещей сотрудники КЦСОН регулярно сообщают в Тоцкий межмуниципальный филиал ФКУ УИИ. Тоцкий межмуниципальный филиал ФКУ УИИ при исполнении наказаний, не связан- ных с изоляцией от общества, с 2012 г. тесно взаимодействует с общественными объ- единениями Тоцкого района. Взаимодействие с добровольной народной дружиной при муниципальном образовании Тоцкий сельсовет выражается в проведении совместных рейдовых мероприятий, в ходе которых посещают осужденных по месту жительства. Присутствие в составе указанной дружины жителей данного села, обладающих ин- формацией об осужденных, позволяет повысить эффективность рейдов, способству- ет ускорению установления места нахождения осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции. Для проведения рейдов с ДНД, согласно утвержденным графикам на месяц, орга- низации и учреждения Тоцкого района предоставляют служебный транспорт. В ходе рейдов с ДНД выявляются имеющиеся у осужденных проблемы социального характера. Серьезную работу сотрудники филиалов УИИ проводят со состоящими на учете несовершеннолетними. Применительно к данной категории осужденных учитывают- ся возрастные психологические особенности, социальный статус, отношения в семье. Сотрудники УИИ совместно с государственными и общественными организациями организуют досуг несовершеннолетних осужденных: посещение музеев, кинотеатров, ледовых катков, концертов, участие в спортивных мероприятиях. Так, 10 апреля 2018 г. несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете филиалов г. Оренбурга, посе- тили Пасхальный концерт в СКК «Оренбуржье». 7 мая 2018 г. при содействии отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и отдела по социальным вопросам администрации Северного округа г. Оренбурга был организо- ван просмотр несовершеннолетними, состоящими на учете филиала по Дзержинскому району г. Оренбурга, кинофильма «Танки» в ТРЦ «Север» г. Оренбурга. Осуществляется работа по взаимодействию с социальными педагогами, классны- ми руководителями, мастерами профессиональных училищ, школ, колледжей. Сотруд- ники филиалов участвуют в советах профилактики школ, училищ, в заседаниях КДН и ЗП, где обсуждаются поведение подростков, вопросы обучения и трудоустройства, оказания им социальной помощи, проводится работа с семьями и администрациями учебных заведений. 28 апреля 2018 г. в филиалах по Дзержинскому, Ленинскому и Центральному району г. Оренбурга ФКУ УИИ в рамках месячника по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании и табакокурения среди детей и подростков проведено профилактическое мероприятие с несовершеннолетними осужденными с участием врача-нарколога Об- ластного наркологического диспансера Оренбургской области. В 2017 г. в целях организации летней занятости несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в филиале по Ленинскому району г. Оренбурга, при содействии КДН и ЗП Южного округа г. Оренбурга двум подросткам оказана помощь в получении путевок в палаточный лагерь на базе летнего оздоровительного лагеря «Янтарь». Для своевременной информированности осужденных о возможности получения той или иной помощи на информационных стендах всех филиалов ФКУ УИИ УФСИН Рос- сии по Оренбургской области размещена информация с указанием наиболее востре- бованных номеров телефонов (телефон доверия, телефоны субъектов профилактики, телефоны реабилитационных центров по профилактике и лечению наркомании и ал- коголизма) возможности получения социальной помощи. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ... 25 Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что задачей сотрудника уголовно-исполни- тельной инспекции является не только реализация наказания, назначенного осужден- ному судом, но и профилактическая работа, составной частью которой является ока- зание ему разноплановой помощи, способствующей исправлению и социальной адап- тации. Именно поэтому, как верно указывает Н. Е. Колесникова, «в числе приоритетов социального исправительного воздействия на осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества, являются: формирование и развитие социально значимых зна- ний, умений и навыков осужденных; повышение общего уровня образования, культуры и правосознания; обучение востребованным на рынке труда специальностям, привитие (восстановление) профессиональных трудовых навыков; выработка у осужденных пси- хологической и нравственной потребности трудиться; формирование ответственности за выбор своего жизненного пути» [5, с. 57].
Список литературы

1. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. М., 2016. 80 с

2. Ольховик Н. В. Ресоциализация осужденных без изоляции от общества и деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению преступлений // Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. № 1(7). С. 68-74

3. Крючкова-Пилягина О. В., Лебедь М. А. Правовое сопровождение социальной работы с осужденными, их ресоциализации и социальной адаптации // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы Междунар. науч.-практ. межвед. конф. / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара, 2016. С. 341-344

4. Зарембинская Е. Л. Я горжусь нашими сотрудниками // Ведомости уголовно- исполнительной системы. 2014. № 5(144). C. 3-7

5. Колесникова Н. Е. Анализ социально-психологических факторов трудоустройства осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы // Психопедагогика в пра- воохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 56-59

6. Габараев А. Ш., Новиков А. В. Организация и современное состояние социальной работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете уголовно-испол- нительных инспекций // Российский следователь. 2018. № 8. С. 68-72

7. Начальник ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области приняла участие в ко- ординационном совещании по обеспечению правопорядка в Оренбургской области. URL : http://56.xn--h1akkl.xn--p1ai/news/detail.php?ELEMENT_ID=226457 (дата обращения: 20.10.2018)


Войти или Создать
* Забыли пароль?