К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ TELEGRAM-КАНАЛОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается возможность использования Telegram-каналов как инструмента профилактики совершения правонарушений. Особое внимание уделяется двум аспектам: сущности Telegram-каналов как новой формы средств массовой информации, а также правовому статусу мессенджера Telegram. Он, с одной стороны, подлежит блокировке на территории Российской Федерации на основании судебного решения, а с другой - фактически продолжает использоваться значительным количеством абонентов мобильных сетей. На основании различных статистических данных можно сделать вывод о том, что различного рода информационные каналы в Telegram являются одним из самых популярных источников новостей для абонентов. На основании этого в статье рассматривается вопрос о возможности и степени эффективности распространения в данном мессенджере информации, направленной на правовое просвещение населения и профилактику правонарушений, в том числе органами власти.

Ключевые слова:
правовое просвещение, профилактика правонарушений, средства массовой информации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статус одного из популярных мобильных мессенджеров - Telegram остается неопределенным. С правовой точки зрения данный мессенджер заблокирован на территории России. Основанием для этого стало вступление в силу Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Новые поправки обязали операторов связи хранить сведения о звонках и сообщениях абонентов, чтобы при необходимости предоставлять их Федеральной службе безопасности. Касается это и мобильных мессенджеров, к коим относится Telegram. Подразумевалось, что эти меры помогут предотвращать и расследовать преступления, в первую очередь связанные с подготовкой и осуществлением террористической деятельности. Однако на практике далеко не все операторы связи оказались готовы к новым требованиям законодательства. Представители Telegram заявили, что передача данных о переписках невозможна по техническим причинам из-за особенностей шифрования такой информации [1]. Данное заявление послужило поводом для судебных разбирательств, в результате которых было вынесено судебное решение, предусматривающее блокировку Telegram на всей территории России [2]. На основании этого судебного решения Роскомнадзор начал осуществлять блокировку мессенджера, но техническая реализация этого оказалась крайне сложной. Фактически, несмотря на запрет, Telegram и сегодня доступен для скачивания и использования всем абонентам на территории Российской Федерации. Более того, он продолжает оставаться одним из самых популярных средств мобильного общения в Российской Федерации. Так, по данным агентства Mediascope, в 2019 г. средняя ежедневная аудитория Telegram в России составляет около 4,4 млн чел. [3]. Это третий показатель среди всех мессенджеров. Кроме того, значимость Telegram-каналов как источника новостей также остается довольно высокой. Агентство социальных исследований Brand Analytics ставит их на первое место рейтинга цитируемости среди всех медиаплатформ. Согласно их данным, на долю Telegram приходится более 56 % цитирований новостей в Рунете [4]. Можно говорить о том, что этот мессенджер уже стал неотъемлемым инструментом массовой коммуникации, для которой характерно наличие источника информации, посредника и получателя [5, с. 15]. Интерес вызывает такая форма коммуникации в Telegram, как каналы. Именно этот функционал характеризуется следующими возможностями: - позволяет делиться информацией с неограниченным кругом лиц; - отсутствует обратная связь, то есть абоненты каналов не могут вступать в переписку непосредственно в ленте канала и публиковать свои сообщения; - позволяет оставаться их создателям и абонентам анонимными. Информация об этом доступна только администраторам канала. Данные характеристики Telegram-каналов, по нашему мнению, являются отправными для оценки возможности использования мессенджера как инструмента профилактики правонарушений и эффективности такого использования. Различные информационные каналы, которые функционируют в данном мессенджере, обладают признаками средств массовой информации и, на наш взгляд, могут считаться таковыми. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» нет прямого указания на информационные каналы мобильных мессенджеров. В то же время определение понятия «средство массовой информации» оставляет возможность для придания таким каналам статуса СМИ. Так, ст. 2 Закона гласит, что «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)». По смыслу указанной статьи ключевой категорией является «массовая информация». В этой же статье содержится и определение массовой информации, под которой понимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Функционал мессенджера Telegram как раз позволяет: - во-первых, создавать информационные каналы с открытым для неограниченного круга абонентов доступом; - во-вторых, распространять информацию во всех формах, перечисленных в вышеуказанном Законе. Кроме того, к отличительным особенностям средств массовой информации в научной литературе относят: - публичный характер; СМИ издаются и распространяются среди неограниченного круга лиц и обладают надперсональным свойством; - наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации; - непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; - однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; - непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье [6, с. 33]. Таким образом, Telegram-каналы на сегодняшний день фактически выполняют функции средств массовой информации и стали неотъемлемым элементом системы массовой коммуникации. В силу этого эффективность их использования как инструмента профилактики правонарушений напрямую связана с эффективностью профилактики в средствах массовой информации в целом. Многие исследователи сходятся во мнении, что современные средства массовой информации являются не только посредником в передаче и распространении информации, но и «главным источником формирования представлений человека об окружающих его реалиях и обладают возможностью влиять на обширную аудиторию» [7, с. 79]. Неотъемлемый элемент профилактики правонарушений - их информационная составляющая, то есть формирование правовых знаний, повышение правосознания и правовой культуры у населения. Указанные выше данные о популярности Telegram среди рядовых пользователей позволяют выразить уверенность в том, что распространение в нем информации, направленной на правовое просвещение и профилактику правонарушений, будет эффективным. Однако в российских правовых реалиях складывается двоякая ситуация. Возникает вопрос о возможности использования Telegram-каналов как инструмента профилактики правонарушений. Подобная деятельность невозможна без участия правоохранительных органов, в частности полиции, к основным целям деятельности которой федеральное законодательство относит профилактику преступлений и административных правонарушений (ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). В то же время Telegram остается запрещенным для использования на территории России, а значит, органы государственной власти не могут вести здесь свою информационную деятельность. Вместе с тем данная платформа весьма популярна среди абонентов сотовых сетей не только как способ коммуникации, но и как источник получения информации. Может она стать и источником получения правовой информации, причем распространяемой в самых разных формах, как в текстовой, так и в графической, аудиовизуальной и т. д. Таким образом, судебное решение о блокировке Telegram на сегодняшний день не может быть реализовано по техническим причинам. Данный мессенджер продолжает использоваться значительным количеством абонентов на территории России. В силу этого объективно возникает вопрос об использовании сложившейся ситуации в положительном русле, в частности, для распространения правовой информации, направленной на повышение правовой грамотности населения и профилактику правонарушений.
Список литературы

1. Telegram назвал технически невозможной передачу ФСБ ключей шифрования. URL : https://www.rbc.ru/technology_and_media/02/04/2018/5ac1f2f89a79471b98083b34 (дата обращения: 04.10.2019)

2. Верховный суд отклонил жалобу Telegram по делу о блокировке. URL : https:// www.kommersant.ru/doc/3872889 (дата обращения: 04.10.2019)

3. Кризисный мессенджер. URL : https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/04/2019/ 5caf56bb9a7947f245247621?from=center (дата обращения: 04.10.2019)

4. Топ-платформы и 100 виральных русскоязычных медиаресурсов. URL : https:// br-analytics.ru/blog/top-100-august-2019/ (дата обращения: 04.10.2019)

5. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М. : Аспект-пресс, 2010. 352 с

6. Зимин А. Е. Взаимодействие власти и средств массовой информации в современной России : дис. … канд. полит. наук. Ставрополь, 2005. 193 с

7. Горохова В. В., Горохова И. В. Роль средств массовой информации в профилактике проявлений религиозного экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 78-80

8. Telegram called it technically impossible to transfer encryption keys to the FSB n.d., viewed 4 October 2019, https://www.rbc.ru/technology _and_media/02/04/2018/5ac1f- 2f89a79471b98083b34

9. The Supreme court dismissed the appeal of the Telegram in the case of its blocking n.d., viewed 4 October 2019, https://www.kommersant.ru/doc/3872889

10. Crisis messenger n.d., viewed 4 October 2019, https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/04/2019/5caf56bb9a7947f245247621?from=center

11. Top platforms and 100 virtual Russian-language media resources n.d., viewed 4 October 2019, https://br-analytics.ru/blog/top-100-august-2019/

12. Tertychnyy, A. A. 2010, Analytical journalism, Aspektpress Publ., Moscow

13. Zimin, A. E. 2005, Interaction of authorities and mass media in modern Russia: PhD thesis (Political sciences), Stavropol

14. Gorokhova, V. V. & Gorokhova, I. V. 2016, ‘The role of mass media in the prevention of manifestations of religious extremism’, Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 7, pp. 78-80


Войти или Создать
* Забыли пароль?