Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или занимать- ся определенной деятельностью в Азербайджане применяется довольно давно. Так, в уголовные кодексы республики от 1922, 1927, 1960 гг. было включено это наказание, которое могло применяться как в качестве основного, так и дополнительного. Следует отметить, что этот вид наказания, особенно в первые годы после восстановления неза- висимости, применялся редко. Так, в 90-е годы прошлого столетия лишение права зани- мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назнача- лось не более чем 0,2 % к лицам, осужденным судами Азербайджанской Республики [1]. Необходимо подчеркнуть, что международные акты, наряду с другими альтернатива- ми лишению свободы, одобряют лишение прав осужденных в различных областях. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), от 14 декабря 1990 г. в ст. 8.2 содержат меры пока- зания в виде «поражения в гражданских правах». В действующем УК Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г., несмотря на включение в него наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, произошли некоторые изменения - было исклю- чено наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, которое стало применяться в качестве самостоятельного дополнительного наказания [2]. Общеизвест- но, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является смешанным видом наказания, состоит в запрещении занимать конкретные должности как в государственных органах, так и в органах местного само- управления либо заниматься конкретной профессиональной или иной деятельностью. Этот вид наказания в Азербайджанской Республике назначается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного, а на срок от одного года до трех лет - в качестве дополнительного. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель- ностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК Азербайджанской Республики, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В слу- чае назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к штра- фу, общественным работам, исправительным работам, ограничению по военной службе, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении этого вида наказания в качестве дополнительного к содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных видов наказаний, а также сверх этого на срок, установленный в приговоре для этого вида наказания. В первоначальной редакции Особенной части УК Азербайджанской Республики от 1999 г. было всего 66 статей, по которым суд мог назначить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно- стью. Из них в 10 случаях оно могло назначаться в качестве основного, а в 56 - в каче- стве дополнительного наказания. В 28 случаях это наказание было предусмотрено в качестве обязательного, а в 38 - в качестве факультативного [3]. В дальнейшем в связи с произошедшими изменениями в УК Азербайджанской Республики санкции, предусма- тривающие наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, стали увеличиваться в основном в качестве дополнительного наказания. Так, на 1 января 2009 г. наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью были включены в 86 статей, из них в 10 случаях оно могло назначаться в качестве основного, в 28 - в качестве обязательного, а в 58 - в качестве факультативного. На 1 января 2020 г. указанное наказание содержалось уже в 156 составах 93 статей. Из них в 15 статьях это наказание было предусмотрено в качестве основного наказания, в 48 случаях - в каче- стве обязательного, а в 108 случаях - в качестве факультативного. Анализ судебной практики в Азербайджанской Республике показал, что лишение пра- ва занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в основном назначается в качестве дополнительного наказания. Так, в 2017 г. этот вид наказания был назначен в отношении 303 осужденных, из них 298 - в качестве допол- нительного. В 2018 г. этот вид наказания был назначен в отношении 244 осужденных, из них в 232 случаях - в качестве дополнительного. В 2019 г. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судами страны было назначено 356 осужденным, из них 353 - в качестве дополнительного наказания. Необходимо отметить, что в связи с внесением изменений в УК Азербайджанской Республики и установлением уголовной ответственности в отношении юридических лиц Законом от 7 марта 2012 г. лишение права заниматься определенной деятель- ностью может применяться и в качестве уголовно-правовой меры. В соответствии со ст. 99-7 УК Азербайджанской Республики лишение юридического лица права заниматься определенной деятельностью заключается в аннулировании специальной лицензии или специального разрешения на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности, запрете на заключение определенных сделок, выпуск акций или других ценных бумаг, получение государственных субсидий или иных льгот либо занятие другой деятельностью. Лишение юридического лица права заниматься определенной деятель- ностью назначается с учетом обстоятельств, если сохранение за юридическим лицом права заниматься определенной деятельностью считается нецелесообразным. Лише- ние права заниматься определенной деятельностью юридического лица применяется: за преступления, не представляющие большой общественной опасности, - на срок от одного до двух лет; менее тяжкие преступления - на срок от двух до трех лет; тяжкие преступления - на срок от трех до четырех лет; особо тяжкие преступления - на срок от четырех до пяти лет. В соответствии со ст. 99-4.6 УК Азербайджанской Республики на 1 января 2020 г. лише- ние права заниматься определенной деятельностью в качестве уголовно-правовой меры может применяться к юридическим лицам за преступления, предусмотренные в 60 статьях Кодекса, устанавливающих ответственность за преступления против свободы и достоин- ства личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, несовершеннолет- них и семейных отношений, в сфере экономической деятельности, общественной опасно- сти, общественной нравственности, экологических преступлений, в сфере компьютерной информации, основ конституционного строя и безопасности государства, против правосу- дия и порядка управления. Необходимо отметить, что применение судами к юридическим лицам уголовно-правовых мер, в том числе лишение права заниматься определенной де- ятельностью, стало возможным позже, с 19 октября 2018 г., после вступления в силу изме- нений, внесенных в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, определяющий особенности их применения и исполнения. В соответствии со ст. 15.3 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Ре- спублики наказания в виде лишения права занимать определенные должности или за- ниматься определенной деятельностью исполняют сотрудники Службы пробации по месту жительства осужденного или администрация учреждения по месту отбывания наказания, то есть исправительные учреждения. Согласно ст. 189 указанного Кодекса уголовно-правовая мера в виде лишения юридического лица права заниматься опре- деленной деятельностью также исполняется сотрудником Службы пробации по месту нахождения юридического лица. Непосредственное исполнение требований приговора о лишении лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишении юридического лица права заниматься определенной деятельностью в виде уголовно-правовой меры осуществляют работодатели по месту работы осужденного и соответствующий орган исполнительной власти, выдавший ли- цензию (разрешение) или ведущий записи в государственный реестр юридических лиц в сроки, указанные в Кодексе по исполнению наказаний. В случаях назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок администрация учреждения по отбыванию наказания по окончании срока основного наказания либо при условно-досрочном освобождении или по освобождении осужденного от наказания по амнистии или помиловании, а также при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания направляет копию приговора в Службу пробации по месту жи- тельства осужденного для исполнения наказания. Согласно Кодексу по исполнению наказаний учреждения или органы, исполняющие наказания в отношении осужденных, также приговоренных к дополнительному наказа- нию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься опреде- ленной деятельностью, не могут привлекать этих лиц к работам, выполнение которых им запрещено приговором. В соответствии с Кодексом по исполнению наказаний сотрудник Службы пробации контролирует соблюдение осужденным требований приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, про- веряет исполнение работодателем требований, предусмотренных в законе. При поступлении лица, осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на работу, выполнение которой ему запрещено, либо при занятии деятельностью, запрещенной ему приговором, сотрудник Службы пробации, уведомляя об этом работодателя, пред- лагает ему в трехдневный срок предпринять меры по прекращению деятельности осу- жденного, запрещенной ему приговором, и предупреждает его об ответственности за неисполнение приговора. При злостном уклонении от отбывания наказания лиц, осужденных к лишению пра- ва занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при злостном неисполнении ими наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должност- ным лицом они несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики. В соответствии со ст. 189 Кодекса по исполнению наказаний копия вступившего в за- конную силу решения суда о применении уголовно-правовой меры в виде лишения юри- дического лица права заниматься определенной деятельностью направляется для испол- нения в Службу пробации по месту нахождения юридического лица. Если юридическое лицо осуществляет определенный вид деятельности на основании лицензии или разре- шения, сотрудник Службы пробации направляет копию решения суда в течение трех дней в орган, выдавший лицензию или соответствующее разрешение. Данный орган в течение трех дней с момента получения копии решения суда должен аннулировать лицензию или разрешение, о чем сообщает сотруднику Службы пробации. Если юридическое лицо осу- ществляет определенный вид деятельности не на основании лицензии или разрешения, сотрудник Службы пробации направляет копию решения суда в соответствующий орган исполнительной власти для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о лишении права заниматься определенным видом деятельности. Соответствующий ор- ган исполнительной власти в течение десяти дней вносит изменения в государственной регистрации и в течение двух дней об этом информирует сотрудника Службы пробации. Необходимо отметить, что количество осужденных, отбывающих наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной де- ятельностью, за последние годы имеет тенденцию к росту. Так, если на 1 января 2018 г. на учете Службы пробации Азербайджанской Республики состоял 141 осужденный, в отношении которых исполнялось наказание в виде лишения права занимать опреде- ленные должности или заниматься определенной деятельностью, из них в отношении 23 осужденных в качестве основного, а в отношении 118 - дополнительного. На 1 янва- ря 2019 г. количество этих осужденных выросло на 78 % и уже составило 251 человек. Из них 57 осужденных отбывали наказание в качестве основного, а 194 - в качестве дополнительного. Приговорами судов 226 осужденным было запрещено заниматься определенной деятельностью, а 25 - занимать определенные должности. На 1 января 2020 г. на учете Службы пробации состояли 302 человека. Из них 13 осу- жденных отбывали наказание в качестве основного, а 289 - в качестве дополнитель- ного. Судами 272 осужденным было запрещено занимать определенные должности, а 30 - заниматься определенной деятельностью. Несмотря на имеющийся механизм регулирования, нормы, определяющие порядок назначения и исполнения лишения права занимать определенные должности или за- ниматься определенной деятельностью, указанные в УК и в Кодексе по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, требуют своего совершенствования. Во-первых, несмотря на то что в ст. 46.3 УК Азербайджанской Республики установлено, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или занимать- ся определенной деятельностью может назначаться и к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части, среди органов, исполняющих этот вид наказания, ука- занных в ст. 15.3, не указан командир воинской части. Хотя в ст. 28.4 Кодекса по исполне- нию наказаний есть норма, предусматривающая направление приговора при вступлении осужденного в военную службу к месту прохождения этой службы. Исходя из изложенного необходимо внести изменения в ст. 15.3 Кодекса по исполнению наказаний, в частности, в список органов, исполняющих наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, следует внести командира во- инской части, а также дополнить ст. 28.1 этого Кодекса нормой, обязующей суд направлять копию приговора при назначении этого наказания в качестве дополнительного наказания к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Как было выше указано, осужденный или должностное лицо, злостно не исполняющее требование приговора в виде лишения права занимать определенные должности или зани- маться определенной деятельностью, несет ответственность, установленную законодатель- ством Азербайджанской Республики. Однако данная норма включена не в Уголовный кодекс, а в ст. 33 Кодекса по исполнению наказаний. В связи с этим предлагаем добавить соответ- ствующую норму и в ст. 46 УК Азербайджанской Республики. Одновременно необходимо установить ответственность и юридического лица, которая, несмотря на аннулирование ее лицензии или разрешения, а также после внесения в отношении ее записи в государственный реестр, злостно не исполняет требование приговора о лишении права заниматься опреде- ленной деятельностью. Предлагаем ст. 99-7 УК и ст. 189 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики дополнить соответствующими нормами об ответственности. Считаем также необходимым дополнить ст. 46 УК Азербайджанской Республики новой нормой о том, что при осуждении лица за злостное неисполнение требований приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, кроме основного наказания, к осужденному применяется наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания. Это позволит ис- ключить возможность избежать осужденным, лишенным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, этих ограничений. Для обеспечения эффективного исполнения уголовно-правовой меры в виде лише- ния права заниматься определенной деятельностью в отношении юридического лица считаем необходимым установить ответственность на случай невыполнения им решения суда. В связи с этим предлагаем ст. 99-7 УК Азербайджанской Республики дополнить положением о том, что при неисполнении решения суда о лишении права заниматься определенной деятельностью в качестве уголовно-правовой меры юридическое лицо привлекается к ответственности, сначала к административной, а потом, при злостном неисполнении решения суда, к уголовной ответственности. В обоих случаях считаем целесообразным назначение штрафа в качестве как административного взыскания, так и наказания в виде уголовно-правовой меры. На нащ взгляд, необходимо также предусмотреть в УК Азербайджанской Республики возможность замены наказания в виде лишения права занимать определенные должно- сти или заниматься определенной деятельностью более строгим наказанием - испра- вительными работами или ограничением свободы, а также обязательным назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или лишения права заниматься определенной деятельностью на тот же срок, от отбы- тия которого осужденный злостно уклоняется. В Кодексе по исполнению наказаний также необходимо дать законодательное понятие злостного неисполнения требований приговора о лишении права занимать определен- ные должности или заниматься определенной деятельностью как со стороны осужден- ного и работодателя, так и со стороны юридического лица. Одновременно предлагаем установить обязанности осужденного, отбывающего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также юридического лица, в отношении которого применена уголовно-правовая мера в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, дополнить обязанности работодателя, а также руководителя органа и соответствующего органа исполнительной власти, связанные с исполнением этого наказания. Для реализации вышеизложенных рекомендаций необходимо внести соответствующие изменения в ст. 46 УК Азербайд- жанской Республики, ст. 34, 35, 37-39, 189 Кодекса по исполнению наказаний Азербайд- жанской Республики, а также дополнить гл. V и XXIII этого Кодекса новыми нормами, регулирующими исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В связи с внесением изменений в ст. 49 Трудового кодекса Азербайджанской Респу- блики об обязательном направлении работодателем уведомления о заключении, изменении или прекращении трудовых договоров в специальную электронно-информаци- онную систему предлагаем возложить обязанность на сотрудника Службы пробации в виде направления информации в Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики об этом осужденном и сроке его наказания для включе- ния данных в указанную систему. Эта даст возможность работодателю при заключении трудового договора получить информацию о лице, которое обращается по поводу трудо- устройства на работу, связанную с соответствующими должностями или деятельностью, занятие которой ему запрещено. В заключение следует отметить, что некоторые из вышеизложенных нами пред- ложений, за исключением связанных с исполнением уголовно-правовой меры в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, примененного в отноше- нии юридического лица, нашли свое отражение в той или иной форме в работах таких ученых, как В. А. Уткин, Б. Н. Воскресов, Е. С. Крылова, В. М. Степашин, М. Т. Валеев, К. Н. Карпов и др. [4, 5, 6, 7, 8, 9].