О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО И ОСУЖДЕННОГО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Каждое преступление оказывает определенное психическое воздействие не только на потерпевших, но и на лицо, его совершившее. Это воздействие бывает различным в зависимости от степени изменения психических качеств личности, совершившей преступление, особенностей психологической структуры конкретного преступления. Нельзя подвергать психологическому анализу преступную деятельность, не исследуя и этот обязательный этап развития и изменения психологии лица, совершившего преступление. Психологический анализ преступного поведения обязательно должен завершиться выявлением закономерностей и средств ликвидации социально-психологических причин преступления, психологической структуры преступного действия, нахождением более оптимальных путей перевоспитания лиц, совершивших преступления.

Ключевые слова:
психология личности обвиняемого, психологический контакт с обвиняемым, участие в расследовании специалиста психолога, психология личности осужденного
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема личности преступника в последнее время привлекает к себе усилен- ное внимание юристов. Понятие личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущ- ность, комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в том или ином мире повлиявшими на совер- шение преступления. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяс- нения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого. Однако на практике обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого, с достаточной полнотой не устанавливаются, поэтому разработка признаков личности преступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической пси- хологии. Психологическая характеристика личности преступника учитывается при при- нятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, например, при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиня- емому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершен- ного преступления и особенностей его личности. Знание личностных качеств, обусловивших преступление, позволяет более грамот- но организовывать процесс воспитания преступника в исправительных учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении. Знание криминальной психологии личности помогает разработать меры психологи- ческого характера, направленные на предупреждение и пресечение преступлений, а также оптимально выбирать тактику и приемы правомерного воздействия на подозре- ваемого и обвиняемого. Важность изучения психологических свойств лица, совершившего преступление, определяется тем, что в любом противоправном поступке, как и вообще в поведении людей, находят свое выражение особенности их психологии. Для построения версий о личности вероятного преступника важно учитывать, что многие из них, особенно ра- нее судимые, хорошо знают значение осмотра места происшествия для установления личности и в целях сокрытия преступления прибегают к различного рода уловкам. Для этого они чаще всего использую такие приемы, как инсценирование совершения других преступлений, фальсификация доказательств, изменение обстановки события преступления. Используя данные приемы, преступник стремится направить следствие по ложному пути. Результаты осмотра места происшествия и сама обстановка места совершения пре- ступления иногда позволяют судить о психических особенностях преступника. Материальные объекты, находящиеся на месте происшествия, как правило, со- храняют признаки, по которым можно выдвинуть предположения о способах действий преступника, его свойствах, потребностях, чертах его характера, навыках и умениях. Некоторые обстоятельства при осмотре места происшествия могут указать на такие черты характера преступника, как решительность, смелость, настойчивость, жесто- кость, осторожность и др. Во всех случаях оставляет следы на месте происшествия не только преступник, но и само преступление. Изменения в сознании, поведении, в психических состояниях преступника приводят к более стойким изменениям в его личности. У человека, со- вершившего преступление, определение своего отношения к нему порождает и планы его поведения в будущем. Они связаны как с совершенным преступлением, так и со структурой личностных качеств преступника. В частности, они могут быть направле- ны на сокрытие следов преступления, на выработку такой линии поведения, которая убеждала бы окружающих в полной его непричастности к преступлению. Почти всег- да имеет место состояние тревоги, беспокойства, страха, связанного с ожиданием возможного разоблачения и наказания за совершенное преступление. После совер- шения преступления на преступника, как правило, в большей степени начинает воз- действовать фактор неопределенности своего положения. Это обусловливается, с одной стороны, сознанием виновности и боязни наказания, а с другой - недостатком информации о тех действиях, которые предпринимаются правоохранительными орга- нами для расследования преступления и изобличения виновного. Переживание пре- ступления, связанное с этим психическое напряжение нередко находит свою разрядку в активной деятельности по оказанию помощи следствию и правосудию. Психические изменения в личности преступника наступают не только в результате совершения им преступления, но и на всех стадиях деятельности правоохранительных органов по осуществлению расследования. Одной из важнейших криминалистических задач, возникающих перед следовате- лем на первых этапах уголовного дела и сохраняющихся до его окончания, является установление и поддержание психологического контакта с обвиняемым. Такой контакт необходим для превращения взаимодействия с обвиняемым в отношения сотрудни- чества, основанного на полном или частичном совпадении, согласовании целей след- ствия и целей обвиняемого. Обязательное условие контакта между следователем и обвиняемым - понятность происходящего обвиняемому. Все, что следователь хочет довести до сознания обвиняемого, должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Сильным психологическим состоянием, формирующим мотивы поведения обвиня- емого, является страх лишения свободы, привычного образа жизни, оказаться среди преступников. Такое чувство особенно присуще лицам, впервые совершившим престу- пление и привлеченным к уголовной ответственности. В подобной ситуации обвиняемый полагает, что избежать задержания, ареста, приговора, связанного с лишением свободы, можно, только отрицая свою вину, давая ложные показания, у него возникает соответ- ствующее психологическое состояние. Требуется убедить обвиняемого, что доказыва- ние вины мало зависит от его признания, разъяснить обвиняемому, что чистосердечное раскаяние, а также активное способствование раскрытию преступления является для суда обстоятельством, смягчающим ответственность. Угроза разоблачения, высокая значимость ошибки приводят, как правило, к развитию состояния нервно-психического напряжения у обвиняемого в совершении преступле- ния. Это состояние может проявляться в так называемых уликах поведения - поступках, свидетельствующих об осознавании вины, страхе ответственности, виновной осведом- ленности (знание тех обстоятельств, фактов и подробностей преступления, которые мо- гут быть известны лишь причастному лицу). При оценке подобной информированности необходимо помнить, что эти сведения могут быть получены обвиняемым и позднее, в ходе расследования, следственных действий, очных ставок. Включение человека в сферу процессуальной деятельности в качестве обвиняемого затрагивает практически все сферы его жизнедеятельности. Объективные изменения в положении личности (снижение социального статуса обвиняемого, применение к нему мер принуждения, в особенности заключение под стражу, приводящее к резким огра- ничениям и ухудшению условий физического и социального существования) находят свое отражение в субъективных переживаниях. Следователь должен постоянно учитывать психологическое состояние и пере- живание обвиняемого. Для обвиняемых характерны такие переживания, как: боязнь изобличения и наказания; душевное потрясение, страх, стыд, что о случевшимся узнают родные, близкие, знакомые, боязнь утраты достигнутого социального, слу- жебного, материального положения; страх перед лишением свободы, привычного образа жизни; подавленность от разлуки с близкими людьми; тревожность в связи с неопределенностью перспективы, невозможностью точно предвидеть будущее, раскаяние и т. д. Многие переживания и психические состояния обвиняемого могут быть использо- ваны следователем для укрепления тех мотивов, которые побуждают обвиняемого к правдивым показаниям, учитывая его интеллектуальные и эмоционально-волевые ка- чества. Знание психологии обвиняемого необходимо для правильного распознания его внутренней позиции, понимания, чем она обусловлена, какими средствами ее можно изменить. Отношение обвиняемого к совершенному преступлению, предъявленному обвинению, возможному наказанию зависит от мотивов, которыми обвиняемый руко- водствуется в период расследования уголовного дела. Изучению и анализу должны подвергаться не только мотивы, обусловленные ситуацией расследования (желание избежать ответственности, смягчить предстоящее наказание; стремление быстрее освободиться от внутреннего напряжения и т. п.), но и сформировавшаяся в течение жизни обвиняемого направленность личности, нравственно-этические представления, сохраняющие и в условиях расследования свою мотивирующую роль. Знание психологических особенностей обвиняемого успешно может быть использо- вано и при проведении других следственных действий, таких как обыск, следственный эксперимент, очная ставка и др. Следует отметить, что в рамках уголовного процесса изучаются не все психологи- ческие особенности обвиняемого, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае эти све- дения должны конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовно- го дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог объяснить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера. Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способно- стей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, вос- приятия, памяти и других познавательных процессов). Практика показывает, что в преступлениях, совершаемых группой, обвиняемый по-разному относится к соучастникам. Если кому-то он многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению этого человека, надеясь на его помощь и под- держку. Часто система психологических отношений в преступной группе построена на под- чинении силе, страхе и других побуждениях, поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой ос- нове отношения распадаются. У обвиняемого крепнет неприязнь к лицам, втянувшим его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответ- ственности. Следователь вправе использовать подобное психологическое состояние обвиняемого, раскрыть перед ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показать, на чем построено ложное чувство товарищества среди преступников, использовать эти знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов до- проса. Однако следует помнить о необходимости осторожного их выбора с учетом психологических взаимоотношений участников преступной группы, поскольку недопустимы приемы, основанные на использовании, разжигании низменных чувств и побуждений. Невозможно перечислить все доступные следователю и допустимые приемы воз- действия на обвиняемого. Важно отметить только, что следователь не должен при- бегать к запугиванию, унижению человеческого достоинства, необоснованным обе- щаниям и т. п. Для оказания помощи следователю в изучении психологии обвиняемого к участию в расследовании может быть привлечен специалист-психолог (ст. 58, 168 УПК РФ). Напри- мер, специалист-психолог в процессе подготовки проведения следственного действия обсуждает со следователем. изучение каких психологических особенностей обвиняе- мого имеет значение, учитывая содержание уголовного дела и ситуацию расследова- ния; какими способами при проведении следственного действия они могут быть вы- явлены; какие вопросы и в какой форме целесообразно поставить перед участниками следственного действия. В ходе самого следственного действия специалист может рекомендовать следовате- лю внести корректировки в ранее намеченный план, обратить внимание на обстоятель- ства, имеющие значение для изучения психологии обвиняемого, вести наблюдение за поведением участников следственного действия. В дальнейшем специалист-психолог может сообщить следователю о результатах своих наблюдений, высказать мнение о том, как следует с психологической точки зрения интерпретировать факты. Данные о психологических особенностях обвиняемого необходимы для решения следующих уголовно-процессуальных задач: избрание меры пресечения, выбор такти- ки проведения следственных действий, оценка и проверка полученных доказательств, определения момента допуска к участию в деле защитника, определение целесообраз- ности проведения судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы, оказание воспитательного воздействия, избрание меры наказания, определение причин преступления и внесение предложений по их предупреждению. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной ча- стью расследования преступления, и в каждом случае диапазон этих сведений дол- жен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголов- но-процессуальных, криминологических и исправительных проблем по конкретному уголовному делу. Изучение личности на предварительном следствии должно быть подчинено решению вопросов, возникающих в процессе расследования конкретного преступления, то есть личность обвиняемого должна изучаться в целях раскрытия преступления, установле- ния личности обвиняемого, избрания меры пресечения, выбора тактики проведения следственных действий, в том числе тактики допроса обвиняемого, оценки и проверки полученных доказательств, оказания воспитательного воздействия, избрания меры на- казания, установления причин и условий, способствующих совершению преступления. Рассмотрим некоторые аспекты психологии осужденных, находящихся в местах лишения свободы. В целях исправления осужденных и проведения с ними индивиду- альной работы необходимо глубокое и всестороннее изучение их личности, выявление отрицательных сторон и черт личности осужденного, требующих исправления, а также тех позитивных качеств, которые могут способствовать индивидуальной профилакти- ческой работе. При анализе индивидуальных характеристик личности следует обратить внимание на психологические процессы и состояния. Убийцы, как правило, характеризуются им- пульсивностью, тревожностью и высокой эмоциональной возбудимостью. Часто это люди, имеющие разного рода психические отклонения, алкогольную либо наркотиче- скую зависимость. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, и эта оценка легко меняется под влиянием аффекта. При проведении индивидуальной работы с осужденными важно вовремя заметить их положительные склонности, сделать упор именно на них, с тем чтобы они позволили осужденному вернуться в дальнейшем к нормальной жизни в обществе. Осужденный, отбывающий наказание в местах лишения свободы, особенно впервые в своей жизни, сталкивается со множеством трудностей. Они касаются всех сфер его жизни во время пребывания в исправительном учреждении, начиная с межличностных отношений, его личного восприятия, установленного режима и завершая воздействи- ем уголовно-исполнительных мер на осужденного в целом. Особенно это относится к осужденным, приговоренным за совершение тяжких преступлений к длительным сро- кам наказания. Изучая осужденного на протяжении длительного времени, администрация исправи- тельного учреждения видит, какие изменения происходят в нем под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств исправительно-трудового воздействия оказываются наиболее эффективными. Постоянно наблюдая за осужденным, за его по- ведением и отношением к труду, можно получить представление о всех сторонах жизни и деятельности отбывающего наказание. Специфика личности осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свобо- ды, выражается как в чертах и качествах, определяющих его поведение до помещения в колонию, так и в чертах и качествах, которые предопределяют специфический харак- тер восприятия им окружающих социальных условий во время отбывания наказания. Попадая в колонию, осужденный имеет дело не только с администрацией, но и с дру- гими осужденными, ему приходится адаптироваться к новым условиям жизни, самосто- ятельно строить свои взаимоотношения с новым окружением. Анализ статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний пока- зывает, что в исправительных учреждениях находятся преступники, отличающиеся повышенной криминогенностью: почти каждый четвертый осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбойное нападение, грабеж, изнасилование; из числа отбывающих наказание более 30 тыс. осужденных подвергнуты принудительному лечению от наркомании и алкоголизма; свыше 100 тыс. человек больны туберкулезом; около 60 % осужденных судимы не- однократно, а 45 тыс. из них были признаны особо опасными рецидивистами. Личность осужденного в такой социальной среде, как колония, подвержена измене- нию. Это зависит не только от возрастных, образовательных, профессиональных и иных особенностей личности осужденного, но и от занимаемого им статуса в пенитенциарном сообществе. В связи с этим важно своевременно выявить факторы и тенденции, вли- яющие на его поведение, что позволит более эффективно оказывать исправительное воздействие и вести индивидуальную профилактическую работу. Вопрос о личности преступника имеет большое значение как для криминологов, так и для психологов. Дальнейшая разработка этой проблемы играет соответствующую роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, при реше- нии правовых, розыскных и профилактических задач.
Список литературы

1. Черкасова Е. А., Купряшин Е. А. Изучение следователем личности обвиняемого // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 47-49

2. Шевченко В. М. Психолого-педагогические аспекты установления контакта с подозреваемым (обвиняемым) при проведении допроса // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2017. № 1(99). С. 64-68

3. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник. Ростов н/Д, 2007. 681 с

4. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., 1998. 320 с


Войти или Создать
* Забыли пароль?